ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Найдено 1 определение
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Республика Южная Осетия) — государство взападной части Закавказья.
Площадь — 3,9 тыс. кв. км. Население — около 72 тыс. чел.
Этнический состав: осетины, грузины, русские. Столица — г. Цхинвал (35 тыс. чел.).
Валюта — российский рубль.
Президент — Эдуард Кокойты (с 2001 г.).
История осетинского этноса уходит корнями в глубокую древность. Современные осетины — потомки древних скифов и живших в Средние века на Северном Кавказе аланских племен.
Осетинский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи.
В большинстве своем осетины — христиане православного исповедания.
Аланы (ясы) в Средние века жили, в основном на Северном Кавказе. Часть их, в результате нашествий с Востока и Юга, поселились в горных ущельях и в Закавказье (территория нынешней ЮО). Так произошло разделение единого этноса на две части, живущие по обе стороны Большого Кавказского хребта.
25 сентября 1750 г. в Петербурге делегация осетин обратилась к императрице Елизавете Петровне с просьбой принять осетинский народ в подданство. Вскоре на берегу Терека была построена крепость Владикавказ. В конце XVIII в. от его стен через Большой Кавказский хребет была проложена важная трасса — ВоенноГрузинская дорога. Осетинам было поручено ее охранять. Таким образом, вся Осетия, включая и Южную, вошла в состав Российской империи в 1774 г., за четверть века до принятия Восточной Грузии.
После Октябрьской революции Южная Осетия стала частью Грузинской Демократической Республики.
Режим меньшевиков в Тбилиси проводил в отношении коренного населения ЮО политику геноцида. В ноте российского наркома иностранных дел правительству Грузии от 17 мая 1920 г. говорилось: «В Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, то отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет».
Правительство Грузии обвинило осетин в сотрудничестве с большевиками и в июне — июле 1920 г. провело масштабную карательную операцию. Не менее 5000 человек были убиты, и более чем 13 тыс. стали жертвами голода и эпидемий.
После разгрома войск меньшевистского режима частями 11-й армии РККА в 1921 г., 20 апреля следующего года декретом Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии была образована «автономная область ЮгоОсетии» как составная часть Грузинской ССР с центром в г. Цхинвали. В АО были включены части территорий Горийского и Душетского уездов бывшей Тифлисской губернии, а также Рачинского и Шоропанского уездов Кутаисской губернии.
10 ноября 1989 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской АО Грузинской ССР принял решение о преобразовании ее в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего в конце ноября более 15 тыс. грузин пытались прибыть в Цхинвали, чтобы провести там митинг. В результате стычек между участниками акции, осетинами и милицией на пути в город 6 человек погибло, 27 получили огнестрельные ранения и 140 госпитализировано.
20 сентября 1990 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской АО принял Декларацию о государственном суверенитете, в которой провозглашалась «Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика (ЮОСДР) в составе СССР».
9 декабря 1990 г. прошли выборы в Верховный Совет Южно-Осетинской Республики. Жители грузинской национальности их бойкотировали. 10 декабря 1990 г. председателем Верховного Совета Республики ЮО был избран Торез Кулумбегов. В этот же день в Тбилиси заявили об «упразднении» автономии ЮО, в регионе было введено чрезвычайное положение.
6 января 1991 г. в Цхинвал вошли национальная гвардия и подразделения милиции Грузии. Но, натолкнувшись на сопротивление осетинских отрядов самообороны и местной милиции, они через три недели были вынуждены оставить город.
1 февраля 1991 г. Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. В результате пострадали рядовые граждане: в доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали младенцы.
В течение всего 1991 г. в регионе происходили межэтнические вооруженные столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта в Северную Осетию, на российскую территорию, откуда в ЮО для ее защиты прибывали добровольцы. В декабре Внутренние войска МВД СССР покинули город, оставив вооружение осетинам. ЮО во многом удалось отстоять свою независимость из-за политической нестабильности в самой Грузии, где в это время шла гражданская война.
19 января 1992 г. в республике прошел референдум, на котором 98% участвующих в голосовании высказались за независимость ЮО и воссоединение ее с Россией. В феврале возобновились артобстрелы Цхинвала. 20 мая у села Зар грузинские боевики расстреляли колонну беженцев, убив 36 человек.
24 июня 1992 г. президентами России и Грузии Б. Ельциным иЭ. Шеварднадзе были подписаны Дагомысские соглашения («Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта»), прекратившие боевые действия. Они предусматривали прекращения огня с 28 июня, создание в зоне конфликта Смешанной контрольной комиссии с участием представителей России, Грузии, ЮО и Северной Осетии.
13 июля прекратились артобстрелы Цхинвала, а 14-го в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского и осетинского).
Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 гг. в результате боевых действий в ЮО погибло, по разным оценкам, от 2000 до 4000 человек.
30 октября 1995 г. в Цхинвале состоялась первая грузино-юго-осетинская встреча с участием представителей России, Северной Осетии и ОБСЕ, а 27 августа 1996 г. во Владикавказе — первая официальная встреча председателя парламента ЮО Людвига Чибирова и президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Последний заявил, что, хотя «об автономии говорить рано», он не исключает в будущем возможности получения ЮО статуса автономной республики.
10 ноября 1996 г. первым президентом ЮО был избран Людвиг Чибиров. На президентских выборах 6 декабря 2001 г. победу одержал Эдуард Кокойты.
15 января 2002 г. парламент ЮО обратился к российскому руководству с просьбой о принятии республики в состав России.
С установлением в Грузии после «революции роз» в 2003 г. режима М. Саакашвили ситуация вокруг Южной Осетии резко обостряется. 3 января 2004 г. кандидат в президенты Грузии Саакашвили без согласования с юго-осетинскими властями посетил грузинское село Тамарашени близ Цхинвала и заявил, что 2004-й — это последний год, когда Южная Осетия и Абхазия не принимают участия в грузинских выборах.
В конце мая этого же года под предлогом борьбы с контрабандой Грузия ввела на подконтрольную властям ЮО территорию отряды МВД и армейского спецназа. 19 августа южно-осетинская столица была обстреляна из минометов, погибли 4 человека. В тот же день произошли боевые столкновения у села Тлиакан, в ходе которых погибло 16 грузинских военнослужащих и один осетинский ополченец.
20 августа грузинские войска были выведены из зоны конфликта. 12 декабря 2005 г. Э. Кокойты обратился к президентам РФ и Грузии, к главам государств ОБСЕ с новой инициативой по мирному урегулированию грузиноосетинского конфликта. Предусматривалась трехэтапная схема урегулирования, включающая демилитаризацию зоны конфликта, социально-экономическую реабилитацию региона и политические переговоры.
12 ноября 2006 г. президентом ЮО был вновь избран Э. Кокойты, набравший 96% голосов избирателей. Одновременно с выборами проходил референдум, на котором 99% проголосовавших высказались за независимость (при явке избирателей в 95,2%).
Стремление тбилисского режима силой вернуть ЮО в состав Грузии (частью которой она никогда юридически не являлась) подогревалось щедрыми финансовыми вливаниями США, перевооружившими грузинскую армию. Фактически все эти годы Вашингтон подталкивал Саакашвили к решению проблемы силовым путем. Бюджетом Грузии на 2008 г. запланированы расходы Министерства обороны, эквивалентные 0,99 млрд долларов. Кроме американского, в Грузию поставлялось оружие и из других стран.
Так, Украина поставила Грузии ЗРК «Оса» и «Бук», вертолеты Ми-8 и Ми-24, учебные самолеты Л-39, а также танки, БМП и стрелковое оружие, израильские инструкторы обучали грузинских военнослужащих.
Заявления грузинского руководства о необходимости пересмотра Дагомысских соглашений сопровождались вооруженными провокациями Тбилиси в зоне конфликта. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г., в день открытия Олимпиады в Пекине, когда принято соблюдать перемирие, режим М. Саакашвили осуществил вероломную агрессию в отношении ЮО. Цхинвал был подвергнут жесточайшему обстрелу из артиллерийских орудий, систем залпового огня «Град» и атакован подразделениями регулярной грузинской армии. К середине дня они заняли центр города.
Вторжение в ЮО грузинские власти лицемерно обосновывали необходимостью «восстановления конституционного порядка». На самом деле агрессия была предпринята с целью вытеснения и физического уничтожения коренного населения с территории республики, о чем красноречиво свидетельствует название военной операции — «Чистое поле».
По предварительным данным, жертвами агрессии грузинской военщины в ЮО стало около 2000 человек, в подавляющем большинстве — мирные граждане. Около 15.00 того же дня, почти одновременно с заявлением Президента России Д. Медведева по Южной Осетии, в республику вошли около 150 российских танков и бронетранспортеров.
9 августа частям 58-й армии удалось освободить Цхинвал от грузинских военных, в город были переброшены подразделения 76-й воздушнодесантной дивизии из Пскова. В результате решительных действий российские вооруженные силы наголову разгромили армию агрессора, нанесли удар по объектам военной инфраструктуры на территории Грузии.
12 августа «пятидневная война» закончилась полным военным разгромом Грузии, операция по принуждению агрессора к миру в зоне ответственности миротворцев (что предусматривалось Дагомысскими соглашениями) была завершена.
В этот же день президент Франции Н. Саркози (в 2008 г. Париж председательствует в Евросоюзе) и Д. Медведев подписали в Москве документ, содержащий 6 принципов урегулирования конфликта. Подпись под документом 13 августа был вынужден поставить и президент Грузии.
14 августа глава МИД России С. Лавров заявил, что «о разговорах про территориальную целостность Грузии можно позабыть, т. к. заставить Абхазию и Южную Осетию согласиться с насильственным возвращением в грузинское государство невозможно».
Д. Медведев заявил, что статус ЮО и Абхазии должны определять их народы и что Россия, как гарант безопасности на Кавказе, намерена согласиться с их решением.
22 августа парламент ЮО единогласно принял обращение к Президенту РФ, Совету Федерации и Госдуме России с просьбой о признании независимости республики. 25 августа, выступая на внеочередном заседании Совета Федерации, Э. Кокойты подчеркнул, что народ ЮО, как и народ Абхазии, сделал все, чтобы добиться независимости в соответствии с нормами международного права. «Мы имеем больше политико-правовых оснований, чем Косово, для признания независимости», — подчеркнул он.
В этот же день обе палаты Федерального Собрания РФ обратились к главе российского государства с призывом признать независимость ЮО и Абхазии.
26 августа своим указом Президент РФ Д. Медведев признал независимость Республики ЮО и Республики Абхазия.
3 сентября о признании независимости этих республик заявил президент Никарагуа Даниэль Ортега.
Международное признание ЮО — длительный процесс, однако, он носит необратимый характер.
17 сентября 2008 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Он предусматривает двойное гражданство, российский рубль в качестве единицы денежного обращения и присутствие в республике российских войск (в количестве 3500 человек) на постоянной основе.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
419.59 кб

Южная Осетия и прецедент Крыма

Дзугаев К.Г.
В статье рассматривается проблема воссоединения разделённого осетинского народа, аргументируется необходимость вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в свете прецедента Крыма, анализируются позиции политич
Читать PDF
154.96 кб

Южная Осетия как фактор геополитики на Кавказе

Чибиров А. Л.
Читать PDF
97.82 кб

Приветствие Президента республики Южная Осетия

Кокойты Э. Д.
Читать PDF
84.89 кб

О задачах системы образования республики Южная Осетия

Кусраев А. Г.
Читать PDF
283.31 кб

Детская хирургия в Республике Южная Осетия: новые решения

Бубен А.В., Джуссоев Д.Д., Осипов А.А.
Масштабная модернизация системы здравоохранения в Республике Южная Осетия (РЮО) является ключевым направлением реализации Договора между Российской Федерацией и РЮО о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года.
Читать PDF
27.35 кб

Южная Осетия и абхазия в контексте национальной геостратегии России

Цховребова Анна Зауровна
В данной статье автор рассматривает политическую стратегию России по отношению к Южной Осетии и Абхазии, проблемы национальной и федеративной политики РФ на Северном Кавказе.
Читать PDF
288.49 кб

Проект развития эпилептологической службы в Республике Южная Осетия

Амерханов Э.Н., Галь И.Г., Джигкаева В.Э.
Заболеваемость эпилепсией в Республике Южная Осетия в 2,6 раза превышает аналогичный показатель в Российской Федерации и составляет 63,7 случаев на 10 тыс. населения.
Читать PDF
417.98 кб

Сецессии на постимперском пространстве: Косово, Абхазия, Южная Осетия

Мелешкина Елена Юрьевна, Кудряшова Ирина Владимировна
Данная статья направлена на решение двух задач.
Читать PDF
290.61 кб

Неонатологическая служба в Республике Южная Осетия: перспективы роста

Царикаева З.А., Тедеев В.И., Гаглоева Л.В., Дзотова Л.А., Осипов А.А., Пережогин А.В.
В рамках программы стратегического сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в сфере здравоохранения в г.
Читать PDF
323.39 кб

Реабилитация в Республике Южная Осетия: становление и перспективы развития

Старцева С.Л., Туаева И.И., Галь И.Г.
Проведен ретроспективный анализ эффективности работы службы медицинской реабилитации в Республике Южная Осетия (РЮО). Установлено, что охват населения реабилитационной помощью в 2016 году в 2-3 раза был ниже целевых показателей.
Читать PDF
131.83 кб

Выборы в республике Южная Осетия в контексте партийно-политических процессов

Дзахова Л. Х.
Читать PDF
345.32 кб

ПЕРФОРМАТИВЫ СЕЦЕССИИ ОСПАРИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВ: ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ, КОСОВО

Фомин Иван Владленович
Cтатья посвящена изучению актов сецессии трех оспариваемых постсоциалистических государств: Абхазии, Косова и Южной Осетии.
Читать PDF
67.98 кб

Результаты исследования проблем репатриации населения республики Южная Осетия

Дзакоев З. Л.
Читать PDF
64.21 кб

Мюнхен, Косово и Южная Осетия как этапы формирования новой идентичности России

Кочетков В. В.
Читать PDF
320.82 кб

Развитие эндоскопической службы в Республике Южная Осетия на современном этапе

Суровцев И.Ю., Козаева З.Б.
Представленная работа освещает состояние медицинской помощи населению Республики Южная Осетия по профилю «эндоскопия».