АБСЕНТЕИЗМ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Политико-терминологический словарь
Уклонение от исполнения гражданских обязанностей, напр. уклонение избирателей от участия в выборах в представительные органы государства, отказ от использования права голоса.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Сводный словарь по политологии
неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону; земледельческий: форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Прежде, когда в СССР и других социалистических странах, как правило, на выборах голосовало почти 100% избирателей, А. считался свойственным лишь капиталистическим странам. Сегодня А. - актуальная и острая проблема на постсоветском пространстве. В связи с этим здесь нередко выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие не менее четверти всех избирателей. Часто А. рассматривается и в более широком плане - как безразличное, равнодушное отношение членов общества не только к выборам, но и к политике, политической жизни вообще, уклонение от участия в ней. В этом плане А. - проявление социально-политической апатии, аполитичности.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным "верхам", сформировать пассивную личность.
Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.
Источник: Словарь по политологии
Серьезной причиной, обусловливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. А. в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.
В современной России число политически апатичных людей довольно велико. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие харизматического лидера. А. определенной части российского общества в значительной мере обусловлен крушением мифа о скорейшем вхождении в круг высокоразвитых стран и ожиданий "экономического чуда".
Роль А. в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно А. является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С др. - существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от А. к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения населения к политике через институализированные формы участия.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Низкая явка избирателей может создать угрозу легитимности избираемых органов, снижения авторитета власти, привести к кризису демократических институтов и создать угрозу установления диктатуры. Поэтому, вне зависимости от политического режима опасность подрыва доверия к избираемым органам, потери ими легитимности зачастую побуждает власти поощрять участие избирателей в выборах. В первую очередь это может заключаться в создании более благоприятных условий для голосования — выдаче открепительных удостоверений, разрешении голосовать досрочно или по почте, продлении времени работы избирательных участков в день голосования и т. п. Кроме того, участки для голосования стремятся размещать в наиболее удобных для посещения местах. В СССР широко практиковалось устройство в местах голосования бесплатных концертов художественной самодеятельности и профессиональных артистов, показы кинофильмов, а также организация работы буфетов, торговли дефицитными товарами и т. д. В ряде стран для повышения интереса избирателей к выборам и стимулирования участия в них разрешено устраивать лотереи на избирательных участках в день голосования. На активность избирателей влияет и агитация, проводимая организаторами выборов. В России в 1990-е гг. агитация, связанная с призывом к участию в голосовании, в день проведения выборов была запрещена наряду с другими видами обращений к избирателям. Однако этот запрет постоянно нарушался в той или иной форме. Внесенные в дальнейшем изменения в законодательство санкционировали этот вид агитации в день голосования. В ряде стран с различными политическими режимами участие в выборах рассматривается не только как право гражданина, но и как его долг. Такое понимание обосновывается тем, что, устраняясь от принятия какого бы то ни было решения на выборах, не участвующие в них избиратели перекладывают на других свою долю ответственности за определение пути развития общества и подрывают легитимность формируемых органов. Установленное законом принуждение избирателей к участию в выборах существует в Австралии, Бельгии, Люксембурге, Перу и ряде других стран. В Бразилии участие в выборах является обязательным для образованных (грамотных) избирателей в возрасте от 18 до 70 лет (для остальных — это только право, но не обязанность). Избирателю, входящему в данную широкую категорию, за неявку на выборы без уважительной причины в этой стране могут грозить штраф, увольнение с работы (если он находится на государственной службе), отказ в получении кредита в государственном финансовом учреждении и т. д. В современной Греции не явившиеся без уважительной причины на выборы избиратели могут быть наказаны не только штрафом, но и тюремным заключением на срок от 1 до 12 месяцев, а также лишены некоторых постов и воинских званий. Тюремное заключение за уклонение от участия в выборах грозит избирателям и в Пакистане. В большинстве демократических стран, установивших обязательное участие в голосовании, санкции за нарушение этой нормы незначительны. В Австралии, Бельгии, Люксембурге это небольшие денежные штрафы. Практика этих стран показывает, что даже несущественные наказания являются достаточным стимулом к отказу от абсентеизма.
Обязательное голосование имеет и существенные отрицательные последствия. Часть граждан сознательно идет на нарушения, предпочитая платить штрафы, но не ходить голосовать. Растет протестное голосование, например в форме порчи бюллетеней, которая в отдельных латиноамериканских странах приобретает массовый характер. Некоторым партиям оказывается выгодным вообще не вести избирательных кампаний и не тратить денег, ибо в результате высокой явки они без трудностей получают необходимые голоса. Вопрос о введении обязательного голосования в современной России обсуждался, и его актуализация была связана с падением явки на выборах. Особенно заметной эта тенденция была в больших городах, с одной стороны, и в небольших муниципальных образованиях — с другой. В больших городах на местных выборах явка часто еле-еле переваливала за 10 %, а в маленьких поселках для победы на выборах местных депутатов иногда нужно было получить всего несколько голосов. Однако законодатель пошел по иному пути, не став вводить обязательное голосование, но отменив нормы, связанные с порогом явки.
О. Б. Подвинцев, К. В. Киселев, Г. В. Голосов
Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.