Агитация
Агитация
от лат. agitatio приведение в движение, побуждение к чему-либо) - распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации. Тесно связана с пропагандой.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Агитация
(от лат. «agitatio» – приведение в движение) –пропагандистская деятельность, направленная на побуждение к действию, политическую активность отдельного человека, групп, слоев населения; один из распространенных способов и механизмов политической борьбы (см. Пропаганда).
Агитация
(лат. aqilalio - приведение в движение). Пропагандистская деятельность с целью привлечь к политической активности отдельные социальные группы или широкие массы населения. Отличается разнообразием устных средств и СМИ (печатных и электронных), является важным инструментом борьбы за власть.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
АГИТАЦИЯ
лат. agitatio — приведение в движение) — пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств и является распространенным инструментом политической борьбы.
АГИТАЦИЯ
-и, ж. (лат. agitatio – приведение в движение). Процесс воздействия на избирателя в ходе предвыборной кампании, цель которого – убедить избирателя голосовать определенным образом, для чего изменить его мнения, установки или отношение к кандидатам. Довод охраны: люди могут воспринять это за агитацию, а агитировать пока нельзя (РГ. 2012.30.01).
Агитация
воздействие на сознание, настроение, активность личности или группы с помощью устных выступлений. А. рассчитана на влияние па мнения, эмоции, отношения или поведение людей или групп. Для ведения А. создается организационная структура, называемая агитационной. Часто она является неформальной структурой. В ИМ она используется для изменения личного и коллективного сознания заинтересованных лиц и их воздействия на Объект в интересах Центра.
АГИТАЦИЯ
agitation, от лат. agitatio - приведение в движение) -целенаправленная устная и печатная деятельность, имеющая своей задачей политическое воздействие на общественное и индивидуальное сознание путем распространения различных идей, взглядов, лозунгов, убеждений, а также привлечения людей к активной социально-политической деятельности. Для агитации могут активно использовать средства массовой информации, а также митинги, демонстрации, собрания.
АГИТАЦИЯ
(лат. ведение в движение) устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение масс с целью побудить их к активности. В социалистических странах А. важное средство мобилизации масс на решение задач социалистического и коммунистического строительства; в капиталистических государствах А. служит обеспечению потребностей политической борьбы классов и партий. Средства А.: беседы, митинги, публикации в газетах и журналах, выступления по радио, телевидению, в кино, плакаты, стенды и др. (см. также Пропаганда).
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
АГИТАЦИЯ
политическая (от лат. agitatio — приведение в движение) — одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий. А.п. выражается в распространении какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию. Всегда носит классовый характер. А.п. осуществляется путем бесед, докладов, выступлений на митингах и собраниях, в печати, на радио, по телевидению. Использует средства изобразительного искусства (плакаты, карикатуры, картины, скульптуры), кино, театра. А.п. предполагает дифференцированный подход к различным слоям населения, в зависимости от классового состава, культурного уровня, рода занятий. А.п. строится на учете настроений и запросов людей, на терпеливом разъяснении и убеждении. Она должна вестись доходчиво, конкретно, наглядно. Как правило, А.п. активно используется в политических мероприятиях (выборах, референдумах).
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
АГИТАЦИЯ
лат. аgitаtio — побуждение) — деятельность, связанная с убеждением электората (устно или с помощью средств массовой коммуникации) в правильности своих политических идей с целью воздействия на общественное сознание; побуждения народных масс к активным политическим действиям; одно из распространенных средств политической борьбы. Как отдельная стадия избирательного процесса, агитационная (предвыборная) кампания характеризуется использованием СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственными встречами кандидатов или представителей партий с избирателями с целью оказания влияния на электоральные предпочтения граждан. Организация и проведение агитационной кампании регулируется законодательством о выборах. В демократических странах существует запрет на монополизацию средств массовой информации, а также другие гарантии демократического характера агитационного процесса — распределение времени для агитации в СМИ между партиями пропорционально их представительству в парламенте (Германия, Австрия), регламентация времени и форм агитации (Италия), установление верхних пределов расходов на агитационную кампанию (США, Япония) и др. Агитационная кампания предполагает концентрацию различных ресурсов: материальных, финансовых, демографических и пр. Особое значение для агитационной кампании имеет разработка ее стратегии и тактики, для чего привлекают специалистов-экспертов. Успешное проведение агитационной кампании в современном избирательном процессе напрямую связывается с политическим маркетингом, использованием различных политических технологий.
Источник: Новейший политологический словарь
АГИТАЦИЯ
идеологическое, нравственное и психологическое воздействие на сознание и настроение людей для подчинения их политике руководства Советского Союза. Провозглашаемые цели А.: разъяснение, пропаганда и популяризация постановлений партийного аппарата и правительства, мобилизация советских масс на выполнение социальных и экономических планов. А. призвана усилить общественную и трудовую активность населения, организовать постоянный контроль коммунистической партии над советскими гражданами, их мыслями, взглядами, поведением. А. придается в СССР исключительное значение. Многочисленные постановления ЦК КПСС постоянно подчеркивают ее важность и необходимость, указывают средства ее активизации и совершенствования. В помощь агитаторам выпускается специальная литература, разрабатываются методические пособия и инструкции, издается ежемесячный журнал «Агитатор». Агитационная работа ведется с помощью бесед, митингов, теле- и радиопередач («устная А.») , лозунгов, плакатов, диаграмм («наглядная А.») , книг, статей в газетах и журналах («письменная А.»).
Устная А. рассчитана на непосредственный контакт агитатора с людьми. Она проводится специальными группами докладчиков и политинформаторов, функционирующих при первичных, районных и городских партийных организациях. Широкое распространение в 70-е годы получила устная А., известная под именем «наставничества» : встречи молодежи с заслуженными (по-существу, привилегированными) партийными работниками, военнослужащими, деятелями науки, искусства и т. д. Традиционными средствами такой А. являются также «устные журналы», праздничные собрания, чествование победителей «социалистического соревнования» и т. д. Агитатор призван восхвалять коммунистические идеи и принципы, возвеличивать «советский образ жизни» , утверждать нормы коммунистической морали, доказывать незыблемость коммунистического правопорядка. И одновременно — всячески дискредитировать капитализм: его порядки, нравы и устои. В своей деятельности агитатор не вправе выходить за рамки официальной информации, он не анализирует, а лишь повторяет и разъясняет. Кроме повседневной, заранее спланированной агитационной работы, агитатор участвует в периодически проводимых в СССР кампаниях по популяризации решений партийных съездов и пленумов, обсуждению директив пятилетних планов, организации сезонных сельскохозяйственных работ, подготовке к юбилеям, торжественным и «знаменательным» датам. Ему вменяется в обязанность регулярно читать лекции по коммунистическому воспитанию, проводить беседы на атеистические темы. Важное значение в СССР придается наглядной А.: партийным лозунгам и воззваниям, плакатам, стендам, доскам почета. Они — обязательный атрибут при оформлении больших зданий, улиц, площадей, предприятий. Среди непременных реквизитов каждого советского предприятия, учреждения, колхоза, воинской части — портреты Ленина, членов и кандидатов Политбюро КПСС. Наибольшими возможностями воздействия на общественное сознание располагает письменная А. Для реализации ее пропагандистских целей используются пресса, художественная, научная и детская литература. Для каждого вида печатной продукции, сообразно с ее жанром, дозируется определенный агитационный материал. В зависимости от возраста, вкусов, образования, психологических особенностей аудитории подбираются нужные цитаты «основоположников» научного коммунизма и высказывания советских руководителей, регламентируется мера дозволенного в показе и освещении советской действительности. Через всю жизнь советского человека — от рождения и до глубокой старости — проходят различные агитационные кампании. Убогие, шаблонные и схоластические, они оставляют в его сознании глубокий след, но полностью поработить его не могут. Вместо социальной активности, они нередко вызывают инерцию и пассивность, вместо убежденности — иронию и неприязнь. Тем не менее А. как продуманная система идеологического и политического манипулирования в определенной мере способствует стабилизации режима, насаждая и поддерживая необходимый коммунистам стереотип социального и индивидуального поведения.
ПРИМЕРЫ: «С озабоченностью говорилось на съезде о недооценке такого действенного инструмента, как устная политическая агитация, которой часто недостает конкретности и боевитости». («Правда», 1 февраля 1982, с. 2.) «Боевой, конкретной, лаконичной, должна быть на жатве наглядная агитация». («Агитатор», 1983, № 14, с. 32.) «В устной пропаганде и агитации широко используются плакаты». («Агитатор», 1983, № 20, с. 59.)
Устная А. рассчитана на непосредственный контакт агитатора с людьми. Она проводится специальными группами докладчиков и политинформаторов, функционирующих при первичных, районных и городских партийных организациях. Широкое распространение в 70-е годы получила устная А., известная под именем «наставничества» : встречи молодежи с заслуженными (по-существу, привилегированными) партийными работниками, военнослужащими, деятелями науки, искусства и т. д. Традиционными средствами такой А. являются также «устные журналы», праздничные собрания, чествование победителей «социалистического соревнования» и т. д. Агитатор призван восхвалять коммунистические идеи и принципы, возвеличивать «советский образ жизни» , утверждать нормы коммунистической морали, доказывать незыблемость коммунистического правопорядка. И одновременно — всячески дискредитировать капитализм: его порядки, нравы и устои. В своей деятельности агитатор не вправе выходить за рамки официальной информации, он не анализирует, а лишь повторяет и разъясняет. Кроме повседневной, заранее спланированной агитационной работы, агитатор участвует в периодически проводимых в СССР кампаниях по популяризации решений партийных съездов и пленумов, обсуждению директив пятилетних планов, организации сезонных сельскохозяйственных работ, подготовке к юбилеям, торжественным и «знаменательным» датам. Ему вменяется в обязанность регулярно читать лекции по коммунистическому воспитанию, проводить беседы на атеистические темы. Важное значение в СССР придается наглядной А.: партийным лозунгам и воззваниям, плакатам, стендам, доскам почета. Они — обязательный атрибут при оформлении больших зданий, улиц, площадей, предприятий. Среди непременных реквизитов каждого советского предприятия, учреждения, колхоза, воинской части — портреты Ленина, членов и кандидатов Политбюро КПСС. Наибольшими возможностями воздействия на общественное сознание располагает письменная А. Для реализации ее пропагандистских целей используются пресса, художественная, научная и детская литература. Для каждого вида печатной продукции, сообразно с ее жанром, дозируется определенный агитационный материал. В зависимости от возраста, вкусов, образования, психологических особенностей аудитории подбираются нужные цитаты «основоположников» научного коммунизма и высказывания советских руководителей, регламентируется мера дозволенного в показе и освещении советской действительности. Через всю жизнь советского человека — от рождения и до глубокой старости — проходят различные агитационные кампании. Убогие, шаблонные и схоластические, они оставляют в его сознании глубокий след, но полностью поработить его не могут. Вместо социальной активности, они нередко вызывают инерцию и пассивность, вместо убежденности — иронию и неприязнь. Тем не менее А. как продуманная система идеологического и политического манипулирования в определенной мере способствует стабилизации режима, насаждая и поддерживая необходимый коммунистам стереотип социального и индивидуального поведения.
ПРИМЕРЫ: «С озабоченностью говорилось на съезде о недооценке такого действенного инструмента, как устная политическая агитация, которой часто недостает конкретности и боевитости». («Правда», 1 февраля 1982, с. 2.) «Боевой, конкретной, лаконичной, должна быть на жатве наглядная агитация». («Агитатор», 1983, № 14, с. 32.) «В устной пропаганде и агитации широко используются плакаты». («Агитатор», 1983, № 20, с. 59.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.