ВАТИКАН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Ватикан
Vaticano
город-государство в пределах столицы Италии - Рима, на холме Монте-Ватикано площадью 0,44 км2. Население ок. 1 тыс человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы - папы римского. Официальные языки - латинский и итальянский.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВАТИКАН
лат. Vaticano) - 1) официальная резиденция римских пап; 2) комплекс зданий, включающий собор св. Петра, апостолический дворец с Сикстинской капеллой; 3) название одного из холмов, на котором расположен Рим; 4) территория Государства Города В., возникшего в результате подписания 11 февраля 1929 г. конкордата между Пием XI и правительством Италии.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Ватикан
часть Рима, где находится дворец римского папы-главы католической церкви; занимает площадь в 44 га, служит местопребыванием римского папы и состоящих при нем советников-кардиналов. Эта часть Рима подвластна только папскому управлению: власть правительства Италии на нее не распространяется. Словом «Ватикан» обозначается также верхушка католической церкви, управляющая католическим духовенством всего мира, монашескими организациями, католическими банками, газетами, учебными заведениями. Ватикан располагает огромными капиталами, пополняемыми сборами и пожертвованиями, а также доходами от всевозможных предприятий и спекуляций. Агентура Ватикана-оплот международной реакции и мракобесия-располагает огромными средствами шпионажа и пропаганды. В отношении СССР Ватикан ведет крайне враждебную политику. В 1930 г. он призывал к «крестовому походу» против страны социализма.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ВАТИКАН
государство-город размером в 0,44 км2, расположенное в западной части Рима столицы Италии, международный административный и идеологический центр римско-католической церкви, резиденция главы католической церкви папы римского. Папа римский обладает неограниченной властью монарха. Руководство политической, экономической и религиозной деятельностью В. и католической церкви осуществляет римская курия (правительство). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал государственный секретарь, он же министр иностранных дел, руководит деятельностью национальных церквей за пределами Италии. В поддерживает дипломатические отношения с более чем ста странами (из социалистических стран с Югославией и Кубой), представители к-рых образуют при В. дипломатический корпус.
В. представлен в ООН и во многих международных организациях Располагает мощным пропагандистским аппаратом радиостанцией, вещающей на многих языках мира, ежедневной газетой «Оссерваторе Романо», также выходящей на разных языках. В. имеет свой флаг, гимн, денежные знаки.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ВАТИКАН
государство-город", резиденция главы католической церкви в Риме; в переносном смысле В. - правящая верхушка римско-католической церкви.

B. представляет собой своеобразное международное образование и благодаря сложившейся традиции пользуется некоторыми правами субъекта международного права: активным и пассивным правом посольства, правом заключения международных договоров и т. п. К началу второй мировой войны В. имел дипломатические отношения более чем с 30 странами, которые в свою очередь имели при В. своих представителей. Во многих государствах папский нунций является обычно старшиной дипломатического корпуса.

Начало дипломатической деятельности римских пап относится ко времени раннего Средневековья, когда епископ Рима был признан главой всей католической церкви в Западной Европе.

Возвышение папства как политической силы относится к концу 6 в. В своей политике они искали "себе защиты у иностранных государей, франков и т. д.

Это становится их традиционным методом" (К. Маркс). В середине 8 в. папа, получив из рук короля франков ряд территорий, в т. ч. и Римскую область, "начал вести себя как светский князь". В течение столетий папы находились в феодальной зависимости от франкских королей, германских императоров и итальянских феодальных родов и вели борьбу за освобождение от этой зависимости. Со временем, в условиях феодальной раздробленности Европы, богатейшая и централизованная католическая церковь во главе с папой приобрела большое международное влияние.

В период расцвета своего могущества (11-13 вв.) папы вели длительную борьбу за подчинение светских государей власти Рима, вдохновляли крестовые походы, вели войны и решали международные споры. Церковь "служила реальной связью между различными странами" {Энгельс). К этому же времени относятся: "крестовые походы", организованные по призыву пап, и разграбление крестоносцами (1204) Константинополя, войны папы Иннокентия III против ереси альбигойцев во Франции (1204-24) и признание английским королем Иоанном Безземельным вассальной зависимости от папского престола. К 1274 папы освободились от опеки Священной Римской империи, но оказались в зависимости от французских королей.

В начале 14 в. борьба пап с усилившейся французской абсолютной монархией закончилась поражением церкви; резиденция пап была перенесена во Францию, в Авиньон (1309-77). Здесь папы надолго лишились самостоятельности в международных делах и стали послушным орудием в руках французских королей. Только Григорию XI (1370-78) удалось вернуть папский престол в Рим (1377), где он избрал своей резиденцией В.

Реформационное движение 15-16 вв. повело к дальнейшему упадку влияния пап. Католическая церковь полностью потеряла свое влияние в Англии и Скандинавских странах, в значительной части Германии, Франции и Швейцарии. Внешняя политика В. в то время определялась стремлением пап к союзу с католическими монархами Испании, Португалии и Италии для совместной борьбы против прогрессивных движений того времени, науки и реформацион-ных течений. Естественно, что В. постепенно попадал во все большую зависимость от своих союзников. С притязаниями В. на верховную власть в Европе было покончено. (Право "вето" при избрании пап сохранили до 1903 католические государства - Австрия, Испания и Франция).

Французскую буржуазную революцию В. встретил резко враждебно. Дипломатическая деятельность В. была направлена на сплочение реакционных правительств против "безбожной" Франции. Наполеон лишил папу Пия VI ряда земель в Италии (1796), заставил уплатить контрибуцию, а через два года увез во Францию самого папу. Однако, став первым консулом, Наполеон считал полезным получить поддержку В. и в 1801 заключил компромиссное соглашение с новым папой Пием VII. Наполеон признал католицизм "религией большинства французов", обеспечив себе руководство католической церковью во Франции. В 1809 Наполеон присоединил Церковную область и Рим к Французской империи. Только Венский конгресс в 1815 полностью восстановил светскую власть папы.

После Венского конгресса В. заключил ряд специальных соглашений с различными европейскими странами о преимуществах для католической церкви. Восстание 1848 в Риме заставило папу Пия IX бежать из В., куда он вернулся лишь в 1850 с войсками Наполеона III. Во время воссоединения Италии (1870) папа был лишен светской власти в Папской области и в знак протеста отказался от "гарантий", предоставленных итальянским парламентом в 1871 (сохранение за папой Ватикана, цивильный лист и пр.).

После 1871 В. вел борьбу за воссоздание монархии во Франции, за влияние на политику Германии. Этот курс привел В. к конфликту с германским правительством Бисмарка, начавшим решительную борьбу с католической партией ("Культуркампф"). Папа Лев XIII (1878-1903), более гибкий и умелый дипломат, чем его предшественник, сумел добиться примирения с Бисмарком. Он прекратил борьбу с республиканским строем во Франции, стремясь использовать его в интересах католической церкви. В. искал союза с российским царизмом для совместной борьбы против социалистического рабочего движения.

В первой мировой войне В. ориентировался на австро-германский блок, т. к. видел в Австро-Венгрии и Южной Германии опору католицизма. Кроме того, В. рассчитывал, что победа этих стран над православной Россией ослабит православие и откроет новые возможности для распространения католицизм!. Прикрываясь маской нейтралитета и декларациями о мире, папа Бенедикт XV в то же время помогал центральным державам привлечь Италию на их сторону, занимал враждебную России позицию, высказывался против английской блокады Германии и двусмысленно вел себя в вопросе нарушения нейтралитета Бельгии немцами. Эта позиция В. вызывала протесты дипломатических представителей стран Антанты при В.

В 1916 и начале 1917, когда совершался "поворот в мировой политике от империалистской войны... к империалистскому миру" (Ленин), В. развил активную дипломатическую деятельность с целью добиться прекращения войны. Желая спасти Германию и ее союзников от разгрома и опасаясь революции в Европе, папа выступил 1. VIII 1917 с "нотой мира", адресованной правительствам воюющих стран. Нота была сформулирована так, что Клемансо назвал мирные предложения папы "германским миром". Нота успеха не имела, но и после разгрома Германии В., опасаясь углубления революции в стране, продолжал добиваться смягчения условий мира, возражал против суда над Вильгельмом II как виновником войны.

Со времени Великой Октябрьской социалистической революции в России В. занял место в авангарде антисоветской реакции. В. широко использовал клеветнические вымыслы о "религиозных гонениях" в Советской России. 12. III 1919 кардинал статс-секретарь В. - Гаспарри от имени папы обратился с протестом к Советскому правительству против "преследования" духовенства и верующих. Советское правительство отклонило ноту В., как основанную на вымысле, и напомнило, что В. не протестовал против бесчисленных зверств, совершаемых Деникиным, Колчаком и интервентами.

Во время советско-польской войны 1919-20 нунций В. в Варшаве Ахилл Ратти (будущий папа Пий XI) участвовал в организации борьбы против Красной Армии, а папа Бенедикт XV выступил со специальным антисоветским заявлением.

В. делал ставку на расчленение России. Он был связан с белогвардейскими правительствами во время гражданской войны в России, и при папе несколько лет (даже тогда, когда эти правительства перестали существовать) находился их представитель (Лысаковский). Петлюра также имел своего агента в В. Епископ Сметс, направленный В. в 1921 в Грузию, принял участие в антисоветском восстании 1924 и был выслан за границу.

Борьба с Советским Союзом, коммунизмом и демократическими движениями составляла главное содержание дипломатической деятельности папы Пия XI, избранного в 1922 на папский престол. Миссия В., присланная в целях помощи голодающим Поволжья, использовала свое пребывание в СССР для антисоветских целей. Советское правительство в 1924 предложило миссии покинуть территорию СССР. В. поддерживал политику ультиматумов и угроз по отношению к Советской России. 9. V 1922 папа обратился к Генуэзской конференции с предложением навязать Советской России условия, как побежденной стране. В 1923 В. совместно с дипломатами ряда стран выступил в защиту своих агентов, контрреволюционных церковников, осужденных советским судом за контрреволюционную деятельность (дело ксендза Уотлена и др.). Протесты В. были поддержаны лордом Керзоном в его известном ультиматуме 8. V 1923.

После установления в Италии фашистского режима (1922) В. содействовал укреплению террористической диктатуры Муссолини, видя в ней оплот против коммунизма. В 1926 начались переговоры В. с итальянским правительством, завершившиеся 11. II 1929 заключением Латеранского соглашения и конкордата с Италией. Соглашение восстановило светскую власть папы над В. и некоторыми дворцами на территории в 44 га; Италия признала международный суверенитет святого престола. Заключение Латеранских договоров укрепило позиции Муссолини, которого Пий XI назвал "человеком, посланным провидением".

В 1929-30, когда политики буржуазных стран искали выхода из экономического кризиса на путях войны с СССР, папа объявил свой "крестовый поход" против Советской страны. Выступление папы (2. II 1930) послужило сигналом к усилению антисоветской кампании во всем мире.

В. благожелательно отнесся к захвату власти в Германии Гитлером (1933) и, несмотря на преследования католиков в Германии, в 1933 заключил конкордат с гитлеровским правительством. Государственный секретарь В. - Пачелли (папа Пий XII) давал указания лидеру католической партии центра Каасу не выступать против правительства Гитлера даже в том случае, если для этого придется распустить католическую партию. В. активно поддерживал итальянский фашизм в войне против Эфиопии, благословил интервенцию держав оси в Испании.

Поддерживая реакционные силы во всех странах, В. установил самые тесные отношения с фашистской Испанией Франко. Дипломатия В. добивалась сближения Франции с Германией в целях создания антисоветского блока. Учитывая возросшую роль США в международных делах, В. настойчиво стремился к установлению дипломатических отношений с ними, усилению политической роли католической церкви в этой стране и ее влияния на государственный аппарат.

В. ведет широкую миссионерскую деятельность в колониальных и зависимых странах, причем после первой мировой войны американский капитал стал играть главную роль в руководстве и финансировании католических миссий. В. проявляет большую гибкость в своей миссионерской деятельности, умело применяется к обычаям местного населения и в случае необходимости даже идет на известные отступления от догм католической церкви. В 1935-36 В. разрешил католикам Китая соблюдение местных религиозных обрядов, а католикам Японии и Манчжурии - религиозное почитание японского императора и соблюдение синтоистского культа предков. В. добивается всемирного господства католической церкви и в частности поглощения ею православной.

Накануне второй мировой войны В. стремился направить фашистскую агрессию против СССР. После смерти Пия XI (10. II 1939) конклав кардиналов избрал на папский престол кардинала Пачелли, который с 1917 по 1929 представлял В. в Германии и был известен своими прогерманскими настроениями. Новый папа, принявший имя Ция XII, накануне войны выступил инициатором созыва конференции пяти держав (Германии, Италии, Англии, Франции, Польши) для решения европейских дел без участия СССР и требовал от Польши уступить Германии в вопросе о Данциге.

Убежденный враг демократии и Советского Союза, Пий XII с самого начала второй мировой войны действовал в пользу фашистских агрессоров.

Еще до нападения Германии на СССР В. организовал кампанию антисоветской клеветы в связи с освобождением Западной Украины и Западной Белоруссии. В декабре 1939, во время советско-финской войны, папа выступил с нападками на СССР и оказал денежную помощь белофиннам.

Когда Италия вступила в войну (июнь 1940), В., до того высказывавшийся за нейтралитет Италии, призвал, однако, католическую церковь и итальянских католиков сохранить верность Муссолини.

B. обязался не вести пацифистской пропаганды, печатать в своем органе "Оссерваторе Романо" лишь официальную итальянскую информацию, ограничить свои радиопередачи. Папа санкционировал захват Италией Албании и Хорватии.

После поражения Франции В. приветствовал приход к власти Петэна и Лаваля, которые, как писала печать В., "поведут страну по пути обновления". В. был тесно связан со всеми правительствами гитлеровских сателлитов и марионеточных "государств".

Пий XII не осудил нападение Германии на СССР. Ни разу не выступил В. против зверств, совершаемых гитлеровцами на оккупированных территориях. В беседе с испанским министром иностранных дел C. Суньером (1942) папа сказал, что он был бы счастлив "прийти к соглашению с Германией".

В. рассчитывал с помощью немецких оккупантов осуществить старые планы папства о распространении католичества на территории СССР. Католический публицист Габриэль Луи Жаре писал: "После того, как германская армия оккупировала часть России, Ватикан заключил с Берлином договор, позволявший католическим миссионерам отправляться на оккупированные территории..."

Пий XII в своих посланиях и речах в годы войны нападал на "марксистский социализм". Эти выступления папы отвлекали трудящихся католиков от участия в общей борьбе народов оккупированных стран Европы против гитлеровских захватчиков и были на руку державам оси, которые также маскировали свои хищнические планы лозунгами "борьбы против Коминтерна".

Во время войны произошло сближение В. с третьим партнером держав оси - Японией. 2. IV 1941 папа принял японского министра иностранных дел Мацуока, а в марте 1942 были установлены дипломатические отношения В. с Японией.

Когда наметился перелом в войне и поражение блока агрессоров стало очевидным, В. выступил в роли поборника "справедливого мира" в целях спасения фашистских стран от разгрома. В рождественском послании 1943 Пий XII призывал союзников не пользоваться "преимуществами военного превосходства" и "не отплачивать за несправедливость несправедливостью". "Нейтральный" В., где встречались дипломаты многих воюющих стран, стал центром интриг, направленных на раскол антигитлеровской коалиции, на заключение сепаратного мира, на изоляцию Советского Союза.

После поражения агрессоров непримиримый враг демократии В. выступил в роли "старого ревнителя" демократии. Но основы внешней политики В. не изменились. Борьба против молодых демократических режимов, поддержка реакционных правительств, враждебность к Советскому Союзу - все это после войны определяет дипломатию В.

Пий XII выступал против суда над военными преступниками. Его агенты участвовали в заговорах против демократических режимов в ряде стран. За это нунций В. в Бухаресте Кассуло был в июне 1946 выслан румынским правительством. В. настаивал на отмене смертного приговора, вынесенного гитлеровскому наместнику в Польше Грейзеру (июль 1946). Десятки военных преступников - немцев, итальянцев, словаков, солдат "голубой дивизии" Франко - нашли убежище в В.

Реакционная польская эмиграция получала полную поддержку в В. Одновременно В. вдохновлял высшее католическое духовенство Польши на борьбу против демократического правительства. В Чехословакии В. помогал словацким фашистам. Католический архиепископ Хорватии Степинац в 1946 был осужден за сотрудничество с немцами и активное участие в преступной деятельности против интересов народов Югославии. В Италии папа открыто выступил с призывом сохранить монархию (1946).

В планах В. по послевоенному устройству мира значительное место отведено Германии. Выдвинув принцип "равенства" победителя и побежденного, В. требует восстановления такого германского государства, которое явилось бы оплотом антисоветской реакции в Европе. В. стремится возродить в Германии католическую партию центра, которая стала центром сосредоточения всех реакционных элементов.

Опираясь на французскую католическую партию (МРП), В. ведет борьбу за клерикальный характер государства, за преобладающее влияние католической церкви на политику Франции.

В Италии В. вдохновляет лидеров христианско-демократической партии на все более правый курс.

Еще во время войны (1940) в В. был послан личный представитель президента США, что явилось формой установления дипломатических отношений. В. воспользовался этим лишь для усиления своих позиций в США и пропаганды через реакционные католические круги (напр., фашиста-священника Кофлина) против Объединенных наций и СССР. После окончания войны все большее влияние на политику В. стали оказывать наиболее агрессивные и реакционные круги Англии и США. В свою очередь В. стремится к укреплению своих позиций в этих странах. Это нашло свое отражение в частности в посвящении Пием XII новых кардиналов. В коллегии кардиналов, состоящей из 70 чел., всегда было преобладающее итальянское большинство. Из 32 новых кардиналов, посвященных в 1946, только четверо - итальянцы, зато широко представлены английские и американские епископы.

Литература:
Адамов, Е. А. Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. 1887-1900. [Сборник документов]. М. - Л. 1931. 139 с.-Martens, Gr. F. Nouveau recueil g?n?ral de trait?s... S?r. 3. T. 21. Livr. I. Leipzig. 1930. P. 18-39. (Соглашение 11 февраля 1929).- M?ller, J. Das Friedenswerk der Kirche in den letzten drei Jahrhunderten. Die Diplomatie des Vatikans im Dienste des Weltfriedens seit dem Kongress von Vervins 1598. V?lkerrechtliche dokumentierte Darlegung. Bd. 1-2. Berlin. 1927. -Лозинский, С. Г. История папства. Т. 1. М. 1934. 327 с.-Грабарь, В. Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века. В кн.: Средние века. Сборник. Вып. 2. М. - Л. 1946. С. 253-277. (Акад. наук СССР. Ин-т истории). - Pastor, L. Geschichte der P?pste seit dem Ausgang des Mittelalters. [1417-1800]. Bd. 1 - 16. Freiburg i. B. 1926- 1933. - Sсhmidlin, J. Papstgeschichte der neuesten Zeit. (1800-1903). Bd. 1-2. M?nchen. 1933-1934.- Johnson, H. Vatican diplomacy in the world war. With foreword by J. de Salis. Oxford. 1933. 46 p.-Lama, F. Papst und Kurie in ihrer Politik nach dem Weltkrieg. Hf. 1-12. Illertissen (Bayern). 1925. 694 p. - Salvatorelli, L. La politica della Santa Sede dopo la guerra. Mi-lano. 1937. 293 p. (Manuali di politica internazionale, № 3). - Коровин, Е. А. Католицизм как фактор современной мировой политики. М.- Л. 1931. 213 с. - Шейнман, М. Кто такие папы римские. М. 1941. 102 с.- Mас Сabe, J. The papacy in politics to-day. Vatican plots in Spain and other countries. London. 1937. XII, 196 p.-Mас Сabe, T. The Vatican and the Nazis. London. 1942. 47 p. (The Thinker s forum. № 17). - Maс Сabe J. The papacy en France. London. 1943. 31 p. -Штейн, Дипломатия Ватикана (Стенограмма публичной лекции). М. 1945. 21 с. - Wynen, A. Die p?pstliche Diplomatie geschichtlich und rechtlich dargestellt. Freiburg i. B. - Berlin. 1922. XVI, 156 S. (Das V?lkerrecht... Hf. 10). - Jarrige, R. La condition internationale du Saint-Si?ge avant et apr?s les accords du Latran. Contribution ? l ?tude de la nation de souverainit? en droit interne et en droit international. Pr?f. de L. Le Fur. Paris. 1930. XIV, 350 p.- Eckhardt, С. С. The papacy and world affairs, as reflected in the secularization of politics, Chicago. 1937. XIV, 310 p.

Источник: Дипломатический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.54 кб

ВАТИКАН НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Ковальский Н.А.
Читать PDF
81.94 кб

Ватикан и новые информационные технологии

Клименко Д.А.
В данной статье рассматривается отношение Святого Престола к массовым коммуникациям вообще и в особенности к новым информационным технологиям, а также приводятся примеры их удачного использования Ватиканом с целью пропаганды катол
Читать PDF
174.00 кб

Ватикан - Польша - москва: современные проблемы экуменизма

Ковальска-Стус Ханна
В статье рассматриваются актуальные проблемы сближения Римской и Православной Церквей; польская дискуссия, возникшая вокруг современных споров между Римом, Варшавой и Москвой; вклад католического иеромонаха, богослова и знатока пр
Читать PDF
181.77 кб

«Московский Ватикан»: замысел создания и попытки его реализации. 1943–1948 гг.

Волокитина Татьяна Викторовна
Читать PDF
327.14 кб

ДИАЛОГ РОССИЯ – ВАТИКАН И НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ XXI ВЕКА

Богомазов Валентин Михайлович
В статье рассматривается деятельность Папы Франциска со времени избрания Папой, в частности его позиция по стержневым проблемам глобализированного мира.
Читать PDF
114.24 кб

Достоинство личности и человеческое общество: современное прочтение пастырской конституции II Ватика

Бордейн Филипп
Данная публикация посвящена этической доктрине II Ватиканского собора, изложенной прежде всего в догматической конституции «Радость и надежда» (Gaudium et Spes).
Читать PDF
273.19 кб

Европейский вектор внешней политики Ватикана. Рецензия на книгу Г. И. Быковой «Внешняя политика Вати

Линькова Елена Валентиновна
Читать PDF
218.92 кб

Критика социально-экономического учения Ватикана в странах социализма

Соколов Роман Евгеньевич
В статье анализируется ряд критических работ из отечественной и восточногерманской историографии относительно социально-экономического учения Ватикана.
Читать PDF
242.26 кб

Образ Ватикана и Папы в итальянской и британской прессе (на примере освещения визита Бенедикта XVI в

Клименко Д.А.
В статье представлены результаты исследования образа Ватикана и Папы Бенедикта XVI в печатных изданиях Италии (Il Giornale и La Repubblica) и Великобритании (The Times и The Guardian).
Читать PDF
184.26 кб

Европейский вектор экуменической политики Ватикана в 1990-х 2010-х гг

Быкова Галина Ивановна, Шпаковская Марина Анатольевна
В работе анализируется экуменическая политика Ватикана в контексте геополитических изменений, происшедших в Европе в начале ХХI в., а также отношения между Римско-католической
Читать PDF
102.96 кб

История взаимоотношений РПЦ и Ватикана в 20-е годы XX века

Филонов Владимир Иванович
В статье анализируются взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и Римско-католической церкви (РКЦ) в 20-е годы XX в.
Читать PDF
220.53 кб

Социально-экономическое учение Ватикана как альтернатива капитализму и социализму

Соколов Роман Евгеньевич
Статья посвящена анализу современной социальной доктрины Католической церкви как альтернативе капиталистической и социалистической модели развития экономики конца XIX XX века.
Читать PDF
166.81 кб

Проблема положения римско-католической церкви на переговорах между Россией и Ватиканом в 1878-1884 г

Андриянова О. А.
В статье рассмотрены основные направления переговоров между Россией и Ватиканом в 1878-1884 гг., их результаты и влияние на положение римско-католической церкви в Российской империи.
Читать PDF
0.00 байт

Политика китайского руководства в религиозной сфере и отношения с Ватиканом

Петровский Дмитрий Иванович, Хатченков Юрий Александрович
На протяжении последних десятилетий в Китае наблюдается рост религиозности в обществе.
Читать PDF
155.96 кб

РОССИЙСКО-ВАТИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ: НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Колупаев Владимир Евгеньевич
Автор представляет в статье новые документальные источники Русского зарубежья по российско-ватиканским отношениям в XX веке.

Похожие термины:

  • Ватиканские соборы

    вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор (1869-70) провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви.