ТОКАРЕВ Василий ТимофеевичТОКВИЛЬ Алексис де

Токвиль Алексис

Найдено 4 определения термина Токвиль Алексис

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Токвиль, Алексис (Алекси)

Tocqueville) (1805-59)

французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях «О демократии в Америке» (1835), «Старый порядок и революция» (1856) анализировал противоречия «демократической революции», отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ТОКВИЛЬ Алексис (Алекси Шарль-Анри-Морис Клерель де Токвиль)

1805-1859) — известный французский ученый, историк, политический деятель, один из крупнейших теоретиков демократического общества и государства, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Наиболее важные работы посвящены вопросам демократии — «Демократия в Америке» (1835-1840), «Старый порядок и революция» (1856). На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития («самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства»), согласно которому ускоренный переход к демократической системе и стремление к быстрой реализации идей свободы и всеобщего равенства неминуемо приводят к тирании большинства (охлократии), а затем — тирании единоличной (диктатуре). Реализация идеи демократии, по мнению Токвиля, должна, прежде всего, опираться на ее принятие в качестве основной политической ценности большинством населения страны, а изменения в политической организации общества должны носить исключительно эволюционный характер.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политологический словарь-справочник

Токвиль Алексис

1805–1859) – французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831–1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 г. опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принесшую ему широкую известность. С 1838 г. член Академии моральных и политических наук, с 1841 г. – Французской академии. С 1839 г. член Палаты депутатов. В 1848 г. избран в Учредительное, в 1849 г. – в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В книге «О демократии в Америке» Токвиль, подчеркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, определяет его как источник деспотизма. Противостоять этим тенденциям, по Токвилю, могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д. В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ТОКВИЛЬ Алексис

1805—1859) — выдающийся франц. юрист, политолог и государственный деятель. Получил юридическое образование в Париже. В 1831 г. был отправлен в Соединенные Штаты для изучения амер. политической системы. В США Т. подробно изучал деятельность политических институтов, способы осуществления демократии, свободы и равенства. Вернувшись во Францию, Т. обобщил свои наблюдения в книге «Демократия в Америке», первая часть которой вышла в свет в 1835 г. Книга принесла малоизвестному тогда юристу блестящий успех не только во Франции, но и в Европе, где была переведена на многие языки. В 1840 г. появилась вторая часть ставшего уже известным сочинения. «Демократия в Америке» свидетельствует, что ее автор по своему мировоззрению являлся либералом. Главная проблема, которую он решает, — это соотношение демократии, свободы и равенства. Демократия и свобода, — писал Т., — существуют там, где центральная власть отказывается от полной и всесторонней регламентации общественной жизни. Преимущества демократии заключаются в обеспечении условий для благосостояния большинства нации. Однако демократия не тождественна свободе. Те демократические системы, в которых свобода отсутствует, не способны к высоким взлетам человеческого духа. Отсутствует тождество и между свободой и равенством. Многие народы, — указывал франц. юрист — больше тяготеют к равенству, чем к свободе, потому, что оно дает человеку множество мелких удовольствий, которые не получить от свободы. Опасность же состоит в том, что равенство без свободы ведет к коллективному деспотизму и тирании. Деспотизм и тирания разрушают всякую надобность людей друг в друге, всякую необходимость взаимного понимания, всякий повод для совместной деятельности, они, так сказать, замыкают людей в их частной жизни. По существу, нарисованные Т. последствия деспотической власти — это прообраз «атомизированного человека», появившегося в XX в. при тоталитаризме. Итак, только свобода обеспечивает человеку достойное существование позволяя ему говорить, действовать, дышать без стеснений, повинуясь лишь Богу и законам. Только политическая свобода способна соединять граждан отношениями необходимости и взаимной зависимости. Собирая а Америке материал для своей книги, Т. обратил внимание, что основу свободы составляют независимые ассоциации граждан, в которых ч через которые люди независимо от государства реализуют свои интересы. Эти ассоциации Т. считал опорой свободы и демократии, т. к. они ограничивают власть государства. Фактически Т. указывает здесь на роль гражданского общества, хотя сам этот термин и не употребляет. Гарантом свободы и демократии Т. также называл отделение административной власти от политической и независимость судебных органов. После политического переворота 1851 г. Т. полностью отошел от политической деятельности и занялся изучением Великой Франц. революции, которое вылилось в конечном итоге в произведение «Старый порядок и революция». Если в «Демократии в Америке» Т. интересовали условия установления свободы и демократии в обществе, то в «Старом порядке...» он решает иной вопрос: почему общество, провозгласившее в революции лозунги свободы и равенства, обрело только последнее? Размышляя над этой проблемой Т. замечает, что народы, длительное время подвергавшиеся угнетению и бедствиям, жаждут самоуправления, но их стремление и любовь к независимости непрочны, ибо на самом деле любовь к свободе не что иное как ненависть к своему господину. Освободившись от владычества последнего, народ не освобождается от наследуемых ложных понятий, порочных привычек и дурных склонностей. Свободу нельзя завоевать, делает вывод автор, до нее нужно дорасти. Народ же Франции сохранил в себе и пронес через революцию старые привычки и тягу к централизации, и его вполне устраивал взгляд, что о нем должно полностью заботиться правительство. Так рабский дух переносился в пользование свободой, и потому, неудивительно, что свобода, лишившись устойчивой почвы, ушла во Франции с политической сцены. Т. умер, не успев завершить «Старый порядок...», но его имя по праву вошло в сокровищницу мировой политической мысли.

Литература: Токвиль Ал. Демократия в Америке. Т. I—2. Киев, 1860; Токвиль Ал. Старый порядок и революция. М., 1911, Эбенстайн В. Дилемма демократии: свобода и равенство (А. Токвиль) Знание — сила, 1990, N° 6.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

Найдено схем по теме Токвиль Алексис — 0

Найдено научныех статей по теме Токвиль Алексис — 0

Найдено книг по теме Токвиль Алексис — 0

Найдено презентаций по теме Токвиль Алексис — 0

Найдено рефератов по теме Токвиль Алексис — 0