ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Воздушное право
совокупность правовых норм, (национальных и международных), регулирующих порядок использования воздушного пространства, воздушных передвижений и сообщений. В сфере воздушного права действует значительное число международных двусторонних и многосторонних соглашений. Наиболее известна Чикагская конвенция 1955, направленная на укрепление безопасности международных воздушных сообщений. К воздушному праву относятся конвенция по борьбе с угоном гражданских воздушных судов и др.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
специальная отрасль международного права, представляющая совокупность юридических норм и принципов, регулирующих правоотношения между государствами в процессе использования ими воздушного пространства, а также правоотношения между физическими и юридическими лицами, возникающие при эксплуатации и использовании международных воздушных сообщений. Нормы международного В. п., регулирующие публичноправовые и частноправовые отношения, складываются из международных договорных актов и международных обычаев. Международное В. п. начало формироваться с начала XX в., после того как появившиеся в конце XIX столетия летательные аппараты стали покрывать значительные расстояния, пересекая воздушное пространство не только в пределах национальных границ, но и над иностранными территориями и над открытым морем. Международное В. п. призвано регламентировать полеты воздушных судов за пределами национальной территории, а также вопросы эксплуатации международных воздушных линий. К источникам международного В. п. относятся многосторонние соглашения и конвенции по вопросам гражданской авиации, двусторонние соглашения о воздушных сообщениях, а также некоторые обычаи, ставшие общепризнанными в международных отношениях. Первым многосторонним соглашением в этой области явилась Парижская конвенция о воздушных передвижениях 1919. В 1926 была заключена Мадридская (ИбероАмериканская), аэронавигационная конвенция и в 1928– Гаванская (Пан-Американская) конвенция о коммерческой авиации. В 1944 эти конвенции утратили силу в связи с принятием на дипломатической конференции в Чикаго 7.XII 1944 Конвенции о международной гражданской авиации (известна под названием Чикагская конвенция), вступившей в силу 4.IV 1947. Чикагская конвенция учредила Организацию международной гражданской авиации (ИКАО), участниками которой на 1.1 1970 являлись 117 государств. ИКАО–специализированное учреждение ООН. Другие важнейшие многосторонние соглашения государств по вопросам гражданской авиации: Варшавская конвенция от 12.Х 1929 для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, дополненная Гаагским протоколом от 28.IX 1955; Римская конвенция от 7.Х 1952 о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности; Женевская конвенция от 25.VI 1948 о международном признании прав на воздушные суда и др. Двусторонние межправительственные соглашения о воздушных сообщениях являются основными нормативными актами, на основе которых устанавливаются маршруты воздушных линий между государствами и условия их эксплуатации. К общепризнанным обычаям, относящимся к сфере воздушного права, следует отнести обычай свободы полетов в воздушном пространстве над открытым морем, обычай признавать неограниченный по высоте суверенитет государств на воздушное пространство над своей национальной территорией и т. д. Некоторые из этих обычных норм были подтверждены и Закреплены в международных конвенциях. Так, обычай свободы полетов над открытым морем был закреплен в Женевской конвенции об открытом море 1958. По мере развития международного права некоторые обычные нормы заменяются договорными нормами иного содержания. Характеристика воздушного пространства с правовой точки зрения включает в себя описание его границ и правовой режим его различных частей. Нижней границей воздушного пространства является сухопутная и водная поверхность земного шара. Столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно от границ государства, находится под его суверенитетом. Воздушное пространство над открытым морем является открытым и свободным для всех государств. Однако эта свобода не означает отсутствия определенного порядка в пользовании воздушным пространством над открытым морем: ИКАО издает специальные правила полетов самолетов над открытым морем; находясь над открытым морем, воздушные суда обладают экстерриториальностью и подчиняются законам страны флага; по Московскому договору 1963 о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, в воздушном пространстве не могут производиться ядерные взрывы. Государственный суверенитет над национальным воздушным пространством закреплен в законодательстве большинства государств. Суверенитет государства над воздушным пространством означает принадлежность этого пространства исключительно данному го- сударству, его право устанавливать любой режим этого пространства, использовать его по своему усмотрению без чьего-либо вмешательства и давать разрешение (или отказывать в таковом) на использование другими государствами. При этом, однако, не должны нарушаться общие нормы и принципы международного права, отраслью которого В. п. является и на которых оно основывается.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Правовая регламентация использования воздушного пространства над Арктическим регионом

Евгения Александровна Сокова
Статья посвящена исследованию современного правового статуса воздушного пространства над Арктическим регионом.

Похожие термины:

  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

    часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пр