этическое учение, согласно которому удовольствие или счастье являются «благом», а страдание и несчастье — «злом», а, следовательно, основной целью общества является принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей».
УТИЛИТАРИЗМ
Утилитаризм
Источник: Политология (глоссарий по книге)
УТИЛИТАРИЗМ
лат. utilitas польза, выгода) - этическая теория, признающая пользу или выгоду критерием нравственности. Ее основатель И. Бентам определял основной принцип У. как "обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей" посредством удовлетворения их частных интересов.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Утилитаризм
Utilitarismus. Utilitarianism В социальных науках влиятельное философское направление, которое оценивает человеческое поведение не с точки зрения мотивов, а с точки зрения последствий действия. Утилитарные поступки – поступки, которые повышают процветание всего общества, т. е. приносят больше пользы для всех людей (во всяком случае, для большинства), – охарактеризованы в изречении «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (И. Бентам). См.: История политических учений
Утилитаризм
политическая и этическая теория, разработанная И. Бентамом и Дж. Миллем, дополненная сыном последнего Дж.Ст. Миллем, В этой теории основной критерий справедливости и нравственности - полезность, понимание которой заимствовано у А. Смита. Утилитаризм как воплощение практического либерализма ближе всего к адекватному пониманию реального процесса демократического управления (например, модель современного государства всеобщего благосостояния является сугубо утилитаристской).
Исходя из того, что максимизация удовольствия - счастья, блага - и минимизация страдания - боли, наказания - главные мотивы любых поступков, И. Бентам считал моральное суждение суждением о счастье, предположив возможность математического установления нравственности как баланса удовольствий и страданий, полученных в результате поступка. Милль - младший дополнил тезис Бентама положением о качественной оценке удовольствий (более высокое качество умственных удовольствий) и приоритете политической свободы среди прочих удовольствий. Изучая британскую политику и законы, Бентам пришел к выводу, что лучшим правительством будет то, которое следует принципу «максимум счастья для наибольшего числа людей». Благо в масштабах всего общества определяется совокупным расчетом индивидуальных страданий и удовольствий. Эта процедура требует всеобщего голосования (и всеобщего избирательного права при выборах законодателей), свободы самовыражения. Бентам также много занимался вопросами создания мер. гарантирующих ответственность политической власти. Используя принципы утилитаризма. Милль - старший пришел к заключению, что представительная демократия, основанная на всеобщем избирательном праве, является необходимым элементом «хорошей» системы правления, чем существенно способствовал проведению избирательной реформы в Великобритании, а по её примеру и в ряде других европейских стран. Его сын, разделяя, в принципе, политические идеи утилитаристов, обращал внимание на опасность «тирании большинства» с последующим ухудшением качества политики и считал, что обычным гражданам лучше обратить внимание на дела местного самоуправления.
Исходя из того, что максимизация удовольствия - счастья, блага - и минимизация страдания - боли, наказания - главные мотивы любых поступков, И. Бентам считал моральное суждение суждением о счастье, предположив возможность математического установления нравственности как баланса удовольствий и страданий, полученных в результате поступка. Милль - младший дополнил тезис Бентама положением о качественной оценке удовольствий (более высокое качество умственных удовольствий) и приоритете политической свободы среди прочих удовольствий. Изучая британскую политику и законы, Бентам пришел к выводу, что лучшим правительством будет то, которое следует принципу «максимум счастья для наибольшего числа людей». Благо в масштабах всего общества определяется совокупным расчетом индивидуальных страданий и удовольствий. Эта процедура требует всеобщего голосования (и всеобщего избирательного права при выборах законодателей), свободы самовыражения. Бентам также много занимался вопросами создания мер. гарантирующих ответственность политической власти. Используя принципы утилитаризма. Милль - старший пришел к заключению, что представительная демократия, основанная на всеобщем избирательном праве, является необходимым элементом «хорошей» системы правления, чем существенно способствовал проведению избирательной реформы в Великобритании, а по её примеру и в ряде других европейских стран. Его сын, разделяя, в принципе, политические идеи утилитаристов, обращал внимание на опасность «тирании большинства» с последующим ухудшением качества политики и считал, что обычным гражданам лучше обратить внимание на дела местного самоуправления.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013