АРХЕТИП

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРХЕТИП
гр. arche начало + typos образ) - прообраз, первичная форма, образец.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Архетип
от греческого "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец". Дословно - "первоначальный образец".

Источник: Политическая философия: глоссарий

Архетип
скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенно влияющий на поведение и выбор человека.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Архетип
(гр. αρχή— начало + τοπος— образ) — прообраз, идея. Основатель Милетской философской школы в Древней Греции Фалес считал, что существует первоначало всего сущего — «архэ» (αρχή). Эту концепцию развили его ученики Анаксимандр и Анаксагор. Швейцарский психолог К.Г. Юнг постулировал существование в психике человека коллективного бессознательного, которое является отражением опыта прежних поколений, запечатлевшегося в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие прообразы — А. (напр., образ матери — земли, героя, мудрого старца, демона и т. д.). Динамика этих образов лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. п. В аналитической психологии Юнга А. — изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом «коллективном бессознательном», априорно формирующие активность воображения. А. недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние события. А., как и мемы, можно представить как строительные блоки индивидуального, группового и общественного сознания, культуры. См. также Адаптивный архетип, Системные архетипы, Фундаментальные архетипы.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

АРХЕТИП
понятие, возникшее в философии Античности, встречающееся, в частности, у Платона, а позднее у Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.), обозначавшее прообраз, идею, впоследствии составившее основу аналитической психологии Карла Густава Юнга. Юнг определяет А. как врожденный структурный элемент «коллективного бессознательного», архаическое психическое наслоение повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальный, общечеловеческий первообраз и идею, проявляющуюся как индивидуально, так и в различных мифологических, культурных системах. А. определяется не содержательно, а формально. Содержательно можно определить только первообраз. Сам по себе А. представляет собой пустой формальный элемент. Наследуется не представление, а форма, которая в этом отношении точно соответствует инстинктам, которые тоже можно определять только формально. А. — это всеобщее представление о действительности. Данный фактор объясняет то, что в кризисных ситуациях общественной жизни архетип бессознательно возрождается. Таким образом, А. способен определять действия людей в различных сферах жизни. Роль А. в политической жизни можно определить исходя из аксиологической функции политической системы. Выражение и формирование ценностей и норм, происходит во многом на основе существующих в обществе архетипических моделей. Если рассматривать политическую идеологию как инструмент политической системы, то можно констатировать, что она, обращаясь как к иррациональным, так и рациональным элементам массового сознания, формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для утверждения определенных ценностей. Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, располагают к тому, чтобы индивид или группа индивидов испытывали определенные чувства или мыслили определенным образом относительно данного объекта или ситуации.
К.Ю. Аласани

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
110.01 кб

Архетип и символ как основные формы выражения культурных смыслов рекламы

Кошетарова Людмила Николаевна
Многоплановое явление рекламы рассматривается как феномен культуры со способностью к смыслообразованию. Символы и архетипы рассматриваются как основные способы реализации культурных смыслов рекламы.
Читать PDF
99.75 кб

Трансформация образа Софии в древнерусской культуре: архетип и его персонификации

Розанова Светлана Сергеевна
Статья посвящена исследованию архетипического образа Софии-Премудрости. Автор рассматривает воплощение феминной мудрости в персонификациях русской церковной и народной культур.
Читать PDF
365.63 кб

Архетип и смысл культуры

Вдовушкина Наталия Сергеевна
Данная статья посвящена рассмотрению соотношения архетипа и смысла с точки зрения философского подхода.
Читать PDF
184.44 кб

Поэзис как архетип культуры

Сурина Татьяна Владимировна
Рассматривается культура как творческое событие в структурно-феноменологическом плане. В качестве ключевой категории, позволяющей прояснить архетипическую логику этого события, берется понятие Poiesis.
Читать PDF
453.85 кб

Архетип материнства в проблеме бессмертия

Васильева Ирина Ивановна
Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах
Читать PDF
690.05 кб

Архетип воды в индустрии туризма и отдыха

Скрипова Т.В.
Читать PDF
187.01 кб

2015.02.015. МУХИН А.С. АРХИТЕКТУРА И АРХЕТИП. - СПБ.: С.-ПЕТЕРБ. ГОС. УН-Т КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ, 201

Боброва Л.А.
Читать PDF
562.45 кб

Архетип серця в політико-ментальному просторі української культури

Куц Г.М.
Читать PDF
353.54 кб

Ценностный архетип и ценностный геном в русской духовной культуре

Москвин Константин Сергеевич
Цель данной работы анализ происхождения понятий «ценностный архетип» и «ценностный геном» и их особенностей в русской духовной культуре.
Читать PDF
343.34 кб

Теургия - языческий архетип в духовной традиции башкир. Свойства его проявления в семантике современ

Янбухтина Альмира Гайнулловна
Статья посвящена художественной культуре башкирского народа его традиционному искусству, в котором значительное место отведено соприкосновению язычества и ислама, их сложным переплетениям, трансформации.
Читать PDF
271.67 кб

Изначальный архетип Украины и России

Гуцуляк Олег Борисович
В статье анализируется общеславянский базисный архетип «Рай-Сад-Царство», трансформировавшийся в украинской ментальности в архетип «Обособленного места (края)», а в русской ментальности в архетип «Странствующего Царства», обуслови
Читать PDF
218.35 кб

Сопоставление понятий «Картина мира» и «Модель мира»: архетип миф религия наука

Садыкова М. А.
В статье рассмотрены и проанализированы некоторые аспекты понятий «картина мира» и «модель мира», активно используемых в современной лингвистике и некоторых смежных с ней науках.
Читать PDF
0.00 байт

Архетип человека и будущее человечества

Ивашов Леонид Григорьевич
Читать PDF
309.83 кб

Рецензия на статью Валерии Мухиной «Уникальный диапазон понятия "архетип"»

Петровский Вадим Артурович
Читать PDF
190.37 кб

Жанна д'Арк: мифологема и архетип (Пеги, Клодель, Франс)

Тайманова Т. С.
В статье дается культурологический анализ образа национальной французской героини в свете мифологической (Е. М. Мелетинский, А.Ф. Лосев) и психоаналитической (К.Г. Юнг) теорий.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРХЕТИПЫ

    (греч., начало, тип, образец) – 1) общечеловеческие первообразы, отражающие опыт прежних поколений и зафиксированные в подсознании. Термин впервые введен К. Юнгом; 2) скрытый в коллективном подсознан