БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
(1874–1948) – выдающийся русский религиозный философ, родился в аристократической семье с княжескими и казацкими корнями. На Западе стал наиболее известным мыслителем русского зарубежья, его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших философов и пророков нашего времени», проложившим путь между Востоком и Западом, между православными и западными христианами, между прошлым и будущим. Учился в Киевском университете. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 – во Франции, где издавал религиозно-философский журнал «Путь» (1925–1940). Основные труды переведены на многие языки, среди них: «Смысл творчества» (1916), «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия свободного духа» в двух томах (1927–1928), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946), «Самопознание» (1949), «Царство духа и царство кесаря» (1951). Бердяев видел не только западные, но и национальные корни русского коммунизма. Отмечал исключительную способность русских к усвоению западных идей и превращению их в догму.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
1874-1948) — религиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельностью, но, быстро разочаровавшись в социалистических идеалах, становится идейным противником советской власти, настаивая на несовместимости идеологии и практики большевизма со свободой личности. Неприятие тоталитарной идеи раскрывается в работе «Философия неравенства» (1923). В 1922 г. за резкую критику марксизма был выслан за границу большевистским правительством. В центре философии Бердяева — личность и свобода, человек и государство. Человек рассматривается Бердяевым на стыке многочисленных миров: эмпирического и идейного, феноменального и ноуменального, цивилизации и культуры, социума и космоса. Основные его работы: «Смысл творчества» (1916); «Смысл истории» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1931), «Судьба человека в современном мире» (1934); «Русская идея» (1946); «Самопознание» (1949). «Тоталитарный, интегральный социализм есть ложное миросозерцание, отрицающее духовные начала, обобществляющее человека до самой его глубины. Передача неограниченного права власти от монарха к народу есть лишь создание новой тирании. Освобождение же в том, чтобы вообще отрицать право неограниченной власти... Власть человека над миром не должна превращаться во власть человека над человеком». Бердяев Н. А. «О рабстве и свободе человека. О назначении человека»

Источник: Новейший политологический словарь

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
крупнейший русский философ XX в.
На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли "русским Гегелем XX века", "одним из величайших философов и пророков нашего времени", "одним из универсальных людей XX века".
Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев "переболел" марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.
В центре политической философии Бердяева - "вечные вопросы": личность и свобода, человек и государство.
Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности - основополагающие ценности жизни - даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личности. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий "Царства кесаря" и "Царства Божьего" ведет, по мнению русского философа, либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя. Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором - безграничная власть общества над личностью. "Государство, - подчеркивал Бердяев, - должно быть сильным, но должно знать свои границы". И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека "от коллективизма, поглощающего личность", только таким образом понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла "в , жизни общественной".
Основные труды Бердяева - "Новое религиозное сознание и общественность" (1907), "Философия неравенства" (1923), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "Русская идея" (1946).

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
1874 — 1948) — выдающийся рус. религиозный философ, которого на Западе называли «русским Гегелем XX в.». В. родился в 1874 г. в Киеве. Казалось, его жизненный путь предопределен военной службой (предки великого философа — потомственные военные), однако юный Б. прервал военную карьеру, выйдя из кадетского корпуса и поступив а Киевский ун-т. Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Б. «переболел» марксизмом. С начала XX в. В. переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни. Вехи творческой биографии Б. отмечены его произведениями «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философская истина и интеллигентская правда» (в сб. «Вехи», 1909), «Философия неравенства» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Русская идея» (1946) и др. Высланный а 1922 г. на «философском пароходе» за границу Б. много и плодотворно работал в Париже. В центре его философии — «вечные вопросы»: свобода и личность, человек и государство. Значительное место в наследии Б. занимает исследование России: это и русская культура, и история русской общественной мысли, и истоки русской революции. Тема государства у Б. тесно переплетена с проблемой человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он считал, что свобода, права личности — главные ценности жизни — даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, только христианские ценности, и только они могут гарантировать свободу личности. Идею государства Б. тесно связывал с религией. Происхождение государства и государственной власти необъяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, ибо оно регулирует внешние отношения людей. Государство не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства кесаря» и «Царства Божьего» ведет либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя, Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором — безграничная власть общества над личностью. «Государство, — подчеркивал Б., — должно быть сильным, но должно знать свои границы». И эти границы ему устанавливает христианство, не допускающее власти государства над душами людей. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллективизма, поглощающего личность», только таким образом понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла и разврата «в жизни общественной». Политическая философия Б. тесно связана с его пониманием феномена рус. коммунизма. Последний возник в результате низвержения религии, философии, морали во имя освобождения личности, но итогом было лишь ее подавление. Феномен рус. коммунизма, отмечал Б., возник на почве нигилизма, догматического усвоения западных идей рус. интеллигенцией, анархизма и бунтарства, подмены веры в высшее начало верой в мессианское призвание пролетариата. В отношении Б. к судьбе России, сказался его фаталистический подход к революции, которую он рассматривал как «малый апокалипсис», расплату за предыдущее зло. Критика Б. тоталитаризма носила «непротивленческий» характер. Бессмысленно, считал философ, переделывать историю, заниматься насильственным ниспровержением существующего политического строя, задача в другом — понять истинные корни исторической драмы и извлечь из нее уроки. Попытки свести философию Б. только к обличению тоталитарного строя — бесплодны; квинтэссенция его философских исканий глубже — это свобода человека, драгоценность личности, устремленной к высшим нравственным началам.
Литература: Бердяев Н. Собр. соч. в 4-х т. Paris, 1989-1990; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Власть и право. Л., 1990.

Источник: Толковый политический словарь

Бердяев Николай Александрович

(6 марта 1874, Киев, – 24 марта 1948, Кламар, близ Парижа). Из старинного дворянского рода В 1884 – 94 учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского университета, в 1895 перешел на юридический факультет, увлекся марксизмом. Сблизился с Киевским социал-демократическим комитетом. В 1897 за участие в студенческих волнениях арестован и исключен из университета. В 1900 – 02 в ссылке в Вологде; в эти годы отходит от марксизма С 1904 в Петербурге совместно с С.Н. Булгаковым редактирует журнал "Новый Путь". В 1900 – 06 происходит переход Бердяева на позиции христианского "мистического реализма", обращенного как против государственно-церковной традиции, так и марксизма, понимаемого в качестве религии. С 1908 в Москве сближается с кругом основателей Религиозно-философского общества (княгиня Е.Н. Трубецкая, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский). В Революции 1905 – 07 Бердяев увидел "две анархии" – красную и черную, равно для него неприемлемые (статья "Черная анархия", "Слово", 1909. 17 апреля).
Один из инициаторов и авторов сборника "Вехи". В них ответственность за "кризис духа" в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от поиска истины и подчинении "утилитарно-общественным целям" (статья "Философская истина и интеллигентская правда", в сборнике: "Вехи", М., 1909). В 1911 в основном завершается формирование философской позиции Бердяева как "метафизики свободы" ("Философия свободы", М., 1911).
28 февраля 1917 Бердяев агитирует войска, собранные в Манеже, не стрелять в народ ("Самопознание. Опыт философской автобиографии", М., 1990, с. 212). Февральскую революцию встретил с надеждой, увидев в ее бескровности доказательство того, что "русская абсолютная монархия не была народной и не имела твердой опоры в народе" ("Русская Свобода", 1917, № 2, с. 17). Полагал, что в России совершается "не классовая, а сверхклассовая, всенародная революция, осуществляющая задачи общенациональные и общегосударственные" (там же, № 4, с. 6). Такой общенациональной задачей считал продолжение войны до разрешения "восточного вопроса, завещанного нашему поколению рядом столетий предшествующей истории", полагал, что партии, ведущие антивоенную пропаганду, "узурпируют волю народа ... будучи меньшинством", и "на практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически" (там же, № 5, с. 9 – 11). Главную опасность "углубления революции" усматривал в ее уравнительном пафосе, нарастании насилия и "мобилизации интересов", то есть классовой борьбы, что ведет "к нравственному падению русского народа, к атомизации русского государства и распылению русского общества" (там же, № 12/13, с. 5).
В июне явился одним из учредителей (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве, В.В. Шульгиным и другими) "Лиги русской культуры", которая должна была начать "среди великого разброда и распада, в единении с пробужденным и отрезвленным народом созидательную работу укрепления русской культуры и государственности в их неподдельной благородно-национальной форме" (там же, № 9, с. 20). 9 августа на частном Совещании общественных деятелей в Москве сделал доклад об экономическом состоянии России, 10 августа избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября Бердяев работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), которую характеризовал как "комиссию по разделу России" ("Народоправство", 1917, № 16, с. 7).
Октябрьскую революцию рассматривал первоначально как несущественный эпизод ("все происходящее в России – чистейшие призраки и галлюцинации"), лишенный творческого потенциала, подчеркивал, что "чудовищный нигилизм, торжествующий в этих процессах, есть явление старой России, а не творчество новой России" (там же, № 15, с. 4 – 5). Считая, что в "Советах крестьянских депутатов сидят не русские крестьяне, а наехавшие из-за границы интеллигенты, чуждые русскому народу", Бердяев призывал к образованию "здоровой национальной демократии с сильным инстинктом национального самосохранения ... с широким базисом в народной массе, с расширенным социальным реформизмом в своей программе" (там же, № 16, с. 6).
В январе 1918 констатировал, что "русская революция одержима страстью к уравнению, она движется черной завистью ко всякому ... качественному преобладанию", в ней происходит "подбор худших и низвержение лучших. Грозит опасность гибели нашего культурного слоя" (там же, № 21/22, с. 5 – 6). Бердяев объяснял это тем, что "не только русская интеллигенция ... но и русский народ изменил Церкви и отпал от нее" (там же, № 23/24, с. 5).
В 1918 избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918/19 организовал Вольную академию духовной культуры, где читал лекции по философии и богословию. В статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (М.–П., 1918; издание было запрещено; опубликовано в СССР в 1990), продолжающем идеи сборника "Вехи", Бердяев предложил искать разгадку жестокости русской революции в особенностях духовного склада русского народа, раскрытых Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.
В 1920 арестован по делу "Тактического центра", допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским и был выпущен (см.: "Самопознание...", с. 222). В сентября 1922 выслан из России, до 1924 жил в Берлине, затем под Парижем (Кламар). Основал и редактировал журнал "Путь" (1925 – 40).
Сочинения: Истоки и смысл русского коммунизма, М., 1990; Смысл истории, 1990; Судьба России, М., 1990; Философия свободы, М., 1990.
Литература: Ермичев А.А., Три свободы Н. Бердяева, М., 1989; Vallon M.A., An Apostle of Freedom. Life and Teachings of N. Berdyaev, N.Y., 1960.
Н.Л. Соколов.

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
300.14 кб

Миропонимание Николая Александровича Бердяева: примат личности, её свободы над бытием и философия са

Мухина Валерия