ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Традиционализм
основное направление консерватизма (см. Консерватизм).

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Традиционализм
тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства как средства обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
лат. traditii передача, повествование) - тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средстве обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала. Т. предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Характерными чертами Т. являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, Т. направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов - это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники Т. любят взывать к "славному прошлому", "добрым старым временам", к "великим теням", легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Т. придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
(приверженность традициям) (traditionalism): Слово tradition в английском языке первоначально означало передачу чего-либо от поколения к поколению, позднее оно стало относиться исключительно к устной передаче знаний и легенд. Таким образом, словосочетание "устная традиция" является фактически тавтологией. В странах, ныне именуемых западными, в течение долгого времени существовали различия – и потенциальный"конфликт – между традиционными ценностями и "высокой" письменной культурой классиков и господствующей религии. В современных "незападных" странах аналогичные отношения складываются между местными духовными ценностями и завезенными с Запада как более передовыми и актуальными. Приверженцы традиционной религии (особенно католицизма середины XIX в.) считали, что религиозная истина состоит в едином богооткровении о жизненном пути Христа, в его традиционном изложении. Мирские приверженцы традиции это люди, склонные придавать особое значение социальному и культурному наследию. Традиция, в самом широком смысле этого слова, включает в себя все, что типично для прошлого или является частью культурного своеобразия. Отсюда следует, что традиция может включать в себя такие разнообразные сферы жизни, как религия, спортивные игры, языковая практика, особенности питания. Вместе с тем словосочетание "приверженность традициям" имеет два значения. Об англичанине, который живет на севере страны, содержит гончих собак и голубей, говорит не своеобразном диалекте, ест кровяную колбасу, пироги с картошкой и гороховую кашу, можно сказать: "Он большой приверженец традиций". Но такой вид традиционализма вполне аполитичен. Этот человек может иметь либеральные взгляды, не стремясь ни навязывать свои традиционные вкусы другим, ни защищать их. Поскольку ему просто нравятся эти вещи и он отнюдь не ценит их как традиционные, нам, возможно, вообще не следует называть его приверженцем традиций. Приверженность традициям – в более определенном смысле – предполагает склонность к возрождению или защите традиций от нетрадиционных верований или духовных ценностей. Не следует недооценивать традиционализм в политике, хотя такое часто случается. Как социализм в его марксистском понимании, так и либеральный капитализм являются по сути своей прогрессивными и рациональными доктринами, малотерпимыми к традиционным путям развития, но в то же время и малоспособными утверждать и защищать собственные ценности. Неспособность обеих доктрин на духовном и культурном уровнях дать людям смысл жизни или позволить им почувствовать себя участниками непрекращающегося движения вперед способствовала росту популярности обычаев и традиций. Национализм в любой стране и стремление к возрождению религиозных верований в развивающихся странах являются мощными проявлениями приверженности традициям. На Западе аналогичный процесс выражен в более слабых и менее политизированных формах – от борьбы за "настоящее" пиво до возрождения народной музыки, танцев и праздников.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
от лат. traditio — передача, повествование) — тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средства обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала. Т. предполагает примат общества над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Т. реализуется в двух формах: консерватизм и архаизм. В консерватизме отсутствует характерное для архаизма противопоставление настоящего прошлому. Консерватор обращается к тому, что фактически сохранилось, что может быть сохранено и упрочено. Архаист же противопоставляет «актуальным ценностям» ценности древние, пробует отыскать в настоящем факты, которые подтверждали бы непрерывную актуальность идеализируемого им «когда-то». Характерными чертами Т. являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, Т. направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов — это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники Т. любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления о которых отложились в общественном сознании. Традиционалисты исходят из того, что существует презумпция в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. По их мнению, «попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло». Т. придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод. В СССР сохраняется широкая социальная база Т., основанного на смеси эгалитаризма, национализма, шовинизма, на стереотипах и предрассудках, оставшихся в наследство от тоталитарного режима. На политическом ландшафте России можно выделить две основные разновидности Т.: 1) «революционно-социалистический» Т. (ОФТ, Всесоюзное общество «Единство, за ленинизм и коммунистические идеалы», Марксистская рабочая партия — партия диктатуры пролетариата (МРП-ПДП) и др.); 2) «российский государственный» Т. (часть депутатской группы «Союз», партии и движения «национал-патриотической» ориентации (см. «Национал-патриоты», Православный монархический орден-союз (ПРАМОС) и др.). В практической деятельности они используют популистские (см. Популизм), антирыночные настроения, привычки к «равенству в нищете», культ державы, тоску по «сильной руке» и «порядку». По мнению традиционалистов, лишь сильное государство способно сдержать эгоизм различных социальных групп и подчинить их единой цели — «спасения Отечества». Оформлению Т. в стройную идеологическую доктрину мешает разорванность исторического бытия России—СССР.
Литература: Щацкий Б. Утопия и традиция. М., 1990; Арендт X. Традиция и современность // Советское государство и право, 1991, № 3.

Источник: Толковый политический словарь

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
радикальная консервативная идеология, характеризующаяся острой критикой современного состояния общества в связи с его отклонением от некой исторически изначальной, а стало быть, идеальной социокультурной модели, сохраняемой в корпусе особого знания, как правило, эзотерического.
Рассматривает историю бытия, в т. ч. бытия политического, в оптике противостояния Традиции и Модерна, не сводя себя при этом ни к той, ни к другому.
Согласно философии традиционализма, «порча времени» происходит постоянно. Впрочем, различные авторы-традиционалисты подчас указывают более или менее точное время, когда Модерн восторжествовал над Традицией: окончание Средневековья (Р. Генон), начало Просвещения (Е. Головин), Собор 1666 г. (А. Дугин), Великая французская революция (де Местр).
Предшественником современного традиционализма нередко считают Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Д. Кортеса. Их труды характеризуются критикой идеи народа-суверена, апологетикой монархического государственного устройства, католицизма, патриархальности.
Иногда пытаются сблизить с традиционализмом французский эзотеризм XIX в., прежде всего таких авторов как Фабр д’Оливе (1767–1825) и Сент-Ив д’Альвейдр (1842–1909), писавших о Провидении в истории, а также о синархической модели государственности (совластие Пророка, Жреца и Царя).
Русскими прототрадиционалистами подчас называют совершенно разных мыслителей: Льва Тихомирова, Константина Леонтьева, Елену Блаватскую, Георгия Гурджиева и др. В их трудах заметны радикальные нотки, которые затем будут характерны для немецких консервативных революционеров первой половины XX в. (Шпенглер, Шмитт, Юнгер, ван дер Брук и т. п.), часто сближавшихся с традиционализмом. Основателем современного традиционализма принято считать Рене-Жан-Мари-Жозефа Генона (1883–1951), прошедшего сложный личный религиозный путь от католичества через гностическую церковь и масонерию к мистическому исламу.
В трудах Рене Генона Традиция предстает как супрачеловеческий принцип, передающийся человеку (от лат. trado — «передаю») от Божества и транслирующийся затем от одних полномочных представителей Традиции к другим по цепи преемственности. Традиционализм Генона парадоксально объединяет политику и онтологию. При этом сам Генон остается исключительно на позициях критики современного мира и его проявлений, таких как прогресс, эволюция, эгалитаризм, демократия, а также более частных явлений, известных как рационализм, гуманизм, интуитивизм, рынок и т. д.
Ученик Рене Генона — Юлиус Эвола (1898–1974) напротив, настаивал на необходимости не только констатации «кризиса современного мира», но и «восстания против современного мира». В этом он был сходен с консервативными революционерами. Неслучайно, что он сблизился с итальянскими фашистами (впрочем, оказался ими не понят, отвергнут и даже написал критическую книгу «Фашизм с точки зрения правых»).
В академической науке ярчайшим представителем школы традиционализма является выходец из Румынии Мирча Элиаде (1907–1986). Элиаде легитимировал традиционализм в глазах научной общественности, придав ему академический статус. Именно Элиаде считается основоположником современной истории религии. Дружил с Корнелиу Кодряну, основателем «Железной Гвардии», из-за чего подвергался либеральным репрессиям.
К представителям академического традиционализма можно также причислить Матжиои, А. Кумарасвами, А. Корбена, Ф. Шюона и т. п.
Последователи научного генонизма, такие как Жан Бьес (православный), Клаудио Мутти (исламист), Ален де Бенуа (неоязычник), под влиянием эволаизма политизировали традиционализм, приведя его к наиболее радикальным формам.
В СССР генонизм распространился в 1970-е гг., благодаря философам и переводчикам Ю. Стефанову и Е. Головину, в эзотерическо-философском кружке «Южинского переулка» (помимо названных — Ю. Мамлеев и А. Дугин). В лице А. Дугина, руководителя Международного евразийского движения, традиционализм был введен в контекст других идеологических течений, таких как консервативная революция, национал-большевизм (см. Нацболы), новая правая, новая левая идеологии, постмодернизм, постструктурализм.
Сегодня в России выходит 3 традиционалистских альманаха: «Элементы», «Бронзовый Век» и «Волшебная Гора», пропагандирующих идеи Генона — Эволы — Элиаде.
Молодые последователи генонизма в России (В. Карпец, О. Фомин, А. Малер, Р. Багдасаров) продолжают развивать идею традиционализма, истолковывая ее в самых различных ключах: от цезаро-папистского этатизма до православной теократии.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
227.86 кб

Традиционализм и модернизм в политической культуре студенческой молодежи в современной России

Вилков Александр Алексеевич, Богданов Артем Владимирович
В статье представлены данные, полученные на основе проведенного в 2011 г. выборочного массового анкетирования молодежи в ведущих вузах города Саратова.
Читать PDF
366.49 кб

Консерватизм и традиционализм: теория и идеология

Григоров Евгений Валентинович
В статье рассматривается взаимодействие политических феноменов консерватизма и традиционализма. Проводится различие между научной теорией и политической идеологией анализируемых явлений.
Читать PDF
152.95 кб

2009. 02. 011. Келли Н. Дж. , Морган Я. Религиозный традиционализм и политические убеждения латиноам

Ермолаев С. А.
Читать PDF
94.75 кб

Политическая нация и традиционализм как координаты развития национализма в современной Грузии

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор анализирует политические и традиционные тренды в идеологии современного грузинского национализма.
Читать PDF
233.48 кб

Эзотерическая философия Р. Генона и ее влияние на русский традиционализм

Сугрей Л. А.
Читать PDF
120.27 кб

Русская культурная идентичность: инновационный традиционализм

Верещагин Виктор Юрьевич
Читать PDF
280.40 кб

Православная идентичность как традиционализм: конструирование политических смыслов в актуальном публ

Д. В. Журавлев
Читать PDF
285.89 кб

Консерватизм и традиционализм в политическом процессе современной России

Буренко Владимир Иванович
В статье рассматриваются некоторые причины срыва процесса политической модернизации в современной России.
Читать PDF
76.53 кб

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РАМКАХ ДИСКУССИИ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬ

Бойцова Ольга Юрьевна, Кийченко Кирилл Игоревич, Мощелков Евгений Николаевич, Расторгуев Валерий Николаевич
Читать PDF
1.09 мб

Толерантный традиционализм как основополагающий фактор европейского гостеприимства

Исаев Григорий Евгеньевич
Настоящая статья посвящена такому важному аспекту туристской индустрии как гостеприимство на примере Европы. Современная европейская толерантность имеет древние христианские традиции общежития.
Читать PDF
342.81 кб

Этничность и традиционализм в творчестве современных казахстанских художников

Шевцова Анна Александровна
Высокая популярность этнографических сюжетов в современном изобразительном искусстве Казахстана позволяют говорить как об этнической мобилизации в изучаемом регионе, так и о возможности исследовать этот процесс, используя произвед
Читать PDF
118.92 кб

Медиаобраз России в телевизионной рекламе: модернизация или традиционализм

Глухов Андрей Петрович
Статья посвящена дескрипции мифориторики, коммуникативных стратегий и символических средств аппеляции национализма, обращенных к телевизионной аудитории в российской рекламе.
Читать PDF
251.69 кб

Современность и традиционализм педагогики общей заботы

Платонова Светлана Михайловна
Целью данной статьи является рассмотрение методики И.П. Иванова как современного средства гуманизации и демократизации школы, основанного на традициях отечественной педагогики.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционализм и конформизм в истории русской мысли

Козлова Ольга Валериевна
В статье идет речь о философско-богословском споре Нила Сорского и Иосифа Волоцкого по вопросу стяжательства и нестяжательства монастырей XIV-XVI веков в свете актуальности данной проблемы и в современных условиях.
Читать PDF
174.19 кб

Лютеранский традиционализм и «Выскоцерковное лютеранство»

Прилуцкий Александр Михайлович
В статье анализируются специфические черты современного лютеранского традиционализма как аналог движения «Высокой Церкви» на материале литургических, культурных и политических изменений христианской жизни сегодня.

Похожие термины:

  • ТРАДИЦИЯ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

    под традицией (в общем виде) следует понимать нормативно‑ценностную программу жизни обществ, связанную со смыслогенерированием, смыслопередачей, смыслоусвоением, то есть со скреплением социаль
  • Традиция традиционализм

    Традиция — это совокупность ценностей и основных культурных структур народа, которая передаётся из поколения в поколение и образует каркас его коллективной памяти. Уничтожение европейских трад