ТОТАЛИТАРИЗМ

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТОТАЛИТАРИЗМ
государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Тоталитаризм
политический режим, для которого характерны высокая концентрация власти и ее полный контроль над всеми сферами общественной жизни.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Тоталитаризм
разновидность политического режима, для которого характерны всеобщий (тотальный) контроль и регламентация всех сфер жизни общества и индивида со стороны государства.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

ТОТАЛИТАРИЗМ
от лат. totalis - весь, целый, полный) - политический режим, характеризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми общественными сферами и частной жизнью индивида.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Тоталитаризм
государственный строй и способ производства, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы целям власти и официальной политике и идеологии.

Источник: Методические указания по политологии

Тоталитаризм
форма политического режима, предполагающая полный (тотальный) контроль государства над жизнью общества; чаще всего сопровождается всеобъемлющей идеологической манипуляцией, открытым террором и насилием; полное уничтожение гражданского общества.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Тоталитаризм
форма политическогорежима, а, точнее, целостная социальная и экономико-политическая система, характеризующаяся предельной концентрацией власти, полным контролем властной группы, как правило, сплоченной и организованной, над всеми сторонами жизни человека и общества – экономикой, культурой, духовной жизнью общества и каждого лица.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Тоталитаризм
модель социально-политического устройства общества, характеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобщим контролем государства над обществом, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслия. Т. - одна из форм тоталитарного государства (тоталитарное государство).

Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие

Тоталитаризм
определенный тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, гипертрофией власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата, подчинением всей социальной системы коллективным целям и официальной идеологий.

Источник: Политико-терминологический словарь

ТОТАЛИТАРИЗМ
фр. totalitarisme, от лат. totalis - весь полный, целый; англ. totalitarianism) - 1) одна из форм, систем власти авторитарного государства, отличающихся всеобщим и полным контролем над всеми сторонами жизни общества и граждан, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод репрессиями против оппозиции и инакомыслящих; 2) система взглядов оправдывающих тоталитарную деятельность (в т.ч. этатизм, авторитаризм) властей.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Тоталитаризм
(лат. - весь, целый, полный) - одна из форм государственной власти (характерна для XX в.), отличающаяся стремлением к всестороннему (тоталитарному) контролю во всех без исключения сферах общественной и частной жизни своих граждан, при авторитарном режиме руководства. Среди обязательных признаков - официальная идеология, единственная массовая партия, секретный политический контроль над обществом, ведение политического сыска, отсутствие гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, возможности получения и распространения информации.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Тоталитаризм
Totalitarismus. Totalitarianism (лат. totaliter; итал. totalitario – весь, полный, целый). Политическое господство, которое требует неограниченного преобладания над массами и их полного подчинения (диктаторски заданной) политической цели. Тоталитарное господство, принудительная унификация и жестокость часто обосновываются (внешней или внутренней) угрозой, как, например, это делалось при фашизме, национал-социализме, а также при сталинском режиме. Т. представляет собой яркую противоположность современным свободным конституционным государствам и принципам открытого плюралистического общества. См.: Демократия

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ТОТАЛИТАРИЗМ
от лат. totalis - весь, полный, целый) -1) одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих; 2) доктринальная, философская, политическая или идеологическая претензия единой власти полностью поглотить всю национальную жизнь (религиозную, экономическую, политическую, художественную, профсоюзную и т.д.), навязав всем единомыслие и единое мировоззрение [Основы политологии: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / Под ред. А.В. Малько. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2000. - С. 100].

Источник: Сводный словарь по политологии

Тоталитаризм
позднелат. totalitas цельность, полнота, totalis весь, целый, полный)
1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.);
2) направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии;
3) государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ТОТАЛИТАРИЗМ
понятие, впервые примененное к анализу политических процессов в Италии в 20-е годы ХХ в., а затем к характеристике фашистского режима в Германии. Тоталитаризм представляет собой оценку специфического развития западной цивилизации индустриального типа на основе отождествления личности с обществом, полного вовлечения в социальные процессы, исключения или жесткой регламентации индивидуально значимого, мотивированного соответствующей идеологией, религией или культурой. В 50-е годы перенесено в рамках «холодной войны» на процессы и характеристику политического строя в СССР, а впоследствии — связываемое исключительно с периодом правления И. Сталина и выступающее его ключевой чертой (по западным идеологическим концептам). На самом деле понятие имеет достаточно широкое значение и выходит за пределы политики.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

ТОТАЛИТАРИЗМ
(лат. totalitas цельность, полнота, от totalis весь, полный) 1) одна из форм авторитарного буржуазного государства эпохи империализма, характерными чертами к-рого являются его полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Крайняя форма Т. фашистские режимы (см. Фашизм); 2) направление буржуазной политической мысли, оправдывающее установление тоталитарных режимов, официальная идеология фашистской Германии и Италии. Понятие «Т.» используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам. Борьба с идеологией и практикой Т, важнейшая задача коммунистического движения, марксистско-ленинской общественной науки.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Тоталитаризм
от лат., целый, совокупный) — система насильственной политической власти с полным подчинением общества господствующей элите (вождю или фюреру).
Одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества (фашистские и коммунистические режимы). Авторитарно-диктаторские политические системы, мобилизующие массы к борьбе за официально провозглашенные идеалы. Гитлеризм направил энергию масс на возрождении Великой Германии и против евреев. Сталинизм и маоизм звали массы на борьбу с эксплуататорским классом. Для современной России, утративший мощь сверхдержавы, характерна «катастрофичность сознания», типичная для немцев после поражения в Первой мировой войне. Произошел крен от неолиберального романтизма к усилению русского национализма, создающего предпосылки для возрождения тоталитаризма.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

Тоталитаризм

- полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще.
Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия.
В период "Холодной войны", накануне и после свержения Советской власти термин "тоталитаризм" использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам народной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись "демократическому" "свободному" обществу в капиталистических странах.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Тоталитаризм
(от лат. «totalis» – весь, целый) – «химерный» политический режим в истории XX-XXI веков, основанный на стремлении лица или группы лиц, облеченных властью, подчинить жизнь людей одной безраздельно господствующей идеологии (псевдорелигии) и организовать политическую систему власти так, чтобы она реализовывала эту идеологию. Для тоталитарного режима характерно негативное отношение к традиционным, прежде всего, религиозным, устоям жизнедеятельности общества и сформировавшейся самостоятельно вне влияния государства корпоративной структуре социума; господство и всеобязанность исповедания нового, активно пропагандируемого псевдорелигиозного культа для всех членов общества; отсутствие идеологического плюрализма гражданского общества; ликвидация оппозиционных партий и организаций; массовый террор и власть беззакония в государстве. Различают левый (различные коммунистические режимы) и правый (национал-социалистский режим в Германии) варианты тоталитаризма.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ТОТАЛИТАРИЗМ
от лат. totalis — целый, полный) — общественно-политический строй, основанный на всеобщем кон100 троле государства над жизнью общества и отдельных его индивидов. В политический обиход термин введен Муссолини, который назвал тоталитаризмом порядок своего правления. Характерными чертами тоталитарного государства является идеологическая манипуляция сознанием масс, не ограниченные законом полномочия властей, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, огосударствление всех легальных организаций, существование, как правило, однопартийной системы, милитаризация общественной жизни, культ вождя, репрессии в отношении инакомыслящих и оппозиции. В качестве самостоятельного политического учения тоталитаризм был разработан итальянским философом Д. Джентиле (1875–1944), вошедшим в 1920-е годы в состав правительства Муссолини и считавшим тоталитарное государство воплощением нравственного духа. В послевоенный период в трудах Ф. Хайека (1899–1992), Т. Адорно (1903–1969) и Х. Арендт (1906–1975) был предпринят ряд попыток исследовать тоталитаризм и его природу. Хайек связывал возникновение тоталитаризма с распространением социалистических политических учений. Адорно и Арендт в своих исследованиях тоталитаризма были преимущественно сосредоточены на осмыслении нацистского прошлого и его причин.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ТОТАЛИТАРИЗМ
(totaliterianism) Диктаторская форма централизованного управления, регулирующая все аспекты деятельности как индивида, так и государства в целом. Этот термин изначально предназначался для характеристики фашистских и коммунистических режимов, но в основном его употребляли в отношении СССР (Soviet Union). Сторонники такого подхода никак не могут прийти к согласию относительно того, когда (если это вообще произошло) Советский Союз перестал быть тоталитарным государством, однако все они признают, что в определенный момент политическое руководство СССР было и всемогущим, и полностью нелегитимным. По мнению некоторых, СССР вошел в новую фазу развития, когда после смерти Сталина были прекращены массовые репрессии. Вместе с тем многие из тех, кто жил и работал в условиях тоталитарного режима, свидетельствуют о преемственности строя, выражавшуюся в преследованиях диссидентов со стороны КГБ и в сохранении до 1989 г. возможности возврата к государственному произволу. Неожиданный и полный развал СССР ставит под сомнение не только подобный подход, но и, пожалуй, саму концепцию тоталитаризма. В 1970-х гг. возникла новая школа советологии, которая обнаружила факты как поддержки народом этого режима, так и широкого разведения полномочий, по крайней мере между отраслевыми и региональными властями. С точки зрения некоторых "плюралистов", это свидетельствовало о способности режима приспосабливаться к новой обстановке и новым требованиям. Однако теоретики тоталитаризма продолжают настаивать на том, что факт развала системы означает не только ее неспособность адаптироваться к новым условиям, но и формальный характер гипотетического участия народа в управлении государством. См. также: Арендт.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ТОТАЛИТАРИЗМ
позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный) одна из форм авторитарного государства, а также направление политической мысли, оправдывающее авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определенными оговорками некоторыми философами (Т. Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение тоталитаризм получил с развитием фашистских течений, став официальной идеологией фашистской Италии. В период «холодной войны» понятие тоталитаризма использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые противопоставлялись «демократическому», «свободному» обществу. После распада СССР понятие тоталитаризма вошло и в официальную пропаганду Российской Федерации, которая использовала его для оттенения реального положения дел в стране. В современных условиях доктрина тоталитаризма дискредитирована в глазах широких масс и утратила влияние на Западе, однако обострение социальных противоречий в странах золотого миллиарда вызывает оживление тоталитарных тенденций .
С другой стороны под тоталитаризмом можно понимать систему управления военизированного, мобилизационного типа с приоритетом национальных интересов. Основная цель тоталитарного государства — защита своих национальных интересов от внешней агрессии мировой либеральной демократии и транснациональной олигархии, а также противодействием предателям внутри страны. Тоталитарные режимы нельзя путать с государствами диктатуры демократического правительства, в котором основным противником государства является собственный ограбленный народ, а международная олигархия — союзник и настоящий хозяин экономики. В тоталитарных государствах укрепляется армия, в государствах диктатуры демократического правительства укрепляется репрессивно-полицейский аппарат .
См. также: антифашизм, диктатор, диссидент, Запад, консенсус, парламент, реформа школьного образования, элита.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ТОТАЛИТАРИЗМ

При тоталитарной политической системе государство контролирует все аспекты политической, социальной, культурной и экономической жизни своих граждан. Государством руководит правящая элита, чья власть основана на идеологическом контроле над массами, подкрепленном репрессивными действиями. В таких обществах гражданские свободы, права человека и возможность граждан участвовать в принятии решений очень ограничены либо отсутствуют вообще. Термин «авторитарный» используется в отношении государств, также управляемых элитой, обладающей значительной властью, которая, впрочем, не всегда распространяется на все сферы общественной жизни, как это имеет место при тоталитаризме.
Господствующая в тоталитарных обществах идеология может быть самой разной. Марксизм-ленинизм безраздельно господствовал в бывшем СССР, где жизнь полностью контролировалась Коммунистической партией Советского Союза. Доверенные члены партии осуществляли контроль над такими институтами общества, как профсоюзы, средства массовой информации и армия, а также над обеспечиваемыми государством услугами, например образованием, В других тоталитарных режимах господствующей идеологией может быть фашизм, при котором допускается существование только одной партии, а представительные институты, например избранные в результате прямых выборов органы законодательной власти, обычно отсутствуют.
Тоталитарные режимы могут опираться и на религиозную идеологию. В качестве примера можно привести Иран и пребывающие под властью «Талибана» районы Афганистана, где насаждаются законы шариата, исламские религиозные лидеры занимают высокие политические посты, а политические партии действуют в рамках постулатов Корана и предписаний шариата. Отличительной чертой теократического правления является нетерпимость к воззрениям, идущим вразрез с доминирующим религиозным течением.
Тоталитарные режимы отличны от олигархических. Олигархия представляет собой политическую систему, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, не столько пытающихся реализовать на практике некую политическую идеологию, сколько преследующих собственные интересы.
Интересы эти могут иметь экономический характер, а могут выражаться в стремлении обладать властью.
См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Права человека», «Третий мир», «Фашизм».

Источник: 101 ключевая идея политика

ТОТАЛИТАРИЗМ
лат. totalis весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. - разновидность диктатуры. Термин "Т." впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета "Тайме" употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах "победившего социализма".
Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951), Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.
Т. - это "реакция" общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения "массового производства" и "массового человека" особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20- 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма ("марксизм-ленинизм", "национал-социализм").
Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов.
Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй - в коммунистических странах.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ТОТАЛИТАРИЗМ
лат. totalis — весь, целый, полный) — разновидность недемократического политического режима, характеризующаяся абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти, диктатом идеологии, отсутствием свободы личности. Авторами термина считаются итальянские либералы Дж. Амендола и П. Гобетти, использовавшие его в 20-х годах XX в. для обозначения установившейся в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть ее качественное отличие от предыдущих типов диктатур (деспотизма, тирании, олигархии). В политический лексикон термин был введен самим лидером итальянского фашизма Б. Муссолини. Впоследствии данный термин стал использоваться в политической науке для обозначния такой системы распределения власти, при которой политическая система полностью подчиняет себе все сферы общественной жизни, опираясь при этом на общеобязательную идеологию. В отличие от диктатур традиционных обществ, тоталитаризм имеет характерные черты, которые могут быть присущи только обществу индустриальному — с достаточно высоким уровнем развития науки и техники, разветвленной системой массовой коммуникации (способствующей идеологизации общества), политической активностью масс (развитием партий и общественно-политических движений тоталитарного характера) и др. Поэтому тоталитарные режимы возникают (а большинство из них и прекращают свое существование) на мировой политической арене только в XX в. По характеру господствующей идеологии выделяют следующие основные исторические разновидности тоталитаризма: 1. Фашизм (итал. fascio — пучок, связка), возникший в Италии в 1922 г. Провозглашал своей основной целью возрождение великой Римской империи, характеризовался массовым террором, расизмом и ксенофобией, культом вождя (дуче). 2. Коммунистический тоталитаризм (лат. communis — общий), сформировавшийся в Советском Союзе на основе идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения бесклассового коммунистического общества на основе реализации принципов коллективизма, диктатуры пролетариата и пр. Характеризовался ликвидацией частной собственности, плановой моделью экономического хозяйствования, массовыми репрессиями (было уничтожено около 40 млн человек), культом личности. 3. Националсоциализм (нем. Nazismus; от названия национал-социалистической партии Германии) — режим, существовавший с 1933 по 1945 г. в Германии и вобравший в себя основные черты как фашизма, так и коммунистического тоталитаризма. Цели национал-социализма сводились к воссозданию могущества германского рейха и установлению мирового господства арийской расы. Как и другие формы тоталитаризма, национал-социализм основывался на всеобщем руководстве партии и культе вождя (фюрера). К. Фридрих и 3. Бжезинский выделяют следующие основные признаки тоталитарного политического режима: единая (официальная) общеобязательная идеология; однопартийность; государственная монополия на средства массовой информации; централизованная экономика; система жесткого полицейского контроля над всем обществом с использованием физического и психического насилия.

Источник: Новейший политологический словарь

ТОТАЛИТАРИЗМ
от позднелат. tolalis — весь, целый, полный) — современная разновидность авторитаризма, при которой государство контролирует почти все аспекты жизни личности. Термин «Т», впервые введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В западной политологической литературе понятие «Т», употребляется как общее обозначение фашизма, нацизма, сталинизма и сходных явлений (маоизм, полпотизм). В разработку проблем Т. наибольший вклад внесли: X. Арендт («Происхождение тоталитаризма»), Н. Бердяев («Истоки и смысл русского коммунизма»), 3. Бжезинский («Перманентная чистка. Политика советского тоталитаризма»), В. Варшавский («Родословная большевизма»), Г. Маркузе («Одномерный человек»), Л. Рэдел («Корни тоталитаризма: идеологические источники фашизма, национал-социализма и коммунизма»), Э. Фромм («Бегство от свободы»), Ф. А. Хайек («Дорога к рабству») и др. В художественной литературе эти проблемы нашли свое отражение в романах-антиутопиях Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О, дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984». Т. типичен лишь для XX а. Это понятие точнее всего отражает сущность общественно-политической системы в СССР в период с 1929 г. до 1986—87 гг. (до и после этого периода — авторитаризм). К родовым признакам Т. относятся: 1) наличие единственной массовой партии, возглавляемой харизматическим лидером (см. Харизма), фактическое слияние партийных и государственных структур при тоталитарном режиме выражает понятие «партия-государство» («государственная партия») (см. Политические партии); 2) монополизация и централизация власти: политические ценности (власть, подчинение ей, лояльность по отношению к «партии-государству») становятся первичными в сравнении с другими ценностями (материальными, религиозными, эстетическими и др.) в мотивации и оценке человеческих поступков; исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни, вся жизнедеятельность регламентируется, формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы бюрократическим путем (см. Элитизм); 3) монопольное господство официальной идеологии, которая должна признаваться всеми; она порождает и поддерживает теории и мифы («божественные», «сатанинские» и др.) о мире, обществе и человеке, стремясь их навязать, внушить через все средства массовой информации, обучения, пропаганды, как единственно верный, истинный способ мышления; опора на неиндивидуализированные ценности (государство, раса, нация, класс); духовная атмосфера общества отличается фанатической нетерпимостью к др. мировоззрениям; 4) система физического и психологического террора (реализуется принцип: разрешено то, что приказано властью, все остальное запрещено). Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20—30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»). Т. появился в «ситуации вызова», когда возрастает необходимость ускоренной модернизации, форсированного, догоняющего развития. Общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и сиротства, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Исторический опыт Т. свидетельствует о том, что это весьма стабильная политическая система (см. Политическая стабильность), т. к. оппозиция здесь пресекается в зародыше. Но ее устои расшатывает экономическая малоэффективность, культурная несостоятельность в соревновании с экономически и политически плюралистическим обществом. Переход от Т. к демократии — закономерность политических процессов в странах Восточной Европы и СССР (см. Трансформация).
Литература: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 10—12; Арендт X. Вирус тоталитаризма // Новое время, 1991, № 11.

Источник: Толковый политический словарь

Тоталитаризм
государственный строй (политический режим), осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Классическим идеалом тоталитаризма может служить социально-политический строй, описанный Дж. Оруэллом в антиутопии «1984».
До XX века никогда ранее в мировой истории не было государственного правления с признаками тоталитарных режимов. Об этом заявлял еще основатель итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883-1945). При тоталитарном режиме создастся политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого определенной олигархической группировкой (Гитлер. Муссолини, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др.). Для обеспечения господства государства во главе с вождем над обществом используется целый комплекс мер и средств, где главные компоненты - непререкаемость одной, «единственно правильной» идеологии, все люди превращаются в «винтики» огромного всеобъемлющего политического механизма, невиданных размеров достигает милитаризация страны, готовятся и осуществляются планы внешней агрессии, экспансии территории других государств, во всех областях и сферах общественной жизни - в политике, национально-этнических отношениях, в культуре, искусстве, в морально-нравственной сферах используется (насаждается) насилие, искажается вся предшествующая история страны, особенно демократический период ее развития, активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия, в силу чего на определенной стадии своего формирования тоталитарному режиму удается создать для себя достаточно массовую социальную опору. Наличие массовой, всенародной поддержки режима нередко доказывается с помощью плебисцитов и референдумов, перед которыми широко применяются популистские лозунги.
Изучение основных глубинных основ тоталитаризма посвятили свои труды многие известные исследователи, среди которых Ханна Арендт и Карл Поппер. Ханна Аренд! (1906-1975) - немецко-американский политический философ и социолог, один из самых оригинальных и глубоких политических мыслителей в политической истории XX века. автор знаменитых работ, среди которых: «Истоки тоталитаризма» (1951); «Положение человека» (1958); «Между прошлым и будущим: восемь упражнений в политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «О насилии» (1970); «Кризисы республики» (1972) и др. В своих исследованиях она ориентировалась на западноевропейскую научную традицию, в том числе лекционный курс К.Ясперса, лекции М. Хайдеггера, политическая философия которых о политической свободе и демократическом человеческом обществе значительно повлияли на её взгляды в оценке тоталитаризма как специфического явления социально-политического порядка как «бремени современности» (выражение самой Ханны Арендт).
Другой, упомянутый выше ученый, исследователь тоталитаризма как особого политического явления. - Карл Поппер (1902-1994) – австро-британский политический философ и методолог науки, известный своей концепцией открытого общества и бескомпромиссной критикой тоталитаризма, автор многих работ, среди которых: «Логика научного открытия» (1934); «Открытое общество и его враги» (1945); «Нищета историцизма» (1945); «Предположения и опровержения» (1963); «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972); «Личность и её мозг» (1977) и др. В названных работах он анализирует тоталитаризм с позиций критического реализма. По мнению К. Поппера, только открытое общество с развитыми демократическими нормами, гуманными политическими принципами жизни способно поставить надежный заслон любым тоталитарным тенденциям еще на стадии их раннего зарождения и тем самым исключить любую возможность их дальнейшего развития.
Анализ тоталитаризма был бы не полным, если не отметить вклада в его научный анализ Карла Фридриха (1901-1984) и Збигнева Бжезинского (род. 1928), которые выделили основные признаки тоталитаризма: тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой информации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее К.Фридрих сформулировал последний пункт как «монополия на все организации, включая экономические» и добавил к данному перечню признаков территориальную экспансию. По замечанию американскою политического философа Эрика Хоффера (1902-1983), при наличии тоталитарного режима «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в Бога, но никогда без веры в дьявола»: тоталитаризм всегда порождает таких политических руководителей как Муссолини, Гитлер и др. известных истории насильников и палачей.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ТОТАЛИТАРИЗМ
от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности.
В научный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д.
Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство. Но за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии.
Во второй половине 40-х годов началась "холодная война". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Западом и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры.
Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия",1956), Р.Арона ("Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология; 2. одна партия; 3.террористическая тайная полиция; 4.монополия на средства массовой информации; 5. централизованная экономика.
Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Если в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы - принуждение людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарата контроля, в недопущении широких масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы всеми, а не только избранными функции управления и контроля. Люди воспринимают это как "самопринуждение" ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народа, выполняющие его волю. А культ тирана, свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа.
При тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс, но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле.
В условиях тоталитаризма люди уверены, что они "сами творят свою историю", сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии.
Таким образом, главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное отчуждение человека от власти.
Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется путем разрушения органических связей, отчуждения людей от собственности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного человека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей.
Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитарной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению.
Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное насилие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуляторов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого
отдельного человека.
Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом. Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни.
Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.

Источник: Словарь по политологии

ТОТАЛИТАРИЗМ
от позднелатинского totelitas - весь, целый, полный) - антигуманная общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида. Слово "тоталитарный" (totalitario) впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж.Амендола и П.Гобетти при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему. Перехватывая инициативу, Муссолини сам провозгласил тогда своей целью создание "тоталитарного государства" (stato totalitario). Позже в положительном смысле термин "тоталитарное государство" употреблялся нацистскими правителями в Германии. Негативный смысл в понятие "тоталитаризм", "тоталитарное" в 20-е и 30-е гг. вкладывали итальянские и немецкие антифашисты, критиковавшие фашистские порядки.
Новая полоса расширяющегося употребления понятия "тоталитаризм", а также производного "тоталитарный" начинается после Второй мировой войны, в условиях "холодной войны" между Западом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза, а позже маоистского Китая, Кампучии "красных кхмеров". В большой степени этому способствовали книги Х.Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951 г.) и К.Фридриха и З.Бжезинсного "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.), содержавшие как социологическую, так и политологическую характеристику рассматриваемого явления.
Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.
Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Вместе с тем идеократический характер тоталитарного режима связан с его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводит не только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслия внутри правящей политической организации.
Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.
В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственнопартийным структурам?
В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится у себя caмого, а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество, отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален.
В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны здесь различия также на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.
Хотя перечисленные черты отнюдь не исчерпывают всех признаков тоталитаризма, они все же позволяют уловить наиболее существенное в этой антигуманной системе. Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других - другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. Стремление обеспечить режиму большую выживаемость ведет к ослаблению контроля в тех или иных сферах, что создает условия для возникновения "очагов сопротивления" тоталитаризму. А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или низвержения тоталитаризма.
Слово "тоталитаризм" стало применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов.
При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху, и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпели изменения... Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, что уже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин.
Тоталитаризму можно дать следующее определение, с которым, пожалуй, согласятся все, кто о нем пишет: тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни в соответствии с установленными нормами. По существу это сводится к распространению бюрократических принципов организации, принятия решений и контроля на все области человеческой жизни. Здесь конечно, предполагается существование господствующей элиты или иерархии, достаточно могущественной, чтобы провести подобную перестройку всего общества...
...Во всех бюрократических системах основные цели предопределены. Цели устанавливаются теми, кто принимает окончательные решения. Конечно, цели могут быть изменены, и бывают случаи, когда руководители под влиянием острого кризиса или быстрых изменений в обществе оказываются вынужденными решать этот вопрос. И все же бюрократии всех типов в основном исходят из той предпосылки, что глубокое, всестороннее обсуждение целей и интересов излишне и вредно. Именно в этом смысле можно сказать, что бюрократии означают отмирание политики. Однако бюрократии не удается вовсе устранить политику, поскольку люди, как отдельные индивидуумы, так и их сообщества, слишком автономны, а цели самих иерархов слишком противоречивы. Таким образом, идеально функционирующая бюрократия - это мираж. Отсюда проистекают хронические трения между официальными и неофициальными организациями, постоянное несоответствие между постановлениями и их исполнением, между планами и реальной действительностью. Сложность человеческой деятельности ограничивает и делает тщетными все бюрократические законы. Поэтому исследователи "тоталитаризма" вынуждены отмечать, что он никогда не встречается в чистом виде, а всегда является либо целью, либо тенденцией...
Те, кто осуждает СССР как абсолютно антигуманную форму правления, часто не видят жестокостей своего собственного политического строя, подобно тому как советские специалисты по общественным отношениям не признают никаких обвинений по адресу их режима. И те, и другие фарисейски утверждают - либо открыто, либо завуалированно - что их система близка к совершенству.
Правильнее было бы построить систему ценностей, а затем посмотреть, насколько разные политические системы, включая советскую, соответствуют ей. Такой комплекс критериев должен включать в себя максимально возможное число норм, касающихся свободы, равенства и уважения человеческой личности. Каждый человек мог бы сгруппировать эти нормы в систему мер - создать, так сказать, свою личную утопию - и прикладывать эти меры к различным политическим режимам. Вполне вероятно, что при такой оценке ни один из режимов ни по одному из критериев нельзя будет оценить как лучший.
Другим критерием оценки существующих систем являются интересы и цели тех, кто в них живет и действует. При этом необходимо помнить, что цели могут изменяться и что различные группы в обществе могут иметь противоречивые интересы и взгляды... Следует поинтересоваться, насколько хорошей или ненавистной оказывается система, если оценивать ее с точки зрения надежд и чаяний, нужд и опасений рабочих, крестьян и многих других групп, включая самих лидеров правящих партий и привилегированные группы населения.

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
413.59 кб

Тоталитаризм: о необходимости переосмысления термина

Иванов Сергей Геннадьевич
Статья посвящена анализу исторических и культурных процессов в сталинскую эпоху, ее мировоззренческих основ и расхождениям с либерализмом. Дается нетрадиционная интерпретация природы тоталитаризма.
Читать PDF
414.37 кб

Новый тоталитаризм (обзор классических трактовок тоталитаризма с позиции современности)

Шанин А. А.
Читать PDF
56.17 кб

Тоталитаризм как термин гуманитарных наук (на материале работ немецких культурологов xx В. )

Рогулёва Александра Сергеевна
В современном дискурсе слова тоталитаризм, тоталитарный широко востребованы.
Читать PDF
715.41 кб

"тоталитаризм" как теоретическая рамка: попытки ревизии спорного понятия (окончание-)

Гудков Лев
The deficit of the theoretical language for describing today's Russian reality forces us to review some key sociological categories and evaluate their suitability for interpreting the empirical data received in the mass surveys by
Читать PDF
98.10 кб

2000. 03. 003. Пелликани Л. Модерность и тоталитаризм. Pellicani L. modernity and totalitarianism //

Фомичев П. Н.
Читать PDF
1.38 мб

95. 02. 026-035. Тоталитаризм и посттоталитаризм. (сводный реферат)

Рековская И. Ф.
Читать PDF
496.78 кб

Личность и тоталитаризм: проблема идентификации

Лутцев Михаил Вячеславович, Мананникова Марина Викторовна, Солонюк Юлия Алексеевна
Прошедший ХХ век оставил человечеству немало неприятных сюрпризов две мировые и масса более мелких, локальных войн, эпидемии, голод.
Читать PDF
318.33 кб

Современный тоталитаризм и его разновидности

Карпов Андрей Александрович
Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе.
Читать PDF
143.76 кб

Тоталитаризм как технология преодоления контракции

Н. А. Комлева
В данной статье впервые в русскоязычной научной литературе рассматривается феномен тоталитарного режима в качестве геополитической технологии преодоления контракции (геополитического сжатия).
Читать PDF
91.29 кб

Православие, либерализм и тоталитаризм: история исовременность (к вопросу о месте религии в обществе

Ченцова Дарья Александровна
Читать PDF
183.83 кб

Свобода, тоталитаризм и Открытое общество

Каримов Александр Владиславович
В статье анализируется отношение ведущих социальных мыслителей к феномену тоталитаризма. Раскрывается концепция свободы К. Р. Поппера. Рассматриваются представления о свободе видного представителя «солидаризма» Б. С. Пушкарева.
Читать PDF
121.85 кб

2003. 04. 009. Бэр П. Определяя «Беспрецедентное»: ханна Арендт, тоталитаризм и критика социологии.

Сокулер З. А.
Читать PDF
268.77 кб

Тоталитаризм как экзистенциальный феномен

Даренский Виталий Юрьевич
В статье рассматривается проблема экзистенциальных корней тоталитаризма в человеческой культуре.
Читать PDF
3.62 мб

Тоталитаризм: трактовки прошлого и настоящего

Мамедов Азер Агабала Оглы, Оришев Александр Борисович
В статье рассматриваются становление и развитие теории тоталитаризма. Выделяются основные черты тоталитарной системы. Анализируются различные формы тоталитарных обществ.
Читать PDF
308.52 кб

98. 01. 006. Нужен ли Гитлер России?: по материалам междунар. Форума "фашизм в тоталитар. И посттота

Листовская В. Н.

Похожие термины:

  • Тоталитарная демократия

    абсолютная диктатура под личиной демократии, обычно основывается на стремлении лидера доказать, что он обладает монополией на политическую мудрость.
  • Тоталитарная политическая система

    это тип политической системы, предполагающей полный тотальный контроль государства над жизнью общества. Чаще всего сопровождается всеобъемлющей идеологической манипуляцией, открытым террором
  • ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

    от лат. total — общий и secta — учение, направление, школа) — религиозная или псевдорелигиозная группа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления или претендующая стать новым религиоз
  • Тоталитарный режим

    форма общественного устройства с абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
  • ТОТАЛИТАРНЫЙ ТЕРРОР

    особая разновидность террора, которая была присуща некоторым тоталитарным режимам. Основными признаками любого тоталитарного политического режима являются: всеобщий контроль и государственная