ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Токвиль Алексис
(1805 – 1859) – французский политический мыслитель, один из теоретиков демократии. Основная работа – «Демократия в Америке» (1835-1845).

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Токвиль, Алексис (Алекси)
Tocqueville) (1805-59)
французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях «О демократии в Америке» (1835), «Старый порядок и революция» (1856) анализировал противоречия «демократической революции», отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ТОКВИЛЬ Алексис
Франция, 1805–1859. Произведения: «О демократии в Америке», «Старый порядок и французская революция» и др. Основной вклад в науку — развитие теории демократии, которую понимал в широком смысле — как ведущий принцип социальной организации общества; как форму социальной организации; как политический процесс, происходящий в обществе. Фазы генезиса демократии: 1) абсолютная монархия надломлена, спасение — в абсолютизме; 2) революция уничтожает абсолютизм, но не может уничтожить его наследие — централизованную государственную власть, в итоге устанавливается бюрократия — «иерархия функционеров», безличная, особая форма тирании — демократический деспотизм. От личностей отчуждаются социально-политические функции; 3) оплот свободы — социальная демократия (общинные учреждения в совокупности с местным самоуправлением и строгой ответственностью чиновников). Выдвинул идею подзаконности всех субъектов социальных и политических отношений: граждан, государства, общественных организаций.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

ТОКВИЛЬ Алексис (Алекси Шарль-Анри-Морис Клерель де Токвиль)
1805-1859) — известный французский ученый, историк, политический деятель, один из крупнейших теоретиков демократического общества и государства, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). Наиболее важные работы посвящены вопросам демократии — «Демократия в Америке» (1835-1840), «Старый порядок и революция» (1856). На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития («самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства»), согласно которому ускоренный переход к демократической системе и стремление к быстрой реализации идей свободы и всеобщего равенства неминуемо приводят к тирании большинства (охлократии), а затем — тирании единоличной (диктатуре). Реализация идеи демократии, по мнению Токвиля, должна, прежде всего, опираться на ее принятие в качестве основной политической ценности большинством населения страны, а изменения в политической организации общества должны носить исключительно эволюционный характер.

Источник: Новейший политологический словарь

Токвиль Алексис
1805–1859) – французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831–1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 г. опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принесшую ему широкую известность. С 1838 г. член Академии моральных и политических наук, с 1841 г. – Французской академии. С 1839 г. член Палаты депутатов. В 1848 г. избран в Учредительное, в 1849 г. – в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В книге «О демократии в Америке» Токвиль, подчеркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, определяет его как источник деспотизма. Противостоять этим тенденциям, по Токвилю, могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д. В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

французский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.
Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность - эти вопросы Токвиль рассматривает в книге "Демократия в Америке" (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией Токвиль называет представительную систему, основанную на широком избирательном праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общества, в котором основной социальной ценностью является равенство. Результатом влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим следствием демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, а равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой - развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, они обретают такое качество.
На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал "золотой закон" политического развития: "самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства". Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институализироваться и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании - тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

ТОКВИЛЬ Алексис
1805—1859) — выдающийся франц. юрист, политолог и государственный деятель. Получил юридическое образование в Париже. В 1831 г. был отправлен в Соединенные Штаты для изучения амер. политической системы. В США Т. подробно изучал деятельность политических институтов, способы осуществления демократии, свободы и равенства. Вернувшись во Францию, Т. обобщил свои наблюдения в книге «Демократия в Америке», первая часть которой вышла в свет в 1835 г. Книга принесла малоизвестному тогда юристу блестящий успех не только во Франции, но и в Европе, где была переведена на многие языки. В 1840 г. появилась вторая часть ставшего уже известным сочинения. «Демократия в Америке» свидетельствует, что ее автор по своему мировоззрению являлся либералом. Главная проблема, которую он решает, — это соотношение демократии, свободы и равенства. Демократия и свобода, — писал Т., — существуют там, где центральная власть отказывается от полной и всесторонней регламентации общественной жизни. Преимущества демократии заключаются в обеспечении условий для благосостояния большинства нации. Однако демократия не тождественна свободе. Те демократические системы, в которых свобода отсутствует, не способны к высоким взлетам человеческого духа. Отсутствует тождество и между свободой и равенством. Многие народы, — указывал франц. юрист — больше тяготеют к равенству, чем к свободе, потому, что оно дает человеку множество мелких удовольствий, которые не получить от свободы. Опасность же состоит в том, что равенство без свободы ведет к коллективному деспотизму и тирании. Деспотизм и тирания разрушают всякую надобность людей друг в друге, всякую необходимость взаимного понимания, всякий повод для совместной деятельности, они, так сказать, замыкают людей в их частной жизни. По существу, нарисованные Т. последствия деспотической власти — это прообраз «атомизированного человека», появившегося в XX в. при тоталитаризме. Итак, только свобода обеспечивает человеку достойное существование позволяя ему говорить, действовать, дышать без стеснений, повинуясь лишь Богу и законам. Только политическая свобода способна соединять граждан отношениями необходимости и взаимной зависимости. Собирая а Америке материал для своей книги, Т. обратил внимание, что основу свободы составляют независимые ассоциации граждан, в которых ч через которые люди независимо от государства реализуют свои интересы. Эти ассоциации Т. считал опорой свободы и демократии, т. к. они ограничивают власть государства. Фактически Т. указывает здесь на роль гражданского общества, хотя сам этот термин и не употребляет. Гарантом свободы и демократии Т. также называл отделение административной власти от политической и независимость судебных органов. После политического переворота 1851 г. Т. полностью отошел от политической деятельности и занялся изучением Великой Франц. революции, которое вылилось в конечном итоге в произведение «Старый порядок и революция». Если в «Демократии в Америке» Т. интересовали условия установления свободы и демократии в обществе, то в «Старом порядке...» он решает иной вопрос: почему общество, провозгласившее в революции лозунги свободы и равенства, обрело только последнее? Размышляя над этой проблемой Т. замечает, что народы, длительное время подвергавшиеся угнетению и бедствиям, жаждут самоуправления, но их стремление и любовь к независимости непрочны, ибо на самом деле любовь к свободе не что иное как ненависть к своему господину. Освободившись от владычества последнего, народ не освобождается от наследуемых ложных понятий, порочных привычек и дурных склонностей. Свободу нельзя завоевать, делает вывод автор, до нее нужно дорасти. Народ же Франции сохранил в себе и пронес через революцию старые привычки и тягу к централизации, и его вполне устраивал взгляд, что о нем должно полностью заботиться правительство. Так рабский дух переносился в пользование свободой, и потому, неудивительно, что свобода, лишившись устойчивой почвы, ушла во Франции с политической сцены. Т. умер, не успев завершить «Старый порядок...», но его имя по праву вошло в сокровищницу мировой политической мысли.
Литература: Токвиль Ал. Демократия в Америке. Т. I—2. Киев, 1860; Токвиль Ал. Старый порядок и революция. М., 1911, Эбенстайн В. Дилемма демократии: свобода и равенство (А. Токвиль) Знание — сила, 1990, N° 6.

Источник: Толковый политический словарь

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС
(Tocqueville, Alexis de) (1805–59) Французский социолог и видный политический деятель, один из первых исследователей общественно-политической жизни в США. Его книги и по сей день остаются одними из самых богатых эмпирическим материалом и оригинальными теоретическими концепциями в области общественной науки. После непродолжительного пребывания в должности младшего мирового судьи Токвиль со своим Другом Бомоном совершает поездку в Америку, главным образом затем, чтобы изучить пенитенциарные системы. Случилось, однако, так, что большую часть путешествия Токвиль посвятил сбору данных об американском общества, которые и легли в основу его классического труда "О демократии в Америке". Первая часть книги вышла в 1853 г., вторая – в 1849 г. По возвращении Токвиля избирают членом Палаты депутатов и некоторое время, в период правления Луи Наполеона, пришедшего к власти после февральской революции 1848 г., он занимал должность министра иностранных дел. После роспуска Национального собрания в 1851 г. Токвиль сосредоточивается на работе над многотомной историей Франции (с XVIII в. до его времени). Первый том, посвященный дореволюционному, ancien r?gime ("старому режиму"), вышел из печати в 1856 г. Токвиль не отличался хорошим здоровьем, часто болел и в 1859 г. умер от туберкулеза. Сочинение Токвиля об Америке предпослано короткое замечание о том, что новый век стал свидетелем "эгалитарной революции", а распространение идеи равенства как нормы и постепенное выравнивание условий жизни разных социальных слоев подорвали прежний аристократический порядок по всей Европе. Токвиль почувствовал (а своим исследованием и подтвердил), что наиболее жизненной политической формой для такого принципиального нового социального "климата" является демократия, "образ" которой он увидел в американской республике. Тональность книги – это радостное возбуждение по поводу подлинного открытия в области социологии. Книгу Токвиля, таким образом, следует рассматривать как эссе для европейских читателей, не уверенных в своем будущем. Предметом исследования Токвиля в данном случае являются гражданские параметры демократии. Используя (может быть, не совсем репрезентативную) модель новоанглийского города, он детально изучает хорошо продуманную систему институтов, закладывающую основу "народного суверенитета". Власть здесь децентрализована, что позволяет гражданам ее контролировать; участие граждан в управлении осуществляется через суд присяжных и, что еще важнее, через выборы (которые, с одной стороны, прививают им чувство ответственности и "рационального патриотизма", а в другой – способствуют контролю за деятельностью государственных служащих). И все же одной из наиболее важных теоретических новаций Токвиля является его исследование демократических благ, которые дает полноценная жизнь в сообществе, основанном на гражданских традициях самоуправления; а в более широком плане – осознание того, что жизнеспособность демократического общества зиждется на некоторых общих привычках или республиканских нравах. Религия, например, имеет значение, но в той степени, в которой они способствует укоренению гражданских ценностей. Ради стабильности демократии церковь должна убеждать своих адептов в том, что они будут вознаграждены на небесах, и, следовательно, не поощрять тех, кто стремится к изменению жизни на земле. Токвиль не скрывает своего восхищения американским республиканским государственным устройством, но большая честь его исследования посвящена анализу социальных проблем, порождаемых демократическим образом жизни: демократия "обеспечивает благоденствие большого числе (граждан)", но одновременно привносит в жизнь терпимое отношение к заурядности, с которой Токвиль-аристократ смириться не может; система выборов не обязательно приводит к власти наиболее способных людей, а насущные блага редко приносятся в жертву ради благ грядущих. Наибольшую озабоченность Токвиля вызывает возможность установления "тирании большинства", причем его беспокоит не большинство в виде устойчивых политических образований (в медисоновском понимании этого феномена), а скорее презрительное отношение масс к просвещенному меньшинству. Токвиль также высказывает сожаление по поводу тенденции к изоляции (состоянию отчуждения), порождаемой разрушением традиционных аристократических институтов. Опасность "индивидуализма" состоит в том, что граждане, изолированные от общества, оказываются беззащитными перед деспотами, которые могут использовать их в своих интересах. Участие в общественно-политической жизни следует, таким образом, понимать как нечто большее, чем бескорыстная деятельность – это необходимое условие обеспечения индивидуальной свободы ("правильно осознанного собственного интереса"). Вторая важная работа Токвиля "Старый режим и Французская революция" (1856) – это и рассказ о собственных убеждениях, и комментарий текущих событий, и историческая справка о политической жизни XVIII в. Тема работы известна: автор стремится показать, каким образом революция уничтожила аристократический порядок и заменила его обществом морально опустошенных людей, вполне созревших для деспотизма бонапартистского толка. И все же Токвиль находит, что разрыв между "старым порядком" и революцией менее разителен, чем отсутствие этого порядка (чиновничий патернализм, многочисленное и независимое крестьянство и, главное, чрезмерная административная централизация). Разработке этой темы предшествуют его размышления об истории Второй республики в работе "Воспоминания" ("Souveniers"). Токвиль обвиняет тех, кто участвовал в падении старого режима, но делает это с либеральных позиций. Объектами его критики неизменно оказываются растленное дворянство, монархия, погрязшая в непродуманных правовых и фискальных маневрах, и, наконец, дикий утопизм порожденный идеей равенства, провозглашаемого и направляемого безответственными и не всегда честными интеллектуалами. Он утверждает, что источником революции является не нищета, а подавление зарождающихся политических ожиданий. Токвиля часто критикуют за недостаточную аккуратность в оперировании эмпирическими данными и путаницу в терминологии (в частности, он не видит разницы между "демократией" и "равенством", "свободой" и "самоуправлением"), но его концептуальные и методологические открытия безусловны, а блестящее понимание сути отношений между личностью и обществом остается столь же актуальным сегодня, как и 150 лет назад. Проще говоря, Токвиль исследовал политику, изучая индивидов и их объединения, а не основные законы. Таким образом, труды Токвиля представляют собой веху на пути к современной социологии и к "новой политической науке".

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
748.25 кб

Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля

Писаревская Анна Альбертовна
В данной статье рассказывается о жизненном пути великого французского мыслителя Алексиса де Токвиля, а также анализируются его взгляды на демократию в Америке и причины, приведшие к Великой Французской революции.
Читать PDF
114.39 кб

Между Джоном Стюартом Миллем и Алексисом де Токвилем: две концепции свободы

Тавадова Анжелика Вячеславовна
В статье представлен анализ двух концепций свободы, одна из которых получила свое развитие в русле классического либерализма, вторая в рамках консервативной традиции.