СУВЕРЕНИТЕТ
Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным С. обладают все государства, независимо от величины их территории, количества населения и общественного строя.
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
политическая независимость государства. Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Литература: Суверенитет в государственном и международном праве «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» //Советское государство и право, 1991, № 5
Источник: Толковый политический словарь
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Геокультурная энциклопедия
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. - основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) - полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.
При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы) надгосударственных организаций.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
Суверенитетом пользуется орган, обладающий неограниченной властью. В современной политике различаются два типа суверенитета: внутренний суверенитет, которым обладает некий высший юридический или политический орган, наделенный правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, и внешний суверенитет, или право на самоопределение, которым утверждается право государства контролировать внутреннюю жизнь страны без вмешательства внешних сил или стран.
В федеративных государствах внутренний суверенитет фрагментирован. В таких странах, как Австралия, Германия, Канада и США, общенациональное правительство может принимать законы в пределах строго определенных сфер деятельности, тогда как остальные вопросы регулируются штатами или провинциями, на которые поделены эти страны. В унитарных государствах, таких, как Великобритания или Франция, суверенитет не поделен и полностью находится в руках институтов национальной власти, обладающих исключительным правом ведения государственных дел.
Незыблемость внешнего суверенитета значительно пострадала с развитием процессов, усиливающих взаимозависимость государств. Существованием наднациональных объединений, например Европейского Союза и международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций, ограничивается свобода действий их членов (а порой и не только членов). Торговыми соглашениями ограничиваются возможности сторон в защите национальной экономики посредством тарифных барьеров. Заключаются и более широкие соглашения, посредством которых мировая торговая система регулируется согласованными международными усилиями, координируемыми, в частности, саммитами Большой Семерки.
Подобные инициативы ущемляют возможности отдельных государств в принятии самостоятельных решений в области экономической политики.
Рост мультинациональных компаний также подрывает суверенитет отдельных государств, поскольку такие компании оказывают значительное влияние на правительства стран, в которых расположены.
См. также статьи «Глобализация», «Европейский Союз», «Национализм», «Суверенитет парламента», «Теория зависимости», «Третий мир», «Унитарная система правления», «Федеративная система правления».
Источник: 101 ключевая идея политика
ПЛАН ПУТИНА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ всестороннее укрепление мощи и независимости нашего государства, укрепление его роли на международной арене, превращение в центр политического и экономического влияния мирового значения. Российское государство может эффективно решать такие задачи развития страны и общества только при условии безусловного сохранения суверенитета Российской Федерации.
В современном мире концепция суверенитета подвергается непрерывным атакам со стороны сильных государств, международных институтов, глобальных корпораций, террористических организаций. Прямое и опосредованное влияние извне давно уже вышло за рамки общепринятых норм международного сотрудничества и приобрело характер вмешательства во внутренние дела государства. Те, кто пытается «подсказать», а точнее, навязать нашей стране свои рецепты, не несут никакой ответственности за их последствия перед российским народом.
Суверенитет страны невозможен без твердой экономической базы. Но экономический суверенитет не означает изоляционизма – он базируется на конкурентоспособном национальном капитале.
Мы, и только мы, должны быть хозяевами на нашей земле. Те, кто, преследуя сепаратистские цели, предлагает сделать из России конфедерацию, прекрасно сознают, что в этом случае страна развалится в мгновения. И этот крах будет куда более страшным для всего населения страны, чем даже крушение CCCР.
Как сочетается задача оберегать суверенитет России со стремлением к свободному миру без границ?
СУВЕРЕНИТЕТ – ЭТО СВОБОДА. Россия не только не избегает открытого конкурентного соревнования с другими мировыми экономиками и социальными системами, она настаивает на нем, требуя для себя равных и справедливых условий такого состязания. Свободный мир без границ означает, что нам не будут диктовать из Брюсселя или Вашингтона, какую проводить политику и как строить свою экономику.
Демократический суверенитет не имеет ничего общего с изоляционизмом. У России есть сегодня другие, значительно более эффективные, чем изоляционизм, инструменты обеспечения национального суверенитета без ущемления демократических свобод граждан и возможностей международного делового сотрудничества: боеспособная армия, авторитетные позиции в международных институтах, ключевая роль на мировом топливноэнергетическом рынке.
Почти столько же — 31% — респондентов считают, что Россия пока вообще не стала полностью суверенным государством. Для этой категории граждан недообретенный суверенитет, видимо, относится к числу разочарований. Обещали больше, надеялись на большее — а получили на практике существенно меньше. Может быть, даже совсем не то, чего ждали. Примерно, как с ваучером. И только четверть — 23% опрошенных — оптимистично утверждают, что наша страна сегодня обладает достаточным суверенитетом. Они не пытаются его мерить (больше — меньше) или сравнивать с тем, что было раньше, а воспринимают как данность, вероятно, исходя из общих представлений о том, что такое суверенное, независимое государство. Чем вызвано столь разное отношение к государственному суверенитету? Прежде всего, налицо четкая корелляция оценок опрошенных с их возрастом. Среди старших возрастных групп (60 лет и старше) только 14% опрошенных считают Россию суверенной.
Среди молодежи 18-24 лет — вдвое больше (33%).
Люди, вся сознательная жизнь которых прошла в Советском Союзе, меряют суверенитет России по выработанным тогда критериям: способность к глобальному силовому соперничеству (прежде всего с США), величина контролируемой территории, количество военно-политических союзников, мощь армии и флота. Высоко оцениваются и внутренняя сила государства, единство и планомерность его политики, способность обеспечивать минимально приемлемый жизненный уровень большинству населения. «У нас была четкая политика, не важно, что это было вследствие холодной войны, но мы диктовали свои правила. И никто не покушался на нас» — так, словами одной из участниц обсуждения темы на фокус-группах, можно охарактеризовать «советское» понятие суверенитета.
Для тех, чье вступление в активную фазу жизни пришлось на послесоветское время, мифологизированный образ великого и могучего СССР играет существенно меньшую роль. «Суверенитет для меня равен независимости. Он придает государству статус, а гражданам — ощущение принадлежности к своему народу, своей стране», говорят респонденты. Как видим, военно-силовая, аг рессивно-наступательная интонация в таком определении сходит на нет. Отдавая должное тогдашнему высокому положению нашей страны в мире, молодые лишены ностальгии по «потерянным территориям», по жизни в многонациональном союзе республик, по единой «руководящей и направляющей силе», какой в СССР была партия коммунистов. Оценивая независимость России как данность, они в то же время указывают на слабость ее нынешнего экономического положения, неравенство социальных и карьерных возможностей для людей разного уровня достатка, дефицит уважения к нашей стране в мире. Вот эти — справедливые, кто поспорит! — претензии мешают молодым россиянам оценивать сегодняшний суверенитет России как реальный, небумажный.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image106.png" width="443" height="518" alt="" style="border-width:0px;"
Как видим, суверенитет рассматривается респондентами не как сугубо политическая или идеологическая категория, а с точки зрения того, лучше или хуже стало жить в независимой России. 38% опрошенных считают, что суверенитет пошел во вред России, и лишь немногим больше (41%) — что во благо. На первый взгляд картина ошеломляющая. Что за массовое «бегство от свободы»? Неужели люди не хотят суверенитета? Проблема, вероятно, в сугубо прагматичном, даже потребительском отношении к этому понятию. Лучше стало жить — значит, много суверенитета, хуже — значит, мало или нет вовсе. Не случайно отношение к суверенитету зависит от материального положения граждан. Чем лучше оценивают опрошенные свой достаток, тем выше процент тех, кто считает Россию суверенной (34% в группе хорошо материально обеспеченных, 24% — в средне обеспеченных и 17% — в плохо обеспеченных). В общем, бессмертные слова Кеннеди — «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны» — это пока не для нас. Итак, праздника Дня России у нашего общества пока нет.
У государства есть, а у общества — нет. 12 июня 39% опрошенных рассматривают как простой выходной, 19% не понимают его смысла, а 11% считают этот день трагической датой начала развала СССР. Примерно так же обстоит дело и с суверенитетом.
Мы как нация еще не определились точно, что считать нашим государством. Если рассматривать Россию как бывшую империю, утратившую свое могущество, то отношение к 12 июня будет негативным — как к акту самороспуска ослабевшей, но от того не менее родной и почитаемой империи. Если же речь идет о новом национальном государстве, то суверенитет воспринимается позитивно или, по крайней мере, с надеждой на лучшее. Классический конфликт отцов и детей, пусть и в мягкой форме: старшее поколение обращено в прошлое, молодежь устремлена в будущее. Новую страну предназначено создавать новому поколению. Для него День России если уже не наступил, то обязательно наступит.
В. В. Федоров
Источник: Словарь политических терминов.
Суверенитет — источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом — обладание этим источником.
Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета — это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.
Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного — суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.
Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».
Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.
Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.
Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.
Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.
Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон — дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон — это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом — монарх — единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.
Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет — это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.
Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».
Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону — исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.
Суверенитет — главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.
Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.
Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.
Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.
«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель — десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения — установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».
Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».
Существует понятие «вмешательство во внутренние дела» государства, подобно е вмешательству в личные дела человека. Защита суверенных прав, прав самостоятельно заниматься своими делами весьма существенна как во внутренней, так и во внешней политике, особенно в период становления государственности, формирования национальных общностей, нового политического или государственного строя. Однако суверенитет - объект необходимых и неизбежных ограничений как внутренних, вынужденных согласованием суверенных прав сталкивающихся общественных сил - государства и общества, правительства и народа (личности), властей разных видов - законодательной, исполнительной, судебной, так и внешних сил - в силу взаимодействия и столкновения государственных суверенитетов разного достоинства. По этой причине возникают договорные отношения, регулирующие суверенные прерогативы различных субъектов внутри стран и между странами. В современной политике взаимозависимых государств конфликты между ними (реальные или возможные) привели к созданию системы международных организаций и соглашений. регулирующих суверенные права и свободы и по существу не только охраняющих, но и ограничивающих их. Поэтому возникает и представление о суверенитете международного права, суверенном значении высших общечеловеческих ценностей, включающих права и свободы человека, которые признаются, таким образом, не только и не просто одним из «внутренних дел» отдельного государства, а интернациональной проблемой мирового сообщества. Все понятия «внутренних дел» государства приобретают новое значение, если они оказываются присвоением права на репрессии на подготовку к войне, на преследование национальных меньшинств и отдельных индивидов. Равным образом международной проблемой становится суверенитет наций, включающий их право на самоопределение (и образование самостоятельного государства), а следовательно, на независимость и свободу, поскольку такой суверенитет ставит страну и её народ перед выбором такой линии поведения, которая должна обеспечить им суверенитет без ущерба для других наций и народов, особенно если речь идет о многонациональном государстве. Классическое определение суверенитета было дано французским ученым Ж. Боденом в восьмой главе первой книги его знаменитых «Шести книг о политическом сообществе» (1575) как «независимой, высшей, абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными в политическом сообществе» (Жан Боден (1530-1596) - французский политический философ, теоретик права, родоначальник концепции суверенитета, идеи которого оказали существенное влияние на европейскую политическую теорию и практику, автор ряда работ, среди которых наиболее известны: «Метод для облегчения понимания истории» (1566); «Шесть книг о государстве» (1576); «Разговор семерых о религии» (1587) и др.
В России идея суверенитета государственной власти впервые была сформулирована волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Правитель» в 1503 году (за 75 лет до разработки Жаном Боденом его концепции государственного суверенитета) и воплощена в понятии самодержавия московских государей, означавшем верховенство царской власти и её независимость от властей не только других государств, но и других князей: «Право московского великого князя «самому своею рукой держать государство». (См.: Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право. М., 1947. С. 12). Царь, отмечает Иосиф Санин, обладает всей полнотой верховной власти: «Он властию же подобен высшему Богу» (Просветитель. Слово 16-е. Статья 603). Из верховного характера царской власти И.Санин выводил и решение вопроса о соотношении власти царя и власти удельных князей. Если власть удельного князя, пишет он «имеет постановление от Бога и существует только на «божеском отечестве», т. е, на княжеском уделе, и действительна лишь в пределах этого удела, то власть царя имеет постановление от Бога на «божеском престоле», т.е. на всей русской земле, и простирается в отношении всех подданных, включая и удельных князей. (Послание Иосифа Санина Дмитриевскому князю. См. также: Дьяконов. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси. СПб. 1948. С. 100-101).
В современных условиях представляется все более необходимым комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества (и возможности суверенитета в широком смысле - суверенитета всего человечества), так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии.
Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах - признанное международным сообществом, другими субъектами международных отношений право данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами. Суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны источником политической власти. Так, в Конституции России записано, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» - раздел первый, глава первая, статья третья, п.1. Эта концепция исторически связана с разрушением концепции суверенитета правителя в эпоху буржуазных революций и с возникновением в Новое время противопоставления государства и гражданского общества, когда получила развитие представительское правление (представительская демократия), и когда использовались разного рода формы прямой демократии (референдумы, плебисциты и т. п.), а в отдельных случаях и формы демократии участия. Хотя суверенитет государства, как и суверенитет правителя, мыслится в политической теории неограниченным, на практике он имеет свои пределы, которые во внутренней жизни определяются притязаниями и возможностями других субъектов политики, а в международных делах - сложившейся конфигурацией международных отношений и соответственно соотношением политических сил участников этих отношений.
Суверенитет личности или гражданина понимается как право и возможность свободно располагать собой, вступать в самостоятельные отношения с другими политическими субъектами, руководствуясь собственными интересами.
Суверенитет государства, страны, народа или нации включает политические, экономические, правовые аспекты. Материальной основой государственного и национального суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием (государственным или национальным языком), равно как достоянием личности, способной стать суверенной, а также собственность, знания. труд и владение профессией. Политическая основа суверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической системы, демократической структуры политической власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, государственные декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государства, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Понятие государственного и национального суверенитета закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и праве наций на самоопределение и в Хельсинских соглашениях. Нация на основе этого права, конституируясь в государстве, выступает как полноправный субъект международного права, а также конституционного права, если она входит в федерацию или конфедерацию суверенных государств. При этом она может быть одновременно и субъектом международных соглашений.
При соблюдении общепризнанных принципов международного нрава (принципов суверенного равенства, территориальной целостности, невмешательства в государственные дела других стран) интернациональное единство имеет равноправный характер и отличается взаимовыгодностью. Такая взаимосвязь соответствует содержанию исторической тенденции к интернационализации и интеграции общественной жизни стран и народов. В таком единстве государства, народы осуществляют сотрудничество и сближение добровольно, строя, например, общеевропейский дом и объединяя народы вокруг решения глобальных проблем. Следовательно, суверенитет государств, используемый для организации взаимовыгодного сотрудничества, порождает единство, выступающее как новая движущая сила ускорения их развития. В современную эпоху оно является необходимым условием полноправного использования достижений современной научно-технической и информационной революции в каждой из сотрудничающих стран, что даст преимущества в решении национальных н интернациональных созидательных задач.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест.
XX век обострил эту проблематику: две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров.
Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союза.
Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм, а позже ленинизм, хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок. Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования - "содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем: одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма.
Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация, в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство, в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым ("доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным (концепция "делегирования республиканских прав в центр"). В чем ее суть?
Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно.
Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста: дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации (народа), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа).
Однако жизнь свидетельствует о другом: суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными: национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН).
Спрашивается: есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть!
Во всех случаях, когда речь идет о многонациональных объединениях, федерациях, конфедерациях или других образованиях, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет всех и каждой входящей в такое объединение нации (народа). Если внутри подобных политических или государственных объединений возникает потребность в создании общих координирующих или даже управляющих органов, то должно быть заявлено, что этим органам никто не делегирует, не отдает какие бы то ни было права и полномочия республик (наций), что в этих органах представители наций, народов, республикгосударств СОВМЕСТНО РЕШАЮТ вопросы, представляющие для них и индивидуальный и общий интерес. При этом каждая нация (республика) имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Каждая республика-государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. Иначе говоря, никакие решения государственных или политических органов подобного объединения, скажем, СНГ, как и своих национальнореспубликанских, затрагивающие интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей.
Понятие суверенитета относится к праву данного государства на существование.
Суверенитет - слово дошедшее до нас из средних веков (от еврофранцузского "править, господствовать") - исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями. Нации довольно ревностно относятся к своему суверенитету, а правительства прилагают все усилия к его сохранению. Они содержат армии для отражения вторжения извне, они охраняют целостность граним путем введения паспортного и визового режима. Они выслеживают и захватывают террористов, имеющих целью нарушение суверенитета данного государства.
Споры в отношении суверенитета являются одними из наиболее яростных в мире. Эти споры сотрясают многие страны. Большинство палестинцев хотело бы чтобы Израиль как государство исчез с лица земли, а вместо него возникло бы новое суверенное государственное образование - Палестина. Некоторые умеренно настроенные палестинцы согласились бы на "остатки страны", имея в виду ее сохранившиеся части, т.е. западный берег реки Иордан и сектор Газа. Палестинские террористы, однако, готовы убить каждого, кто, по их мнению, противостоит их принципам, включая американских туристов и дружественных арабов. Израиль, естественно, не собирается жертвовать своим суверенитетом и оказывает им твердое противодействие.
В Северной Ирландии тоже стоит вопрос о суверенитете. Ирландская революционная армия, представляющая католические меньшинства в стране, занялась организацией убийств и взрывов с целью выделения Ольстера из сферы действия британского суверенитета. ИРА стоит за объединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Монархисты же, представляющие протестантское большинство, клянутся, что они этого никогда не допустят. В результате - гражданская война, в которой погибли уже 2500 человек.
На севере Испании баскские сепаратисты занимаются убийствами полицейских и правительственных чиновников, безуспешно пытаясь основать независимое государство басков, чего Мадрид никогда не допустит.
Очевидно, что понятия законности и суверенитета взаимосвязаны. Король или королева могут с помощью силы установить суверенитет своего государства, но их наследники, безусловно, его потеряют, если они не сумеют доказать законности своей власти. С утратой суверенитета исчезает и законность. На примере Ливана можно проиллюстрировать, как с утратой режимом законности может серьезно встать вопрос о национальном суверенитете. Десятилетиями у власти в Ливане находились христиане, хотя в целом в стране их было меньшинство. В глазах большинства ливанских мусульман правительство в Бейруте не обладало законностью, т.к. большей частью проводило прохристианскую политику и мало прислушивалось к голосу мусульман. В 1975 г. началось восстание, в котором между более чем десятком национальнополитических вооруженных формирований развернулась борьба за первенство. В 1976 г. Сирия заняла восточную часть страны, а в 1982 г. Израиль оккупировал юг Ливана. Ливан, по существу, потерял свою независимостъ. Правительство больше не контролировало ситуацию в стране и не могло организовать отпор иностранным захватчикам. Страны со слабой законностью власти становятся легкой добычей для своих агрессивных соседей. С другой стороны, чем больше дипломатического признания получает страна, тем сильнее ее суверенитет и законность власти.
Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней, которую мы рассматривали. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет ... означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.