УТОПИЧЕСКИЙУТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 3 определения термина УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Утопический социализм

учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Утопический социализм

социалистические учения, возникшие в отличие от научного социализма в отрыве от общественно-исторических условий, от классовой борьбы пролетариата, появившиеся в период разложения феодального строя. Все утопические социалисты принадлежат к тому периоду, писал К. Маркс, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить исторически действующим лицом на мировую арену, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира. Нищета рабочего класса существовала, но условия для его собственного движения еще не появились. Идеи социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн) остались на бумаге, они были прекрасной и захватывающей воображение сказкой, которой в то время не суждено было осуществиться. Но заслуга социалистов-утопистов в том, что они разбудили социалистическую мысль, беспощадно критиковали эксплуататорский строй, дали ряд гениальных догадок о будущем социалистического общества, которые были использованы впоследствии марксизмом. В России идеи утопических социалистов развивали революционные демократы Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Они пошли дальше своих западных коллег, понимали, что только трудящиеся массы кровно заинтересованы в замене старого общества новым, но до осознания исторической роли пролетариата в условиях отсталой России подняться не могли. Лишь марксизм-ленинизм привел к победе социализма — нового общественного строя, который ныне уже стал мировой системой. «Мы с признательностью вспоминаем имена великих социалистов-утопистов..., имена русских революционеров-демократов...» — говорил Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.

Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях.

Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна.

Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабефа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры.

Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.

Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.

В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата.

Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении.

Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Найдено схем по теме УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — 0