ВЫЗОВ
ВЫЗОВ
-а, м. 1. Требование, приглашение явиться куда-н. Направить вызов кому-н. Прибыть по вызову. Явиться с вызовом на руках. 2. Кому-чему. Выраженное словами, поступками, взглядом желание вступить в борьбу, спор. В его словах прозвучал вызов. С вызовом посмотреть на кого-н. Бросить вызов окружающим (обычно о поступке, идущем вразрез с чем-н. общепринятым). 3. Перен. Требование разрешения общественно-политических проблем. Премьер – единственный из всех кандидатов, который указывал на то, что вызовы, стоящие сегодня перед нами, настолько сложны, что в одиночку найти эффективное решение невозможно (РГ. 2012.07.03).
ВЫЗОВ
это геокультурный феномен, обозначающий: становление противоречия между наличным потенциалом культуры, идентификации человека и нации, сохранения образа жизни и необходимостью реальных социальных перемен, существенных изменений, что проявляется оформлением реальной неопределенности, нестабильности и тревожности. Категория «вызов» может быть интерпретирована самым стратегическим и наиболее опережающим фундаментальным проявлением законов запрета (в трактовке С.П. Курдюмова). При внешней простоте это понятие выражает в превращенной форме действительно сложные, противоречивые, в чем-то иррациональные, нелинейные закономерности социальных сетей, институтов. Категория «вызов» одна из самых созидающих, смыслообразующих в научном творчестве выдающегося английского ученого Арнольда Тойнби (1889—1975), как это показано в изданном на русском языке сборнике, составленном на основе 12-томного труда, посвященного теории исторического развития А.Дж. Тойнби. В разделе «Вызов-и-ответ» (книги «Постижение истории») представлен уникальный и динамичный синтез (в понимании С.П. Курдюмова) итогов рассмотрения влияния феномена «вызов-и-ответ» на судьбу мировых цивилизаций. Вот фрагменты. — «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние». — «... Мы задались вопросом, а существует ли некий социальный закон, который укладывается в формулу: „Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул“. Проведя тщательный эмпирический анализ, мы составили подробное описание ответов, которым, как выяснилось, соответствовало пять типов вызова: вызов суровых стран, вызов новых земель, вызов ударов, вызов давлений и вызов ущемления. Во всех случаях сформулированный нами закон действует безоговорочно». Важен общий вектор движения от анализа к синтезу в оценке феномена «вызов» осуществленного А. Дж. Тойнби применительно к судьбе цивилизаций. Таким общим вектором стало обоснование культуры вызова. Именно культура вызова и проявляет объективную природу вызова (субъект — история, естественный ход событий) и главное влияние на его оформление и динамику со стороны объективных законов и правил запрета. Особенноважно отметить социологический характер вызова (динамика состояний) и важность социологии культуры вызова. Лит.: Кузнецов В.Н. Социология компромисса. М., 2007; Курдюмов С.П. Законы коэволюции социальных систем, человечества и природы // Всероссийский Форум «Миллион друзей»: Сборник материалов научно-практической конференции в Нижнем Новгороде 13— 14 октября 2000 г. М., 2001; Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
Источник: Геокультурная энциклопедия