ЗАГОВОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Заговор политический
тайный сговор нескольких лиц для достижения политических целей, представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за власть и влияние в политике. Роль заговора наиболее значительна в авторитарных социально-политических системах. При демократической организации общества значение заговора снижается, борьба за власть носит более широкий и гласный характер.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
ЗАГОВОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ
тайное соглашение нескольких лиц, выступающих индивидуально или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо или, реже чего-либо для достижения определенных политических целей. Особая разновидность интриги политической отличающаяся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной, а не созидательной направленностью.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Заговор политический
тайное соглашение (сговор) нескольких лиц, выступающих индивидуально или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо: реже чего-либо (против политического режима - проявился, в частности, в деятельности Горбачева, совместно с А.Н.Яковлевым - агентом ЦРУ (архив Крючкова) и Шеварднадзе, направленной на ликвидацию СССР (деятельность Горбачева и Яковлева) и Варшавского Договора (Шеварднадзе, министра иностранных дел Советского Союза во второй половине 80-х гг. XX века) в соответствие с замыслом политических лидеров и политических элит США и их союзников по НАТО. Заговор - особая разновидность политической интриги, отличающаяся максимально возможной конспиративностью и негативной, деструктивной направленностью. Большая часть известных в истории удавшихся заговоров (хотя механизмы самых успешных так и остаются тайными и до сих пор не раскрытыми) носила индивидуально направленный характер и была нацелена против конкретных личностей - прежде всего, против носителей власти. Как правило, заговоры направленные не против политической персоны высокого уровня, а против некоей идеи, терпели неудачи. Примером такого заговора является заговор декабристов 1825г., направленный не столько против личности Николая Первого, сколько против самодержавия и крепостничества.
Реальный заговор представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за влияние в политике и власть. Первые в истории заговоры были направлены на физическое устранение политического противника, что кардинально решало проблему, например, Брута против Цезаря, будущей императрицы Екатерины Второй против своего супруга и т. п. С течением времени по мере демократизации общества и его гуманизации (разумеется, весьма относительной) политические заговоры приобрели более спокойный характер и видоизменили конечную цель: вместо физического устранения стало достаточным политическое отстранение оппонента, его отставка или ссылка. Смягчение целей и методов заговора привело к изменению функциональных ролей его участников. Раньше традиционно достаточно четкую структуру участников заговоров составляли три группы лиц: I) максимально заинтересованные идейные вдохновители, получавшие наибольшую выгоду в случае успеха заговора. 2) организаторы-«разработчики» из числа их сторонников и помощников, а также 3) непосредственные исполнители, которые редко знали о всей структуре заговора (и страдавшие в первую очередь в случае его провала); о своей подлинном роли; они мало что знали, и мало что приобретали в случае успеха заговора. В качестве примера можно привести широко известный заговор французского кардинала де Ришелье против английского премьер-министра герцога Бекингэма. приведший к убийству последнего. С течением времени, однако, жесткие функциональные различия стали стираться: для сохранения тайны необходимо было сокращать круг посвященных, именно поэтому вдохновители брали на себя роль одновременно и организаторов и даже непосредственных исполнителей. Так, например, в заговоре ряда членов высшего руководства СССР в 1953г. против Берия инициаторам пришлось не только разработать все нюансы осуществления ареста Лаврентия Павловича, но и самим активно в них участвовать. Роль заговора как инструмента политики наиболее значительна в тоталитарных и авторитарных социально-политических системах, в которых вопросы власти сконцентрированы в среде узкой политической элиты и решаются в рамках не столько институционального, правового, сколько межличностного, келейного взаимодействия. В таких системах заговоры приобретают характер личных взаимоотношений между членами политической элиты, их личные амбиции. При демократической правовой системе значение заговоров снижается, борьба за власть ноет более широкий и гласный характер, требует вовлечения большого числа людей, что невозможно в сравнительно узких рамках заговора. Уменьшение степени концентрации власти, разделение властей, система сдержек и противовесов, появление структур представительской, регулярно сменяющейся власти неизбежно ведет к снижению опасности и эффективности заговоров.
Реальный заговор представляет собой одно из традиционно эффективных средств борьбы за влияние в политике и власть. Первые в истории заговоры были направлены на физическое устранение политического противника, что кардинально решало проблему, например, Брута против Цезаря, будущей императрицы Екатерины Второй против своего супруга и т. п. С течением времени по мере демократизации общества и его гуманизации (разумеется, весьма относительной) политические заговоры приобрели более спокойный характер и видоизменили конечную цель: вместо физического устранения стало достаточным политическое отстранение оппонента, его отставка или ссылка. Смягчение целей и методов заговора привело к изменению функциональных ролей его участников. Раньше традиционно достаточно четкую структуру участников заговоров составляли три группы лиц: I) максимально заинтересованные идейные вдохновители, получавшие наибольшую выгоду в случае успеха заговора. 2) организаторы-«разработчики» из числа их сторонников и помощников, а также 3) непосредственные исполнители, которые редко знали о всей структуре заговора (и страдавшие в первую очередь в случае его провала); о своей подлинном роли; они мало что знали, и мало что приобретали в случае успеха заговора. В качестве примера можно привести широко известный заговор французского кардинала де Ришелье против английского премьер-министра герцога Бекингэма. приведший к убийству последнего. С течением времени, однако, жесткие функциональные различия стали стираться: для сохранения тайны необходимо было сокращать круг посвященных, именно поэтому вдохновители брали на себя роль одновременно и организаторов и даже непосредственных исполнителей. Так, например, в заговоре ряда членов высшего руководства СССР в 1953г. против Берия инициаторам пришлось не только разработать все нюансы осуществления ареста Лаврентия Павловича, но и самим активно в них участвовать. Роль заговора как инструмента политики наиболее значительна в тоталитарных и авторитарных социально-политических системах, в которых вопросы власти сконцентрированы в среде узкой политической элиты и решаются в рамках не столько институционального, правового, сколько межличностного, келейного взаимодействия. В таких системах заговоры приобретают характер личных взаимоотношений между членами политической элиты, их личные амбиции. При демократической правовой системе значение заговоров снижается, борьба за власть ноет более широкий и гласный характер, требует вовлечения большого числа людей, что невозможно в сравнительно узких рамках заговора. Уменьшение степени концентрации власти, разделение властей, система сдержек и противовесов, появление структур представительской, регулярно сменяющейся власти неизбежно ведет к снижению опасности и эффективности заговоров.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013