СУВЕРЕНСуверенитет государственной власти

СУВЕРЕНИТЕТ

Найдено 19 определений термина СУВЕРЕНИТЕТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Суверенитет

политическая независимость государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Суверенитет

верховенство и независимость власти, политическое полноправие и самостоятельность государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Суверенитет

абсолютная и неограниченная власть; под суверенитетом можно понимать либо высшую законодательную, либо неограниченную политическую власть государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

Суверенитет

независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение С. – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие

Суверенитет

верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

СУВЕРЕНИТЕТ (ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ)

Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным С. обладают все государства, независимо от величины их территории, количества населения и общественного строя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Суверенитет

нем. Souveranitat, от франц. souverainete верховная власть)

политическая независимость государства. Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

СУВЕРЕНИТЕТ

у государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, во внешнеполитических делах - признанное мировым сообществом, субъектами межгосударственных отношений право данного правительства на юридически равных правах вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

СУВЕРЕНИТЕТ

фр. souverainete, англ. sovereignty) - 1) верховенство, верховное право, 2) полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики. Поэтому говорят о суверенном государстве. Статья 3 Конституции Российской Федерации подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

СУВЕРЕНИТЕТ

от франц souverainete — верховная власть) — независимость и верховенство государственной власти. Понятие «С» было введено в политические науки франц. юристом Ж. Боденом, который определял С. как полную и независимую власть государства Это означало, что суверенной властью может быть только единая, не ограниченная какими-либо условиями и над которой нет другой власти. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установлении мира, осуществлении правосудия и др. В Новое Время учение о С. было развито Т Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли, т о , носителем С. оказывался народ В современной политологии под С понимается ни от кого не зависимая власть В правовом государстве С реализуется через систему разделения властей В СССР обращение к комплексу идей, связанных с С , процесс провозглашения С. республик обусловлен стремлением к независимости Попытки втиснуть С. в рамки федерации — совместить несовместимое — привели к так называемой войне законов

Литература: Суверенитет в государственном и международном праве «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» //Советское государство и право, 1991, № 5

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый политический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ

от фр. souverainet? — верховная власть) — верховенство и независимость власти. Различают: 1) государственный С. как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях (принцип С. — один из основных принципов международного права, получивший юридическое закрепление в Уставе ООН(ст. 2); в последнее время, часто говорится о размывании понятия суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости государств, что ведет, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский Союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека), выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию; 2) национальный С. как полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) народный С. как полновластие народа, т. е. обладание им социально-экономическими и политическими средствами, всесторонне и последовательно обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоев в управлении делами общества и государства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

СУВЕРЕНИТЕТ

от нем. Souveranitat — верховная власть), верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение емувсех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях, т. е. неподчинение данного государства какой-либо внешней власти. Принцип С. является идеологическим и политическим основанием противостояния государств давлению извне, в том числе военной экспансии, их права на индивидуальную и коллективную самооборону в случае агрессии, а также на пресечение сепаратистских и др. действий, разрушающих государственную целостность. В то же время государство есть институт, утверждающий и закрепляющий в правовой форме суверенные права народов и наций, оно служит механизмом реализации соответственно народного и национального С. Суверенность этих общностей — внутренне присущее им социально-политическое свойство. Оно не производно от государства, но именно государство обеспечивает наилучшие условия для их жизнедеятельности и развития. Строительство собственной государственности в той или иной форме и защита Отечества, следовательно, выступают предпосылкой и формой проявления их С. Международное право признает законной вооруженную борьбу, которую ведут народы против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геокультурная энциклопедия

СУВЕРЕНИТЕТ

(sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой-либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет – это право государства (state) на полное самоуправление, а взаимное признание прав на суверенитет является основой международных отношений (international society). Суверенитет – это обратная сторона международной анархии: если государства претендуют на суверенитет, то система международных отношений по определению становится анархичной. Суверенитет не следует путать со свободой действия: суверенные действующие лица могут быть вынуждены осуществлять свободу принятия решений в рамках обстоятельств, резко ограниченных неравенством сил. Доктрина суверенитета возникла в период трансформации средневековых государств Европы в современную систему государств, – период, достигший кульминации в Вестфальском договоре 1648 г. В какой-то степени появление концепции суверенитета шло параллельно с появлением идеи частной собственности (property); в обоих случаях акцент делался на исключительных правах одного субъекта в отличие от средневековой системы расплывчатых и многоступенчатых политических и экономических прав. В рамках государства суверенитет означал восхождение монарха на вершину абсолютной власти, в отличие от соперничающих феодальных претендентов, таких, как аристократия, папство и Священная Римская империя. В международном плане суверенитет служил основой для признания правового равенства и тем самым основой для дипломатии и международного права.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

СУВЕРЕНИТЕТ

нем. Souveranitat фр. souverainete верховная власть) - верховенство и независимость власти. Понятие "С." было введено в политическую науку французским юристом Жденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли.

Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. - основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) - полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы) надгосударственных организаций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

СУВЕРЕНИТЕТ

верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Над властью, которой принадлежит суверенитет, не должно стоять никакой другой власти, имеющей полномочие давать ей повеления или препятствовать осуществлению ее воли. Суверенитет может принадлежать монарху, царствующему по собственному праву, хотя, первоначальным носителем государственного суверенитета является народ, который в  интересах управления и порядка, делегирует свою власть монарху, вследствие чего теряет свой суверенитет и обращается в подданного. В Англии суверенитет признается принадлежащим «королю в парламенте», т.е. королю, палате лордов и палате общин, взятым вместе. Из них палата общин действует не по собственному праву, а по полномочию от народа. Президент республики, власть которого делегируется ему народом, является должностным лицом, а не сувереном. С 18 в. распространилась идея, что суверенитет может и должен принадлежать одному лишь народу в его совокупности. Эта идея нашла юридическое выражение в законодательстве Великой французской революции, признавшем, что вся полнота верховных государственных прав принадлежит народу, который осуществляет свое право посредством всеобщего голосования. Та же идея выражена и в конституции Соединенных Штатов, которая начинается словами: «Мы, народ Соединенных Штатов, вводим и утверждаем эту конституцию... с целью образовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие... способствовать общему благосостоянию и обеспечить благо свободы». Однако вопрос о народном суверенитете представляет большую трудность вследствие неопределенности понятия народ. С точки зрения международного права, суверенитет есть абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и вступать с другими государствами во всевозможные соглашения. Международное общение возможно только при взаимном признании государственного суверенитета.

  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитетом пользуется орган, обладающий неограниченной властью. В современной политике различаются два типа суверенитета: внутренний суверенитет, которым обладает некий высший юридический или политический орган, наделенный правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами, и внешний суверенитет, или право на самоопределение, которым утверждается право государства контролировать внутреннюю жизнь страны без вмешательства внешних сил или стран.

В федеративных государствах внутренний суверенитет фрагментирован. В таких странах, как Австралия, Германия, Канада и США, общенациональное правительство может принимать законы в пределах строго определенных сфер деятельности, тогда как остальные вопросы регулируются штатами или провинциями, на которые поделены эти страны. В унитарных государствах, таких, как Великобритания или Франция, суверенитет не поделен и полностью находится в руках институтов национальной власти, обладающих исключительным правом ведения государственных дел.

Незыблемость внешнего суверенитета значительно пострадала с развитием процессов, усиливающих взаимозависимость государств. Существованием наднациональных объединений, например Европейского Союза и международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций, ограничивается свобода действий их членов (а порой и не только членов). Торговыми соглашениями ограничиваются возможности сторон в защите национальной экономики посредством тарифных барьеров. Заключаются и более широкие соглашения, посредством которых мировая торговая система регулируется согласованными международными усилиями, координируемыми, в частности, саммитами Большой Семерки.

Подобные инициативы ущемляют возможности отдельных государств в принятии самостоятельных решений в области экономической политики.

Рост мультинациональных компаний также подрывает суверенитет отдельных государств, поскольку такие компании оказывают значительное влияние на правительства стран, в которых расположены.

См. также статьи «Глобализация», «Европейский Союз», «Национализм», «Суверенитет парламента», «Теория зависимости», «Третий мир», «Унитарная система правления», «Федеративная система правления».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: 101 ключевая идея политика

СУВЕРЕНИТЕТ

ПЛАН ПУТИНА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ всестороннее укрепление мощи и независимости нашего государства, укрепление его роли на международной арене, превращение в центр политического и экономического влияния мирового значения. Российское государство может эффективно решать такие задачи развития страны и общества только при условии безусловного сохранения суверенитета Российской Федерации.

В современном мире концепция суверенитета подвергается непрерывным атакам со стороны сильных государств, международных институтов, глобальных корпораций, террористических организаций. Прямое и опосредованное влияние извне давно уже вышло за рамки общепринятых норм международного сотрудничества и приобрело характер вмешательства во внутренние дела государства. Те, кто пытается «подсказать», а точнее, навязать нашей стране свои рецепты, не несут никакой ответственности за их последствия перед российским народом.

Суверенитет страны невозможен без твердой экономической базы. Но экономический суверенитет не означает изоляционизма – он базируется на конкурентоспособном национальном капитале.

Мы, и только мы, должны быть хозяевами на нашей земле. Те, кто, преследуя сепаратистские цели, предлагает сделать из России конфедерацию, прекрасно сознают, что в этом случае страна развалится в мгновения. И этот крах будет куда более страшным для всего населения страны, чем даже крушение CCCР.

Как сочетается задача оберегать суверенитет России со стремлением к свободному миру без границ?

СУВЕРЕНИТЕТ – ЭТО СВОБОДА. Россия не только не избегает открытого конкурентного соревнования с другими мировыми экономиками и социальными системами, она настаивает на нем, требуя для себя равных и справедливых условий такого состязания. Свободный мир без границ означает, что нам не будут диктовать из Брюсселя или Вашингтона, какую проводить политику и как строить свою экономику.

Демократический суверенитет не имеет ничего общего с изоляционизмом. У России есть сегодня другие, значительно более эффективные, чем изоляционизм, инструменты обеспечения национального суверенитета без ущемления демократических свобод граждан и возможностей международного делового сотрудничества: боеспособная армия, авторитетные позиции в международных институтах, ключевая роль на мировом топливноэнергетическом рынке.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: План Путина: словарь политических терминов

СУВЕРЕНИТЕТ

государственный суверенитет) — независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

Суверенитет — источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом — обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета — это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного — суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон — дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон — это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом — монарх — единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет — это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону — исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет — главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель — десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения — установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

СУВЕРЕНИТЕТ

от франц. souverainete - верховная власть) - верховенство прав. Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни; одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах. Необходимо различать национальный и государственный суверенитеты означающие соответственно верховенство прав нации и прав государства, где суверенитет нации является первоосновой, а государственный суверенитет - одной из форм реализации суверенитета нации, живущей в данном государстве.

Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест.

XX век обострил эту проблематику: две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров.

Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союза.

Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм, а позже ленинизм, хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок. Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования - "содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем: одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма.

Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация, в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство, в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым ("доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным (концепция "делегирования республиканских прав в центр"). В чем ее суть?

Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно.

Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста: дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации (народа), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа).

Однако жизнь свидетельствует о другом: суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными: национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН).

Спрашивается: есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть!

Во всех случаях, когда речь идет о многонациональных объединениях, федерациях, конфедерациях или других образованиях, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет всех и каждой входящей в такое объединение нации (народа). Если внутри подобных политических или государственных объединений возникает потребность в создании общих координирующих или даже управляющих органов, то должно быть заявлено, что этим органам никто не делегирует, не отдает какие бы то ни было права и полномочия республик (наций), что в этих органах представители наций, народов, республикгосударств СОВМЕСТНО РЕШАЮТ вопросы, представляющие для них и индивидуальный и общий интерес. При этом каждая нация (республика) имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Каждая республика-государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. Иначе говоря, никакие решения государственных или политических органов подобного объединения, скажем, СНГ, как и своих национальнореспубликанских, затрагивающие интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей.

Понятие суверенитета относится к праву данного государства на существование.

Суверенитет - слово дошедшее до нас из средних веков (от еврофранцузского "править, господствовать") - исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями. Нации довольно ревностно относятся к своему суверенитету, а правительства прилагают все усилия к его сохранению. Они содержат армии для отражения вторжения извне, они охраняют целостность граним путем введения паспортного и визового режима. Они выслеживают и захватывают террористов, имеющих целью нарушение суверенитета данного государства.

Споры в отношении суверенитета являются одними из наиболее яростных в мире. Эти споры сотрясают многие страны. Большинство палестинцев хотело бы чтобы Израиль как государство исчез с лица земли, а вместо него возникло бы новое суверенное государственное образование - Палестина. Некоторые умеренно настроенные палестинцы согласились бы на "остатки страны", имея в виду ее сохранившиеся части, т.е. западный берег реки Иордан и сектор Газа. Палестинские террористы, однако, готовы убить каждого, кто, по их мнению, противостоит их принципам, включая американских туристов и дружественных арабов. Израиль, естественно, не собирается жертвовать своим суверенитетом и оказывает им твердое противодействие.

В Северной Ирландии тоже стоит вопрос о суверенитете. Ирландская революционная армия, представляющая католические меньшинства в стране, занялась организацией убийств и взрывов с целью выделения Ольстера из сферы действия британского суверенитета. ИРА стоит за объединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Монархисты же, представляющие протестантское большинство, клянутся, что они этого никогда не допустят. В результате - гражданская война, в которой погибли уже 2500 человек.

На севере Испании баскские сепаратисты занимаются убийствами полицейских и правительственных чиновников, безуспешно пытаясь основать независимое государство басков, чего Мадрид никогда не допустит.

Очевидно, что понятия законности и суверенитета взаимосвязаны. Король или королева могут с помощью силы установить суверенитет своего государства, но их наследники, безусловно, его потеряют, если они не сумеют доказать законности своей власти. С утратой суверенитета исчезает и законность. На примере Ливана можно проиллюстрировать, как с утратой режимом законности может серьезно встать вопрос о национальном суверенитете. Десятилетиями у власти в Ливане находились христиане, хотя в целом в стране их было меньшинство. В глазах большинства ливанских мусульман правительство в Бейруте не обладало законностью, т.к. большей частью проводило прохристианскую политику и мало прислушивалось к голосу мусульман. В 1975 г. началось восстание, в котором между более чем десятком национальнополитических вооруженных формирований развернулась борьба за первенство. В 1976 г. Сирия заняла восточную часть страны, а в 1982 г. Израиль оккупировал юг Ливана. Ливан, по существу, потерял свою независимостъ. Правительство больше не контролировало ситуацию в стране и не могло организовать отпор иностранным захватчикам. Страны со слабой законностью власти становятся легкой добычей для своих агрессивных соседей. С другой стороны, чем больше дипломатического признания получает страна, тем сильнее ее суверенитет и законность власти.

Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней, которую мы рассматривали. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет ... означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено схем по теме СУВЕРЕНИТЕТ — 0

Найдено научныех статей по теме СУВЕРЕНИТЕТ — 0

Найдено книг по теме СУВЕРЕНИТЕТ — 0

Найдено презентаций по теме СУВЕРЕНИТЕТ — 0

Найдено рефератов по теме СУВЕРЕНИТЕТ — 0