Баланс сил

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Баланс сил
ситуация равновесия между государствами, возникающая либо как результат действия национальных правительств, либо независимо от политиков.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Баланс сил
модель взаимодействия между государствами, в которой возможности взаимной агрессии и экспансии ограничены столь радикально, что становятся «практически» невозможными и нецелесообразными.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

БАЛАНС СИЛ
соотношение сил между государствами или союзами государств, которые образуются для реализации внешнеполитических целей. В биполярной системе международных отношений Б. с. означал установление равновесия, период стабильных мирных отношений, а нарушение Б. с. приводило к конфликту, одной из форм проявления которого была война.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

Баланс сил
концепция, которая с позиций реализма описывает, как государства решают проблемы собственной национальной безопасности. Балансирующая система создается путем противопоставления национальных интересов одних государств национальным интересам других. Мир между государствами понимается как равновесие в распределении сил между ними.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Баланс сил
(англ. «balance of power») – ключевое положение в теории международных отношений, обозначающее ситуацию равновесия между государствами, упорядоченность системы международных отношений, возникшая как в результате действий национальных правительств, так и независимо от деятельности политиков. В соответствии с учением Гоббса, подразумевает необходимость подержания государством соизмеримого с соперниками силового потенциала для отражения угрозы нападения извне.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Баланс сил
(англ. balance of power) - ключевое положение в теории и практике политического реализма, обозначающее ситуации равновесия между государствами. Концептуально восходит к работам Фукидида (ок. 460-400 до н.э.) - древнегреческого историка, автора «Истории» (в 8-ми книгах). Этот труд считается вершиной античной историографии. Баланс сил, как сущностное понятие (после Фукидида), получает распространение с XVIII века, особенно при анализе британской и общеевропейской политики между войнами Наполеона I и первой мировой войной. Это положение основано, в том числе, на трактовке Т. Гоббсом (1588-1679) конфликтов (экономических, военных, политических и т. п.) как детерминированных различием государств и их политических систем. В результате, по выражению Томаса Гоббса, (см., например, «Человеческая природа» (1650); «Левиафан» (1651) и др.) цели, убеждения, общественные ценности, представления о них у людей, государств, групп государств разные и идет «война всех против всех» с опорой воюющих на их «силовой баланс». Вообще, по Т. Гоббсу, международные отношения - это враждебная среда, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый со степенью угрозы силовой потенциал, соответствующий баланс сил.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

БАЛАНС СИЛ
(balance of power) Видимо, старейшая в международных отношениях (International Relations) концепция, восходит к трудам Фукидида (Thucydides). Тесно связана с реалистической школой мысли (Realist school of thought) и опирается на идеи анархической структуры международной системы. Анархия (anarchy) – это самоорганизующаяся система, в которой государство обязано отдавать приоритет собственно безопасности и независимости. Следуя этим интересам, страны, как правило, объединяются, чтобы дать отпор любым экспансионистским силам, угрожающим господством в данной системе и тем самым подрывающим их суверенитет (sovereignty) и способность к выживанию. Таким образом, политика баланса сил является ключевой как в концепции национальных интересов (national interest), так и в политике альянсов. В случае успеха она сохраняет и отдельные государства, и анархическую структуру системы в целом. Ее антиподом является политика "примазывания", когда государства в целях безопасности стремятся войти в союз с ведущими державами. Реалисты считают политику баланса сил порождением анархической структуры, определяющей непроизвольные тенденции в поведении государств. В условиях существования международного сообщества (international society) баланс сил может быть сознательной политикой, разделяемой группой государств, согласно которой они строят свои отношения.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

БАЛАНС СИЛ
Баланс сил в международных отношениях представляет собой распределение мирового влияния между отдельными центрами силы, называемые полюсами. Главная цель баланса сил – прекращение доминирования одного государства или группы стран в международной системе и обеспечить поддержание мирового порядка. Может рассматриваться и как результат действия национальных правительств, и как порядок в международных отношениях, не зависящий от политиков. Баланс сил может принимать различные конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т.д. Баланс сил является одним из ключевых понятий в теории политического реализма и неореализма. Представители этих парадигм считают его главным способом стабилизации системы международных отношений, основой международного порядка и безопасности. Теоретик международных отношений М. Каплан (США) на основе политического реализма построил типологию международных систем, включающую шесть типов систем. Одним из них является так называемая «система баланса сил», характеризующаяся многополярностью. Концептуально восходит к работам Фукидида, но распространение получает с XVIII в., особенно при анализе британской и общеевропейской политики между войнами Наполеона I и Первой мировой войной. Это положение основано в том числе на трактовке Гоббсом международных отношений как враждебной, анархической среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал1. Баланс сил зачастую играет решающую роль в дипломатии: так, Англия начиная с XVI века в европейских делах рассматривала поддержание «равновесия» как краеугольный камень своей политики. Обновлено: 10 февраля 2020 г.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

Баланс сил
(balance of power) – распределение мирового влияния между отдельными центрами силы – полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трех-полюсную, мультиполярную (или многополярную) и т. д. Главная цель баланса сил – предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств. Система «баланса сил» отличается от других международных систем следующими характеристиками. Она представляет собой международную систему без политической подсистемы (или, иначе говоря, с нулевой политической подсистемой). Акторы этой системы – международные акторы, относящиеся к категории национальных акторов. Основных акторов («основной» – это не определяемое понятие) в этой системе должно быть не менее пяти, а желательно больше. В широком смысле в период, предшествовавший Первой мировой войне, Великобританию, Францию, Германию, Австро-Венгрию, Италию, США следует включить в категорию основных национальных акторов. При этом не столь важно, какие именно страны мы определяем в качестве основных национальных акторов, но существование минимального количества акторов этой категории жизненно важно для такой системы. Хотя в международной системе «баланса сил» нет единой политической системы, индивидуальные действия национальных акторов дополняют друг друга, таким образом, реализуются основные правила этой системы, описывающие поведение акторов. По своему характеру они универсальны. Система «баланса сил» характеризуется следующими основными правилами:
1. Действовать с целью расширения своих возможностей, но лучше путем переговоров, чем путем войны.
2. Лучше воевать, чем упустить случай расширения возможностей.
3. Лучше прекратить войну, чем полностью уничтожить одного из основных национальных акторов.
4. Действовать против любой коалиции или единичного актора, который стремится приобрести доминирующее положение по отношению к остальной части системы.
5. Действовать против акторов, которые поддерживают наднациональные организационные принципы.
6. Позволять тем из основных национальных акторов, которые были побеждены или ограничены в действиях, вновь включаться в систему и принимать их как ролевых партнеров или же способствовать вхождению ранее неосновных акторов в категорию основных национальных акторов. Рассматривать всех основных акторов как приемлемых ролевых партнеров.
Первое правило указывает на то, что каждый основной национальный актор стремится усилить свое влияние. Однако это должно достигаться, если возможно, без войны, без тех разрушающих равновесие последствий, которые может иметь война для системы «баланса сил».
Согласно второму правилу, долгом каждого национального актора является защита его собственных интересов. Это означает, что если основной актор не может защитить собственные интересы, то эти интересы, как правило, не будут превалировать. Таким образом, возможности должны расширяться даже ценой войны.
Первые два значимых правила, по-видимому, восходят к эгоистическим предписаниям в духе Гоббса. Они соответствуют тому, что называется «войной всех против всех», и вместе с тем соответствуют классическим философским стандартам. Если существуют практические ограничения размеров сообщества, то возможность справедливого порядка между сообществами – хотя и желательного – должна быть подчинена разумной необходимости: сохранению способности самостоятельно противостоять возможным врагам.
Третье правило отвечает классическим стандартам, но не стандартам Гоббса. Основные национальные акторы не должны расширяться настолько, чтобы превышать оптимальный размер справедливого и законного сообщества. Это правило соблюдается как в отношениях между легитимными династическими режимами, так и между современными национальными территориальными государствами. Выход за рамки этого правила представляет собой явное исключение или несовместим с национальной идентичностью.
Четвертое и пятое правила – просто рациональные требования, необходимые для сохранения международной системы. Формирование доминирующей коалиции или стремление основного национального актора к доминирующему положению в системе или к подчинению остальных основных акторов представляют собой угрозу интересам национальных акторов, которые не принадлежат данной коалиции. Кроме того, если коалиция преуспеет в установлении отношений подчинения в международной системе, доминирующий член (или члены) коалиции сможет оказывать политическое давление также и на менее значимых членов той же коалиции. Поэтому коалиции, как правило, получают противовес – формируются противостоящие коалиции. Они возникают в тех случаях, когда первые коалиции начинают угрожать государствам, не участвующим в них, и поэтому становятся уязвимыми и когда они начинают угрожать интересам собственных членов. При этом государства, которые испытывают давление со стороны доминирующих членов коалиции, могут счесть более выгодным занять нейтральное положение по отношению к коалиции или присоединиться к противостоящей коалиции. Эти правила перекликаются с третьим правилом. Нужно ограничивать некоторые стремления государств и не уничтожать других основных национальных акторов; тогда в будущем они смогут при необходимости войти в какую-либо коалицию.
Шестое правило указывает, что сама жизнеспособность системы зависит от согласованности поведения акторов с главными правилами и нормами системы «баланса сил». Если количество основных акторов уменьшается, международная система «баланса сил» становится нестабильной. Таким образом, сохранение количества основных национальных акторов в определенных пределах – необходимое условие стабильности системы. Для этого права полного членства в системе возвращаются потерпевшим поражение или проводится реформирование ранее девиантных акторов.
Любое конкретное действие или взаимоотношения между акторами – в какой-то мере результат «случая», однако они возможны только при выполнении набора особых условий, приведших к данному действию или положению, которые включают элементы случайных встреч или личностных факторов. Однако последние коррелируют с образцами национального поведения и значимыми правилами международной системы, что подтверждает предсказательную силу теории.

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.