СУНЬ ЯТСЕН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СУНЬ ЯТСЕН
(Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в Гонконг, где получил ученую степень по медицине. Переживая из-за упадка в Китае, организовал небольшое общество – "Синчжунхой" ("Xing Zhong Hui" – "Союз возрождения Китая"), носившее умеренно реформистский характер. Однако разгром в 1898 г. Движения за реформу и казнь некоторых его руководителей по приказу вдовствующей маньчжурской императрицы побудили Сунь Ятсена, как и многих других, встать на революционный путь. Он организовал новую группу – "Тунмэнхой" ("Tongmeng Hui" – "Общество Союза"), которая пользовалась поддержкой китайских эмигрантов (через южные тайные общества) и молодых китайских интеллигентов, особенно тех, кто учился в Японии. Реформы, предпринятые маньчжурскими властями усилили оппозицию китайцев как противостоящую маньчжурам силу, что вызвало рост недовольства среди китайской мелкопоместной аристократии. В 1911 г. после десяти неудачных попыток, организованных Сунь Ятсеном и его соратниками, произошло восстание, завершившееся успехом. Маньчжуры отреклись от власти, была провозглашена Китайская республика и Сунь Ятсен был избран временным президентом. Вскоре его сменил Юань Шикай – личность гораздо более известная и достаточно консервативная. С ликвидацией центрального значения, придававшегося имперской властью проблеме лояльности, Китай распался на части. Задача Сунь Ятсена состояла в воссоединении страны, что он полагал сделать путем создания националистической демократии. В 1923 г., отчаявшись получить помощь от западных держав, обратился к СССР. Он заключил союз с недавно созданной Коммунистической партией Китая (в то время очень малочисленной, но пользовавшейся поддержкой России), на ленинских принципах перестроил свою партию и принял радикальную программу. Когда он умер (1925), Китай еще не стал единым, однако он жил в созданной Сунь Ятсеном атмосфере новых политических целей и ожиданий. На его наследие претендовали как националисты, так и коммунисты. Политические идеи и программа Сунь Ятсена были преданы гласности в серии лекций под названием "Три принципа народа" – национализм, демократия и жизнеспособность. Сунь Ятсен не создал последовательную философскую систему, его взгляды отличались противоречивостью. Он был убежден, что западные идеи свободы и равенства в тот момент неприемлемы для Китая. Раз Китай, полагал он, не пострадал от крайностей самодержавия, значит, там необходимости в свободе. Проблема заключается скорее в избытке свободы, ведь китайский народ волен игнорировать призывы к национальной солидарности: "Мы ни в коем случае не должны давать индивиду больше свободы; давайте вместо этого обеспечим свободу нации". Сунь-Ятсен доказывал также, что Китаю не нужно равноправие – число помещиков и капиталистов невелико, а аристократии нет вовсе. По его словам, в Китае нет богатых и бедных, есть только бедные и беднейшие. Тем не менее он открыто заявлял о приверженности демократии и даже провозгласил права отзыва или отмены (путем референдума) законодательной инициативы и созыва референдума. Он выдвинул программу "опекаемого" развития демократии, начиная с уровня деревни и завершая созданием национального парламента. Сунь Ятсен считал коммунизм делом бесперспективным, поскольку тот выражал "патологию конкретного общества", и в то же время утверждал, что разработанный им "принцип жизнеспособности" представляет "коммунизм на практике", при этом его планы экономической реконструкции Китая носили весьма радикальный характер. Прибыль, получаемая за счет роста стоимости городских земель, должна была инвестироваться в финансируемую государством промышленность, тогда как более низкая арендная плата за сельскохозяйственные земли и большие гарантии землевладельцам прокладывали путь к перераспределению земли. Говоря о китайской культуре, он заявлял, что мораль в Китае находится на более высоком уровне, чем на Западе, но признавал, что "в плане действия китайцы менее активны", чем иностранцы. Преемник Сунь Ятсена, Чан Кайши, обычный солдат, поощрявший китайских фашистов ("голубые рубашки"), не пытался всерьез использовать идеологию Сунь Ятсена до тех пор, пока поражение не отрезвило его и его власть не оказалась ограниченной территорией Тайваня. Проведенная там земельная реформа с выплатой компенсаций землевладельцам, государственный контроль над развивающейся промышленностью и поддержка частного предпринимательства в сочетании с однопартийной системой, деспотичной по отношению к индивиду, но живо откликавшейся на интересы крестьян, породило экономическое чудо, тем более загадочное, что быстрый рост сопровождался резким сокращением неравенства доходов. Идеи Сунь Ятсена, по всей видимости, получили подтверждение, и это не прошло бесследно для китайцев, считавших, что модернизация традиционного уклада лучше, чем отказ от него во имя коммунизма или западной демократии.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

СУНЬ ЯТСЕН

1866-1925) -выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель. И. В. Сталин характеризовал его как "организатора национально-освободительной борьбы рабочих и крестьян Китая за свободу и независимость китайского народа, за единство и самостоятельность китайского государства". С. родился в зажиточной крестьянской семье недалеко от Кантона. Первоначальное образование он получил в миссионерской школе на Гавайских о-вах, а высшее (медицинское)-сначала в Кантонз, а потом в Гонконге. По окончании в 1892 медицинского института С. работал некоторое время врачом на о. Макао, но затем стал профессиональным революционером. В 1894 С. основал на Гавайских о-вах среди китайских эмигрантов "Союз возрождения", ставивший целью свержение манчжурской династии. В 1895, после неудачи первого революционного выступления "Союза" в Кантоне, С. вынужден был эмигрировать. За границей С. продолжал революционную деятельность. В 1905 он организовал в Токио "Китайский союз единомышленников" (Чжунго Тунмынхуэй), программой которого стали выработанные С. "три народных принципа": 1) свержение власти чужеземной манчжурской династии ("национализм"), 2) установление народовластия ("демократизм") и 3) уравнительный передел земли ("народное благоденствие"). С. тогда еще не предлагал вести непосредственную борьбу против иностранного империализма. Он питал иллюзии, что западные державы, в частности США, добровольно откажутся от своей политики захватов в Китае. Будучи в эмиграции, С. не раз безуспешно обращался к некоторым государственным деятелям США и Англии с призывом помочь китайскому народу освободиться от власти манчжурской династии. Организованное Тунмынхуэем в октябре 1911 восстание в Учане послужило началом китайской революции. С. немедленно выехал на родину. В это время он посетил ряд европейских столиц, чтобы побудить державы отказаться от политической и финансовой поддержки манчжурской династии. В частности он вел переговоры с правлением "Банковского консорциума четырех держав" о приостановлении выплаты манчжурскому двору денег по заключенным ранее займам и добивался от английского правительства обещания нейтралитета в отношении начавшейся революции в Китае. По прибытии в Шанхай С. 1. I 1912 был избран конференцией представителей восставших провинций на пост временного президента республики. ?3 своем президентском манифесте С. обратился к державам с призывом признать республику и оказать ей поддержку. Но империалисты враждебно отнеслись к республиканцам. Обращение С. осталось без ответа. Только большевистская партия на происходившей в январе 1912 Пражской конференции приветствовала китайскую революцию. В принятой конференцией резолюции указывалось на необходимость противодействовать политике царского правительства, пытавшегося, как и другие империалистические державы, воспользоваться китайской революцией для дальнейшего закабаления Китая. В феврале 1912 С, под давлением либеральной буржуазии, не желавшей дальнейшего развития революции, вынужден был отказаться от президентства в пользу Юань Ши-кая (см.). С. сделал этот шаг также и потому, что опасался открытой интервенции империалистических держав, поддерживавших Юань Ши-кая; 25. VIII С. созвал съезд демократических и либеральных групп, который учредил партию гоминдан. Однако вскоре, когда Юань Ши-кай предпринял наступление против республиканских институтов, С. возглавил силы сопротивления. В 1913 С. стал во главе восстания, которое развернулось в Южном Китае против Юань Ши-кая. Хотя репрессии против республиканцев заставили С. эмигрировать, но Юань Ши-каю все же пришлось отказаться от плана реставрации монархии. По возвращении из эмиграции С. возглавил силы либерально-республиканской буржуазии Юга и в 1917 стал премьер-министром образовавшегося в Кантоне правительства. С. рассчитывал, что сможет добиться от держав признания своего правительства, созданного в противовес реакционному пекинскому кабинету северных милитаристов. Но надежды С. оказались тщетными. Отказ Парижской мирной конференции признать равноправие Китая и возвратить ему территорию Шаньдунского п-ова убедил С. в необходимости борьбы против империалистов. Особенно большое влияние на формирование антиимпериалистических взглядов С. оказали Великая Октябрьская социалистическая революция и начавшаяся в Китае борьба масс против полуколониального режима. Уже в 1918 С. послал приветственную телеграмму В. И. Ленину. В 1920 в одном из своих официальных манифестов С. открыто обвинял империалистов в том, что они вмешиваются во внутренние дела Китая. Он отрицал право пекинского правительства представлять Китай на Вашингтонской конференции 1921-22 (см.) и объявил, что кантонское правительство не признает ее решения действительными. В заявлении, разосланном всем делегациям на Вашингтонской конференции, С. требовал полной отмены полуколониального статута Китая. В 1923, находясь в Шанхае, С. установил контакт с дипломатическими представителями СССР, которые в то время вели переговоры с пекинским правительством. Опубликованное 26. I 1923 коммюнике констатировало совпадение взглядов Советского правительства и С, стремившихся установить дружественные отношения между СССР и Китаем. С. правильно оценил политику СССР в отношении Внешней Монголии. Он заявил, что "не находит немедленную эвакуацию русских войск из Внешней Монголии ни настоятельно необходимой, ни соответствующей интересам Китая, особенно ввиду неспособности теперешнего пекинского правительства предотвратить возобновление, вследствие такой эвакуации, интриг и враждебных действий со стороны белогвардейцев против России..," В целях реорганизации партии гоминдан и армии С. пригласил в Кантон советских инструкторов и советников. С этого времени С. проводил твердую политику сближения с СССР. В речи, произнесенной 31. XII 1923 на собрании молодежи в Кантоне, С. сказал: "Отныне мы не смотрим больше на западные державы, наши взоры устремлены на Восток!" После того как 5. X 1923 с помощью англо-американской дипломатии в Пекине президентом был избран Цао Кунь, С. потребовал от держав непризнания Цао Куня и признания кантонского правительства. Однако С. не получил ответа от дипломатического корпуса. Стремясь укрепить свою финансовую базу, правительство С. осенью 1923 дважды через британского генерального консула в Кантоне обращалось к дипломатическому корпусу в Пекине с просьбой восстановить утвердившуюся с 1919 практику передачи кантонскому правительству 13,7% излишков таможенных доходов, остающихся после выплат по иностранным займам. Не получив ответа, С. 1. XII 1923 заявил, что кантонское правительство возьмет в свои руки управление таможнями. Тогда Великобритания, США, Япония, Франция, Италия и Португалия провели 6. XII 1923 военно-морскую демонстрацию в водах Кантона и заняли своими войсками помещение кантонских таможен. С. выступил с протестом против провокационных действий держав и потребовал отвода иностранных военных кораблей. 12. XII 1923 дипломатический корпус ответил отказом. Ни к чему не привели и негодующая телеграмма С. "рабочему" правительству Макдональда и его послание к американскому народу. Однако борьба С. за независимость своей страны способствовала развитию антиимпериалистического движения во всем Китае. Его требования уничтожения неравноправных договоров становились общенациональными. В этот период С. по-новому сформулировал свои "три принципа". "Национализм" означал требование освобождения Китая от империалистического гнета. "Демократизм" и "народное благоденствие" стали развернутой программой борьбы против полуфеодального строя, а также против господства монополистического капитала в экономике страны. С. ориентировал свою партию гоминдан на союз с коммунистической партией Китая, на поддержку рабочего и крестьянского движения в стране и на союз Китая с СССР. С. горячо приветствовал советско-китайское соглашение 1924 (см.). Британская дипломатия летом 1924 организовала в Кантоне реакционный мятеж. Когда же правительство С. приступило к ликвидации мятежа, английский генеральный консул предъявил С. ультиматум с угрозой подвергнуть Кантон бомбардировке, если правительственные войска откроют огонь по мятежникам. Несмотря на это давление империалистов, С. при активном участии китайской коммунистической партии ликвидировал мятеж и укрепил Кантон как базу антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае. С. умер накануне китайской революции 1925-27. Перед смертью он написал письмо в ЦИК СССР и завещание гоминдану. В письме Советскому Союзу С. писал: "Я твердо верю в неизменность поддержки, которую вы до сих пор оказывали моей стране. Прощаясь с вами, дорогие товарищи, я хочу выразить надежду, что скоро настанет день, когда СССР будет приветствовать в могучем, свободном Китае друга и союзника, и что в великой борьбе за освобождение угнетенных народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку". В завещании гоминдану С. требовал борьбы за осуществление его "трех принципов" и проведения политики дружбы с СССР. Однако гоминдан изменил заветам своего вождя. Реакционное руководство гоминдана превратило созданную С. партию в послушное орудие американских империалистов, стремившихся сделать Китай своей колонией.

Источник: Дипломатический словарь