ТОТАЛЬНАЯ АЛКОГОЛИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
ТОТАЛЬНАЯ АЛКОГОЛИЗАЦИЯ
целенаправленный процесс увеличения потребления алкоголя на душу населения в той или иной стране.
Тотальная алкоголизация русской нации и других коренных народов России является одной из острейших проблем нашего государства.
Измышления о «вечно пьяной Руси» не имеют отношения к реальности. На протяжении многих веков пьянство было уделом знати, родовитого боярства и служилого сословия — дворян. Эпизодический характер их службы (войны шли не каждый год), доходы, получаемые от эксплуатации крепостных крестьян и казны, во многом определяли образ времяпрепровождения правящей верхушки.
Роковую роль в алкоголизации господствующего класса сыграл Петр I, насаждавший пьянство через мощь государственного аппарата. Крестьянство, составлявшее основную массу населения Руси-России, просто не имело возможности пьянствовать: это исключалось, во-первых, из-за сезонности сельскохозяйственных работ, и, во-вторых, из-за религиозности русского народа — в пост на пьющих смотрели как на изгоев.
Темпы алкоголизации начали нарастать с XVIII в. К середине XIX в. потребление алкоголя в России составило 4–5 л на чел. в год. При этом бытовое пьянство было распространено, в основном, среди горожан, в то время как в деревнях жило более 85% населения. Из них, согласно опросам, 90% женщин и 50% мужчин вообще никогда в жизни не пробовали алкоголь.
Но даже 4–5 л на чел. в год стали восприниматься как невиданная проблема. В 1858 г. в 32 губерниях прошел антиалкогольный бунт, выразившийся в разгроме кабаков, что вынудило правительство Александра III закрыть кабаки и ограничить концессии. В результате к концу XIX в. потребление упало вдвое — до 2 л на чел. в год.
При Николае II спаивание народа превратилось в государственную политику. К 1902 г. торговля водкой была переведена под полный государственный контроль и превратилась в один из главных источников пополнения бюджета. К 1913 г. потребление алкоголя на душу населения вновь дошло до 4-5 литров (в Европе и Америке этот показатель достигал 10 л).
В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны земства и более 400 трезвеннических движений призвало Николая II ввести «сухой закон». В результате потребление алкоголя снизилось до 0,2 л на чел. в год!
Пришедшие к власти после Октябрьской революции большевики продлили «сухой закон». Однако запретительные меры способствовали распространению массового самогоноварения. 26 августа 1923 г. ЦИК СССР и Совнарком издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. К 1932 г. потребление алкоголя дошло до 1 л на чел. в год.
Сталинский СССР был одной из самых трезвых стран мира! Советский человек пил в 3 раза меньше, чем англичанин, в 7 раз меньше, чем американец и в 10 раз меньше, чем француз! Эксперты называют это одной из причин высочайших темпов роста ВВП в 1930-е гг.
После войны потребление алкоголя в стране стало постепенно возрастать (2 л в 1950 г., 4–5 л в 1965 г.). Это вызвало новую серию ограничительных мер к торговле спиртным. Так, в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях общественного питания, расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Однако на рестораны это правило не распространялось. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
В 1972 г. было опубликовано постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков и компенсировать уменьшение объема виноградным вином, пивом и безалкогольными напитками. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50° и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов. Именно в это время были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно. Кроме того, из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.
В 1985 г., с приходом на пост генсека ЦК КПСС М. Горбачева, в Советском Союзе развернулась беспрецедентная по размаху антиалкогольная кампания, продолжавшаяся около двух лет.
7 мая 1985 г. были приняты постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми всем партийным, административным и правоохранительным органам предписывалось усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест и времени их продажи.
16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.
В ходе реализации решений партийно-государственного руководства были достигнуты как положительные, так и отрицательные результаты. К первым следует отнести некоторое повышение трудовой и бытовой дисциплины, снижение смертности и рост рождаемости. К отрицательным — ничем не оправданную ликвидацию виноградников, возникновение огромных очередей за водкой, рост спекуляции ею, расширение масштабов самогоноварения и наркомании.
Противоречивый, непоследовательный характер антиалкогольной кампании, неоднозначно воспринятой обществом, привел к тому, что в 1987 г. она была фактически свернута. Косвенным итогом ее стал масштабный рост производства суррогатов, который после развала Советского Союза приобрел промышленный характер. В 1992 г. Указом Президента России Б. Ельцина была отменена госмонополия на производство, ввоз и продажу алкогольной продукции, на ее цены и объемы производства. Уже 11 июня 1993 г. государственная монополия была восстановлена. Однако к тому времени независимые производители уже практически захватили рынок алкоголя, проконтролировать их деятельность государство не смогло.
Потребление алкоголя в стране, снизившееся как минимум на 30% благодаря «сухому закону» Горбачева — Лигачева, восстановилось к 1994 г., и затем рост пошел огромными темпами, поощряемый рекламой по центральным телеканалам, усугубляемый общим беспределом в стране и чрезвычайно низкими ценами на алкоголь. Если в советские времена стоимость бутылки водки была эквивалентна цене 25 буханок хлеба, то теперь — лишь 3–4.
Алкоголизация страны, подстегнутая непродуманными «рыночными» реформами, — это национальная угроза для России, одна из главных причин критической демографической ситуации в стране, в частности, аномально высокой смертности среди мужчин среднего возраста. Сегодня Россия находится в числе первых по уровню потребления чистого алкоголя на душу населения в мире (от 15 до 25 л в год, по оценке Всемирной Организации Здравоохранения). При этом ситуацию в обществе считают опасной уже при показателе 8 л. Только от отравления суррогатным алкоголем в России умирает порядка 50 тыс. чел. в год (в 3,5 раза больше, чем убито за всю войну в Афганистане в 1979–89 гг.). Растет смертность от заболеваний, которые алкоголь усугубляет или вызывает — прежде всего сердечно-сосудистых. Множится число дорожно-транспортных происшествий, техногенных катастроф, в которые тоже чаще всего попадают в пьяном виде или по пьяной халатности. Растет преступность: людьми в состоянии алкогольного опьянения совершается 80% убийств в стране, а также большинство хулиганств, грабежей, драк. Падает рождаемость. Снижается производительность труда — ключевой экономический показатель. Подсчитано, что 1 л выпиваемого спирта на душу населения приводит к падению производительности труда на 1%.
Но самое главное, пьющая нация не способна к национальной самоидентификации, не в силах осознать себя субъектом истории. Подверженное алкоголизации общество культурно деградирует, не может претендовать на мировое лидерство. Наоборот, выглядит как потенциальная жертва, как вредный паразит на мировой арене.
Активно внедряемый в общественное сознание стереотип «пьющего, следовательно, хорошего русского», культивируемый с эстрады и телеэкранов, уже сформировал у народа комплекс вседозволенности и полного равнодушия к своей стране, ее судьбе и истории. Реклама пива (на сегодня запрещенная в телевизионный прайм-тайм) уже принесла результат, сформировав пивной алкоголизм у значительной части молодежи.
Алкоголизация из медицинской проблемы превратилась в идеологическую. Без решительных мер со стороны государства Россия обречена на депопуляцию, т. е. вымирание. Это проблема всех развитых стран, но именно наш народ, с его обостренным чувством государственности, способен освободиться от этого зла.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия