АГРЕССИЯ

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агрессия
незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности и независимости других государств или народов.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Агрессия
нападение, наступление. Агрессивный-наступательный, завоевательный. Агрессор-нападающий; государство-агрессор-нападающее государство, разжигающее империалистическую войну.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

АГРЕССИЯ
вооруженное нападение одного государства на территорию или суда другого государства; международная практика знает опыт выработки общепринятых определений агрессии, а также попытки определить косвенную агрессию.

Источник: За что сражаемся. Идеологический словарь. 2007 г.

Агрессия
вооруженное нападение одного государства на другое, а также любое применение силы против суверенитета, и территориальной целостности государства или народа, которое признано незаконным на основе Устава ООН.

Источник: Политико-терминологический словарь

АГРЕССИЯ
вооруженное нападение в целях захвата территории другого государства, ликвидации его независимости и изменения политического строя, незаконное с позиций международного права применение силы против другого государства.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Агрессия
силовое нарушение одним государством суверенитета другого государства. Де-факто, под актом агрессией понимают прямое вторжение вооруженных формирований, официально починенных тому или иному государству, на территорию другого.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

АГРЕССИЯ
-и, ж. (лат. аggressio – нападение). Незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства.

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

агрессия
Aggression (лат. aggressio – нападение). В обыденной жизни – вербальное или физическое нападение. В психологии – устремления человека, направленные на самосохранение, самовозвеличение (осуществление эгоистических побуждений) или реакция на угнетение и дискриминацию. В международном праве – (военное) нападение одного государства на другое с угрозой нарушения территориальной целостности или политической независимости. См.: Организация Объединенных Наций

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

АГРЕССИЯ

Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другое государство с целью захвата его территории, порабощения народов, экономического или политического подчинения страны государству-агрессору. Термином "А." обозначают также меры не военного характера, но преследующие цели захвата, грабежа, порабощения других стран (экономическая А.). Пример военной А.: нападение гитлеровской Германии и ее европейских союзников на СССР (июнь 1941).

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

АГРЕССИЯ
aggression от лат. aggressio - нападение) - одно из важнейших понятий современного международного права, определение которого было дано сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году. Согласно этому определению актом агрессии является любое законное применение государством /или группой государств/ оружейных сил первым /первыми/ против другого государства с целью захвата его территории, ликвидации или ограничения его суверенитета, насильственного подчинения его населения.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Агрессия
нападение одного или нескольких империалистических государств на другую страну или страны для захвата их территории, политического или экономического подчинения и порабощения их народов. Для империализма, отмечает Программа КПСС, агрессивные войны — обычный метод разрешения международных споров. Пока существует империализм, будет оставаться опасность агрессивных войн. Советский Союз неизменно боролся и борется против империалистической агрессии, за мир и безопасность народов.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

АГРЕССИЯ
от лат. aggressio - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Для форм А., развивающихся в массовых социальных (политических) явлениях (террор; геноцид; расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом “Образе врага”.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Агрессия
(лат. aggressio) – применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной независимости или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций (ст. 1 «Определения агрессии» от 14 декабря 1974 г.). Различают агрессию прямую, косвенную и соучастие в агрессии. А. расценивается международным правом как международное преступление и влечёт применение к агрессору международной ответственности. Потерпевшее государство может реализовать своё право на самооборону индивидуальную или коллективную.

Источник: Словарь-справочник. Международное право. 2013

АГРЕССИЯ
от лат. аggressio - нападение) - прямое или косвенное применение вооруженной силы одним государством против политической независимости или территориальной целостности другого. Это нападение, совершенное каким-либо государством первым, характеризуется инициативой, умыслом или агрессивным намерением. Наиболее опасная форма А. - вооруженное нападение. А. может быть также экономической, психологической, идеологической и т.д. Действия государства, подвергшегося А. и отвечающего в порядке самообороны военными действиями, в том числе и наступательными, не являются агрессивными. Они законны и отвечают нормам международного права.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

АГРЕССИЯ
от лат. agressio - нападение) - 1) в психологии термин, объясняющий поведение индивида его реакцией на крушение надежд; 2) вызывающий образ действий в повседневной жизни; 3) незаконное, с точки зрения международного сообщества, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной независимости другого государства или народа (нации). Наиболее опасной формой агрессии является применение вооруженной силы, вооруженное нападение одного государства или группы государств на другое или другие. По способу осуществления агрессия может быть прямой, неприкрытой и косвенной [Социологическая энциклопедия / Рук. д. полит.н. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - С. 15].

Источник: Сводный словарь по политологии

Агрессия
от лат. aggressio нападение)
вооруженное нападение одного государства на другое, а также любое применение силы против суверенитета, и территориальной целостности государства или народа; понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости др. государства или народа (нации). Считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым). 29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1974) приняла определение агрессии.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Агрессия
(от лат. «agressio» – нападение) – открытое или скрытое нападение с применением вооруженной силы, осуществляемое одним или несколькими государствами, военно-политическими блоками против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической, экономической независимости другого государства или нации; действия и поведение, несовместимые с Уставом ООН. Осуждение и международно-правовое ограничение агрессии, как одного из главных международных преступлений, направленных против мира и безопасности человечества, закреплено в Приложение № 1 к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 года. Несмотря на это, к типичным проявлениям агрессии относятся действия США и государств, входящих в блок НАТО против государств Югославии и Ирака, Турции против Кипра в 1975 году (см. Интервенция).

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Агрессия
(лат. aggression - нападение). Прямое или косвенное применения вооруженной силы одним государством против другого. Наиболее опасная форма агрессии - вооруженное нападение. Агрессия может быть также экономической, идеологической («идеологическая война»), психологической («психологическая воина») и т. д. Действия государства, подвергшегося агрессии и отвечающего в порядке самообороны военными ответными действиями, не являются агрессивными. Они законны и отвечают нормам международного права - действия СССР в ответ на агрессию гитлеровской Германии. Предотвращение агрессии, где бы то ни было, является обязанностью всех миролюбивых сил, всего мирового сообщества. Устав ООН обязывает ее членов разрешать все свои споры только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Применение ответной силы допускается лишь в крайнем случае, и при возможности, с санкции Совета Безопасности с подключением Совбезом соответствующих стран для прекращения агрессии.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

АГРЕССИЯ
лат. agressio нападение) - "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-л. другим образом, не совместимым с Уставом Организации Объединенных Наций" ("Определение агрессии", принятое 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН). А. считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества.
Наиболее грубая и опасная форма А. - вооруженное нападение. А. может проявляться в форме экономического, идеологического, информационного, психологического вмешательства.
Различают А. прямую и косвенную. Прямая А. осуществляется в виде непосредственного вторжения. Косвенная А. связана с осуществлением содействия государству-агрессору (напр., поставки вооружений, предоставление территории для прохождения войск, сообщение стратегических сведений и данных разведки, направление военных советников и добровольцев и т.п.).
В современных международных отношениях утвердился принцип запрещения А. и применения силы. В международном праве предусмотрена ответственность за совершение А. как на государственном уровне (между народно -правовая ответственность - временное ограничение суверенитета государства-агрессора и материальная - реституции, репарации), а также на индивидуальном уровне (уголовная ответственность физических лиц, причастных к развязыванию А.).

Источник: Политология: Словарь-справочник

АГРЕССИЯ
(лат. нападение) — любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости др. государства или народа (нации). Наиболее опасной формой А. является применение вооруженной силы; вооруженное нападение одного государства на другое считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. XXIX сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1974) единодушно одобрила резолюцию «Об определении агрессии». Основу определения составляет положение о том, что «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства...». По способу осуществления А. может быть прямой и косвенной. Определение предусматривает также особый случай соучастие в агрессии (напр., предоставление своей территории для совершения агрессивных действий). Право на установление факта А. принадлежит Совету Безопасности ООН. Агрессивная война и др. акты вооруженной А. рассматриваются как преступления против международного мира, влекущие за собой международную ответственность. Никакие соображения политического, экономического, военного или любого иного характера не могут служить их оправданием. Разработка и принятие определения А. явились успехом Советского Союза, др. социалистических стран, всех миролюбивых государств, боровшихся за принятие такого определения. В нем конкретизированы нормы международного права, касающиеся запрещения самой серьезной и опасной формы незаконного применения силы.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

АГРЕССИЯ (в международном праве)
(лат. aggressio – нападение) – использование вооружённых сил одного государства или группы государств против суверенитета, территориальной целостности, политической независимости другого государства. В международном праве нет унифицированного понятия А., закреплённого в международном договоре. Общее определение А. даётся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., имеющей рекомендательный характер. В теории международного права, исходя из текста резолюции, выделяется прямая и косвенная А. (См. Косвенная агрессия, Прямая агрессия). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.) подчеркивается, что перечень актов А., изложенных в ней, не является исчерпывающим и Совет Безопасности ООН может определить, что и другие акты представляют агрессию в соответствии с Уставом ООН. А. является международным преступлением. В Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Италия – Германия – Япония) от 8 августа 1945 г. А. квалифицируется как преступление против мира. Такая же квалификация А. закреплена в резолюции Генеральной Ассамблеи (1974 г.). Государство‑агрессор несёт как материальную, так и нематериальную ответственность. Действия государства как акты агрессии определяет в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН, который принимает решение об использовании принудительных мер (санкций) против государства‑агрессора, включая применение вооружённых сил ООН. Совет Безопасности, согласно Уставу ООН, может уполномочить региональную международную организацию использовать свои силы коллективной безопасности против агрессора (например, в 1991 г. вооружённые силы НАТО против Ирака, оккупировавшего территорию Кувейта). Согласно Уставу Международного уголовного суда (1998 г.) Совет Безопасности ООН может инициировать рассмотрение дела в суде для привлечения к уголовной ответственности физических лиц – участников вооружённых действий одного государства против другого.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

АГРЕССИЯ
лат. aggressio — нападение) — незаконные, запрещенные международным правом насильственные действия, направленные против суверенитета и территориальной целостности государства. Выделяют военную, экономическую, психологическую и идеологическую формы агрессии. В 1974 г. 29-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН утвердила определение агрессии как применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной целостно-сти или политической независимости другого государства или какое-либо иное действие, несовместимое с Уставом ООН. В соответствии с Резолюцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1974 г., в качестве актов агрессии квалифицируются следующие действия: 1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, а также любая аннексия с применением силы территории другого государства или ее части; 2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против другого государства; 3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; 4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства; 5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; 6) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; 7) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам.

Источник: Новейший политологический словарь

АГРЕССИЯ
от лат. аgressio - нападение) - незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Объект агрессии. То есть государство, подвергшееся агрессии, может применять военные средства в порядке самообороны. И они являются законными.
Агрессия может быть прямой, непосредственной и косвенной, опосредованной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию, включающий в себя принудительные меры, направленные на пресечение агрессии, различные меры по ликвидации ее последствий и предупреждению возможностей ее проявления.
Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии.
В условиях становящейся демократизации международных политических отношений возрастает число стран, получивших независимость, свободу и суверенитет. Во многих из них, особенно многонациональных, существует большое количество внутригосударственных территориальных, социально-экономических, духовных и иных предметов, представляющих поле споров, конфликтов. Поскольку свободное самоопределение народов зачастую не сопровождается ростом национального самосознания и культуры, то национальные элиты используют агрессию для решения своих интересов и целей. Таким образом, агрессия из способа межгосударственного решения проблем локализуется во внутригосударственный. Данная тенденция требует решительного демократического осуждения и вмешательства силой общественного мнения, международного права с целью ее нераспространения и последующего запрещения демократическими механизмами и политическими способами.

Источник: Словарь по политологии

Агрессия
противоправное (прямое или косвенное) применение вооруженной силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого. В современном международном праве запрещение А. приобрело значение общепризнанного и обязательного для всех принципа. Общую формулировку понятия «агрессия» дает Резолюция, одобренная в 1974 г. XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), согласно которой «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций». Резолюция содержит и перечень конкретных действий государств, которые квалифицируются как акты А., в том числе вторжение или нападение вооруженных сил, какой бы временный характер оно ни носило, бомбардировка или применение любого оружия против территории другого государства, блокада портов и берегов государства, нападение на сухопутные силы, морские и/или воздушные флоты, предоставление территории для совершения актов А., засылка вооруженных банд, групп иррегулярных сил или наемников и др.
А. может быть прямой и косвенной. Прямая А. – насильственный акт, совершаемый регулярными вооруженными силами государства. Косвенная А., совершаемая вооруженными бандами, группами или наемниками, не входящими в состав вооруженных сил государства либо скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством или действуют от его имени. Различные государства неоднократно совершали акты А., прибегая к провокациям, призванным замаскировать их подлинный характер. С провокации началось нападение гитлеровской Германии на Польшу (1939), положившее начало Второй мировой войне, хотя и военную кампанию СССР против Финляндии в 1939 г. с позиций современного международного права трудно квалифицировать иначе как А. Наиболее крупномасштабной А. было внезапное нападение фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. Актом неспровоцированной А. явилось нападение Японии на Перл-Харбор (1941). С провокации в Тонкинском заливе (1964) началась А. США против Вьетнама; актом А. стало нападение США на Гренаду (1983). Военное вторжение СССР в Афганистан в 1979 г. квалифицировалось советским руководством как «оказание интернациональной помощи» этой стране, хотя многие западные страны, включая США, охарактеризовали его как А. Именно так рассматривается нападение в 1991 г. Ирака на Кувейт. Фактической А. следует считать и войну, которую США вели против Ирака с 2003 г. (хотя МИД России и квалифицировал ее лишь как «противоправные действия»). Непрекращающиеся военные операции Израиля против соседних арабских государств, осуждаемые международным сообществом, также можно охарактеризовать как акты А. (М.В.Братерский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

АГРЕССИЯ
международно-правовое понятие, характеризующее незаконное применение вооруженной силы одного государства (группы государств) против другого государства (группы государств) для его захвата, порабощения или принуждения к принятию своих условий путем нарушения его суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости.
Определение агрессии принято в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года. В основу этого определения положен факт первенства (инициативы) в применении вооруженной силы. Конкретно агрессия может осуществляться в форме нанесения упреждающего удара, комбинированного нападения различного масштаба, авиационного удара или вторжения.
К актам агрессии относятся:
- военная оккупация;
- аннексия с применением силы;
- блокада берегов или портов вооруженными силами;
- нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства, применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства, в нарушение соглашений с принимающим государством;
- предоставление государством своей территории другому государству для нападения на третье государство;
- засылка государством военных формирований, вооруженных банд или наемников на территорию другого государства для применения вооруженной силы.
По своему характеру агрессия может быть прямой и косвенной.
К прямой агрессии относятся военное нападение, вторжение, военная оккупация (как бы долго она ни продолжалась), любая аннексия территории другого государства, военная блокада портов и берегов, продолжение пребывания вторгнувшихся вооруженных сил после прекращения военных действий на территории страны, подвергшейся агрессии. Примером прямой агрессии может служить нападение фашистской Германии на Польшу, Советский Союз и другие государства во время Второй мировой войны.
Косвенная агрессия заключается в замаскированном применении вооруженных сил одного государства против другого, засылке на территорию другого государства вооруженных банд и террористических групп, оказании содействия в формировании враждебных иррегулярных вооруженных сил или отрядов наемников.
Особой формой агрессивных действий является спонсорство агрессии – оказание помощи агрессору в осуществлении его планов политическими, экономическими или военными средствами (поставки вооружения и военной техники, направление военных советников и специалистов).
Определение агрессии дается Советом Безопасности ООН с учетом всех обстоятельств ее совершения. При этом никакие соображения политического, экономического, другого характера не могут служить оправданием агрессии.
Территориальные приобретения или какие-либо другие выгоды, полученные в результате агрессии, признаются незаконными. Государство, подвергнувшееся агрессии, имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону (статья 51 Устава ООН). При этом действия государства, даже если они являются наступательными, считаются оправданными.
В случае агрессии Совет Безопасности ООН может принимать решения на применение против агрессора как невоенных мер (разрыв политических и экономических отношений, введение экономических санкций и т.п.), так и военных мер (применение вооруженных сил ООН, а также вооруженных сил государств-членов ООН) с проведением соответствующих военных операций.
Может предусматриваться также временное ограничение суверенитета государства-агрессора, оккупация его территории, признание его правительственных и военных органов, а также политических партий незаконными и преступными.
Согласно статье 5 Устава ООН агрессивная война считается тягчайшим преступлением против человечества. Агрессор несет международно-правовую и материальную ответственность в форме репараций и реституции.
Задачи усмирения агрессии состоят в создании барьеров, пресекающих или предотвращающих агрессию, а также в культурном развитии, служащем преобразованию природного инстинкта агрессии в безопасные виды социальной и психической энергии.

Источник: Война и мир в терминах и определениях

АГРЕССИЯ
противоправное и преднамеренное применение вооруженной силы государством первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости др. государства или каким-либо др. образом, несовместимым с Уставом ООН. Основные элементы агрессии сформулированы в ее Определении, которое прилагается к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
№ 3314 (XXIX) от 14 декабря 1974 г. Согласно ст. 3 Определения агрессии 1974 г. в качестве актов А. рассматриваются, независимо от объявления войны, следующие случаи А.: 1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию др. государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия территории др. государства или части ее; 2) бомбардировка вооруженными силами государства территории др. государства или применение любого оружия государством против территории др. государства;
3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами др. государства; 4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты др. государства; 5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории др. государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения. По способу осуществления А. может быть прямой, т.е. совершаемой регулярными вооруженными силами государства, являющимися его органом, и косвенной, т.е. совершаемой вооруженными бандами, группами, иррегулярными силами и наемниками, формально не входящими в состав регулярных воору женных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним или связь с этим государством, но засылаемые этим государством или от его имени. Актом А. являются также действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение др. государства, использовалась для совершения акта А. против третьего государства. В качестве агрессора может выступать группа государств, при условии, что каждое из них фактически участвует в совершении акта А. Право на установление факта совершения А. принадлежит Совету Безопасности ООН, который уполномочен выйти за пределы перечня актов, перечисленных в Определении А. Установление СБ ООН акта А. создает основания для принятия им рекомендаций и решений о том, какие меры в соответствии с гл. VII Устава следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Впредь до установления акта А. СБ ООН государство, подвергшееся вооруженному нападению, вправе осуществлять свое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Международный суд ООН в ряде своих постановлений признал, что отдельные положения Определения А. являются отражением обычного международного права. А. – международное преступление, влекущее международно-правовую ответственность государства. Индивидуальная уголовная ответственность лиц, которые в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими и военными
действиями государства, виновных в планировании, подготовке и осуществлении акта А., предусмотрена одобренной 11 сентября 2010 г. на Конференции по обзору Римского статута Международного уголовного суда ст. 8-бис, дополнившей статут (принят 17 июля 1998 г.). Ст. 8-бис воспроизводит основные положения Определения А. и применяется в отношении граждан и территории тех государств, которые ее ратифицировали. СБ ООН охарактеризовал как акт вооруженной агрессии бомбардировку ВВС Израиля лагеря Организации освобождения Палестины на территории Туниса (резолюция № 573 (1985) от 4 октября 1985 г.), однако сделал это не в порядке гл. VII Устава. С другой стороны, действуя на основании гл. VII в ситуации, сложившейся после вооруженного нападения Ирака на Кувейт 2 августа 1990 г., выявив в действиях Ирака ряд составов, соответствующих Определению агрессии, и применив к Ираку строгие и всеобъемлющие санкции, СБ ООН не только не сослался на Определение, но и не установил совершение Ираком акта А.

Источник: Словарь международного права. 2014

АГРЕССИЯ
от лат. aggressio — нападение), незаконное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа (нации). Обязательными признаками А. являются первенство (инициатива в применении вооруженной силы) и имперские намерения, захватнический умысел (отторжение территории другого государства, вмешательство в его внутренние дела, расширение сферы своего влияния и т. п.). Определение А. принято в 1974 29-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Она может быть прямой и косвенной. К прямой А. относятся: вторжение вооруженных сил государства на территорию другого государства; военная оккупация территории государства; аннексия всей территории государства или ее части; применение любого оружия одним государством против другого государства; блокада военная портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на вооруженные силы другого государства; применение государством своихвооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению, против третьего государства в нарушение условий соглашения; пребывание таких вооруженных сил на территории другого государства после прекращения действия соглашения. Вооруженное нападение — наиболее опасная и открытая форма агрессии, но она может осуществляться и в экономической, идеологической, психологической и иных формах. Косвенная А. — это замаскированное применение вооруженных сил против другого государства, когда эти вооруженные силы скрывают связь со своим государством, хотя фактически действуют от его имени или по поручению. Выделяют как особый случай соучастие в А. Оно включает такие действия, как, например, предоставление государством территории в распоряжение другого государства для совершения агрессивных актов против третьего государства. Перечисленные виды А. не являются исчерпывающими. В каждом конкретном случае Совет Безопасности ООН, принимая во внимание всю совокупность обстоятельств, может определить, какие действия представляют собой агрессию. Не являются А. вооруженная борьба народов за свободу и независимость, участие иррегулярных вооруженных формирований и добровольцев в оказании помощи национальноосвободительным движениям. А. — тягчайшее преступление международное, за которое в международном праве предусмотрена политическая, материальная и уголовная ответственность. По решению Совета Безопасности ООН против агрессора могут быть применены санкции невоенного характера, а при необходимости — действия вооруженными силами государств-членов ООН. Агрессии отражение, система мер оборонительного характера государства, подвергшегося агрессии, направленных на срыв замыслов агрессора, сохранение основной части военного потенциала, стратегическое развертывание вооруженных сил, нанесение агрессору ответного удара. Такие действия не могут рассматриваться как А., даже если они являются наступательными. В полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права российское законодательство актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления ей войны признает: 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любую военную оккупацию территории Российской Федерации, являющуюся результатом такого вторжения или нападения, либо любую аннексию территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы; 2) бомбардировку вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации; 3) блокаду портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств); 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федера-ции или другие войска независимо от места их дислокации; 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации; 6) засыпку иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего, потенциала ядерного сдерживания. Тем не менее, значение военносиловых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. В силу этого в Российской Федерации в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Они, в соответствии с законом об обороне, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Агрессии пресечение, решительное применение военной силы, политико-дипломатических, экономических и других средств мирового сообщества либо государств-участников региональных соглашений о коллективной безопасности против агрессора для прекращения его вооруженного нападения. Государство, подвергшееся А., имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН). Лит.: Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003; Борьба СССР в ООН за мир, безопасность и сотрудничество. М., 1986; Международное право в документах. М., 1982; Рыбаков Ю.М. Вооруженная агрессия — тягчайшее международное преступление. М., 1980; Донской Д. Агрессия — вне закона: об общепризнанном определении агрессии. М., 1976.

Источник: Геокультурная энциклопедия

АГРЕССИЯ
захватническая война, направленная на передел мира, политическое или экономическое порабощение народов; объявляется основой внешней политики буржуазных государств. Аналогичные действия коммунистического государства, имеющие целью захват другой страны или лишение его политической независимости, не рассматриваются как А., но именуются «братской помощью». Таким образом, в толковании А. советская идеология исходит не из характера действий государства, а из его социально-политической сущности. В А., квалифицируемой как тягчайшее преступление против мира и безопасности, всегда обвиняются государства с некоммунистическим режимом, руководимые «империалистическими кругами» , или страны, «предавшие» интересы международного коммунистического движения и вступающие в «сговор» с «мировой реакцией»; типичный пример — Китай. СССР обвиняет Запад в проведении захватнической политики во всем мире: в вооруженных нападениях на государства, борющиеся за свою национальную независимость (прямая А.) : в подрыве экономической базы стран «третьего мира» (экономическая А.), в стремлении ослабить «социалистическое содружество» средствами политической и психологической экспансии и дискредитации законной власти (идеологическая А.), в террористической деятельности против сил «мира и социализма» (косвенная А.). Одновре20 менно Советский Союз представляется «поборником мира» и «дружбы между народами», решительным противником захвата чужих территорий, политического и экономического закабаления других стран.
Осуждение А. используется коммунистической идеологией исключительно в прагматических целях советского руководства. В период становления СССР отказ от захватнической политики был обусловлен слабостью страны и боязнью иностранного вторжения. Широкая пропагандистская кампания 20-х годов позволила советскому правительству добиться международной поддержки коммунистического режима. Но даже в этот трудный для СССР период советские войска вторглись в Польшу, захватили внешнюю Монголию и, сформировав там марионеточное правительство, положили начало процессу создания государств — сателлитов Москвы. В эти годы советское правительство инспирировало коммунистические перевороты в Германии и Венгрии, проникновение в Финляндию. Только явный провал попыток спровоцировать «мировую революцию» вынудил советских руководителей изменить курс и перейти к программе «построения социализма в одной стране» , что явилось в сущности А. против собственного народа: индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства стоили советской России десятки миллионов жизней. Перевооружив армию и усмирив собственные народы, Советский Союз обратил свои взоры на соседние государства. В 1939-1940 годах советские войска вторглись в Польшу, Финляндию и Румынию, захватив значительную часть их территорий, присоединили к СССР Эстонию, Латвию и Литву. В ходе второй мировой войны СССР стал всемирной империей; в сферу советского политического, экономического и социального влияния попали страны Восточной Европы и Юго-восточной Азии. Советский Союз аннексировал Западную Белоруссию, Западную Украину и Бессарабию, оккупировал Курильские острова и Южный Сахалин. Экспансионистские акции СССР, совершенные до и во время второй мировой войны, объяснялись опасностью «капиталистического окружения» , посягавшего на социалистические завоевания; после войны — верностью «интернациональному долгу».
Ударные отряды коммунизма (в советском лексиконе — «прогрессивные силы») рекрутируются либо из просоветских элементов в соответствующих государствах, либо формируются на территории СССР, а затем перебрасываются в нужную страну накануне или в процессе вторжения. Этот метод А. был использован Советским Союзом при аннексии Прибалтики, создании марионеточных правительств в Польше, Чехословакии, Восточной Германии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Албании, Северной Корее. Но не удался — в Финляндии и Югославии. В 60-е годы, когда движение за социально-политическое обновление, развернувшееся в странах Восточной Европы, поставило под угрозу целостность коммунистической империи, в СССР была пущена в ход доктрина Брежнева «об ограниченном суверенитете социалистических стран», оправдывающая введение войск стран Варшавского военного пакта (по существу советских войск) в любую коммунистическую страну. Предлог защиты «единства» социалистического лагеря и «завоеваний социализма» использовался во всех случаях, когда кремлевское руководство стремилось пресечь любые попытки демократизации коммунистического режима (как это происходило в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г.), уменьшить зависимость от диктата Москвы, добиться гражданских прав, выдвинуть экономические требования (Польша в 1980 г.) и т. д. Эскалация советского наступления на страны Азии и Африки побудила руководство СССР еще более расширить толкование доктрины Брежнева: оказывается, ограничен суверенитет любой страны, в которой, с советской точки зрения, возникла революционная ситуация. Иначе говоря, суверенитет государства был поставлен в зависимость от главной задачи — защиты «прогрессивных движений».
Новый вариант «доктрины Брежнева» позволил советским руководителям идеологически обосновать вооруженное вторжение в Афганистан. В тех случаях, когда Москва считает невозможным или нецелесообразным непосредственное участие СССР в военных действиях, для защиты советских интересов используются армии стран-сателитов: Кубы, Восточной Германии, Вьетнама (в Южном Йемене, Анголе, Эфиопии, Кампучии). Постоянно обвиняя Запад в идеологической А. против стран социализма, во вмешательстве во внутренние дела суверенных государств, СССР настойчиво экспортирует коммунистические идеи, используя любые «трещины» в экономической и политической жизни независимых стран. Политика детанта, наведения культурных мостов с Западом позволила Москве создать подпольные идеологические туннели, в которые втягивается молодежь и левая интеллигенция. Вовлечение стран Западной Европы в советскую орбиту осуществляется с помощью многочисленных торговых соглашений; СССР искусно использует лозунги азиатской солидарности или мусульманского единства (лозунги подкрепляются массированными поставками советского вооружения и техники) для привлечения симпатии и поддержки стран «третьего мира».
Как идеологическая, так и экономическая А. Советского Союза часто являются предпосылкой политических переворотов. Одна из разновидностей советской А. против Запада — поддержка и субсидирование различных террористических организаций и группировок: «Красных бригад» в Италии, «Красной армии» в Японии, банд Бадер-Майнхоф в Германии, Ирландской революционной армии в Англии, палестинских экстремистов на Ближнем Востоке, сандинистов в Никарагуа — всех, кто способен изменить соотношение сил в пользу Советского Союза. Под руководством Москвы террористы проходят обучение в более чем сорока специальных центрах СССР и стран Восточной Европы, сколачиваются в законспирированные, хорошо организованные соединения и бригады. Из разрозненных шаек убийц и грабителей они превращаются в серьезную оперативную силу с конкретными планами и определенными заданиями. Их конечная цель (на случай готовящейся войны СССР со странами свободного мира) — в назначенное время выйти из подполья и, сея страх и разрушение, помочь советской армии сокрушить независимость западных государств. Пока же Советский Союз ставит перед международным террористическим интернационалом более скромную задачу: подрыв политической стабильности демократических стран. Руками террористов Москва ведет необъявленную третью мировую войну. У террористов есть военные базы, собственная агентура, современное оружие и верховное командование — в Москве.
Таким образом, коммунистическая А. ведется не только против стран свободного мира. Она направлена против самого права человека на жизнь. Мстя всему человечеству, террористы служат СССР, хотя нередко платят им непосредственные заказчики — ливийские, иракские, сирийские и прочие.
ПРИМЕРЫ: «Агрессия американской и израильской военщины в Ливане приобретает все более широкие масштабы». («Правда», 15 декабря 1983, с. 5.) «Агрессия Китая против СССР показала, что пекинские правители в любой момент могут разжечь пожар войны, преследуя свои экспансионистские цели». («Международная жизнь», 1980, № 1, с. 74.) «Агрессия США против Гренады несет с собой угрозу безопасности всех стран Карибского бассейна, Латинской Америки, делу мира во всем мире». («Комсомольская правда», 28 октября 1983, с. 3.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

АГРЕССИЯ
нападение одного государства на другое. Понятие А. включает в себя признак инициативы и умысла, означает нападение, совершенное каким-либо государством первым. Поэтому действия государства, подвергшегося нападению и дающего в порядке самообороны вооруженный отпор агрессору, хотя они могут выражаться и в ведении наступательных операций, не рассматриваются как агрессия. Аналогичным образом не рассматриваются как А. применение вооруженной силы в порядке осуществления санкций против агрессора, предусмотренных Уставом ООН. В международно-правовой доктрине и практике существуют также понятия косвенной А., экономической А., идеологической А. Запрещение А. Впервые идея запрещения А. была выдвинута и сформулирована как важнейший международно-правовой принцип в Декрете о мире, подписанном В.И.Лениным 26 октября (8 ноября) 1917. Попытки запретить А. и объявить ее международным преступлением были предприняты Лигой наций. Указания на запрещение и преступность А. содержались в проекте договора о взаимной помощи от 15.VII.1923, составленном одной из комиссий Лиги наций, и в Женевском протоколе от 2.Х.1924 о мирном разрешении международных споров. Оба эти документа, однако, не получили обязательной силы, хоты сыграли известную роль в утверждении в международном праве принципа запрещения агрессии. 24.1Х.1927 Ассамблея Лиги наций приняла специальную декларацию, в которой заявлялось, что «всякая агрессивная война является и остается запрещенной» и «составляет международное преступление». Практическое значение этой декларации, однако, сводилось на нет тем, что основной акт Лиги наций - ее Устав - не только не содержал положений, предусматривающих прямое запрещение А., но в ряде своих статей (12, 13 и 15) допускал обращение к войне со стороны государства, находящегося в споре с другим государством, если оно выполнит некоторые формальные требования. Агрессией признавалось лишь нападение, совершенное «в нарушение Устава». Многосторонним договорным актом, устанавливавшим запрещение А., являлся подписанный 27.VII.1928 Келлога - Бриана пакт об отказе от войны как орудия национальной политики. В современном международном праве запрещение агрессии приобрело значение общепризнанного принципа, обязательного для всех государств. Устав ООН обязывает ее членов разрешать все свои споры только мирными средствами, не допуская никаких исключений из этого принципа, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Согласно Уставу применение государством силы может иметь место лишь при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН, или по решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, а также против бывших вражеских государств периода второй мировой войны с целью пресечь возобновление агрессивной политики со стороны таких государств. Уставы Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов закрепили юридическую квалификацию А. как тягчайшего международного преступления. Почти в идентичных формулировках оба эти акта установили, что «развязывание или ведение агрессивной войны» является преступлением против мира. Принципы, нашедшие выражение в Уставе, и приговоры Нюрнбергского трибунала подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11.ХП 1946. Ответственность за А. В современном международном праве твердо установлен принцип ответственности государства за совершение А. Эта ответственность является политический, когда государство за совершение А. подвергается, например, тем или иным ограничением суверенитета, полной или частичной демилитаризации. Обычно агрессор несет также материальную ответственность за ущерб, причиненный его действиями, которая выражается в уплате репараций, в обязательстве осуществить реституцию и т.п. Лица, виновные в планировании, подготовке, развязывании или осуществлении А. несут уголовную ответственность. Уголовную ответственность несут также лица, совершившие в ходе А. преступления против человечности. Все эти формы ответственности государства за А. были практически применены к странам, являвшимся агрессорами в период второй мировой войны, и к их союзникам. Ответственность в подготовке и осуществлении А., гитлеровцев за совершаемые зверства (1943), решения Крымской и Потсдамской конференций (1945), Уставы Нюрнбергского (1945) и Токийского (1946) международных трибуналов. Определение А. Инициатива разработки определения «агрессия» принадлежит советской дипломатии. 6.11 1933 на конференции по разоружению советская делегация внесла декларацию об определении нападающей стороны (агрессора), согласно которой нападающим в международном конфликте должно признаваться государство, которое первое совершит одно из следующих действий: объявит войну другому государству, вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию др. государства; сухопутные, морские или воздушные силы бомбардируют территорию др. государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда этого последнего; сухопутные, морские, воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого государства без разрешения правительства последнего или нарушат условия такого разрешения, в частности в отношении времени или расширения района их пребывания; которое установит морскую блокаду берегов или портов др. государства. Несмотря на возражения со стороны Англии, не желавшей связывать себя определением А., а также Германии, Италии и Японии, опасавшихся, что определение А. может явиться препятствием для осуществления их агрессивных замыслов, Комитет по вопросам безопасности конференции по разоружению в основном принял советское предложение в виде акта об определении нападающей стороны. Но так как конференция, зайдя в тупик в вопросе о разоружении, прекратила свою работу, по этому акту не было принято окончательного решения. Акт об определении нападающей стороны положен в основу Лондонских конвенций об определении А., заключенных в СССР в 1933 с 11 государствами. Многие положения, содержащиеся в этом акте, были воспроизведены также и в ряде других международных соглашений: Саадабадском пакте 1937, Межамериканском договоре о взаимной помощи 1947. Пакт о Балканской Антанте 1934 прямо отсылает на определение А., содержащееся в Лондонских конвенциях. Таким образом, основанное на советском предложении определение А., получило широкое международное признание. По инициативе СССР вопрос об определении А. был поставлен в ООН и обсуждался на V (1950), VI (1951), VII (1952), IX (1954) и XII (1957) сессиях Генеральной Ассамблеи. Этим вопросом занималась Комиссия международного права (1951) и специальные комитеты, созывавшиеся для этой цели (1953 и 1956). После десятилетнего перерыва XXII (1968) сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о создании вновь специального комитета по вопросу определения А. В 1953 СССР внес на рассмотрение в ООН определение А., аналогичное предложенному им в 1933, дополнив перечень актов вооруженного нападения взятым из Лондонских конвенций положением, согласно которому как нападение, так и поддержка каким-либо государством вооруженных банд, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства; или отказ этого государства, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства. Несмотря на упорное противодействие США, Англии и некоторых их союзников по военно-политическим группировкам, Генеральная Ассамблея в 1952 приняла резолюцию, в которой говорится о возможности и желательности «в целях обеспечения международного мира и безопасности... определить агрессию при помощи ее составных элементов». В 1953 на сессии Специального комитета ООН, учитывая пожелания многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, СССР представил проект определения А., в котором кроме определения вооруженной А. содержались также определения косвенной, экономической и идеологической А. В этих определениях косвенной А. признается поощрение каким-либо государством подрывной деятельности против др. государства (террористические акты, диверсия и т.п.); способствование разжиганию гражданской войны в др. государстве; способствование внутреннему перевороту в другом государстве или повороту в политике в угоду агрессору. В качестве экономической А. – принимаемые какимлибо государством (первым) меры экономического давления, нарушающие суверенитет другого государства, его экономическую независимость и угрожающие жизни этого государства; меры, препятствующие эксплуатации др. государством своих естественных богатств или национализация этих богатств; экономическая блокада. В качестве идеологической А. - поощрение пропаганды войны, пропаганды применения оружия массового уничтожения, способствование пропаганде фашистских взглядов, расовой и национальной исключительности, ненависти и пренебрежения к другим народам. В новый советский проект вошло такое положение о том, что как А. могут рассматриваться и другие, кроме перечисленных в проекте, действия государства, которые в каждом конкретном случае будут по решению Совета Безопасности ООН признаны вооруженным нападением или актом экономической или косвенной А. В ходе обсуждения этого проекта в ООН советская делегация подчеркивала, что необходимо сосредоточить усилия на разработке в первую очередь определения вооруженной А., как главной и наиболее опасной формы агрессии. В ООН основные положения советского предложения об определении вооруженной А. получили поддержку многих государств. Однако сопротивление со стороны США, Англии и некоторых их союзников помешало тогда завершить разработку определения А. и тем самым создать важное средство борьбы с А. Вновь созданный Специальный комитет в составе представителей 35 государств на своей сессии в 1968 г. констатировал стремление подавляющего большинства его членов, за исключением США и их союзников по военным блокам, разработать определение вооруженной А. в строгом соответствии с Уставом ООН. В ходе сессии развивающимися и латиноамериканскими странами был выдвинут ряд новых проектов определения А. В них нашли свое отражение отдельные элементы определения А., ранее выдвигавшиеся СССР. На сессии Специального комитета в 1969 делегация СССР внесла на рассмотрение проект нового определения вооруженной А. Сохраняя прежний принципиальный подход (согласно которому агрессором является государство, первым совершившее определенные действия), новое советское предложение имеет ряд существенных отличий. Оно дополнено указанием на то, что актом А. является применение государством для нападения ядерного, бактериологического либо другого оружия массового уничтожения. В него включены положения, закрепляющие право колониальных народов применять оружие в борьбе за самоопределение. В нем решаются вопросы международноправовой ответственности за А. Были выдвинуты также новые проекты определения вооруженной агрессии группой как афро-азиатских и латиноамериканских государств, так и западных стран. Самооборона в случае вооруженной А. по Уставу ООН. В статье 51 Устава ООН сказано, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН. Меры самообороны со стороны государства могут иметь место лишь в случае начавшейся, а не предполагаемой вооруженной А. Индивидуальная или коллективная самооборона в случае вооруженной А. может осуществляться до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами ООН при осуществлении права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности. Эти меры не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности. Косвенная, экономическая и идеологическая А. не могут являться основанием для мер самообороны, предусмотренных в ст. 51 Устава ООН. Санкции в случае вооруженной А. по Уставу ООН. Устав ООН предусматривает, что Совет Безопасности, констатировав наличие акта А., уполномочен либо принять решение о применении к агрессору мер, не связанных с использованием вооруженных сил, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радно или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений; либо предпринять воздушными, морскими или сухопутными силами необходимые действия для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции вооруженных сил. В случае применения военных санкций против А. вооруженные силы должны предоставляться в распоряжение Совета Безопасности членами ООН на основании особых соглашений, заключаемых между Советом Безопасности и соответствующими государствами - членами ООН. Меры безопасности в случае угрозы А. по Уставу ООН. Одной из основных целей системы коллективной безопасности ООН является устранение угрозы миру. По Уставу ООН на Совет Безопасности возлагаются главная ответственность и исключительные полномочия по принятию принудительных мер для устранения угрозы А. (ст. 39). В этом случае меры, принимаемые Советом Безопасности, носят превентивный характер. Определив существование угрозы А., Совет Безопасности может вынести решение, обязывающее членов ООН предпринять действия, включающие, когда это необходимо, использование вооруженных сил. Действия могут быть предприняты либо непосредственно членами ООН, либо через международные учреждения (организации), членами которых они состоят. Устав не препятствует существованию региональных соглашений и организаций для поддержания международного мира и безопасности. В случае угрозы А. на основании таких соглашений и благодаря участию в региональных организациях государства могут принять меры, направленные на обеспечение их безопасности. Эти меры, однако, не должны носить характера принудительных действий, поскольку последние принимаются лишь по уполномочию Совета Безопасности. Исключением являются меры, предусмотренные в региональных соглашениях и направленные против возобновления агрессивной политики со стороны бывших вражеских государств периода второй мировой войны.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.94 кб

«Обобществление» политических дискуссий на примере Интернета: агрессия и поиск компромисса - анализ

Павляк Петр
Дискуссия о характере публичных политических электронных споров, несмотря на впечатляющую литературу, посвященную изучаемому предмету, все еще далека от завершения.
Читать PDF
654.78 кб

Гитлеровская агрессия и судьбы народов и меньшинств Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы

Статья посвящена послеверсальскому миру и подготовке гитлеровской агрессии, развязыванию Второй мировой войны, геноциду и депортациям населения Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы, его послевоенному переустройству.
Читать PDF
214.62 кб

Спорт: Агрессия, насилие и власть

В.О. Мезинов
В статье рассматривается феномен спорта в его связи с агрессией, насилием и властью. Отмечается, что спорт соотносится с практиками насилия.
Читать PDF
636.30 кб

Речевая агрессия: способы выражения в региональной прессе

Гуськова Светлана Владимировна
В работе анализируются особенности реализации агрессивного компонента в современных региональных изданиях различных типов, что позволяет сделать выводы о степени распространенности текстов подобного содержания в прессе.
Читать PDF
317.95 кб

Выбрать жизнь?! или агрессия против собственного здоровья

Усков В. М., Гречкин В. И.
Читать PDF
175.00 кб

Дисбиоз, эндотоксиновая агрессия, нарушение функций печени и дисфункция эндотелия в хирургии. Соврем

Петухов В. А.
Читать PDF
132.92 кб

Коммуникативная агрессия в России: анализ мнения будущих политологов и журналистов

Быков Илья Анатольевич, Гладченко Ирина Алексеевна
В статье исследуется восприятие коммуникативной агрессии в средствах массовой информации и Интернете студентами Санкт-Петербургского государственного университета, обучающихся на образовательных направлениях «Политология» и «Журна
Читать PDF
355.95 кб

АГРЕССИЯ И ЕЕ МЕДИАВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ ЭФИРНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Бакеева Диана Анваровна
В статье освещается проблема медиавлияния современного российского телевидения на развитие личности как молодежи, так и детей: их ценностные установки, которые приводят к изменению структуры психики и формированию нового психотипа
Читать PDF
295.08 кб

Акушерская агрессия как причина снижения качества родовспоможения

Радзинский В. Е., Костин И. Н.
Настоящее сообщение основано на анализе наиболее частых ошибок при диспансеризации беременных и их родоразрешении.
Читать PDF
185.34 кб

Криминальная агрессия лиц с умственной отсталостью: некоторые причины и условия

Сазонова Н. И.
Анализируются причины и условия, способствующие биологическому и социальному дезадаптации отсталых людей.
Читать PDF
570.19 кб

Криминальная агрессия женщин

Васяткина Н. Н., Меринов А. В.
Читать PDF
1.20 мб

Лекарственная терапия при беременности: лечение или фармакологическая агрессия?

Айрапетов К.В., Вознесенская Е.А.
Читать PDF
0.00 байт

Агрессия как одна из форм социальной адаптации у детей подросткового возраста школ города Новокузнец

Глумова И. В., Числова М. А.
Читать PDF
0.00 байт

Оправдана ли агрессия при ведении родов?

Савельева Галина Михайловна, Караганова Елена Ярославна, Третьякова М. В.
В представленной статье затронуты дискутабельные вопросы, касающиеся современных взглядов на ведение родов и роли акушера в этом процессе.
Читать PDF
0.00 байт

Акушерская агрессия как причина снижения качества родовспоможения

Радзинский В. Е., Костин И. Н.
Настоящее сообщение представлено на IV Российском форуме «Мать и дитя» Комитетом по качеству медицинской помощи Российского общества акушеров-гинекологов (председатель: В.Е. Радзинский, секретарь: И.Н. Костин).

Похожие термины:

  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ

    вывоз токсических технологических процессов и отходов в другие страны.
  • Террористическая агрессия против России

    Президент РФ В. Путин: «Укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. Нам нужно набраться мужества и продолжить работу по искорене
  • АГРЕССИЯ (в международном праве)

    (лат. aggressio – нападение) – использование вооружённых сил одного государства или группы государств против суверенитета, территориальной целостности, политической независимости другого государс
  • АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ

    агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, иррегулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими сво
  • АГРЕССИЯ ПРЯМАЯ

    агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Поскольку регулярные вооруженные силы рассматриваются в качестве органов государства, совершаемые ими действия всегда являют
  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (в международном праве)

    агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого‑либо государства или скрывающими свою
  • ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ (в международном праве)

    агрессия, совершаемая регулярными вооруженными силами государства. Согласно ст. 3 “Определения агрессии”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г., в качестве актов агрессии рассматр
  • ВОЕННАЯ ДОКТРИНА АГРЕССИВНАЯ

    совокупность взглядов на военную политику агрессивного государства, которая базируется на решении захватнических задач средствами вооруженного насилия. В основе агрессивной военной доктрины л
  • АГРЕССИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ (в международном праве)

    вспомогательный по отношению к принципу первенства критерий, учитываемый Советом Безопасности ООН при определении существования акта агрессии в конкретной ситуации. Констатируя акт агрессии, С
  • АГРЕССИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ

    вспомогательный по отношению к первенства принципу критерий, учитываемый при констатации акта агрессии в конкретной ситуации. Констатируя акт агрессии, Совет Безопасности ООН выясняет наличие в
  • СТРАТЕГИЯ ОТРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ ОТВЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

    стратегическая концепция СССР, принятая в конце 80-х годов ХХ века. Исходила из необходимости отражения агрессии лишь ответными, преимущественно оборонительными действиями на всех ТВД с последующ
  • ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ ОСНОВНЫЕ

    совокупность сил, средств и обстоятельств, активно противодействующих факторам войны. Задействуются миролюбивыми силами в интересах сдерживания агрессии и обеспечения международной безопаснос
  • ИСТОРИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЙН И СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ

    активизированное в конце ХХ века направление военно-исторических исследований, имеющее целью объективное изучение исторических фактов, а также факторов (мер), действие которых привело к снижению
  • АКТ АГРЕССИИ

    в международном праве наиболее опасный вид нарушения мира. А. а. в каждом конкретном случае констатируется Советом Безопасности ООН на основе его полномочий в соответствии с Уставом ООН, при этом