АБСОЛЮТИЗМ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Абсолютизм
неограниченная монархия, самодержавная власть.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Абсолютизм
теория или практика «абсолютного» правления, имеющего в своей основе притязания на неограниченное право власти.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Абсолютизм
форма правления, при которой вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит монарху, передается в порядке престолонаследия.

Источник: Политико-терминологический словарь

Абсолютизм
неограниченная монархия. (См. труды Томаса Гоббса (1588-1679) - основные труды: «О гражданине» (1642); «О теле» (1655); «О человеке» (1650); «Левиафан» (1651) и др.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Абсолютизм
от лат. absolutus) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица - монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти, фактическим отсутствием разделения властей.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

АБСОЛЮТИЗМ
(от лат. absolutus — безусловный) неограниченная монархия, деспотическая, основанная на произволе форма государственного правления, при к-рой политическая власть принадлежит всецело одному лицу монарху. Расцвет А. в Западной Европе 1718 вв., в России 1819 вв.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Абсолютизм
(от лат «absolutus» – неограниченный, безусловный) – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением, централизацией всей полноты государственной, политической власти в руках одного лица – монарха. Появление абсолютных монархий связано с процессом бюрократизации западноевропейских обществ, отходом от христианских основ и возникновением этатизма (см. Этатизм).

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Абсолютизм
(абсолютная монархия) – разновидность монархии, форма государственного правления, при которой монарх обладает неограниченной властью в государстве и соединяет в одном лице административную, законодательную и судебную власть. При фактическом деспотизме многих реально существовавших вариантов абсолютизма следует помнить, что абсолютный монарх должен как верховный судья и первый чиновник (главный администратор) следовать нормам, которые он принял как законодатель.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

АБСОЛЮТИЗМ
фр. absolutisme лат. absolutus неограниченный, безусловный) - форма правления в позднефеодальных государствах, при которой власть в стране всецело принадлежит монарху (царю, императору, королю, курфюрсту), являющемуся единоличным законодателем, главой администрации, возглавляющему вооруженные силы, фактически руководящему судом, государственной и религиозной системой. Представительные органы государственной власти при А. отсутствуют. В странах Западной Европы А. возник в результате разложения феодального строя и развития буржуазных отношений, что привело к установлению равновесия между дворянством и буржуазией. В России А. существовал в XVIII - начале XX в.

Источник: Политология: Словарь-справочник

АБСОЛЮТИЗМ
фр. absolutisme, англ, absolutism, от лат. absolutus -неограниченный, безусловный) - абсолютная монархия; самодержавная власть, форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть, исключающая участие народа в законодательстве и контроле за исполнительной властью. Своего расцвета А. достигал в странах Западной Европы в 17-18 вв. В России царь в 16-17 вв. правил вместе с боярской думой В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присвоили Петру I титул "Отца Отечества, Императора Всероссийского", и Россия стала империй. С этого времени в 18 - начале 20 в. в нашей стране существовала абсолютная монархия, хотя в употреблении сохранялись оба понятия: и "царь", и "император".

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

АБСОЛЮТИЗМ
(absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое решение по своему усмотрению. Как правило, абсолютными называют монархии начального периода новой истории, в первую очередь режим французского короля Людовика XIV. В политическом значении термином фактически начали пользоваться лишь с конца XVIII в., когда многие режимы этого типа уже были на грани отмирания. В отличие от тираний абсолютистские режимы существовали на легитимной основе. Людовик XVI в ноябре 1788 г., в канун Французской революции (French Revolution), сказал своему кузену, герцогу Орлеанскому (отцу будущего короля Франции Луи Филиппа, 1830–48), что любое его решение выражает волю закона. Некоторые современные историки утверждают, что абсолютизм никогда не означал неограниченной власти, поскольку существовал в рамках традиций и норм обычного права, которые ограничивали действия монарха.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

абсолютизм
Absolutismus. Absolutism (лат. absolutus – безусловный). Форма политического господства, при которой один человек, как правило, монарх, полностью как суверен распоряжается государственной властью; это нашло отражение в словах Людовика XIV «Государство – это я». А. как важнейшая форма правления развивался на Европейском континенте с момента окончания Тридцатилетней войны (1648) до Французской революции (1789). Он основывался на идее Божественного провидения. При А. система управления была укреплена путем создания государственной бюрократии с целью модернизации управленческих структур и военного дела. С возникновением А. получила развитие идея неограниченного государственного суверенитета. Тем самым внутри общества А. обусловил подрыв позиций и поражение феодализма, а вовне оказался связан с усилиями по территориальной интеграции и с властно-политической экспансией собственной государственности. Государственная целостность и государственный суверенитет стали важными основами образования современных государств. См.: Феодализм – Разделение властей – Суверенитет – Сословия – История политических учений

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

АБСОЛЮТИЗМ
понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица - монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". Абсолютизм допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного - Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал " просвещенный абсолютизм".

Источник: Словарь по политологии

Абсолютизм
от лат. absolutus - независимый, неограниченный)
абсолютная монархия. форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени государственная централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 - начале 20 веков. (см. Самодержавие). С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства - монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

АБСОЛЮТИЗМ
лат. аbsolutus — безусловный) — неограниченная монархия, форма государственного правления, при которой политическая власть полностью принадлежит одному лицу — монарху. Для абсолютной монархии характерна максимальная централизация государственной власти, исключающая наличие органов государственной власти, независимых от монарха. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютная монархия (самодержавие) просуществовала до XX в. В современном мире абсолютизм сохраняется в Бахрейне, Брунее, Ватикане, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии. Все существующие на сегодняшний день абсолютные монархии по своему характеру являются абсолютистско-теократическими — с общеобязательной (государственной) религией, а глава государства в этих странах является одновременно и высшим духовным лицом. Так, в Султанате Оман роль конституции выполняет Коран, парламент отсутствует, а правительство формируется непосредственно монархом. В других эмиратах Персидского залива конституции дарованы монархами, а в системе государственной власти особое место занимают так называемые семейные советы, состоящие из членов правящей династии. В Катаре роль парламента выполняет Консультативное собрание (совещательный орган), в Саудовской Аравии Совещательный совет назначается непосредственно королем, а в ОАЭ Национальное собрание формируется Советом эмиров и действует в качестве совещательного органа при правительстве. Цитата «Государство — это я!» Людовик XIV — «Король-Солнце»

Источник: Новейший политологический словарь

Абсолютизм
(самодержавие) - неограниченная, бесконтрольная, невыборная власть одного лица: князя, короля, царя, императора. Абсолютная монархия-государственный строй, при котором верховная власть всецело и нераздельно принадлежит одному лицу (монарху), осуществляющему диктатуру дворян-помещиков. В Западной Европе абсолютная монархия существовала в XV-XVIII веках. В России она сложилась в законченную форму в XVIII веке. Уничтожив средневековую политическую раздробленность, абсолютная монархия создала сложный государственный аппарат, управляемый многочисленным чиновничеством (бюрократией), ввела постоянную армию, увеличила налоги, усилила феодальную эксплуатацию крестьянства и беспощадно расправлялась с крестьянскими восстаниями. Дворяне-помещики при абсолютизме были свободны от налогов, владели землей, занимали командные должности в армии и при дворе монарха. Духовенство, как и дворянство, было опорой абсолютной монархии. Абсолютизм поддерживал буржуазию в ее промышленной и торговой деятельности; это способствовало развитию буржуазного общества, более передового по сравнению с феодальным обществом. С развитием капиталистической промышленности и торговли королевская опека и господство дворян-помещиков стали оковами для дальнейшего хозяйственного развития. Буржуазные революции - в Англии в XVII веке, во Франции в XVIII веке-свергли абсолютизм и заменили его конституционной монархией (Англия) или буржуазной республикой (Франция). В России абсолютизм был свергнут февральской буржуазно-демократической революцией 1917 г.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Абсолютизм
(лат. - неограниченный, безусловный) - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Термин "абсолютизм" используется также для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени. Хронологические рамки утверждения абсолютизма в Западной Европе - XVI-XVIII вв., в Центральной и Восточной Европе - XVII-XIX вв. Абсолютизм возник в момент обострения противоречий между дворянством и нарождающейся буржуазией. Монархи использовали ситуацию и устанавливали свою неограниченную власть. Существенными признаками абсолютизма являлись концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно- представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата, регулярной армии, полиции; подчинение церкви светской власти. Абсолютистское государство в первую очередь защищало интересы дворянства, но при этом было вынуждено учитывать и все более возрастающую экономическую роль молодой буржуазии. Абсолютизм играл на определенном этапе истории стимулирующую роль в развитии торговли и промышленности с помощью политики меркантилизма и протекционизма. Определенным идеалом выступал "просвещенный абсолютизм". Наиболее законченное выражение черты абсолютизма нашли во Франции. Особенностью французского абсолютизма явилось то, что в борьбе с феодальной аристократией он опирался на на часть буржуазии, связанной с административной деятельностью. В Англии наличие сильной торговой и частично промышленной буржуазии, "обуржуазивание" значительной части дворянства сильно ограничивали всевластие монарха. Здесь был сохранен парламент, местное самоуправление, отсутствовала постоянная армия. В Испании, где фактически отсутствовали буржуазные отношения абсолютизм выродился в деспотию. В Нидерландах буржуазия была достаточно сильна и недолго терпела насаждаемую испанцами абсолютистскую монархию. С укреплением буржуазных отношений абсолютизм утрачивал прогрессивный характер. В Англии и Франции абсолютизм был уничтожен в ходе буржуазных революций. В Германии происходила постепенная трансформация абсолютистской монархии в буржазно-помещичью. В России становление абсолютизма представляло собой длительный процесс. Во второй половине XVI в. складывались предпосылки для возникновения абсолютизма. Окончательное утверждение абсолютистского правления относится к первой четверти XVIII века. Абсолютизм в России имел ряд особенностей. К их числу относится слабость российской буржуазии. Российский абсолютизм утверждался, используя особую расстановку сил в самом господствующем классе: боярство-дворянство, дворянская аристократия - "новое дворянство". В становлении абсолютизма в России значительную роль сыграли неблагоприятные внешнеполитическая обстановка, обострение социальных противоречий как результат окончательного закрепощения крестьянства, недовольство купечества экономическими привилегиями дворянства. Ко времени Февральской революции 1917 г. этот процесс ещё не был завершен. Абсолютизм в России был ликвидирован в феврале 1917 г.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.



Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
402.19 кб

Цивилизационный абсолютизм и цивилизационный релятивизм

Касимов Руслан Харисович
В статье рассматривается проблема осмысления феномена цивилизации в рамках бинарной оппозиции абсолютного и относительного.
Читать PDF
26.31 мб

Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор затрагивает проблему определения мораль-ного абсолютизма, а также выявления его наиболее специфических черт.
Читать PDF
17.15 мб

Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы

Прокофьев Андрей Вячеславович
В статье реконструирована история становления и подвергнута анализу нормативная релевантность доктрины двойного эффекта. В качестве основы анализа выступают этические споры о допустимости применения силы.
Читать PDF
426.38 кб

Моральный абсолютизм и ложь во благо

Мехед Глеб Николаевич
В данной статье автор рассматривает проблему лжи через призму модельной ситуации, предложенной Кантом в трактате «О мнимом праве лгать из человеколюбия», обсуждение которой в 2008 г.
Читать PDF
985.67 кб

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ И КРИТИКА АБСОЛЮТИЗАЦИИ ЕЕ ИЕРАРХИЧЕСКИ-КАНОНИЧЕСКОГО ПРИНЦИП

Кагарлыкский А.Б.
Практическую реализацию положений универсальной экклезиологии мы можем наблюдать до сего времени.
Читать PDF
119.10 кб

Сущность абсолютизма в европейской политико-правовой мысли

Чесовская М. Г.
Читать PDF
251.61 кб

Концепция «Этического абсолютизма» Казимира Твардовского

Ильина Ю. А.
Статья посвящена анализу концепции «этического абсолютизма» К. Твардовского. Особое внимание уделено рассмотрению работ К.
Читать PDF
316.07 кб

Философская проблема обоснования математического знания: от абсолютизма к фаллибилизму

Медведев Николай Владимирович, Медведева Евгения Евгеньевна
Подвергнуто критике господствующее в философии математики абсолютистское представление, согласно которому любая математическая истина является абсолютно обоснованной, а значит, непогрешимой, и математика, возможно, является единст
Читать PDF
112.13 кб

Концепция морали: от абсолютизма к локальным системам

Левин Сергей Михайлович
В статье обсуждаются причины возникновения и сохранения морального абсолютизма как влиятельной этической и метаэтической теории.
Читать PDF
269.04 кб

Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса

Кирсанов Ярослав Александрович
В статье анализируется метафора машины власти в трактате Т. Гоббса «Левиафан». Данная метафора служит архетипом для двух взаимосвязанных традиций новоевропейского дискурса традиций механицизма и абсолютизма.
Читать PDF
218.01 кб

Российская государственность: метаморфозы абсолютистской формы (XVI начало XX века)

Карипов Балташ Нурмухамбетович
Одной из ведущих дискуссионных тем в истории русской политической мысли является проблема становления государственности как важнейшего фактора политической и общественной модернизации.