ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Великие державы
термин, вошедший в международное право со времен Венского конгресса (1814-1815 гг.) и принятый для обозначения держав, играющих ведущую роль в мировой политике. Статусом великих держав обладали после второй мировой войны СССР, США, Англия, Франция, Китай.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. В последние годы многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности за счет Бразилии, Германии, Индии и др.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
субъекты международных отношений, по своей мощи и влиянию оказывающие важное влияние на мировую политику и экономику. Венский конгресс государств-победителей 1815 года, в котором приняли участие представители всех европейских стран, за исключением Турции, кодифицировал статус великих держав. Его получили Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а впоследствии и Франция. Государства антигитлеровской коалиции (США, СССР и Великобритания). Великими державами называют страны «атомного клуба», являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
термин, вошедший в политический лексикон и международное право со времени Венского конгресса (181415) и принятый для обозначения держав, играющих ведущую роль в мировой политике и международных отношениях. После второй мировой войны (1939— 45) по Уставу ООН юридическим статусом В. д. обладают СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности. Особые права этих держав вытекают из той ответственности, к-рую они несут за сохранение мира. Устав ООН предоставляет В. д. соответствующие права, обязывая их действовать с соблюдением принципа единогласия (см. Единогласия принцип).

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
государства, которые благодаря своему военно‑политическому потенциалу наносят определяющее влияние на систему международных и международно‑правовых отношений. После Второй мировой войны большими государствами формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия (до 25 декабря 1991 г. – СССР), США, Франция, Великобритания и Китай. Современный статус больших государств не противоречит принципу суверенного равенства государств, а являет собой политико‑правовое отбивание их реальной роли в международной жизни. Особенное положение больших государств, закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально положенной на большие государства главной ответственностью за поддержку мира и общей безопасности. В связи с этим В. д. наделены особенным правом, воплощенным в принципе единогласия этих стран в Совете Безопасности ООН.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
Термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене. Со времени Венского конгресса 1815 г. так назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, поскольку именно они преимущественно управляли политическою жизнью Европы1. Отличительной чертой этой системы международных отношений (так называемой «концертной дипломатии») стала необходимость согласия великих держав на любые территориальные изменения в Европе. До 1919 г. великие державы решали кардинальные международные проблемы на конференциях, по результатам которых они заключали между собой международные договоры. Остальным странам, имевшим статус цивилизованных наций, автоматически предлагалось признать тот порядок, который устанавливался этими договорами. В 1919 г. была создана Лига Наций как постоянный международный орган, призванный в том числе решать вопросы, которые ранее решались на конференциях великих держав. Преемником Лиги Наций с 1945 г. стала Организация Объединенных Наций В настоящее время «великими державами» считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН – Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, на которых лежит ответственность за сохранение международного мира и безопасности.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
в международном праве термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль в международных отношениях. Несмотря на принцип равноправия, признающий равенство всех без исключения государств, независимо от их размера, политического влияния, военной и экономической мощи, в международной практике с давних пор признается особая роль В. д. В разные исторические эпохи разные державы претендовали на роль «великих». В феодально-абсолютистскую эпоху каждое более или менее крупное государство считало себя великим. Это приводило к бесконечным спорам о старшинстве государей и их дипломатических представителей. Венский конгресс (1815) констатировал наличие пяти В. д.: России, Пруссии, Австрии, Англии и Франции. В конце XIX – начале XX в. начинает усиливаться роль др. государств. После испано-американской войны 1898 В. д. признаются США, после русско-японской войны 1905 – Япония, а в конце XIX в. – Италия. После первой мировой войны Австрия как В. д. перестала существовать. После своего объединения в 1871 Германия заняла место Пруссии. Германия и ее союзники – Япония и Италия – после второй мировой войны потеряли свое значение как В. д. Зато в числе В. д. занял свое место Китай. Юридический статус В. д. признается лишь за странами, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Особые права этих держав вытекают из той ответственности, которую они несут за сохранение мира. Устав ООН предоставляет В. д. соответствующие права, обязывая их действовать на основании принципа единогласия. Принцип единства В.д. согласно Уставу ООн должен лежать на основе всей современной системы международной безопасности.

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
493.29 кб

Сецессия в трактовке великих держав

Суботич М.
Читать PDF
305.69 кб

Индия на пути к статусу Великой державы

Лебедева Н.
«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 10, с. 3-7.
Читать PDF
2.08 мб

Эволюция баланса сил великих держав в XXI веке

Камнева Евгения Игоревна
Правомерно ли говорить об эволюции «баланса сил» в современной системе международных отношений и проекции данного процесса на решения Совета Безопасности ООН, несущего и по сей день ключевую ответственность за обеспечение и поддер
Читать PDF
115.43 кб

Сильный лидер - залог стабильной и Великой державы

Красницкая Анна Викторовна, Клюшкин Егор Алексеевич
В работе проведен анализ влияния личных качеств главы государства на методы реализации государственной политики, на события, происходящие во внутренней и внешней политике, на имидж и положение государства на международной арене
Читать PDF
132.29 кб

Великие державы и внешняя политика: чего ожидать в 2015 году?

Тарик Огузлу
Читать PDF
555.89 кб

Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав

Дханапала Джаянта
В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии.
Читать PDF
133.94 кб

Имперские амбиции как атрибут геополитического поведения великих держав

Комлева Наталья Александровна, Миронов Дмитрий Александрович
Геополитический процесс, так же, как и процесс жизни вообще, тесно связан с феноменом выживания, то есть неотделим от понятия эгоизма и эгоистических интересов, связанных с обеспечением жизнедеятельности.
Читать PDF
423.43 кб

ВАНУАТУ: ОТ КОКОСОВОЙ ВОЙНЫ ДО ЖОНГЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСАМИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ (ЧАСТЬ 2.)

Пале София Евгеньевна
В статье рассматриваются этапы становления южнотихоокеанского государства Вануату до и после обретения независимости.
Читать PDF
336.41 кб

Политика «Великих держав» европейского Союза в Центральной Азии: различия в подходах

Юн Сергей Миронович
Три страны Европейского Союза Германия, Франция и Великобритания проводят активную самостоятельную политику в Центральной Азии.
Читать PDF
322.10 кб

ЯЛТИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В 1945 г. И ИХ УРОКИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Бабурин Сергей Николаевич
На основе решений Крымской (Ялтинской) конференции руководителей держав Антигитлеровской коалиции 1945 г. рассматривается динамика международного права в 1945–2015 гг., роль международных компромиссов и принципов.
Читать PDF
459.09 кб

Участие «Великих держав» в миротворческой деятельности организации Объединенных Наций

Сазонова К.Л.
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме миротворчества в рамках деятельности ООН.
Читать PDF
280.28 кб

Политика «Великих держав» европейского союза в Центральной Азии: общие интересы и цели

Юн Сергей Миронович
Среди стран Европейского союза наиболее активны в Центральной Азии три государства: Германия, Франция и Великобритания.
Читать PDF
256.49 кб

Модификация приоритетной композиции политики великих держав на Большом Ближнем Востоке

Колобов Алексей Олегович, Колобов Олег Алексеевич, Хохлышева Ольга Олеговна
Приводится анализ отдельных аспектов стратегического планирования великих держав, интересы которых присутствуют на Большом Ближнем Востоке.
Читать PDF
118.70 кб

Международные организации во внешней политике России: опыт «Опоздавшей» великой державы

Сагалова Александра Львовна
В статье представлен сравнительный анализ опыта участия пяти великих держав в создании и деятельности универсальных и региональных международных организаций.
Читать PDF
139.66 кб

Анализ позиций «Великих держав» по вопросу реформирования организации Объединенных Наций

Сазонова К. Л.
В статье произведен анализ позиций так называемых «великих держав», являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладающих ядерным оружием, по проблеме реформирования Организации объединенных Наций.