Ткачев, Петр Никитич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ткачев, Петр Никитич

(1844-85/86)

российский деятель революционного движения, один из идеологов народничества, публицист. Участник революционного движения 1860-х гг. Сотрудник журналов «Русское слово» и «Дело». С 1873 в эмиграции. В 1875-81 издатель журнала «Набат». Сторонник заговорщических методов борьбы. Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народ и революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности »(1878). Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на «мясо революции», как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь. Оценивая значение идей П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освободительного движения, Н.А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс» {Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844-1886)
политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества "Народная расправа", издатель журнала "Набат", представитель бланкистской ветви народничества.
Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: "Задачи революционной пропаганды в России" (1874), "Революция и государство" (1876), "Народ и революция" (1876), "Анархическое государство" (1876), "Революция и принцип национальности "(1878).
Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие "коммунистического инстинкта" у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.
Полемизируя с анархистами, Ткачев в противоположность последним доказывает, что власть - не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она "не воплощает в себе интересов какого-либо сословия" и "только издали кажется силой". Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, "ничтожную кучку автократов".
Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. "Ни в настоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осуществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшинство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее", - писал Ткачев в своей статье "Народ и революция".
Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое "коленопреклонение" перед народом, возведение его на пьедестал: "Тот не уважает народ, кто льстит ему". В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.
Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение "что полезно для общества, то и справедливо" было естественным продолжением развивавшегося им принципа "цель оправдывает средства".
Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. "Революционный терроризм, - заявлял Ткачев, - является... не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина".
Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на "мясо революции", как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь.
Оценивая значение идей П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освободительного движения, Н.А. Бердяев пишет: "Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс" {Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей