Бизнес крупный

Найдено 1 определение
Бизнес крупный
По оценкам Всемирного банка, Россия является одной из стран с наиболее высоким уровнем концентрации капитала. Несколько десятков крупных финансово-промышленных групп контролируют значительную часть производства валового внутреннего продукта и собственности. Естественно, что во многом это наследие советской эпохи, ибо большинство сегодняшних крупных сырьевых холдингов формировались на базе гигантов добывающей промышленности СССР (наиболее яркий пример — корпорация «Лукойл»). С другой стороны, это неизбежный результат процессов приватизации начала 1990-х годов, когда довольно значительные куски собственности уходили на залоговых аукционах по достаточно низкой стоимости.
Активное подключение к рыночным механизмам государственных чиновников различного уровня привело, по мнению специалистов, к формированию системы бюрократического капитализма в России и появлению феномена «олигархов».
В условиях нестабильной экономической системы, постоянно меняющихся «правил игры» в политике и налоговой сфере, непредсказуемости кадровых перестановок 1990-х годов крупный бизнес просто не мог не прийти во власть для лоббирования своих интересов. Политика «равноудаленности» олигархов, проводившаяся нынешним президентом страны, дала свои результаты — бизнес покорно занял подчиненное место по отношению к государству, тем более, что перед глазами у руководителей корпораций и бизнесменов рангом поменьше появился пример ЮКОСа.
Однако примирение власти и бизнеса отнюдь не означает примирение общества и бизнеса. Больше половины россиян по-прежнему хотели бы пересмотра результатов приватизации.
Многие выступают за усиление государственного контроля над сырьевыми (прежде всего нефтегазовой) и стратегическими отраслями (энергетика), не возражая при этом против некоторой либерализации в сфере инфраструктуры (транспорт, связь) и, безусловно, в сфере услуг (в частности, в торговле). Дело ЮКОСа многие россияне восприняли лишь как первый шаг, направленный на установление социальной справедливости — обеспечение равенства всех перед законом и сокращения почти неприличного (до 15 раз) разрыва между богатыми и бедными в России. Таким образом, эта социальная дилемма еще не решена — на повестке дня по-прежнему стоит вопрос о том, как гарантировать уважение россиян к бизнесу и отход от прежних стереотипов о «прихватизации». «Купить» общественное мнение через программы социальной ответственности пока не получается. 60% полагают, что весь или значительная часть бизнеса в нашей стране являются антипатриотичными и паразитическими, и только 7% отмечают в той или иной мере социальную ответственность деловых людей.
Впрочем, россияне не склонны драматизировать ситуацию.
Около 60% оценивают роль крупного бизнеса в жизни страны как позитивную (в том числе 40% говорят о значительном положительном влиянии). Противоположной точки зрения придерживаются 18%. Эти показатели чуть ниже, чем у малого бизнеса (68% и 4%), который вызывает большие симпатии у населения, возможно, видящего в нем залог развития экономики. 41% опрошенных справедливо полагают, что крупный бизнес монополизирует целые отрасли, лишает возможности развиваться малые предприятия, ограничивает конкуренцию и тем самым снижает общую конкурентоспособность российской экономики в глобальном масштабе. Это вполне коррелирует и с восприятием самих представителей малого бизнеса. В рамках исследования, проводившегося ВЦИОМ совместно с ассоциацией ОПОРА, была выявлена аналогичная взаимосвязь — в регионах, где сильные позиции занимал крупный бизнес, он являлся фактическим душителем малого и среднего звена. Лишь треть россиян (32%) склонны считать, что крупные компании являются основой экономики и, конкурируя на равных с транснациональными корпорациями, усиливают позиции страны в мире.
Респонденты вполне объективны в оценке честности бизнеса — лишь 22% полагают, что сегодня можно вести честный и выгодный бизнес. Почти две трети (62%), напротив, думают, что в нынешних условиях любая честность неизбежно приведет к тому, что бизнес «прогорит». Какие же рецепты дают россияне государству для того, чтобы изменить эти условия существования бизнеса? Прежде всего необходимо стимулировать конкуренцию. 53% населения предлагают власти поддерживать малый и средний бизнес, ибо этот сектор лишен капиталов и политического влияния (в отличие от олигархов), а потому более уязвим для внешней конкуренции. Только 23% говорят о том, что надо развивать крупные компании как становой хребет экономики и локомотив для продвижения России на международной арене.
Кроме того, государство должно в большей степени контролировать бизнес, хотя по этому вопросу мнения россиян разделились практически пополам. Речь идет о создании прозрачных механизмов контроля и создании условий для того, чтобы крупные компании работали на интересы своей страны. 64% опрошенных намерены даже национализировать крупные предприятия, имеющие стратегическое значение для России. Только 19% видят другую альтернативу — мол, собственник должен быть эффективным, независимо от того, государство это или частный капитал.
Наконец, бизнес должен больше подключаться к социальным программам, не ограничиваясь благотворительностью или своевременной уплатой налогов, хотя и это является важным компонентом социальной ответственности. 61% полагают, что деловому сообществу следовало бы участвовать в решении проблем занятости, здоровья населения, благоустройства территорий, образования и т.п. Более того, 52% считают, что сегодня важнее повышать роль социального элемента, даже если это приведет к некоторому снижению экономической эффективности. Только 22% придерживаются противоположной точки зрения.
Помощь бизнесу должны оказывать существующие сегодня ассоциации — «профсоюзы олигархов», типа Российского союза промышленников и предпринимателей или Торгово-промышленной палаты. Знают об этих организациях или что-то слышали о них 53 и 59% россиян соответственно — при этом, естественно, уровень информированности заметно выше среди тех, кто обладает высшим образованием и имеет высокий уровень доходов. Деятельность такого типа организаций респонденты видят как раз через призму социальной ответственности. 22% полагают, что они должны развивать рынок труда, создавать новые рабочие места. Еще 15% говорят о формировании и реализации программ социальной ответственности бизнеса в сфере образования, здравоохранения, благоустройства территорий, помощи малообеспеченным слоям населения. 10% населения считают, что задачей этих структур должно быть налаживание диалога между бизнесом и обществом. Собственно лоббирование интересов бизнеса, по мнению опрошенных, не самоцель — только 9% готовы согласиться с тем, чтобы эти ассоциации защищали интересы бизнеса, а еще 5% доверяют им экспертизу законодательных и подзаконных актов экономического характера.
Таким образом, для успешного развития России необходимо решить задачу общественной легитимации бизнеса, прежде всего крупного. Успокоить общество, жаждущее социальной справедливости, не разрушив при этом эффективные корпорации, успешно конкурирующие сегодня на мировом рынке с западными ТНК, — это тот запрос, который ставит общество, в первую очередь — перед государством. Все это требует перехода на качественно иной уровень социальной ответственности и выстраивания нового типа отношений между бизнесом и властью.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.



Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Специфика формирования организационной культуры в малом и крупном бизнесе

Верховский Сергей Леонидович
В статье предпринята попытка сравнительного анализа проблем формирования и развития позитивной организационной культуры на предприятиях малого и крупного бизнеса в современной России.
Читать PDF
0.00 байт

КРУПНЫЙ БИЗНЕС В ПУТИНСКОЙ РОССИИ: СТАРЫЕ И НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ НА ВЛАСТЬ

Матвеев Илья Александрович
В научной литературе преобладает точка зрения, согласно которой российский крупный бизнес в путинский период оказался полностью подчинен власти, что выражается, в частности, в полном запрете на поддержку оппозиции и принудительном
Читать PDF
0.00 байт

Мотивационно-ценностные характеристики личности в малом, среднем и крупном бизнесе

Попова Наталья Владимировна
В статье сопоставляются мотивационно-ценностные характеристики предпринимателей в зависимости от масштаба бизнеса.
Читать PDF
0.00 байт

Политические стратегии крупного бизнеса в регионах (на примере Архангельской области)

Заякина А. С.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема социальной ответственности крупного бизнеса в глазах россиян как фактор конфликтности

Ахмадуллин И. Р.
Показано, что по большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации, что вызывает конфликт в обществе.
Читать PDF
1.91 мб

«Золотые двери» в российскую бизнес-элиту: рекрутирование и изменение структуры крупного предпринима

Агафонов Юрий Геннадьевич, Лепеле Владислав Робертович
Статья посвящена проблемам рекрутирования и тенденциям трансформации российской бизнес-элиты с точки зрения типичных биографических траекторий.