АРЕНДТ Ханна
Арендт Ханна
(1906-1975) – немецко-американский политический философ, исследовавший феномены тоталитаризма, разрушения свободы, революции. Наиболее известная работа – «Истоки тоталитаризма».
АРЕНДТ (Arendt) Ханна
1906-1975) — американский политолог, специалист по проблемам тоталитаризма. Профессор политической теории университета Беркли, профессор философии в Принстонском университете. В 1951 г. Арендт публикует фундаментальный труд — «Истоки тоталитаризма», посвященный оригинальному решению основных проблем антисемитизма, империализма, тоталитарных систем XX века — в Германии и СССР. В 1958 г. в свет выходит вторая книга Арендт — «Ситуация человека» (в русском переводе — «Vita activa, или о деятельной жизни»), связанная с историческим анализом и прогнозом тенденций развития человеческой деятельности, а в 1963 г. — объединяющая предыдущие две и подводящая итоги научной деятельности ученого, третья книга — «Между прошлым и будущим».
Источник: Новейший политологический словарь
Арендт, Ханна
1906-1975)
немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма. В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм
это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации на практике идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и телесные реакции.
немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма. В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм
это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации на практике идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и телесные реакции.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
АРЕНДТ ХАННА
(Arendt, Hannah) (1906–75) Политолог. Родилась в Кенигсберге (ныне Калининград). Изучала экзистенциализм (existentialism) под руководством Мартина Хайдеггера (Heidegger) и Карла Ясперса. Когда к власти пришли нацисты, эмигрировала сначала во Францию, затем в США и свои лучшие труды опубликовала на английском языке. Ее первая большая книга "Происхождение тоталитаризма" ("The Origins Of Totalitarisanism", 1951) посвящена осмыслению ужасов двух режимов – нацистских концентрационных лагерей и сталинских жестоких "чисток". Арендт считает, что возникновению тоталитаризма (totalitarianism) способствуют два фактора: разрушение империализмом законного государства-нации, обладающего определенной территорией, и склонность человека отождествлять себя с расой, а не с гражданином государства или представителем определенного класса. Опираясь на концепцию "избыточности", показывает, как эти факторы формируют политическую систему, в которой люди быстро превращаются просто в "расходуемый материал". Эти рассуждения привели Аренд к разработке концепции "банальности зла", воплощением которого является Адольф Эйхман – нацистский преступник, полностью лишенный понимания того, что другие люди могут воспринимать мир иначе, чем он. В работе "Положение человека" ("The Human Condition", 1958) Аренд пытается понять, какой смысл люди предшествующих эпох вкладывали в такие понятия, как труд, работа, деятельность. Исторический взгляд на жизненный опыт человека, представление о котором в наше время совершенно иное, помогает вскрыть возможности, таящиеся в современном обществе. В работе "О революции" ("On Revolution", 1963) автор представляет суть революции как процесс, связанный с человеческой деятельностью, а не с ходом истории. Анализ способности индивида к действию привел к тому, что Аренд стала сторонницей народных советов как органов самоуправления и свободного волеизъявления народа. В итоге идеалом радикального изменения общества для нее становится не Французская (French Revolution) или Русская (Russian Revolution) революция, а Американская (American Revolution). Отличие ее политической теории от предшествующих, считает Аренд, состоит в упоре на деятельность и способности человека. Некоторые специалисты рассматривают крах коммунизма на востоке Европы как проявление свободной деятельности человека, о которой пишет Арендт; другие считают, что работы Арендт предвосхищают постмодернизм (post-modernism).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь