ВЕБЕЛЬ, Фердинанд МаврикиевичВебер, Альфред

ВЕБЕР Макс

Найдено 6 определений термина ВЕБЕР Макс

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Вебер Макс

1864-1920) – крупнейший немецкий социолог конца XIX –начала XX вв., оказавший огромное влияние на развитие этой науки. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжение которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ВЕБЕР (Weber) Макс

1864-1920) — выдающийся немецкий политолог, социолог, историк, экономист, юрист и социальный философ, создатель «понимающей» социологии, автор теории социального действия, учения об идеальных типах, родоначальник социологии религии, один из основателей современной политической науки (концепция легитимности власти, теория бюрократии, исследование демократии), автор трудов по истории хозяйства, логике и методологии общественных наук. Внес большой вклад в разработку проблем власти, права, религии, организации. Автор ставших классическими определений политики (как стремления к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами или же внутри государства между различными социальными группами), власти (как способности и возможности одного индивида в данных социальных условиях проводить свою волю даже вопреки сопротивлению другого) и государства (как человеческого сообщества, которое внутри определенной области претендует на монополию легитимного физического насилия). Создав концепцию легитимности политической власти, выделил три основные формы (основания) легитимности — традиционную, харизматическую и рационально-легальную (правовую). Научная деятельность Вебера оказала огромное влияние на развитие современной социологии, политологии, философии и историографии. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (19041905); «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913); «Собрание сочинений по социологии религии» (19201921); «Политика как призвание и профессия» (1919), «Политические работы» (1921); «Собрание сочинений по социологии и социальной политике» (1924); «Собрание сочинений по социальной и экономической политике» (1924) и другие.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

Вебер, Макс

Weber) (1864-1929)

один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Вебера нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды Вебера сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре политической социологии Вебера - проблема власти. М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана». Власть, основанную на приказе и подчинении, Вебер называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства - одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки. Вебер указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное (рационально-бюрократическое). Значителен вклад Вебера в разработку теории бюрократии. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отрыве» от средств управления и без при­своения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВЕБЕР Макс (1864-1929)

один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Вебера нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или "Марксом буржуазии". Труды Вебера сегодня являются классикой западной социальной и политической науки.

В центре политической социологии Вебера - проблема власти. М. Вебер определял власть как "возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана".

Власть, основанную на приказе и подчинении, Вебер называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства - одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки.

Вебер указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие "легитимность" часто переводится как "законность", что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.

М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное (рационально-бюрократическое).

Значителен вклад Вебера в разработку теории бюрократии. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

ВЕБЕР Макс

1864—1929) — один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. В. нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной науки. В. родился в Эрфурте. Получил образование в Гейдельбергском, Берлинском и Гетингенском ун-тах, где изучал историю, право и экономику. После окончания обучения преподавал экономику во Фрейбурге и Гейдельберге, в 1918-1919 гг. профессор национальной экономики в Вене и Мюнхене. В центре политической социологии В. — проблема власти. Власть, основанную на приказе и подчинении, В. называл господством. Нем. социолог указывал на три исторических типа господства. В основу типологизации господства В. положил понятие легитимности. Исследовать легитимность определенного типа господства означало ответить на вопрос: каковы те правомочия, на которых базируется власть? Власть или господство, по В., может основываться на вере, традиции и праве. В зависимости от указанных основ власти выделяются и типы господства. Власть, основанную на вере, В. называл харизматическим господством (см. Харизма), власть, основанную на традиции — традиционным господством, а власть, базирующуюся на праве — легальным. Традиционное господство возникает при натуральном хозяйстве и отличается от харизматического тем, что власть здесь основывается на сложившихся традициях и традиционных нормах. Властвующий ограничен в своих действиях традициями, через которые он не может преступить. Чистый тип такого господства В. называл патриархализмом. С расширением пространства власти и с усложнением управления появляется административный аппарат, который осуществляет власть вождя на местах, причем, исполнение функций управления, рассматривается здесь как личная служба властителю. Этот вид власти В. называл султанизмом. Следующий тип — легальное господство — появляется в условиях формирования и функционирования рыночной экономики и воплощается а правовом государстве. Основными чертами легального господства являются: установление норм права и подчинение им каждого индивида, применение норм права в управлении, господство в обществе права, а не чиновников и т. д. Воплощать право а жизнь должны, считал В., специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия. Правда, замечал он тут же, есть опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не произошло, необходимы постоянные ограничения бюрократии, постоянный контроль за нею. Способами контроля и ограничения бюрократии могут быть регулярная ротация (пропорциональная замена через определенных срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов. В. пытался найти меру компетентности и демократизма. Вместе с тем он признавал необходимым включение элементов харизматического господства в господство легального типа.

Литература: Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования, 1988, N° 5; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Макаренко В. П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии Макса Вебера. Ростов н/Д, 1988; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

ВЕБЕР МАКС

(Weber, Max) (1864–1920), немецкий социолог, одна из самых влиятельных фигур в истории социологии. Родился в семье магистра Эрфурта (Тюрингия). В 1869 г. семья переехала в Берлин. Родители Вебера были весьма состоятельны и тесно связаны с академической и политической жизнью бисмарковской Германии. Его отец – действующий политик, депутат рейхстага; мать была очень религиозной женщиной. В университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина Вебер изучал юриспруденцию, историю, экономику и философию. Во время прохождения воинской службы посещал семинары в Страсбурге. В 1886 г. получил диплом младшего адвоката, одновременно работал над первой докторской диссертацией, посвященной экономико-правовой истории в период средневековья, которую защитил в 1889 г. Двумя годами позже он защитил диссертацию по аграрной истории Древнего Рима. После учебы в Берлине Вебер в 1894 г. получил должность профессора политической экономии во Фрайбурге, а в 1896 г. возглавил кафедру политической экономии в Гейдельберге, что явилось вершиной его преподавательской карьеры. В следующем году Вебер, поссорился с отцом (обвинив его в недостойном обращении с матерью). Тот так и умер, не примирившись с сыном. По всей видимости, эта ссора оказала воздействие на расстройство психического и физического здоровья Вебера. Лишь в 1918 г. он вернулся к преподаванию и занимал посты профессора социологии в Вене и Мюнхене. Незадолго до своей болезни Вебер писал о фондовой бирже и "традиционализме" в среде сельскохозяйственных рабочих. Эти темы дали импульс его дальнейшей деятельности. Он стал активно участвовать в националистическом движении, вступил в Пангерманскую лигу (вышел из нее по состоянию здоровья и из-за несогласия с проводимой ею политикой). После болезни (1902–1904) начался новый плодотворный период в творческой деятельности Вебера: он становится почетным профессором в Гейдельберге, работает над серией методологических эссе и приступает к исследованию проблем формирования современного мирового порядка; издает труд "Протестантская этика и дух капитализма". В дальнейшем интересы Вебера сосредоточились на "экономической этике мировых религий". Эти научные изыскания, а также знания истории средневековья позволили Веберу дать блестящий сравнительный анализ разных культур. Однако Вебер первым признал несовершенство своих трудов не только практического, но и теоретико-познавательного характера, что объяснялось с его точки зрения, относительностью всякого знания. Последние годы его жизни были в основном посвящены сведению воедино представлений, опубликованных в труде "Хозяйство и общество". Подобно "Капиталу" Маркса (Marx), "Хозяйство и общество" Вебера представляет собой фундаментальное исследование, которое так и осталось незаконченным. В годы 1-й мировой войны Вебер участвовал в организации военных госпиталей. В 1919 г. был членом германской делегации на Версальской конференции, вошел в состав исполнительного комитета Германской демократической партии и тогда же возобновил преподавательскую деятельность (в Мюнхенском университете). 14 июня 1920 г. он скончался от пневмонии. Обзор работ Вебера целесообразно проводить с разных точек зрения: философской, методологической и этической – это позволит шире взглянуть на его вклад в науку. С гносеологических позиций основным отражением деятельности является противоречие между бесконечной сложностью познаваемого и нашей ограниченной способностью познания. По мнению Вебера, действительность не может быть сведена к серии бессмысленных фактов: ее познание формируется на основе взаимосвязи "факта" и "теории". Центральная проблема заключается в понимании и объяснении действия. Это часто неправильно толковалась (и толкуется) как желание поверить в психологическую способность проникать в мысли и переживания действующего лица и не следовать полностью модели объяснения, предлагаемой естественными науками. Ни одно из этих положений не является справедливым по отношению к методологии, предложенной Вебером. Способность к пониманию опирается не на психологическую способность проникновения в сущность вещей, а на историческое образование, практические исследования и, наконец, на гуманистическую предпосылку о том, что намерения действующего лица в принципе познаваемы, с какими бы трудностями такое познание ни было сопряжено на практике. Аналогичным образом модель объяснения поведения опирается не на естественные науки, а на юриспруденцию и правовые теории причинных связей. Из антиэмпирической установки Вебера следует заключение о возможности прямого наблюдения общественной жизни. Его понятия "идеальных типов" представляют собой абстрактное преувеличение явлений, которые в реальной жизни в их чистом виде не существуют. Введение в науку идеализаций подобного рода (например, "класс", "состояние", "партия", "власть", "харизма", "феодализм", "секта" и т.д.) не является, с точки зрения Вебера, главной целью социологического анализа, но способствует пониманию сложных социологических явлений. Сама нереальность идеальных типов позволяет выявить эмпирические детали, противоречия и двусмысленность изучаемого предмета. Именно потому, что идеальные типы можно конструировать, исходя из разных точек зрения, этот анализ бесконечен. Методологию Вебера отчасти иллюстрирует его анализ власти и господства. "Власть" определяется им как положение, в котором одни действующие лица могут реализовать свои цели вопреки сопротивлению других. "Господство" определяется более конкретно – как проявление власти через приказы и вероятность их исполнения. При этом предполагается, что власть обычно реализуется через административный аппарат. Наиболее устойчивы те формы господства (независимо от того, на чем они основаны), "законность" которых признается участниками данных отношений. Таким образом Вебер пытается разработать ряд идеальных типов легитимного господства, с помощью которых можно анализировать различные исторические и современные варианты политического устройства. Эти типы представляют собой веру в законность, основанную на "традиционных" (издревле существующий порядок), "харизматических" (особые – зачастую дарованные богом – качества лидеров) или "правовыми" (законный порядок) критериями. Отсюда можно заключить следующее. Во-первых, просматривается очевидная связь между его методологией и проводимым им анализом. Идея законности опирается на субъективную веру (или неверие) действующего лица в систему – такая ориентация сочетается с концентрацией внимания на "значимом". Во-вторых, Вебер не смешивает эти идеализированные понятия с реальностью. Концептуальная структура, построенная на основе субъективной веры действующего лица в законность, не требует признания того, что такое узаконение действительно существует. Вебер безмерно далек от представления о политическом устройстве как арене конфликтов, связанных с распределением власти, в основном между классами, статусными группами и партиями. Наконец, типология систем господства – это не описание конкретных политических структур, а скорее ряд понятий, позволяющих проводить анализ системы. Точка зрения, согласно которой формы господства зависят от складывающихся условий, исключает детерминированное последовательное развитие от одной формы к другой. Правовые и бюрократические элементы, безусловно, занимают важное место во взглядах Вебера на современное общественное устройство, но в них нет последовательного развития, скажем, от харизмы к традиционализму и далее к легальному господству. Как раз наоборот, даже в современном мире, по мнению Вебера, харизматическое лидерство могло быть источником революционного прорыва. С этой точки зрения его работы не являются легким объектом для критиков-постмодернистов, усматривающих в подобных теориях слабость социальной и политической теории. Значительная часть социологических исследований Вебера посвящена анализу форм господства, но было бы неправильно ограничивать рассмотрение "политических" проблем только рамками этой сферы. К примеру, Вебер часто возвращался к проблемам социального значения религий. Его концепция легитимности созвучна с теологическими вопросами: учением об отпущении грехов, спасении и теодицеями. Те, кто пользуется благами жизни, хотят это узаконить (в т.ч. свою собственность), и одним из наиболее прочных оснований для этого является вера в "божественное одобрение" существующего порядка вещей. Подобные наблюдения приводят к представлениям о взаимосвязи морали, политики и науки. Исходная посылка Вебера состоит в том, что действующие лица хотят верить в "значимый" характер своих усилий и что социальная наука должна обратить внимание на это обстоятельство. Такое исследование находится в прямом противоречии с реальным миром ценностей, характеризующимся специфическими чертами. У Вебера не было намерения отказаться от системы ценностей во имя научного анализа. Часто целями его исследований было желание заставить и ученых, и широкую публику не только стремиться к знаниям, но и задуматься над нравственными и политическими вопросами. Впрочем, Вебер считал логически несостоятельным и морально неприемлемым претендовать на то, чтобы исследование могло служить основанием для решения коренных вопросов бытия. Наука, по его мнению, не может указать нам, как жить или что делать. Однако это не помешало Веберу энергично защищать национальные интересы Германии. Конечно, Вебер никогда не считал, что эти взгляды можно представлять как научные заключения. Наука дает ясность, проверенные средства достижения целей и показывает возможные результаты. Но ничто из этого не отменяет обязанности делать политический или нравственный выбор. Согласно Веберу, посвятить жизнь науке и политике – значит быть страстно убежденным (в отличие от бесстрастности "новых людей" Ницше), что оказывалось крайне мучительным из-за "ледяной тьмы и тяжести полярной ночи", в которую погрузилась Германия после 1918 г. Политик противопоставляет этой тьме "этику ответственности", означающую постоянное чувство ответственности за последствия предпринятых действий. Вебер противопоставляет этому "этику убеждения", опирающуюся на абсолютные и всеобщие конечные цели, оставляющие в стороне мирские рассуждения о последствиях тех или иных действий. Эта озабоченность Вебера текущими проблемами вытекает из его анализа развития рационализации и капитализма (capitalism) как в его "приключенческой" или "грабительской" форме, так и в качестве отличительной характеристики современного экономического порядка, при котором формально рациональный буржуазный капитализм и бюрократия развиваются наравне друг с другом, хотя, по мнению Вебера, рост бюрократии никоим образом не ограничивается рамками капитализма. Он считает, что социализм – как минимум равным образом – способствует этому росту. В толковании работ Вебера до сих пор существуют глубокие расхождения. Критике подвергается "нереальность" идеальных типов, а его взгляды на разделение фактов и ценностей нередко отвергаются. Тем не менее бесспорна его роли как разностороннего и крупнейшего мыслителя. В методологии, сравнительной социологии, экономической истории, а также в социологии права, религии, политики Вебер оставил научное наследие, выдержавшее проверку временем. В этом наследии можно выделить три основные особенности: 1) отказ от смешения научных и моральных предпосылок при неизменном понимании их комплексной взаимосвязи; 2) создание многослойной, многопричинной и осознанно неполной картины жизни социального мира; объяснения Вебера обескураживающе неопределенны и обособлены от крупных замкнутых описательных систем, основывающихся на понятиях "законы", "структуры", "логика истории"; 3) видение важной перспективы больших изменений в соответствии с современными условиями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено схем по теме ВЕБЕР Макс — 0

Найдено научныех статей по теме ВЕБЕР Макс — 0

Найдено книг по теме ВЕБЕР Макс — 0

Найдено презентаций по теме ВЕБЕР Макс — 0

Найдено рефератов по теме ВЕБЕР Макс — 0