АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
это был своего рода лозунг, призывавший активно проводить в жизнь линию КПСС. Подобная позиция считалась непременным атрибутом советского человека.

Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
участие в различных формах социальной жизни, навязываемое советскому человеку коммунистической моралью и предполагающее «добровольное» возложение им на себя большей меры ответственности, чем того требуют принятые в обществе нормы и правила. А. ж. п. предписывает безусловное выполнение гражданского долга, пропагандирует сопричастность личности общественным интересам и бескорыстное служение государству: динамичное участие в производственной жизни, насаждение и утверждение в обществе партийных идей. Такая нравственная установка, вытекающая из идеологии А. ж. п., предполагает, что сфера интересов человека, его способности и деятельность концентрируются в одном направлении — исполнение директив партии. Советские люди обязаны иметь одну единственную общественную позицию — борцов за коммунизм, а следовательно, — быть проводниками политики коммунистического руководства. Любая другая жизненная позиция — неприятие тоталитаризма, критика устройства советского общества, борьба за его обновление — заранее исключается. Так, формально допуская свободу выбора, философия А. ж. п. исключает какой-либо выбор.
Требование А. ж. п. по своему содержанию близко к традиционным императивам советской этики: постулатам идейности, коммунистической сознательности, гражданской ответственности, приоритета общественных интересов над личными.
Понятие А. ж. п. введено в языковый обиход после XXV съезда КПСС. Это была попытка обновить омертвевшие установки советской этики, обусловленная реальными переменами в советском массовом сознании, переменами которые стали особенно ощутимы в 60—70 гг.: безразличие к официальной идеологии и общественной деятельности, политический скептицизм, неверие в эффективность и гуманизм партийной политики. Социальная пассивность советского человека, утратившего коммунистические иллюзии и доверие к советской системе, выражалась в стремлении уйти в частную жизнь, лишь формально выполняя налагаемые на него обязанности. Вместе с политическим скептицизмом и равнодушием во всех слоях советского общества стала распространяться неприкрыто потребительская психология, желание любым путем (законным или незаконным) обеспечить собственное благосостояние. Однако в советском обществе право на материальные блага имеет лишь правящая элита. Интерес к ним рядового советского человека опасен для режима: он влечет за собой требования об улучшении благосостояния всего общества. Кроме того, уход человека в сферу личной жизни предполагает известную свободу от официального мировоззрения.
Коммунистическая идеология тоталитарна. В своем стремлении сохранить духовный и нравственный контроль над личностью она не может допустить даже той малой доли личной свободы, которая вообще возможна в советских условиях. И пропаганда старается внушить массам, что служение государству, активное отношение ко всему, что происходит в обществе, важнее «жалкого» личного счастья. Поэтому уход в частную жизнь жестоко осуждается, представляется проявлением чуждых коммунизму мещанского эгоизма и индивидуализма.
Параллельно с ростом потребительских тенденций в советском обществе — 70—80 гг. усилился процесс брожения — поисков социальных и моральных ценностей вне рамок советской идеологии. Возникли такие формы неофициальной духовной деятельности, как национальные и религиозные движения, диссидентство. Советский человек, особенно молодой, открыл для себя новые сферы социальной активности, представляющие потенциальную опасность режиму. Осознав это, официальная пропаганда принялась доказывать, что и в рамках коммунистической действительности есть место для духовного поиска и активной нравственной позиции. Стремясь замедлить эрозию идеалов советского общества, власти попытались законсервировать привычные стереотипы мышления (и поведения) советского человека: веру в коммунизм, некритическое приятие партийной политики, социальный конформизм. Этим целям и призван служить советский миф об А. ж. п.
В самом деле, если А. ж. п. — сознательно и свободно выбранная модель социального поведения личности, то она не имеет ничего общего с искусственно навязанными человеку нормативами, отчужденными от него и враждебными ему. Однако на практике речь идет не о добровольном служении обществу, а всего лишь об иллюзии политической и общественной активности. С помощью этой иллюзии партия стремится управлять массовым сознанием, пытаясь (без особого успеха) направить активность советских людей в верное русло партийной идеологии, дискредитировать все иные формы духовной и социальной деятельности, справедливо усматривая в них угрозу стабильности коммунистического режима.
ПРИМЕРЫ: «Активная жизненная позиция утверждается в борьбе за коммунизм. Она предполагает высокую политическую сознательность, беззаветную преданность социалистической Родине, верность интернациональному долгу, воплощается в целеустремленной борьбе за претворение в жизнь планов партии». («Партийная жизнь», 1979, № 10, с. 15.) «Активная жизненная позиция - это непримиримое отношение к врагам социализма, к любым отступлениям от принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Она закаляется в борьбе с буржуазной и ревизионистской идеологией, пережитками частно-собственнической психологии, с антиподами коммунистической морали». («Коммунист», 1979, № 8, с. 28.) «Знание революционной теории, политики партии должно превращаться у советских людей в убеждение, активную жизненную позицию борца за коммунизм, против любых проявлений чуждой идеологии, в руководство к действию для решения актуальных проблем развитого социализма». («Партийная жизнь», 1979, № 10, с. 7.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
378.99 кб

Роль физической культуры в формировании активной жизненной позиции

Муха А.В., Аттарова С.В.
В статье рассматриваются проблемы молодежного досуга, как социального феномена. Также было дано определение таким понятиям как физическая культура, физическое воспитание и здоровье.
Читать PDF
118.80 кб

Активная жизненная позиция, ее формирование у студенческой молодежи

Васильева Любовь Егоровна, Кириллова Ольга Васильевна
Предложен анализ факторов и необходимых средств повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.
Читать PDF
107.48 кб

Проектирование как средство формирования активной жизненной позиции

М. Ю. Забрускова
Читать PDF
97.81 кб

Активная жизненная позиция пожилых людей: детерминанты формирования

Корнышева Александра Евгеньевна
В статье раскрываются внешние и внутренние детерминанты формирования активной жизненной позиции пожилых людей. Приводятся результаты проведенного автором исследования соответствующих детерминант.
Читать PDF
264.58 кб

Краеведческие материалы как средство формирования активной жизненной позиции обучающихся

Зырянова О. Б.
Статья посвящена использованию технологии развивающего обучения.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни среди молодежи

Бакико Игорь Владимирович
В статье рассматриваются формирование активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни среди учащихся Волынских школ, студентов Луцкого высшего профессионального училища строительства и архитектуры и Луцкого национальн
Читать PDF
723.51 кб

Занятия туризмом как фактор формирования личности с социально активной жизненной позицией

Задевалова Светлана Валентиновна, Коптева Инна Александровна
В статье приводятся факты, которые позволяют рассматривать занятие туризмом в системе дополнительного образования как одно из средств влияния физической культуры на формирование личности с социально активной жизненной позицией; пр
Читать PDF
317.77 кб

Влияние развития компонентов структуры личности на формирование ее активной жизненной позиции

Задевалова Светлана Валентиновна
В статье рассматривается человек как личность, представляющая собой сознательный уровень внешних социальных, общественных отношений: экономических, политических и правовых.
Читать PDF
300.05 кб

Активная жизненная позиция школьников в педагогической, научно-методической и учебной литературе (70

Зорина Елена Сергеевна, Чаплыгин Дмитрий Валентинович
Статья посвящена актуальным проблемам формирования активной жизненной позиции школьника, носит историко-теоретический характер.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностны

Кидинов Алексей Васильевич
Активная жизненная позиция личности студента оказывает существенное влияние на формирование межличностных отношений. Формированием межличностных отношений можно управлять при комплексном влиянии на все ее подструктуры.
Читать PDF
403.30 кб

Поиск нового содержания понятия «Активная жизненная позиция» в современных общественно-политических

Бородихина Светлана Леонидовна
Обосновывается необходимость поиска нового содержания понятия «активная жизненная позиция». Данное понятие широко использовалось в качестве воспитательной цели в советский период.
Читать PDF
0.00 байт

Социальные темы в дизайн-проектировании как средство формирования активной жизненной позиции учащихс

Давыдова Е.М., Радченко В.Ю.
В статье предпринята попытка рассмотреть социальную рекламу как инструмент привлечения внимания студентов к проблемам людей с ограниченными возможностями, посредством введения в педагогический процесс заданий на тему социальной ре
Читать PDF
0.00 байт

Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войн

Кутякова Нинель Константиновна, Ферцер Виктория Юрьевна
Цель данной статьи показать роль общественно-государственной политики в сфере образования и ее влияние на развитие системы школьного образования в условиях Великой Отечественной войны.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование активной жизненной позиции студента - одна из задач высшего профессионального образован

Пец Ольга Ивановна, Даниленко Ольга Геннадьевна
Рассматриваются вопросы формирования у студентов стремления к учебе; воспитания независимой личности, умеющей решать сложные жизненные задачи.