Витте, Сергей Юльевич

Найдено 3 определения термина Витте, Сергей Юльевич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Витте, Сергей Юльевич

(1849-1915)

граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д. Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор «Воспоминаний» (т. 1-3, 1960).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Витте Сергей Юльевич

Президент РФ В. Путин:

«Несколько слов о приоритетных задачах в сфере развития гражданского общества. Витте както писал: „Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане… Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее и всячески помогать ей“«.

(Послание 2005 года.)

Витте Сергей Юльевич (18491915) – выдающийся российский государственный деятель. С 1889 года – директор департамента железных дорог Министерства финансов, с августа 1892 по 1903 год – министр финансов, с августа 1903 года – председатель Комитета министров. С октября 1905 года по апрель 1906го – глава Совета министров. Член Государственного совета и председатель Комитета финансов до 1915 года.

По окончании университета в Одессе поступил на госслужбу. В 1892 году Витте стал министром путей сообщения, а через полгода – министром финансов.

Витте удалось повысить рентабельность промышленности и транспорта, благодаря чему Россия по основным экономическим показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве. Стремясь избавиться от бюджетного дефицита, Витте увеличил прямые и косвенные налоги, введя винную монополию, давшую четверть доходов казны. В 1897 году была проведена денежная реформа, позволившая перейти на золотое обеспечение рубля.

Возглавляя в 19021905 годах Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте разработал аграрную программу, взятую для проведения в жизнь П. А. Столыпиным.

По инициативе Витте Николай II подписал манифест 17 октября 1905 года о даровании «незыблемых основ гражданской свободы».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь текущей политики

ВИТТЕ, Сергей Юльевич

1849-1915) - выдающийся русский государственный деятель. Окончив Новороссийский университет (в Одессе) по физико-математическому факультету, В. поступил в управление Юго-Западных железных дорог, где очень быстро занял руководящее положение. Как крупнейший знаток ж.-д. тарифов он в 1889 был приглашен министром финансов Вышнеградским на пост директора департамента ж.-д. дел министерства финансов. Через два года В. был назначен министром путей сообщения, а в 1892 - министром финансов. На этом посту он оставался до 1903. Руководя финансовой политикой, В. приобрел сильное влияние на многие отрасли государственного управления, в т. ч. на внешнюю политику России. В этой области он выступал как ярый проводник империалистической политики царизма.

В. был одним из наиболее энергичных вдохновителей строительства Великого Сибирского ж.-д. пути. По его выражению, это предприятие стояло "в ряду мировых событий, которыми начинаются новые эпохи в истории народов и которые вызывают нередко коренной переворот установившихся соотношений между государствами". Грандиозность материальных затрат на постройку Сибирского пути, в которых немалая доля принадлежала иностранному капиталу, мировое экономическое значение новой магистрали, проведение Китайско-Восточной ж.-д., упрочение в силу всего этого русского влияния на берегах Тихого океана - сделали предприятие В. событием крупнейшего значения и привели к тому, что на Дальнем Востоке завязались новые узлы международных противоречий. Распутыванию их (а в некоторых случаях и завязыванию новых) почти целиком была посвящена дипломатическая деятельность В.

В период симоносекских переговоров, закончивших японо-китайскую войну 1894-95, В. сыграл решающую роль в определении отношения России к условиям Симоносекского мирного договора (см.). На совещании министров 30. III 1895 он заявил, что требования Японии, предъявляемые Китаю, наносят удар русским интересам на Дальнем Востоке. Японцы, получив Южную Манчжурию и 600 млн. руб. контрибуции, укрепятся в занятых ими местностях, привлекут на свою сторону монгол и манчжур и начнут войну с Россией. Чтобы избежать этой опасности в будущем, необходимо теперь же категорически заявить Японии, что Россия не может допустить занятия ею Южной Манчжурии. Развивая свои доводы в пользу такого именно образа действий, В. не забыл прибавить еще один: "Мы сыграли бы при этом, - сказал он, - роль спасителя Китая, который оценил бы нашу услугу и согласился бы потом на исправление мирным путем нашей границы".

Предостережения некоторых членов совещания, высказывавших опасения, что при таком способе действий Россия наживет себе вечного и сильного врага, который к тому же будет искать себе опоры в Англии, успеха не имели. Мнение В. было утверждено Николаем II, и Японии были сделаны соответствующие представления. Она оказалась вынужденной отступить. В результате В. очутился на дипломатической сцене в роли автора решающих предложений по манчжурскому вопросу, который он считал существеннейшим, пунктом своей программы.

В 1895-96 В. в тесном сотрудничестве с директором петербургского Международного банка Ю. А. Ротштейном провел целый ряд финансово-политических мероприятий, в сильной степени увеличивших влияние России на Дальнем Востоке, но вместе с тем и чрезвычайно усложнивших манчжурский вопрос. Главнейшими из них были: образование Франко-Русского банковского синдиката для предоставления Китаю займа в 100 млн. руб.; учреждение с участием французских банкиров и китайского правительства Русско-Китайского банка; подписание 22. V 1896 договора с Ли Хун-чжаном (см.) об оборонительном союзе против Японии и о предоставлении Русско-Китайскому банку концессии на постройку КВЖД; подписание соглашения русского правительства с Русско-Китайским банком об образовании Общества КВЖД, полностью обеспечивавшего правительственное влияние на сооружение и эксплуатацию дороги; образование т. н. лихунчжанского фонда. Эти мероприятия привлекли французский и отчасти германский капитал через посредство тех банков, на которых лежало распространение русских государственных займов.

Когда в декабре 1897 Ли Хун-чжан обратился к В. с просьбой о предоставлении Китаю займа для взноса контрибуции Японии, В. обусловил свое согласие следующими требованиями: 1) получение Россией ж.-д. и промышленной монополии в Манчжурии и Монголии; 2) получение Россией концессии на ж.-д. ветку от магистрали КВЖД до той гавани на берегу Желтого моря, которая будет избрана правлением дороги; 3) предоставление России права устроить в этой гавани порт. Однако вмешательство Англии не дало возможности В. заставить Китай пойти на эти требования. Англия предложила Китаю заем на гораздо более льготных условиях и, грозя России войной, заявила о своем решении любой ценой удержать китайский рынок для себя. В. пришлось ограничиться подписанием конвенции об аренде Ляодуна и о постройке соединительной ветки от КВЖД к Далянваню.

Боксерское восстание (см. Боксерский протокол) покончило с фикцией русско-китайского союза, и после нападения боксеров и китайских войск на КВЖД Манчжурия была оккупирована русскими войсками по настоянию самого В. Обращение Ли Хун-чжана к В. за советом, как добиться прекращения всеобщей войны против Китая, побудило В. предложить Китаю договор, смысл которого сводился к установлению полного контроля России не только в Манчжурии, но и во всех пограничных с Россией китайских провинциях. В них без согласия России не должны были даваться концессии иностранцам, а Общество КВЖД в виде вознаграждения за убытки должно было получить новые концессии на месторождения золота, нефти, угля, а также на проведение ж.-д. линии к Бэйпину. Лишь после принятия этих условий Китаем предусматривалась эвакуация русских войск из Манчжурии. Проект договора стал известен державам и вызвал с их стороны протесты Китаю. Япония же через своего посланника в Петербурге также заявила протест русскому правительству, указав, что проектируемый договор нарушает не только неприкосновенность Китая, но и договорные права других держав. Переговоры пришлось прервать. Новый договор уже без всяких признаков нарушения суверенитета Китая был подписан 26. III 1902.

Одновременно с русско-китайскими переговорами велись переговоры с Японией через приехавшего в Петербург уполномоченного японского правительства Ито (см.). Составленный В. и Ламздорфом проект русско-японского договора заключал признание Японией преимущественных прав России не только в Манчжурии, но и во всех пограничных с Россией китайских областях. Проект не признавал свободы действий Японии в Корее, а ее право "подавать советы" Корее ставил в зависимость от согласия России. Однако В. не разгадал, что миссия Ито должна была по замыслу японского правительства служить дымовой завесой для сокрытия тайных англо-японских переговоров в Лондоне. Не успел Ито возвратиться в Токио с докладом о петербургских переговорах, как японский посланник в Петербурге сообщил русскому правительству текст только что заключенного англо-японского союзного договора (см. Англо-японский союз).

Неудача русско-китайских и русско-японских переговоров явилась тяжелым дипломатическим поражением В. и сильно пошатнула его положение. Однако он по-прежнему продолжал твердо стоять на том, что Япония должна считать Манчжурию для себя навсегда потерянной, хотя и соглашался отдать Корею Японии. Непримиримая позиция В. в манчжурском вопросе вызвала его отставку с поста министра финансов. Он был назначен председателем комитета министров - должность почетная, но не дававшая реальной власти. Русско-японская война, к развязыванию которой В. приложил столько усилий, началась тогда, когда он был фактически уже не у дел.

В продолжение войны В. оставался, по его выражению, в роли "простого наблюдателя". Из этой роли он вышел к моменту окончания войны, когда Николай II после многих колебаний был вынужден назначить его уполномоченным России для ведения мирных переговоров с Японией. В Портсмут, выбранный местом мирной конференции, В. ехал в ореоле искусно созданной им самим репутации противника войны. В. усматривал свою главную задачу в том, чтобы удержать Россию от международно-политической деградации, которой грозили, по его убеждению, продолжение войны и углубление революции. Поэтому В. стремился не допустить включения в договор ничего, что унизило бы достоинство России и подорвало бы ее изнутри. Решал он эту задачу, зная, что в ближайшем будущем ему самому придется взять на себя ответственность за управление государством: телеграмму о предстоящем назначении его председателем Совета министров он получил от В. Н. Коковцова, находясь в Америке.

В переговорах, закончившихся заключением Портсмутского мирного договора (см.), В. проявил себя как искусный дипломат. В Америке В. подготовил также заключение большого международного займа, необходимого царскому правительству для ликвидации последствий войны и особенно для подавления революции; в дальнейшем, однако, этот заем был реализован (в 1906 в Париже) в более скромных по сравнению с задуманными масштабах в силу грозившего России банкротства.

Портсмутский мир и международный заем были последними шагами В. в области дипломатии. Вернувшись в Россию, он занял пост председателя Совета министров. В этот период В. перестал заниматься вопросами внешней политики. Основой его деятельности стала борьба с революцией и подготовка созыва I Государственной думы. Едва успел В. сделать то, ради чего он был призван к власти, как Николай II поспешил от него отделаться: 22. IV 1906 В. был уволен в отставку и после этого уже не играл активной политической роли.

Литература:
Витте, С. Ю. Воспоминания. Т. 1-3. М. - Л. 1923-1924. - Витте, С. Ю. Вынужденные разъяснения по поводу отчета ген.-ад. Куропаткина о войне с Японией. М. 1911. 100 с. -Витте, С. Ю. Справка о том, как был заключен внешний заем 1 906 года, спасший финансовое положение России. [Спб.] 1913. 46 с. -Переписка о подкупе китайских сановников Ли Хун-чжана и Чжан Ин-хуана [1898]. "Красный архив". 1922. Т. 2. С. 287-293. - Переписка С. Ю. Витте с А. Н. Куропаткиным в 1904 - 1905 гг. [предисл. Г. Стопалова]. "Красный архив". 1926. Т. 19. С. 64-82. - Портсмут. Переписка Витте и других лиц. [Предисл. Б. А. Романова]. "Красный архив". 1924. Т. 6. С. 3-47. Т. 7. С. 3-31. - Коrоstоvеtz. I. J. Pre-war diplomacy. The Russo-Japanese problem. Treaty signed at Portsmouth, USA. 1905. Diary of I. J. Korostovetz - secretary of count Witte at the peace conference at Portsmouth. USA. London. 1920. 160 p. Перевод: Коростовец, И. Я. Страница из истории русской дипломатии. Русско-японские переговоры в Портсмуте в 1905 г. Дневник секретаря графа Витте. Пекин. 1823. XXII, 138 с. -Пролог русской революции. Материалы из архива графа С. Ю. Витте. Под ред. Б. Б. Глинского. Пг. 1916. VII, 352 с.- С. Ю. Витте. Французская пресса и русские займы. [Предисл. Б. В. Тарле]. "Красный архив". 1925. Т. 10. С. 36-40. - Попов, А. Л. Заем 1906 г. в донесении русского посла в Париже. "Красный архив". 1925. Т. 11 - 12. С. 421-432. - Романов, Б. А. Витте и концессия на Ялу. Документальный комментарий к "Воспоминаниям" Витте. В кн. "Сборник статей по русской истории", посвященный С. Ф. Платонову. Пг. 1922. С. 425-459. - Романов, Б. А. Витте накануне русско-японской войны. Документальный комментарий к "Воспоминаниям" гр. С. Ю. Витте. В кн.: Россия и Запад. 1. П. 1923. С. 140-167. - Куропаткин, А. Н. Дневник [1902-1904]. Нижний Новгород. 1923. 140 с. - Iswоlsky, A. Recollections of a foreign minister (Memoirs of A. Iswolsky). Transi, by C. L. Seeger. Garden City, N. Y. - Toronto. 1921. P. 141 -169. Перевод: Извольcкий, А.П. Воспоминания. Пг. - M. 1924. С. 80-99.- Переписка Вильгельма II с Николаем 11.1894-1914 гг. С предисл. М. Н. Покровского. М. - Пг. [1923]. VII, 198с. - Тарле, Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Л. 1927. 96 с.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дипломатический словарь

Найдено схем по теме Витте, Сергей Юльевич — 0

Найдено научныех статей по теме Витте, Сергей Юльевич — 0

Найдено книг по теме Витте, Сергей Юльевич — 0

Найдено презентаций по теме Витте, Сергей Юльевич — 0

Найдено рефератов по теме Витте, Сергей Юльевич — 0