Закон

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Закон
устойчиво повторяющиеся отношения между явлениями, имеет объективный характер (не зависит от воли людей). Законом также является нормативный акт высшего органа государственной власти.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Закон
(Law, Мыйзам) - нормативный и правой акт, изданный законодательным органом государственной власти в установленном порядке, регулирующий основные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Закон
(Law, Мыйзам) – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой. Он выражает государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

ЗАКОН
юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (напр., в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Закон
нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом государства или непосредственным волеизъявлением граждан (референдумом), обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Закон

- нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон - основная форма выражения права в современном обществе и ему должны соответствовать акты всех государственных органов. Законы регулируют основные, наиболее важные общественные отношения и отражают государственную волю правящего класса, его политические и экономические интересы.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

ЗАКОН
-а, м. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Федеральный конституционный З., федеральный З., З. субъекта Российской Федерации являются важнейшими источниками избирательного права. Главное для них – закон, а не то, кто каких политических взглядов придерживается (РГ. 2012.27.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

ЗАКОН
law, statute) - постановление государственной власти; в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все общегосударственные правила, установленные государством. В сугубо юридическом смысле 3. - это нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме). 3. составляет основу системы права конкретного государства и регулирует наиболее важные общественные отношения и процедуры.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

закон
Gesetz. Law Общ.: Твердый принцип упорядочения, твердая взаимосвязь между событиями и вещами (причиной и следствием), например в природе, обществе, науке, мышлении (природный, нравственный, математический, логики З.). Правов.: Обязывающее предписание (разрешение, требование, запрет), регулирующее поведение членов правового сообщества. Тем самым З. регулирует совместное существование в обществе, государстве и т. д. 1) З. в формальном смысле являются все конституционно принятые законодательными органами юридические нормы. Различают простые и изменяемые по конституции З. (принятые простым большинством), а также федеральные и земельные З. 2) З. в материальном смысле – это самостоятельные (суверенные) обязательные для всех предписания, которые: a) касаются неопределенного количества людей, б) абстрактно регулируют неопределенное количество случаев. Различают вышестоящие З. (например, конституция) и нижестоящие З. (например, формальные З.), правовые предписания и установления. За некоторым исключением (например, З. о бюджете) формальные З. являются по большей части и материальными З. З. являются обязательными для всех трех ветвей государственной власти. См.: Бундестаг – Законодательная власть

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ЗАКОН
в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле З. — нормативноправовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа (например, референдум), регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наибольшейюридической силой в правовой системе. Как самостоятельный источник права З. сложился еще в древности и пришел на смену правовому обычаю. В римском праве З. считалось специальное и конкретное в правовом отношении выражение суверенной воли римского народа, реализованное через сложившиеся государственные установления. Юридическая природа З. в отличие от иных нормативных правовых актов заключается в том, что З. — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органа страны, в нашем случае — Федерального собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа, т. е. носителей государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Этот порядок закреплен в Конституции страны и специальных законодательных актах — регламентах палат парламента.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Закон
1) общеобязательное правило, устанавливаемое государственной властью. Законы выражают волю господствующего класса, закрепляют порядки, угодные этому классу и направленные к поддержанию и укреплению его господства. Буржуазные законы имеют целью закрепить и увековечить капиталистическую эксплуатацию трудящихся, частную собственность на орудия и средства производства. Советские социалистические законы выражают волю рабочего класса и всего советского народа, закрепляют социалистические производственные отношения, служат делу завершения социалистического строительства и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Сталинская Конституция установила, что законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР и что единственным законодательным органом союзных и автономных республик являются Верховные Советы этих республик. В СССР закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой. Принятые Верховным Советом СССР законы публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Право толкования действующих законов СССР принадлежит исключительно Президиуму Верховного Совета СССР. 2) Закон в науке-вывод из большого числа наблюдений и опытов, выражающий существенные связи явлений в природе и обществе.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Закон
1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки;
2) в праве - нормативный правовой акт; установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в порядке референдума, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Порядок принятия закона устанавливается конституцией. Закон составляет основу системы права государства, обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам других органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы подразделяют на кодификационные и текущие. Закон является основным источником права в обществе. Действием закона называют обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права. Действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания в тексте закона нет, то срок его вступления в силу определяется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прекращается действие закона с момента его официальной отмены или по истечении срока, на который он был рассчитан, либо в силу фактической замены его другим, изданным позже законом. Действие нормативного акта может распространяться только на определенный, четко очерченный круг лиц, органов, организаций.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЗАКОН
1) необходимое, существенное, устойчиво повторяющееся отношение между явлениями; направленность или порядок следования событий во времени. 3. могут быть специфическими, действующими в ограниченной области, и общими. Диалектический материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер; 2) нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном конституцией порядке. 3., издаваемый в порядке текущей работы законодательного органа, обладает наиболее высокой юридической силой после конституции. Все акты, издаваемые государственными и общественными органами, должны соответствовать 3., не могут противоречить ему. В СССР 3. выражают и закрепляют основные направления политики КПСС и Советского государства, волю и интересы всего народа, обеспечивают укрепление социалистической государственности, правовых основ общественной жизни. По Конституции СССР (ст. 108, 114, 116) 3. СССР принимаются Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР; 3. союзных и автономных республик Верховными Советами этих республик, в союзной республике также и народным голосованием, проводимым по решению Верховного Совета союзной республики. Согласно Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик Президиумы Верховных Советов СССР и республик могут вносить, в случае необходимости, изменения в свои действующие законодательные акты с последующим представлением на утверждение соответствующего Верховного Совета на его очередной сессии. 3. СССР, постановления и иные акты Верховного Совета СССР публикуются на языках союзных республик.
XXVII съезд КПСС, Программа КПСС обращают внимание на необходимость настойчивого и последовательного совершенствования законодательства, контроля за осуществлением законов.
Законодательство в настоящее время призвано создать правовую базу перестройки, ее юридическое обеспечение. Развернута большая работа по совершенствованию законодательства по главным направлениям, определенным XXVII съездом партии и последующими пленумами ЦК КПСС. В июне 1987 на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва приняты Закон «О государственном предприятии (объединении)», Закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», постановление Верховного Совета СССР «0 перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны». На июньском (1987) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что «законы должны являться, как правило, актами прямого действия и быть обращены непосредственно к трудовым коллективам, государственным .и общественным органам, должностным лицам и гражданам». При этом важно всенародное обсуждение проектов законов и решений по крупным вопросам общественной и государственной жизни. На XXVII съезде партии и последующих пленумах ЦК КПСС признано необходимым в полном соответствии с Конституцией СССР выносить на всенародные обсуждения крупномасштабные экономические, научно-технические, социальные, экологические и др. проблемы, затрагивающие интересы республик, областей, городов, округов, районов. На эти цели направлен принятый Верховным Советом СССР ЗО.У1 1987 Закон СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни»

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.20 кб

Закон о паритете в политике Франции: дебаты и перспективы

Жукова Ольга Игоревна
На сегодняшний день Франция демонстрирует относительно хорошие показатели участия женщин в законодательной власти, слабые по сравнению с другими странами Евросоюза, но высокие по сравнению с более ранними периодами политической ис
Читать PDF
232.18 кб

«Qwerty-эффекты», «Path dependence» и закон Седова или возможно ли выращивание устойчивых институтов

Цирелъ С. В.
Читать PDF
1.14 мб

Внесение поправок в Закон об избирательных правах 1965 года как фактор повышения политической активн

Пигинешева Александра Павловна
В статье рассматривается распространение Закона об избирательных правах 1965 года на испаноязычное население США и его роль в повышении политической активности латинос, что, прежде всего, выражается в абсолютном увеличении числа и
Читать PDF
110.18 кб

Новый закон о партиях смена формы или изменение принципов?

Иванова Валентина Алексеевна
В статье проводится анализ поправок в новом законе о партиях, существенно изменивших политическую систему России в области партийного строительства. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных обществу изменений.
Читать PDF
251.26 кб

Закон Дюверже и система относительного большинства на думских выборах

Яргомская Наталья Борисовна, Лихтенштейн Анна Владимировна
Читать PDF
102.31 кб

«Закон о культуре» больше чем закон

Юдин В.И.
Читать PDF
350.63 кб

Специфика формата и жанровое своеобразие общественно-политической программы «Человек и закон»

Чебуркова Александра Евгеньевна
Читать PDF
156.20 кб

КОГДА НЕ ДЕЙСТВУЕТ ЗАКОН, ИЛИ ЕЩЕ РАЗ ПРО АУКЦИОН…

Молина Н.В.
Астахов П. Квартира. М.: ЭКСМО, 2009.Review of P. Astakhov's book "A Flat". (Moscow, 2009). In Russian.
Читать PDF
95.57 кб

Нужен ли в России закон о лоббизме?

Фельдман Павел Яковлевич
В статье оценивается целесообразность принятия в России специализированного закона, который регулировал бы воздействие заинтересованных групп на органы государственной власти.
Читать PDF
191.95 кб

Политическая культура: сущность, виды и закон

Борисенков Александр Александрович
В статье раскрывается сущность политической культуры, анализируются подходы к её толкованию.
Читать PDF
189.41 кб

Политическая культура: сущность, виды и закон

Борисенков Александр Александрович
В статье раскрывается сущность политической культуры, анализируются подходы к её толкованию.
Читать PDF
167.23 кб

Возможные перспективы развития партийной системы в России в контексте либерализации партийного закон

Тимошенко Василий Иванович, Какоткина Екатерина Михайловна
В данной статье анализируются основные нововведения в партийном законодательстве по итогам политики либерализации, инициированной Д.А.
Читать PDF
348.78 кб

ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Семаков Е. Э.
Читать PDF
228.35 кб

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» - НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одабашян Андрей
Читать PDF
103.75 кб

Нужен ли России закон о лоббировании?

Сергунин Александр Александрович
В статье рассматривается вопрос о возможности и целесообразности принятия закона о лоббизме в России. Анализируется опыт правового регулирования лоббизма в США и ЕС.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЗАКОН 18 МЕСЯЦЕВ

    Правило, якобы эмпирически выведенное на Западе, согласно которому победивший на президентских выборах политик если и успевает внести в жизнь общества что-то принципиально новое, то только в перв
  • ЗАКОН О ПЕРЕДАЧЕ ВЗАЙМЫ ИЛИ В АРЕНДУ ВООРУЖЕНИЯ

    см. Ленд-Лиз.
  • ЗАКОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-БИОСФЕРА

    закон, согласно которому любое изменение в природной среде, вызванное хозяйственной деятельностью человека, «возвращается» и имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную ж
  • Больших чисел закон

    одно из основных положений теории вероятностей, в силу которого совокупное действие большого числа случайных факторов приводит, при некоторых весьма общих условиях, к результату, почти не завися
  • ЗАКОН ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ

    закон смены элит в обществе, сформулированный Парето. Все общества, согласно Парето, управляются элитами, два типа которых циклично сменяют друг друга, - это «лисы», у которых преобладает комбинаци
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН

    правила нравственности, установленные культурно‑религиозной традицией и принимаемые человеком в качестве непререкаемого авторитета в соответствии с его совестью или верой (законы Моисея, запо
  • Протестный закон

    Einspruchgesetz (Einspruchsgesetz). Opposition law Федеральные законы в ФРГ, для которых не обязательно одобрение бундесрата, против которых он, однако, может выразить протест (ст. 77 ОЗ ФРГ). Протест может быть отклонен бо
  • ЗАКОН О ВЫБОРАХ

    юрид. Федеральный закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Закон о выборах нарушается по всем статья
  • ЗАКОН ДЮВЕРЖЕ

    закономерность, выведенная французским политологом М. Дюверже в 1951 г., о влиянии способа голосования (избирательной системы) на конфигурацию партийной системы. Исследователь учел психологическую
  • Основной экономический закон капитализма

    - закон экономического базиса капитализма, закон товарного производства. Цель капиталистического производства - нажива. "Цель капиталистического производства всегда состоит в создании максимума
  • Основной экономический закон коммунизма

    - закон единой коммунистической собственности, закон полного обобществления производства, включая отношения накопления, распределения, обмена и потребления, что обеспечивает единство экономиче
  • Основной экономический закон социализма

    закон развития социалистической экономики, содержанием которого является обеспечение благосостояния и всестороннего развития в с е х членов общества посредством наиболее полного удовлетворени
  • ЗАКОН О ЗАЩИТЕ МИРА

    закон, принятый Верховным Советом СССР 12.111 1951 в целях борьбы против пропаганды новой войны. Верховный Совет СССР признал, что совесть и правосознание народов, перенесших на протяжении жизни одног
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    federal law) - нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти той или иной Федерации. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ Ф.з. принимаются Государ
  • ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

    (Official Secrets Act) Британский закон о государственной тайне 1989 г. обьявил незаконным раскрытие информации, относящейся к вопросам обороны, безопасности и разведки, к международным отношениям; информац
  • КОНСТИТУЦИЯ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН

    (constitution) Свод основных правовых норм, регулирующих политику государства или подчиненных государству органов. Впервые термин использован в таком смысле после "Славной революции" 1688 г. в Англии, ког
  • ЗАКОН КУБА

    (cube law, better as cube rule) В избирательной системе Англии правило, открытое М.Г. Кендаллом и А. Стюартом в 1950 г.: в результате выборов, на основе принципа: "первый на финише" (first-past-the-post) между местами, полученн
  • Маккарена-Вуда закон

    Закон о внутренней безопасности, принят конгрессом США 23 сент. 1950 по предложению сенатора Маккарена (McCarran) и чл. палаты представителей Вуда (Wood). Является юридической основой для преследования лево
  • Закон о недрах

    Президент РФ В. Путин: «Система ресурсных платежей тоже требует изменений. Она должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими и перерабаты
  • закон об очищении

    применяемый в некоторых странах Восточной Европы. Согласно этому закону, лица, занимавшие высшие посты при коммунистическом режиме, автоматически лишаются права занятия должностей в государстве