ВЫБОРЫ
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Новый Мировой Порядок. Футурологический тезаурус. 1997 г.
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода 2004 г.
Источник: Сводный словарь по политологии
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
2) совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Выборы превратились в инструмент легитимизации оккупационной власти, т. к. позволяют сделать видимость того, что власть выбрана народом. Однако при помощи выборных технологий зачастую подтасовывается все, начиная от процента явки избирателей, заканчивая долями голосов, которые получили каждый из кандидатов. Вместе с тем, те партии и кандидаты, которые могли бы действительно получить всенародную поддержку, всеми правдами и неправдами снимаются с предвыборной гонки. Так произошло с НДПР — Народно-Державной Партией России. Не смотря на то, что по общей логике необходимо давать возможность народы выбирать из любых альтернатив, кукловоды от власти навешивают ярлыки «фашизма» и «экстремизма» на неугодных кандидатов, тем самым исключая их из выборного конкурса. А в то же время те же самые люди упорно твердят: «Власть такая, какую заслуживает народ».
Одним из вариантов выборов является референдум.
См. также: выборные технологии, губернатор, демократическая оппозиция, мажоритарная система, массовая культура, оранжевая революция, право выбора, референдум, терроризм, электорат.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
В политической практике различных стран бывают В. президентские, парламентские, муниципальные (в органы местного, обычно городского, самоуправления). Кроме того - очередные, внеочередные, дополнительные. Наибольший интерес заслуживает классификация В. согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); при тайном - при открытом голосовании.
Свободные и демократические В. возможны при наличии трех условий: альтернативность (избиратель имеет возможность предпочесть одного из нескольких кандидатов), свобода проведения избирательной кампании и свобода волеизъявления избирателей.
Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные В. при тайном голосовании.
Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами. Однако неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их.
В. считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место.
Относительно коллегиальных органов власти можно отметить такую закономерность: местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов избираются повсюду прямыми выборами, а в ряде стран - и верхние палаты (в частности, Сенат США). Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Выборы — это механизм, посредством которого взгляды граждан страны трансформируются в политические действия. Роль института выборов многогранна. Выборы обеспечивают суверенитет общества, наделяя граждан высшей политической властью в государстве. Выборы позволяют людям участвовать в реализации ключевых моментов политической деятельности, например в подборе персонала институтов власти и определении содержания государственной политики. Выборы — это тот механизм, который обеспечивает подотчетность власти. Они являются характерной особенностью либерально- демократического устройства общества, в котором верховная власть остается в руках людей. Власти должны быть подотчетны людям в своих действиях. Те представители власти, которые утрачивают поддержку со стороны общественного мнения, могут быть смещены со своих постов в ходе следующих выборов. Кроме того, выборы — это основной связующий элемент между властью и подданными, они служат барометром общественных настроений, помогают власть предержащим действовать в русле общих пожеланий людей.
Основная функция выборов при либерально-демократической политической системе заключается в определении персоналий, которые будут управлять страной, действуя в соответствии с выраженной в ходе выборов волей общества. Избирательные кампании, таким образом, являются важнейшим элементом участия граждан в политическом управлении. Кампании призваны обеспечить достижение ряда целей. Они могут способствовать укреплению лояльности существующих сторонников партии, активизации их поддержки, обеспечивать явку сторонников на избирательные участки. Потому-то так важно, чтобы партия четко представляла себе состав собственного электората. Помимо этого, кампания может иметь целью привлечение новых сторонников, поиск дополнительных источников электоральной поддержки партии.
Важность избирательных кампаний возрастает с развитием процесса отхода традиционных и классовых приверженцев партий и параллельным увеличением числа избирателей, не определившихся в своих политических предпочтениях. Кампании позволяют сделать собственный выбор тем, кто не знает, какой партии отдать свой голос, и колеблющимся избирателям.
См. также статьи «Либеральная демократия», «Отход приверженцев», «Подотчетность», «Политическое участие», «Суверенитет».
Источник: 101 ключевая идея политика
Как отмечают многие исследователи, выборы были известны еще родовому обществу, а в период античности они уже представляли собой довольно развитый политико-правовой институт. В эпоху Средневековья выборы приобретают сословный характер. Однако в некоторых обществах (например, в городах-государствах раннесредневековой Италии, в Новгородской и Псковской земле) они применяются в масштабах, сопоставимых с греческими и римскими. После американской и французской революций XVIII в., с развитием представительной системы правления, выборы становятся одним из главных способов решения кадровых вопросов в системе публичной власти. Со временем масштабы применения выборов и их роль в политической жизни различных обществ возрастали. В современном мире в политической сфере механизм выборов используется наиболее широко, особенно при формировании представительных органов власти. Значение выборов стало столь велико, что известный британский историк Льюис Намьер назвал их «перекатами на реках истории». Даже если те или иные современные правители не применяют выборы по существу, они, как правило, вынуждены прибегать к видимости их проведения, чтобы оправдать и обосновать свою власть. Различают прямые и непрямые выборы. Посредством прямых выборов депутаты и выборные должностные лица избираются самими гражданами непосредственно. Непрямые выборы могут быть косвенными и многостепенными. Косвенные выборы предусматривают избрание населением выборщиков, которые уже затем избирают соответствующие органы власти. Многостепенные выборы предполагают избрание населением членов представительных органов власти одного уровня, которые выбирают членов органов власти другого уровня. Ярким примером таких выборов является первоначально действовавшая система построения советской власти, когда низовые советы избирали своих представителей в советы более высокого уровня, те — в еще более высокого и так до всероссийского (затем всесоюзного) Съезда Советов. В 1930-е гг. эта система была заменена системой прямых выборов. Известны также косвенные многостепенные выборы, когда население избирает выборщиков, избирающих других выборщиков, и т. д. Такие выборы проводились, в частности, при формировании Государственной Думы в дореволюционной России (по различным куриям), органов власти во Франции, Португалии. Формально непрямые выборы в реальности могут быть прямыми. Так, избиратели США раз в четыре года в ноябре избирают только выборщиков своего президента. На самом деле, каждый из кандидатов в выборщики изначально связан с тем или иным кандидатом в президенты, и, собравшись вместе в январе следующего года, выборщики только проштамповывают состоявшееся уже решение избирателей.
Целью выборов, как таковых, является исключительно определение людей, которые должны быть наделены властью. Достижение других целей — выявление общественных настроений, формирование общественного мнения в отношении тех или иных проблем и т. п. — может быть сопряжено с проведением выборов, но не отражает их сути. В рамках цели, которой предназначены выборы, можно выделить две их основные задачи: обеспечение справедливого политического представительства и формирование эффективных, работоспособных и стабильных органов власти. Зачастую эти задачи приходят в противоречие, так как если избранный орган власти окажется максимально точным сколком с общества и в нем будет представлено все многообразие пусть только основных существующих в обществе интересов и позиций, то процесс принятия решений в нем может оказаться крайне затрудненным. Кроме того, борьба и склоки между народными избранниками могут подорвать доверие широких слоев населения к такому органу. Напротив, монолитный орган власти окажется вполне работоспособным, но совершенно не будет отражать существующее в обществе многообразие и фактически ничего не решать по существу. Крайностей стараются избежать, но одну из них все равно приходится в той или иной степени признавать меньшим злом. С различием подходов к решению данной проблемы в первую очередь связано разнообразие избирательных систем. Функции, которые выборы реально выполняют в современных условиях, выходят за рамки их цели и задач. Основная политическая функция выборов заключается не только в наделении кого-либо властью, но и в формировании той или иной расстановки сил на политической арене в целом. Даже не получившие в результате выборов власти партия или лидер по их итогам могут значительно укрепить свои позиции, продемонстрировав, например, что пользуются поддержкой значительной части населения. С другой стороны, позиции выигравшей выборы политической силы находятся в зависимости от соответствия результатов первоначальным притязаниям, от объема затраченных в ходе предвыборной борьбы ресурсов и т. д. Масштабные выборы, являясь рубежом или даже переломным моментом в политическом развитии, как правило, задают «повестку дня» последующего этапа политической борьбы.
Функцией выборов является также вовлечение в политическую жизнь новых членов общества. Придавая законность власти, выборы осуществляют и церемониальную функцию, они способны превращаться в обряд, «освящающий» формируемый орган (это единственная реальная функция выборов в условиях диктатуры, когда реальная борьба на них отсутствует и результат голосования предопределен заранее). Одновременно выборы выполняют и зрелищные функции. Они могут быть уподоблены и спортивному состязанию, и театральному спектаклю, и даже цирковому представлению. Соперничество в борьбе за победу на выборах вполне способно породить спортивный азарт — и у самих соперников, и у их «болельщиков». Действия участников и организаторов выборов могут также восприниматься с позиций «красоты», оригинальности, остроумия придуманного сценария и его игрового воплощения. Наконец, стремление достичь искомого результата может толкнуть участников выборов на совершение необычных экстравагантных поступков, также способных вызвать зрелищный эффект. В условиях современной демократии выборы выполняют все многообразие данных функций, но наибольшее значение при этом имеет согласование интересов различных частей общества и обеспечение политического представительства. Существует преувеличенная точка зрения, что выборы составляют суть демократии. Так, известный экономист и социолог Йозеф Шумпетер утверждал: «Демократия обозначает только то, что народ имеет возможность принять или отвергнуть тех, кто управляет им». В данном случае отвергается возможность населения, не входящего в состав политической элиты, напрямую участвовать в принятии важнейших решений (например, на референдуме), а также влиять на органы власти через независимые средства массовой информации и другим путем. В чем, однако, сходятся различные исследователи, так это в том, что без свободных выборов, на каждых из которых может возникнуть конкуренция, демократия не существует.
О. Б. Подвинцев
Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.