АДОРНО ТЕОДОР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

АДОРНО (Wiesengrund-Adorno) Теодор
1903-1969) — немецкий социолог, социальный философ, представитель «франкфуртской школы» неомарксизма. С 1938 г. — в США. Основные направления исследований — критика культуры («Диалектика просвещения», 1947, совместно с М. Хоркхаймером), а также изучение социально-психологических предпосылок тоталитаризма («Авторитарная личность», 1950). Цитата:«Как можно сочинять музыку после Освенцима?» Т. Адорно

Источник: Новейший политологический словарь

АДОРНО Теодор (1903-1969)
немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик.
Социально-политическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования - описание "нового антропологического типа". Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

Адорно, Теодор
Adorno) (Визенгрунд-Адорно) (1903-1969)
немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик. Социально-политическая проблематика представлена у Адорно, прежде всего, в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования - описание «нового антропологического типа». Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру. Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями «отрицательной диалектики». Адорно и его сотрудники провели в начале 1940-х гг. в США исследование «авторитарной личности» как социально-психологической предпосылки фашизма и выделили ее характерные черты (конвенциализм, суеверность, стереотипное мышление и др.). Адорно считал, что антисемитизм - «клапан», в котором заключена потребность в авторитарных и бунтарских наклонностях; он определяется не признаками общества, а потребностями субъекта.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АДОРНО ТЕОДОР

(Adorno, Theodor W.) (1903–69) Немецкий философ, лидер "франкфуртской школы" (Frankfurt School) и представитель "критической теории марксизма". Получивший известность как философ, он также много писал о музыке и эстетике. Основные философские труды: "Диалектика просвещения" ("Dialectic of enlighment") (1947), написанная совместно с Максом Хоркхаймером (Max Horkheimer), "Minima Moralia" (1951) и "Отрицательная диалектика" ("Negative Dialectics") (1966). В "Диалектике просвещения" Адорно опирался на идеи Вальтера Бенджамина (Water Benjamin) и Фридриха Поллока (Friedrich Pollock). Бенджамин разочаровался во взглядах марксистов на исторический прогресс, в то время как Поллок утверждал, что вмешательство государства в экономику приводит к разрушению социализма как альтернативы авторитарным и демократическим формам капитализма. Это убедило Адорно в необходимости рассматривать господство капитала как нечто, охватывающее все общество в целом. Контроль над массами и манипуляция ими входят в практику через стандартизированную "индустрию культуры", которая уничтожает феномен личности и свободы. Наличие такой идеологической "удавки" привело Адорно к мысли о том, что с сопротивлением рабочего класса практически покончено. "Minima Moralia" знаменует собой отход автора от марксизма гегелианского толка. В отличие от Гегеля (Hegel), утверждавшего, что "истина – это все", он считает, что "все ложно". Эта же мысль еще раз просматривается в "Отрицательной диалектике", где Адорно утверждает, что диалектика не приводит к единству между всеобщим и частным, как считал Гегель. Когда всеобщее становится выше частного, это скорее ведет к обезличиванию. Приведенный аргумент вместе с замечанием автора о том, что философия продолжает существовать только потому, что момент для понимания этой истины был упущен, – своего рода концентрированное выражение пессимистического характера мышления Адорно в рамках марксистской традиции. Адорно также принадлежит разработка концепции авторитарной личности. См. также reification (овеществление).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
8.19 мб

Теодор Адорно как теоретик искусства

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена одному из самых важных сочинений, написанных в XX в. по теории ис­кусства— «Эстетической теории» Теодора Адорно.
Читать PDF
892.38 кб

Вступ до філософії освіти Теодора Адорно

Віталій Брижнік
Стаття присвячена розгляду основних еле ментів філософії освіти Теодора Адорно. Було за уважено критичне ставлення цього соціального мислителя до «напівосвіти» як до культурного продукту індустріально-масової цивілізації.
Читать PDF
2.22 мб

Теодор В. Адорно - философ неидентичности

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
409.81 кб

Теодор Адорно и его «Эстетическая теория»: современный взгляд

Соловьева Г.Г.
В статье анализируется современная перцепция «Эстетической теории» Теодора Адорно, методолога Франкфуртской школы.
Читать PDF
475.43 кб

Теодор В. Адорно: основные этапы жизненного и творческого пути

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
142.43 кб

Концепция «Ускользающей реальности» в философии Теодора В. Адорно

Сивков Денис Юрьевич
В данной статье рассматривается концепция ускользающей реальности в контексте неклассической философии. Феномен ускользания реальности от познающего субъекта находится у таких авторов как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М.
Читать PDF
377.82 кб

Взаємна представленість суб’єкта і об’єкта в “естетичній теорії” Теодора Адорно

О. В. Рябініна, М. В. Болотських
У статті подано аналіз ідей Т.Адорно щодо соціально-естетичного буття мистецтва у контексті актуальних змістів культурної рефлексії. Схарактеризовано дискурс Т.

Похожие термины: