в конституционном праве понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Наиболее важной гарантией свободы информации является запрет цензуры, запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений, а также к отказу от них. Главным ограничением свободы информации является запрет любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Свобода информации не является абсолютным правом и может быть ограничена в период действия чрезвычайного или военного положения.
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
(freedom of information) Свободный доступ граждан к информации, содержащейся в официальных документах правительства. В Соединенном Королевстве он крайне ограничен. Документы органов местного самоуправления становятся доступными в течение короткого периода в соответствии с принятым в 1986 г. "Законом о местном самоуправлении" (раздел "Доступ к информации"). Согласно закону о государственной учетно-отчетной документации, массовому представлению подлежат лишь специально отобранные документы центрального правительства, и то лишь по истечении 30-летнего срока. Принцип административной тайны был введен в действие во время абсолютной монархии и, в отсутствие писаной Конституции, остается в силе по сей день. Более того, правительство установило еще более строгий контроль за доступом к информации, ссылаясь на принципы суверенности парламента и парламентские привилегии. Режим секретности усилился с принятием в 1989 г. "Закона о государственной тайне" и других законодательных актов. Государственным служащим запрещено вести дневники, а их деятельность, согласно служебным инструкциям, отнесена к категории конфиденциальной. В других странах свобода информации считается признаком открытости управления. В связи с принятием законов о свободе информации в США и в странах континентальной Европы, в Соединенном Королевстве стали раздаваться голоса в пользу такой же реформы, однако успеха эти призывы не имели. Причины провала, по крайней мере некоторых из них, следует искать в различном понимании концепций либеральной демократии и целей свободы информации.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
Свобода информации предполагает предоставление государственными органами или должностными лицами доступа граждан к широкому кругу официальных документов. Впервые публичный доступ был узаконен в Швеции в 1766г., однако в других странах процесс стал развиваться только в XX веке. Законодательство о свободе информации существует в США и Германии, где им открываются широкие возможности для проведения журналистских расследований. В США законами о свободе информации 1966 и 1974гг. гражданам и общественным объединениям гарантируется право на беспрепятственное ознакомление с большинством документов федерального правительства. В случае отказа в доступе к какой-либо информации ее предоставление может быть затребовано через суд. В Новой Зеландии также имеется собственный закон об официальной информации, которым обеспечивается общественный доступ к широкому кругу источников информации.
В странах либеральной демократии право на информацию рассматривается как важный элемент системы гражданских прав, позволяющий гражданам контролировать действия своих правительств. Между тем на публичный доступ к официальным материалам могут налагаться определенные ограничения. Чаще всего такие ограничения обусловлены соображениями о недопустимости несанкционированного вторжения в частную жизнь, а также интересами национальной безопасности. В ряде демократических стран существует законодательство, налагающее ограничения на оглашение официальной информации и используемое для воспрепятствования средствам массовой информации в публикации сведений, обнародование которых рассматривается как противоречащее интересам государства. К подобным актам относится ирландский закон о преступлениях против государства 1939г. и британский закон о государственной и служебной тайне 1989г.
Наличие законодательства, препятствующего оглашению информации, порой ставит перед дилеммой тех государственных служащих, которые полагают, что политики путают государственные интересы с собственными политическими интересами и используют имеющиеся законодательные инструменты для сокрытия информации, оглашение которой может иметь для них неблагоприятные последствия. Выход из ситуации государственные чиновники находят в организации утечек в СМИ, если считают, что право людей знать о реальном положении дел обладает приоритетом над стремлением правительства сохранить данную информацию в тайне.
См. также статьи «Либеральная демократия», «Подотчетность», «Средства массовой информации», «Частная жизнь».
Источник: 101 ключевая идея политика