ЮМ ДЭВИД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Юм,Дэвид (Дейвид)
) (1711-76)
шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Был противником как феодально-аристократических, так и буржуазно договорных концепций происхождения государства. Общество, по Юму, возникло в результате разрастания семей, а политическая власть - из института военных вождей, которым народ "привык" подчиняться. Согласно Юму, степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политической экономии отвергал меркантилизм и близко подошел к трудовой теории А. Смита. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма.. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЮМ ДЭВИД
(Hume, David) (1711–76) Шотландский философ-эмпирик и историк. Родился в Эдинбурге; занимал разные должности, но никогда ни в академическом мире, ни где-либо еще высоких постов не занимал. Он добился, впрочем, "литературной славы" (единственное высказанное им честолюбивое устремление), его трудами восхищались, их широко обсуждали в Шотландии, Франции, Англии и в других странах. С тех пор и поныне репутация Юма очень высока, несмотря на злобные выпады таких видных деятелей викторианской эпохи, как Карлейль."Этой репутацией Юм обязан не своим изысканиям в политической теории, а прежде всего исследованиям в области эпистемологии и этики: "Исследование в отношении человеческого понимания" ("Enquiry concerning Human Understanding") и "Трактат о человеческой природе" ("A Treatise of Human Nature") обеспечили ему неоспоримо высокое место в истории философии. Его авторитет в истории политической мысли не столь значителен. У Юма нет книги, сопоставимой с "Левиафаном" Гоббса (Hobbes), "Общественным договором" Руссо (Roussean) и даже "Двумя трактатами о гражданском правлении" Локка (Locke), и, зная его подход к политике, можно сказать: и не могло быть. "Политическими" (в привычном понимании) трудами Юма считаются дюжина или пара дюжин (в зависимости от того, что каждый понимает под политикой) эссе. И все же Юм – во многих отношениях – глубоко политический писатель. Мимо его эпистемологии, теории о научном знании, невозможно пройти никому, кто ищет объяснений политики. Его соображения о природе морали, в т.ч. об общем согласии, справедливости и собственности, являются важной политической теорией во всем, кроме общеупотребительной категоризации. И все это дополнят откровенно политические эссе, включенные в шеститомную "Историю Англии" ("History of England"). Юм писал просто, убедительно, изящно; нет ни одного британского философа, кто был бы более далек от германского обыкновения изобретать термины и создавать концепции. И все же ясность Юма, как утверждают, часто оказывается обманчивой, даже вводящей в заблуждение, сбивающей с толку: противоречий и двусмысленностей во всех работах Юма великое множество, он способен превратить внешне простую концепцию вроде "ассоциации идей", в использовании которой, как его часто обвиняли, он слишком переусердствовал, в загадку, столь же непонятную, как любое темное место в сочинениях Канта или Гегеля. Возьмите, например, четыре знаменитых довода Юма. 1. "Вилка Юма": утверждение, наиболее очевидное в "Исследовании", о том, что истинные высказывания выступают в двух формах: "отношения идей" (в особенности математика) и "основания факта". Книги, полные утверждений, не попадающих ни в одну из этих категорий, следует "придать огню". Этот довод позволяет видеть в Юме интеллектуального предшественника логических позитивистов. 2. Атеизм: "Диалоги, касающиеся естественной религии" ("Dialogues concerning Natural Religion"), в согласии с большинством эпистомологических произведений Юма, по видимости благорасположены к отказу от всех утвердившихся доводов в пользу религии, онтологического подхода, необходимости Создателя и т.д. 3. Причинность: Юм утверждает, что причина не существует отдельно, идея причинности должна сводиться к "постоянной увязке" того, что мы представляем себе как причину ее следствия. 4. Разрыв между фактами и ценностями, или, говоря словами Юма, невозможность логически вывести "должно" из "является". И все же все эти доводы, столь решительно выдвинутые Юмом в знаменитых рассуждениях, противоречат тому, что написано во многих работах (или, по крайней мере, смягчаются), да и трактуются самыми различными способами. Категория "отношения идей" выходит далеко за пределы, допускаемые логическими позитивистами, и Юм настаивает на несостоятельности полного скептицизма. Частная переписка, похоже, представляет Юма религиозным человеком, но не только, и в "Диалогах" содержатся убедительные свидетельства в пользу антропоморфической аналогии для любого принципа устройства вселенной и для религиозного подкрепления морали. Довод "постоянной увязки" можно представить и как скептицизм по отношению к науке, и как переосмысление основного принципа ньютоновой физики и, таким образом, современной науки. Некоторые критики утверждали, что Юм, далекий от намерений проводить жесткое различие между фактом и ценностью, разрушил такое различие и убедительно представил некоторые категории морали как естественные и – в силу этого – неодолимые. Аналогичные противоречия угрожают ясности политических произведений Юма. В своем эссе "О первичном договоре" ("Of the Original Contract") он поддерживает – убедительно и изысканно – презрительное отношение к состоятельности и пользе любой идеи о власти, основанной на некоем договоре, как то постулировалось Гоббсом, Локком или Руссо. Государственная власть основана на "узурпации или захвате": ее следует поддерживать ради создаваемых ею выгодных последствий, и она не продержалась бы и пяти минут, окажись подвергнута испытанию обязательным исполнением имеющего силу договора. Однако во множестве других рассуждений, в т. ч. и в эссе "О происхождении государственной власти" ("Of the Origin of Government"), он, похоже, гораздо больше симпатизирует идее договора. В эссе "К тому, что политику можно свести к науке" ("That Politics may be reduced to a Science") Юм отвергает возможность общих рецептов организации власти, в то время как в "Идее совершенного сообщества" ("Idea of a Perfect Commonwealth") он вроде бы предлагает такой общий рецепт: передающая полномочия республика, основанная на избирательном праве в соответствии с собственностью и на разделении властных полномочий. Юма обвиняли и в непоследовательности и негативизме. Чаще всего они строились на предвзятом отношении Юма к английской истории. Его "История" заканчивается "славной революцией" 1689 г.: "Мы, живущие на этом острове, с тех пор наслаждаемся едва ли не совершеннейшей системой правления, по крайней мере самой всеобъемлющей системой свободы из когда-либо известных человечеству". По тому, каким виделся Юму мир, нет ничего сильнее или последовательнее контраста между его отвращением к доктринерской зловредной обстановке XVII в. с ее религиозными преследованиями, гражданскими войнами и политическими кризисами и признательностью за то, что самому довелось жить в XVIII в. Его век, как он изобразил его в эссе по экономике и искусству, представал ни с чем не сравнимым периодом мира, стабильности, процветания и свободы волеизъявления. Отвращение Юма к недостаткам предыдущего века хорошо просматривается в том, как он толкует период Папистского заговора 1678–79 гг. с его показными процессами (как мы бы их назвали ныне) и его лицемерием; обе стороны, сторонники парламента и монарха, с точки зрения Юма, равно предосудительны. Откуда же появились счастливые условия XVIII в.? Что за принцип лежит в их основе? Как им следует пользоваться? Вот вопросы, имеющее существенное значение для Юма, и он дает на них проницательные ответы. Политические беды Британии улеглись не от того, что победила правая сторона, еще менее от того, что верх взяло верное учение. Юм пишет о Вильгельме, более всех выгадавшем от "славной революции": "Хотя добродетель его, как признано, не из самых чистых, известных истории будет трудно отыскать фигуру, чьи поступки и поведение внесли более великий вклад в общие интересы страны и человечества". Таким образом, Юм поддерживает ту же сторону, что и Джон Локк, однако считает Локка принимающим правую сторону не просто по неверной причине, а по причине неверного рода. Принятие "славной революции" и последующего Ганноверского урегулирования начинается с добрых результатов. Одна из причин того, что эти результаты добрые, в том, что они отдают преимущественную победу вигам. Но победу не полную: монархия остается – при поддержке Юма – и допускает правительство, "смешанное" по своим принципам и установлениям, а следовательно, по природе своей умеренное. Политическая жизнь прежде всего перестала быть ристалищем выяснения абстрактной либо религиозной истины: Юму столь же противно божественное право (divine right), сколь и теория договора. И не менее того – расхожие политические догмы, ими порожденные:
доктрина пассивного послушания тори и доктрина права вигов на сопротивление. Какие бы тонкости ни характеризовали религиозную позицию Юма, он последовательно противостоял религиозным течениям XVII в., что требовало философской истины и моральной твердости. По контрасту, "древнюю религию" он считал приносящим плоды собранием мифов, моральных сентенций и клятв в верности, которым не нужна никакая догма. Философские воззрения и исторические суждения Юма можно объединить следующим образом: цель государственной власти – благосостояние народа, но нельзя создать государственную власть или уничтожить ее в соответствии с этой целью, поскольку пользы от этого не будет никакой. Системы правления возникают случайно, подчиняться им стоит не вследствие сколь угодно строгого принципа, а потому, что поддержание и осуществление власти позволяют наслаждаться свободой и стабильностью, способствующими всеобщему благосостоянию. Человеческие институты создаются не на основе абстрактных принципов, а по общему согласию: справедливость и собственность необходимы для согласия в ситуации дефицита. Некоторые пункты согласия имеют естественную основу, которая, однако, состоит не в том, что они естественно вытекают из разумных соображений, а потому, что они основаны на симпатии, которая от природы существует в каждом из нас и связует нас воедино. Для теоретика политики вопрос состоит не в том, при каких обстоятельствах мы можем принять государственную власть и послушание ей, а в том, как нам понять природу уз, которые образуют общество и наделяют нас привычкой находиться "под властью", не прибегая к теологическим и моральным догмам, не приемлемым разумом и опасным в практической жизни. В большинстве положений этой теории Юм был не одинок: релятивизм и страстное желание умеренного правления разделял с Монтескье (Montesquieu), высшую чувственную цель – с утилитаристами, хотя и без прямолинейного понятия благосостояния или явного ригоризма Бентама (Bentam); веру в общество, основанное на согласии, произрастающем на условиях стабильности, – с Берком (Burke). И все же в целом наследие Юма представляет собой одно из самых утонченных и значительных направлений политической философии современности.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
71.86 кб

Был ли дэвид Юм скептиком?

Васильев Вадим Валерьевич
В статье выдвигаются аргументы против общепринятого представления о том, что Д. Юм считал невозможным теоретическое опровержение скептицизма и, соответственно, что он сам был скептиком.
Читать PDF
236.61 кб

Дэвидсон и принцип недоверия

Рогонян Гаррис Сергеевич
Рассматривается сентенциальный подход к анализу пропозициональных установок. Как правило, главный инструмент интерпретации чужой речи и поведения -установка на истинность предложений ускользает от нашего внимания.
Читать PDF
271.69 кб

Дэвид Доббс. Непоседливые гены

С.Г
Читать PDF
13.57 мб

Смысл морали в этике Дэвида Юма

Апресян Рубен Грантович
Юм – один из первых новоевропейских философов, которые заговорили о морали.
Читать PDF
436.58 кб

Дэвид Юм: долгая дорога в классики

Блинов Е. Н.
Представлен обзор основных этапов рецепции философии Дэвида Юма, начиная с ранних реакций, появившихся еще в середине XVIII века и заканчивая современными исследованиями.
Читать PDF
75.79 кб

Чему можно поучиться у Дэвида Харви

Ващук А. С., Савченко А. Е.
В Отделе социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН регулярно обсуждаются новейшие отечественные и зарубежные исследования по общественно значимым проблемам. Книга Д.
Читать PDF
1.11 мб

Дэвид Юм и современная эпистемология

Касавин И. Т.
Читать PDF
13.45 мб

Идея человеколюбия в этике Дэвида Юма

Глухман Васил
Согласно концепции Юма, справедливость, наряду с человеколюбием – важный фактор в жизни человеческого сообщества и достижении взаимной солидарности, краеугольный камень всех социальных добродетелей.
Читать PDF
1.45 мб

Дэвид Аакер: 10 факторов капитала бренда

М. В. Матюнина, О. О. Моргун, Д. Д. Царан
На сегодняшний день, в мире существует больше количество определений научной литературы, посвящённых понятию «капитал бренда». Каждый автор, сформировал свой подход по изучению данного вопроса.
Читать PDF
14.12 мб

Дэвидсон об истине, нормах и диспозициях

Рогонян Г.С.
Нормативный дуализм между описаниями ментального и физического до сих пор представляет собой проблему для многих философов, провоцируя все новые попытки его обоснования или, наоборот, преодоления с помощью редукции.
Читать PDF
294.66 кб

Юм и Дэвидсон: аффект, оценка и истинность

Брик Джон
В статье рассматривается возможность соединения так называемого смягченного когнитивистского описания языка оценок (по Д.
Читать PDF
13.43 мб

Дэвид Юм и идея эмоционального резонанса в этике

Разин Александр Владимирович
В статье на основе анализа идей Д.
Читать PDF
13.49 мб

К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма

Артемьева Ольга Владимировна
В статье предпринимается попытка определить этическое значение сентиментализма Д.Юма.
Читать PDF
13.46 мб

Дэвид Юм о принципах морали гражданского общества

Рогожа Мария Михайловна
В статье анализируются социально-этические взгляды Д. Юма в контексте живой практики гражданского общества и образовательно-воспитательного проекта Просвещения.
Читать PDF
99.88 кб

Дэвид Най и проблема технологического возвышенного

Федотова В. О.

Похожие термины:

  • ИСТОН Дэвид

    (р. 1917) – американский политолог, специалист в области теории политики, политических систем и проблем легитимности власти. Адаптировал принципы и методы системного анализа к изучению политическо
  • Кореш Дэвид

    настоящее имя Вернон Вэйл Хауэлл) (1959 –1993) – глава протестантской секты «Ветвь Давидова» (David Branch). В 1993 ФБР разгромила ферму, где закрылись члены этой секты, ожидавшие «конца света». 80 человек (сред
  • КРЕЙГ Дэвид

    (CRAIG, sir David (Brownrigg). Начальник штаба обороны Великобритании. Главный маршал авиации. Род. 17 сентября 1929 г. Окончил Оксфордский университет, на военной службе с 1951 г. В 1969 - 71 гг. - адъютант королевы, коман
  • РИСМЕН Дэвид

    1909-2002) — американский социолог, юрист, социальный психолог. Разработал концепцию типов личности и социальных характеров. Полагал, что основные типы характеров (традиционно-ориентированный, изнут
  • ВИЛЬЯМС Дэвид

    (WILLIAMS, David). Генерал-губернатор Гибралтара. Род. 22 октября 1921 г. в Англии. Окончил Королевский военно-морской колледж. Во время второй мировой войны служил на флоте, участвовал в боевых действиях. Пос
  • Рокфеллер Дэвид

    р. 1915) – Президент «Чейз Манхэттен банка», из семьи американских миллиардеров. Последовательный сторонник проведения глобализации. Входит во все руководящие органы международных организаций, св
  • КУР Дэвид Хилтон

    (COORE, David Hilton). Государственный и политический деятель Ямайки. Министр иностранных дел и внешней торговли. Род. в 1925 г. в Сент-Эндрю. Окончил Университет Мак-Гилла (Канада) и Оксфордский университет (В
  • ОУЭН Дэвид Энтони

    (OWEN, David Antony Llewellyn). Член палаты общин парламента от Социал-демократической партии (СДП) Великобритании, лидер СДП (той части СДП, которая отказалась слиться с либералами). Род. 2 июля 1938 г. Окончил меди
  • ДЭВИД ЛЛОЙД ДЖОРДЖ

    1863–1945) Британский государственный и политический деятель, дипломат. Член палаты общин (1890–1945). Премьер-министр Великобритании (1916–1922). Лидер либеральной партии (1926–1931). Сыграл важную роль на Пари
  • КАУНДА Кеннет Дэвид

    (KAUNDA, Kenneth David). Президент Республики Замбии, президент Объединенной партии национальной независимости (ЮНИП). Род. 28 апреля 1924 г. близ Чинсали в Сев. провинции в семье миссионера. Имеет степень докто
  • ЛОНГИ Дэвид Расселл

    (LANGE, David Russell). Политический деятель Новой Зеландии. Род. 4 августа 1942 г. в рабочем пригороде Окленда в семье врача. В 1966 г. по окончании колледжа работал в Верховном суде. В 1967 - 68 гг. жил в Лондоне. В 1970 г
  • УОТКИНС Джеймс Дэвид

    (WATKINS, James David). Министр энергетики США. Адмирал в отставке. Род. 7 марта 1927 г. в г. Алхамбре (штат Калифорния). В 1949 г. окончил Военно-морскую академию США в г. Аннаполисе (штат Мэриленд), имеет степень бак
  • КЭМП-ДЭВИДСКИЙ СГОВОР

    тройственная сделка между Израилем, садатовским режимом в Египте и США. Заключена в результате империалистического диктата, давления сионизма и предательства национальных интересов со стороны а
  • ПИТЕРСОН Дэвид Роберт

    (PETERSON, David Robert). Государственный деятель Канады, премьер провинции Онтарио (Канада). Род. 28 декабря 1943 г. в г. Торонто (провинция Онтарио) в семье политического деятеля. Окончил Западный университет пр