политическая концепция, исходящая из решающей роли политического лица, наделенного правами высшего судьи, вершителя человеческих судеб.
Вождизм
Вождизм
Источник: Политико-терминологический словарь
Вождизм
тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью (характерен для тоталитарного и авторитарного режимов).
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Вождизм
политическая концепция, тип властных отношений, основанных на личной преданности, признании решающей роли персоны, обладающей и наделенной верховной властью.
ВОЖДИЗМ
тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью. В политике В. имеет место в идеологизированных, жестко централизованных обществах и существует в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера.
ВОЖДИЗМ
властные отношения, основанные на жестком делении группы (организации) на руководителя и подчиненных, на личной преданности политическому лидеру, вождю. В. широко распространен в тоталитарных и авторитарных режимах. Внешними формами В. в политической жизни являются клиентелизм, непотизм, трайбализм, мессианство.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Вождизм
тип властных отношений, основанный на личной преданности харизматической личности, обладающей верховной властью. В политике вождизм имеет место в идеологизированных, жестко централизованных обществах и существует:
1) в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера;
2) как властный институт, основанный на личном господстве (влиянии) военного, политического лидера; он характеризуется развитой, широко охватывающей системой неюридических регулятивов и устойчивой закрепленностью социальных ролей.
С появлением капиталистических отношений вождизм исчезает как социальный институт (даже на Востоке), хотя существует как институт политической власти, требующий обязательного участия всего населения в деятельности, направленной на достижение целей, стоящих пред обществом. Само общество отождествляется с государством и рассматривается в рамках идеологической доктрины как средство реализации конкретной идеи, символом которой является вождь (в Италии: Муссолини - луче, в Германии: Гитлер - вождь нации и т. д.). Закон строится по разрешающему типу - запрещено вес, что не разрешено законом (у Ельцина наоборот: «разрешено все, что не запрещено законом» - в отсутствие такого, т. е. разрешено беззаконие). Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых вождь - наивысший авторитет. Власть вождя в таких случаях безналична и бесконтрольна. Характерная черта вождизма - иррациональные моменты восприятия политических отношений носителями обыденного создания. К ним относятся харизматизацня и атрибутизация вождя. В первом случае конкретное историческое лицо наделяется необыкновенными способностями, например, предвидеть цель исторического развития и его результат (приписывалось И. Сталину). От имени этого лица, канонизируемого в политике и идеологии, действуют его преемники как мнимые, так и действительные. Во втором случае речь идет о сумме критериев, которым должен удовлетворять наследник, претендент на место вождя. Сам образ с необходимой атрибутикой базируется на конкретной традиционалистской культуре (например, патерналистской. мессианской, где вождь отождествляется с пророком). Несмотря на то, что вождизм основан на внутреннем терроре и внешнеполитической экспансии (что детерминировано интегративной императивностью идеологии и политики в первом случае и мессианской ее направленностью - во втором), он является относительно устойчивым типом политической власти, хотя конкретные лица - преемники вождя могут часто сменяться. Это обусловлено, с одной стороны тем, что в кризисные моменты в истории государства, когда правовые нормы не действуют, единственным устойчивым регулятивом специального и политического поведения является архетип обыденного сознания. (Архетип от греч. arche и typos - образ, как это понимал Филон Александрийский). Вождизм, как политическая власть, опирается именно на такого рода регулятивы, что делает его устойчивым в условиях правового хаоса. Тотальная идеологизация общества, подконтрольность вождистским административным органам являются препятствием для осознанной дифференциации политических интересов различных групп населения. В сочетании со строго регламентированной частной жизнью граждан, это явление служит условием, в которых формируется и репродуцируется конкретный тип сознания индивида. Основанный на пиетете перед властью, гражданском конформизме, политической лояльности, он, в СВОЮ очередь, требует и питательной почвы для существования вождизма. В современном мире вождизм, существующий в завуалированных формах, продолжает играть ведущую роль в общественной жизни стран «третьего мира», где он обладает, по сути, и политическим влиянием, выходящим за пределы отдельного государства. При этом даже развитие и модернизация экономики могут осуществляться в рамках этого специфического, часто внешне демократического процесса.
1) в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера;
2) как властный институт, основанный на личном господстве (влиянии) военного, политического лидера; он характеризуется развитой, широко охватывающей системой неюридических регулятивов и устойчивой закрепленностью социальных ролей.
С появлением капиталистических отношений вождизм исчезает как социальный институт (даже на Востоке), хотя существует как институт политической власти, требующий обязательного участия всего населения в деятельности, направленной на достижение целей, стоящих пред обществом. Само общество отождествляется с государством и рассматривается в рамках идеологической доктрины как средство реализации конкретной идеи, символом которой является вождь (в Италии: Муссолини - луче, в Германии: Гитлер - вождь нации и т. д.). Закон строится по разрешающему типу - запрещено вес, что не разрешено законом (у Ельцина наоборот: «разрешено все, что не запрещено законом» - в отсутствие такого, т. е. разрешено беззаконие). Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых вождь - наивысший авторитет. Власть вождя в таких случаях безналична и бесконтрольна. Характерная черта вождизма - иррациональные моменты восприятия политических отношений носителями обыденного создания. К ним относятся харизматизацня и атрибутизация вождя. В первом случае конкретное историческое лицо наделяется необыкновенными способностями, например, предвидеть цель исторического развития и его результат (приписывалось И. Сталину). От имени этого лица, канонизируемого в политике и идеологии, действуют его преемники как мнимые, так и действительные. Во втором случае речь идет о сумме критериев, которым должен удовлетворять наследник, претендент на место вождя. Сам образ с необходимой атрибутикой базируется на конкретной традиционалистской культуре (например, патерналистской. мессианской, где вождь отождествляется с пророком). Несмотря на то, что вождизм основан на внутреннем терроре и внешнеполитической экспансии (что детерминировано интегративной императивностью идеологии и политики в первом случае и мессианской ее направленностью - во втором), он является относительно устойчивым типом политической власти, хотя конкретные лица - преемники вождя могут часто сменяться. Это обусловлено, с одной стороны тем, что в кризисные моменты в истории государства, когда правовые нормы не действуют, единственным устойчивым регулятивом специального и политического поведения является архетип обыденного сознания. (Архетип от греч. arche и typos - образ, как это понимал Филон Александрийский). Вождизм, как политическая власть, опирается именно на такого рода регулятивы, что делает его устойчивым в условиях правового хаоса. Тотальная идеологизация общества, подконтрольность вождистским административным органам являются препятствием для осознанной дифференциации политических интересов различных групп населения. В сочетании со строго регламентированной частной жизнью граждан, это явление служит условием, в которых формируется и репродуцируется конкретный тип сознания индивида. Основанный на пиетете перед властью, гражданском конформизме, политической лояльности, он, в СВОЮ очередь, требует и питательной почвы для существования вождизма. В современном мире вождизм, существующий в завуалированных формах, продолжает играть ведущую роль в общественной жизни стран «третьего мира», где он обладает, по сути, и политическим влиянием, выходящим за пределы отдельного государства. При этом даже развитие и модернизация экономики могут осуществляться в рамках этого специфического, часто внешне демократического процесса.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013