АДОРНО ТЕОДОР
Источник: Новейший политологический словарь
Социально-политическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования - описание "нового антропологического типа". Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру.
немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик. Социально-политическая проблематика представлена у Адорно, прежде всего, в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования - описание «нового антропологического типа». Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру. Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями «отрицательной диалектики». Адорно и его сотрудники провели в начале 1940-х гг. в США исследование «авторитарной личности» как социально-психологической предпосылки фашизма и выделили ее характерные черты (конвенциализм, суеверность, стереотипное мышление и др.). Адорно считал, что антисемитизм - «клапан», в котором заключена потребность в авторитарных и бунтарских наклонностях; он определяется не признаками общества, а потребностями субъекта.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
(Adorno, Theodor W.) (1903–69) Немецкий философ, лидер "франкфуртской школы" (Frankfurt School) и представитель "критической теории марксизма". Получивший известность как философ, он также много писал о музыке и эстетике. Основные философские труды: "Диалектика просвещения" ("Dialectic of enlighment") (1947), написанная совместно с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), "Minima Moralia" (1951) и "Отрицательная диалектика" ("Negative Dialectics") (1966). В "Диалектике просвещения" Адорно опирался на идеи Вальтера Бенджамина (Water Benjamin) и Фридриха Поллока (Friedrich Pollock). Бенджамин разочаровался во взглядах марксистов на исторический прогресс, в то время как Поллок утверждал, что вмешательство государства в экономику приводит к разрушению социализма как альтернативы авторитарным и демократическим формам капитализма. Это убедило Адорно в необходимости рассматривать господство капитала как нечто, охватывающее все общество в целом. Контроль над массами и манипуляция ими входят в практику через стандартизированную "индустрию культуры", которая уничтожает феномен личности и свободы. Наличие такой идеологической "удавки" привело Адорно к мысли о том, что с сопротивлением рабочего класса практически покончено. "Minima Moralia" знаменует собой отход автора от марксизма гегелианского толка. В отличие от Гегеля (Hegel), утверждавшего, что "истина – это все", он считает, что "все ложно". Эта же мысль еще раз просматривается в "Отрицательной диалектике", где Адорно утверждает, что диалектика не приводит к единству между всеобщим и частным, как считал Гегель. Когда всеобщее становится выше частного, это скорее ведет к обезличиванию. Приведенный аргумент вместе с замечанием автора о том, что философия продолжает существовать только потому, что момент для понимания этой истины был упущен, – своего рода концентрированное выражение пессимистического характера мышления Адорно в рамках марксистской традиции. Адорно также принадлежит разработка концепции авторитарной личности. См. также reification (овеществление).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь