ВАХХАБИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАХХАБИЗМ
религиозное течение, основанное Абд аль-Ваххабом в Аравии в восемнадцатом веке на строгом единобожии. Движение выступало против распространения культа мусульманских святых, возвращающего к многобожию. Около 1770 года в Неджде было создано государство ваххабитов. Ваххабиты в дальнейшем разграбили шиитские святилища, разрушили мечети и исцарапали Каабу в Мекке, осквернили могилу пророка Мохаммеда в Медине. Ваххабизм сыграл важную роль для объединения аравийских племен и противодействия османскому влиянию в Аравии. В настоящее время ваххабизм является официальной религией Саудовской Аравии.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ВАХХАБИЗМ
религиозно-политическое течение фундаменталистского толка (см. Исламский фундаментализм), тесно связанное с современным исламским терроризмом. Название получило по имени своего основателя Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба (1703—1792). В. возник на территории современной Саудовской Аравии, входившей тогда в состав Османской (Турецкой) империи. Аль-Ваххаб рос в глубоко религиозной семье мусульманского судьи и уже в десятилетнем возрасте знал наизусть Коран. В длительных путешествиях и дискуссиях с богословами различных школ он выработал собственное учение. По мнению аль-Ваххаба, в условиях османского господства арабы забыли истинную веру, поэтому необходимо очистить ислам от искажений, привнесенных турками. Долг каждого мусульманина заключается в борьбе, в том числе и вооруженной, за чистоту своей религии и против всех отступников от нее. Основополагающими принципами В. стали: отказ от поклонения святым и отказ от паломничества по святым местам, отказ от заимствования новшеств, скромность в быту, одежде и формах соблюдения религиозных обрядов. Аль-Ваххаб заключил союз с эмиром Мохаммадом ибн-Саудом. На основе этого политического соглашения они повели борьбу за объединение Аравийского полуострова и за его освобождение от турецкого господства. Ваххабитам в основном удалось выполнить эту задачу, но после смерти самого вероучителя туркам с помощью египтян удалось восстановить контроль над Аравийским полуостровом.
После развала Османской империи традиционно связанный с ваххабитами клан Саудитов вновь постепенно объединил территории, на которых находятся святые места ислама, и в 1932 г. создал новое государство — Королевство Саудовскую Аравию, где стал правящей династией. В Саудовской Аравии В. считается официальной версией мусульманской религии. Из-за крайнего консерватизма вероучения ваххабиты долго сопротивлялись любым техническим и бытовым новшествам. Вплоть до Второй мировой войны они запрещали использовать телефон, радио, кинематограф и граммофонные пластинки. Ваххабиты всячески противились появлению автомобилей и самолетов.
Огромный поток нефтедолларов, пролившийся на Саудовскую Аравию, радикально изменил жизнь ее населения и заставил ваххабитов постепенно смириться с достижениями западной цивилизации. Но по вопросам социально-политического и общественно-культурного характера позиции сторонников В. по-прежнему непреклонны. Они выступают против всего, что, по их мнению, подрывает устои традиционного исламского общества. Поэтому В. стал духовно-идеологической основой деятельности целого ряда антизападных террористических групп и организаций. С В. тесно связано возникновение и последующая деятельность «Аль-Каиды», афганского движения «Талибан» и чеченских террористов (см. конфликт в Чечне).

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

ВАХХАБИЗМ
религиозно-политическое движение в исламе.
В отличие от большинства направлений и четырех основных богословско-правовых школ суннитов (ханифиты, маликиты, ханбалиты, шафииты), возникших еще в первом тысячелетии, ваххабизм появился сравнительно поздно — в конце XVIII в. Основателем нового направления в исламе суннитского толка был известный богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1792).
Хиджаз, где находились две святыни мусульманского мира — Мекка и Медина, был тогда отсталой окраиной Оттоманской империи. Само некогда могущественное государство Османов к концу XVIII в. ослабело и постепенно попадало в зависимость от европейских держав. Неудивительно, что устои традиционного общества, основанного на нормах шариата, в значительной степени подверглись эрозии и расшатались. И даже в Хиджазе, изолированном от иноземных влияний (Мекка оставалась для немусульман закрытым городом), происходили процессы размывания вековых устоев. Выражалось это, в частности, в том, что к этому времени повсеместно распространялся культ местных святых (что ортодоксальным исламом категорически запрещается), мазары — места захоронения праведников, становились объектом поклонения и паломничества, возрождались фактически доисламские языческие традиции аравийских племен, с которыми так бескомпромиссно боролся основатель ислама Пророк Мухаммад.
Феодалы Хиджаза, наживавшиеся на доходах с транзитной торговли (через этот район шли караванные пути из южной Аравии — Йемена в Сирию, Палестину, Северную Месопотамию), купались в роскоши и вели образ жизни, абсолютно несовместимый с предписаниями шариата. Это вызывало возмущение среди основной массы населения, прозябавшего в нищете. Поэтому были востребованы как консервативные тенденции возврата к прошлому, так и идеи социальной справедливости.
Не удивительно, что горячие проповеди ибн Абд аль-Ваххаба за короткое время нашли отклик как среди бедных людей, так и среди состоятельных мусульман. Ибн Абд аль-Ваххаба нельзя считать основателем какого-то принципиально нового течения в исламе или столь же великим мыслителем, какими были Хишам или аль-Газали.
Смысл его призывов был прост и понятен даже неграмотным: для того, чтобы навести порядок на земле двух святынь, избавиться от межплеменных раздоров, нищеты, несправедливости, нужно просто вернуться к принципам построения общества, которое было создано Пророком и четырьмя его «праведными халифами» — Абу-Бакром, Омаром, Османом и Али, к нормам раннего ислама VII в.
Богослов был убежден, что современное ему общество больно, и излечить его позволит лишь строгое следование основополагающему принципу мусульманства — таухиду, т. е. последовательному единобожию; он отвергал богатый опыт поколений мусульман и предание, исключал почитание святых, включая и самого Пророка, и подразумевал неукоснительное соблюдение норм шариата, жесткую регламентацию общественной, экономической и личной жизни всех членов уммы — мусульманского сообщества.
Запрещались азартные игры, курение, танцы, пение, роскошь и даже использование четок во время молитв. Последователи богослова разрушали мазары (места, почитаемые мусульманами как святые), расправлялись с инакомыслящими, погрязшими, по мнению ваххабитов, в грехе. Эмир Хиджаза поддержал ибн Абд аль-Ваххаба и сделал его учение официальной доктриной династии Саудидов.
После образования в 1928 г. королевства Саудовская Аравия и по настоящее время ваххабизм является его государственной идеологией. Интенсивное распространение идей этой неофитской версии ислама (своего рода «ислама для чайников») в мусульманском мире напрямую связано с ростом финансовой мощи королевства, являющегося одним из мировых лидеров нефтедобычи.
В конце 1960-х гг. в большинстве исламских государств возникли экстремистские организации, содержащиеся на деньги саудовской правящей элиты. Практически повсеместно они вели и ведут активную борьбу против действующих правительств, используя в т. ч. и разнообразные террористические методы. Так Исламский фронт спасения ведет перманентную войну против алжирского правительства. Старейшая исламская правоэкстремистская организация «Братья-мусульмане» в 1981 г. устроила покушение, в результате которого погиб президент Египта А. Садат.
Традиционные исламские богословы уподобляют ваххабитов людям, «которые выучили арифметику, но не хотят дальше учить алгебру, потому что это “отступление от арифметики”».
В последние годы ваххабизм перенаправил свою агрессию с перевоспитания мусульман на войну с «неверными», то есть христианами. Тысячи людей стали жертвами терактов, совершенных представителями международной террористической организации «Аль-Каида», включая тех, кто погиб во время воздушной атаки Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.
В 1990-е гг. ваххабитские организации активно действовали и на территории бывшего СССР («Исламская партия возрождения», «Джамаат Ислами», «Хизб ут-Тахрир»). В среднеазиатских республиках — Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане — экстремистами предпринимались попытки и вооруженных вторжений на территорию этих государств, и терактов в отношении высших должностных лиц. А на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР фактически было создано контролируемое ваххабитами государственное образование — т. н. Чеченская республика Ичкерия. Более того, именно она, по замыслу исламистов, должна была стать плацдармом для экспансии ваххабизма на территорию всего Северного Кавказа и последующего создания здесь «Исламского халифата».
Эмиссары ваххабитов вели активную работу среди мусульманского населения, главным образом молодежи, в Поволжье — Татарстане и Башкортостане, распространяли экстремистскую литературу и нередко вербовали людей в незаконные вооруженные формирования.
Вторжение чеченских экстремистов в Дагестан в 1999 г. (см. Чеченские войны) стало началом практического воплощения планов ваххабитов по созданию «халифата». В Дагестане у бандитов было немало сторонников, и даже существовали населенные пункты, которые, не подчиняясь российским законам, жили по законам шариата (с. Карамахи). И только масштабная контртеррористическая операция российских войск, начавшаяся в 1999 г., положила конец амбициозным планам ваххабитов на Северном Кавказе.
Ваххабизм, оставаясь государственной идеологией моноэтнического Саудовского королевства, при попытках его внедрения в других странах мусульманского мира неизбежно принимает экстремистские формы. Попытки построить общество «первичного ислама» в сообществах, веками складывавшихся на основе родоплеменных и кровнородственных связях, как, например, в Чечне с ее своеобразной системой «тейп-текум», в государствах, где этнический признак превалирует над конфессиональным (Афганистан), или там, где глубокие корни пустили иные мировые религии (Индонезия), неизбежно проваливались.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Ваххабизм в республиках Северного Кавказа: реалии и последствия

Дзуцев Хасан
Читать PDF
797.85 кб

Радикальный ваххабизм как идеология религиознополитического экстремизма

Добаев И. П.
Читать PDF
0.00 байт

Ваххабизм: традиции и современность

Малышева О. Л.
Читать PDF
143.53 кб

Ваххабизм и джадидизм в дагестанском исламском сознании: параллели и противоречия

Абдулагатов Заид
В вопросах противодействия религиозному экстремизму немаловажную роль играет научное освоение всей системы понятий, которая была бы адекватна сложившейся ситуации.
Читать PDF
0.00 байт

Ваххабизм в Дагестане: история возникновения, отличительные особенности и этнокультурные аспекты

Абдулаева Ильмира Абдурагимовна
Статья посвящена философскому и культурологическому анализу комплекса религиозных проблем на примере инновационного для Дагестана направления ваххабизма в условиях многоконфессиональности современного общества и в процессе функцио
Читать PDF
365.46 кб

Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России

Игнатенко Александр
Читать PDF
0.00 байт

Ваххабизм: истоки, особенности идеологии и положение в современной России

Воропаев Дмитрий
Читать PDF
341.11 кб

Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России

Игнатенко А.
Читать PDF
0.00 байт

Ваххабизм : истоки, особенности вероучения

Баширов Л. А.
Читать PDF
361.99 кб

Ваххабизм в Казахстане: теологические особенности и тлетворное влияние на духовное наследие казахско

Сыздыков Рустем Маликович
Читать PDF
328.37 кб

О религиозной идентичности молодежи и явлении ваххабизма в Ингушетии

Чабиева Т.
Читать PDF
0.00 байт

В России идет процесс подмены традиционного ислама «Модернизированным» в русле ваххабизма. (интервью

«Наше время», М., 2007 г., июнь, № 22.
Читать PDF
0.00 байт

Конструирование образа ваххабизма в печатных СМИ

Нурутдинов Ильнур Ильдусович, Сафин Рустем Рамилевич, Салагаев Александр Леонидович
В статье анализируются основные особенности конструирования образа ваххабизма в ряде общефедеральных газет.
Читать PDF
0.00 байт

ИСТОРИЯ ВАХХАБИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

Абдрашев Руслан Муратханович
Статья посвящена истории ваххабизма в Республике Казахстан.
Читать PDF
0.00 байт

Об истоках ваххабизма и его роли в исламистском террористическом движении

Сулимов С.И., Черниговских И.В.
Данная работа посвящена анализу факторов возникновения ваххабитского направления в исламе и его широкого распространения во второй половине ХХ в.

Похожие термины:

  • Ваххабизм северокавказский

    термин, употребляемый для обозначения исламского экстремизма на Сев.Кавказе. Собственно ваххабизм - это религиозно-политическое течение в исламе, возникшее в сер. XVIII в. в Аравии, основателем котор