СПИНОЗА Барух

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СПИНОЗА БАРУХ
(Бенедикт) (Spinoza, Baruch (Benedict) (1632–97) Нидерландский философ и теолог испано-португальско-еврейского происхождения. Родился в Амстердаме. Спасаясь от преследований, его семья нашла убежище в Соединенных Провинциях (Испания). Спиноза блестяще учился. Стремление к знаниям привело его к Френсису ван ден Эндену, отличавшемуся вольнодумством. К 1656 г. у Спинозы уже сложились настолько нестандартные взгляды, что его обвинили в атеизме и запретили посещать синагогу. Он зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, чему, между прочим, обязан интересом к оптике и математике. Однако он продолжал предаваться размышлениям и написал много философских работ, особенно по вопросам этики. Из интересующих нас трудов отметим "Богословско-политический трактат" ("Tractatus Theologico-Philosophicus", 1670) и "Политический трактат" ("Tractatus Politicus"), который остался незаконченным. Не обращая внимания на нападки кальвинистов, католиков и евреев, Спиноза защищал свободу мышления, особенно религиозного. Подобно Гоббсу (Hobbes), он верил в то, что государство необходимо для предотвращения анархии. Но в отличие от Гоббса он не признавал автократию, свято верил в демократию, в право на несогласие и на противоположное мнение, если оно не ведет к анархии. Конечная цель заключается в мудрости, которая представлялась Спинозе разумной оценкой рассудочного поведения. По его мнению, именно для обеспечения этого и было создано государство.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

СПИНОЗА (Spinoza) Барух (Бенедикт)
нидерландский философ-материалист. Сущность государства и права и их происхождение С. пытается объяснить с точки зрения естественной необходимости. Отсюда — обращение к «природе человека», к естественным основам общежития. Подобно Т.Гоббсу, он рассматривает людей, постоянно преследующих свои интересы, как эгоистов и врагов, которые «влекутся врозь». Это особо заметно, когда человек находится в естественном состоянии, когда его действия определяются исключительно низменными страстями. Поэтому, как подчеркивает С. в «Этике», в естественном состоянии не может быть никакой морали. Государство — организация, служащая интересам всех членов общества, люди соединяют свои силы и свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Цель договора — польза, «по устранению которой договор сразу прекращается и остается недействительным». С. считал, что государственная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать законы их совести, свободу которой он горячо отстаивал. Не менее горячо ратовал философ и за свободу мысли и слова, причем свободу не только от государственной власти, но и от религиозного авторитета. С. убежден, что главная функция всякого государства — воспитательная. Рассматривая основные государственные формы, С. выступает решительным противником неограниченной монархии, считая, что может быть оправдана только ограниченная, конституционная монархия. Особое место в теории С. занимаем анализ особенностей демократического правления. Он определяет демократию «как общее собрание людей, сообща имеющих верховное право на все, что они могут». С. полагает, что демократическое государство наиболее подходит К естественному состоянию. Основание и цель демократического государства состоит «в избежании нелепостей желания и в удержании людей, насколько возможно это сделать». Заботиться этом следует только верховной власти подданным же надлежит исполнять ее приказания и не признавать другого права, кроме того, которое верховная власть объявляет за право. Демократия С. имеет существенные изъяны: демократических прав лишаются иностранцы, женщины и рабы, дети и несовершеннолетние, те, кто совершил преступления или ведет «позорный образ жизни». Идеи С. об общественном договоре оказали значительное воздействие на формирование взглядов ЖЖ.Руссо представления о государстве и праве немецкой классической философии. Основные работы: «Богословской политический трактат» (1670), «Этика» (1675), «Политический трактат (1677).

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей