Сперанский, Михаил Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839)
граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель.
Оценивая деятельность М.М. Сперанского как идеолога реформ и политического деятеля, В.В. Леонтович пишет: "Сперанский вообще мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах" (Леонтович В.В. История либерализма в России (1762- 1914). М., 1995. С.94).
Проанализировав русскую историю, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его "План государственного преобразования..." предусматривал установление в России "истинной монархии", основанной на прочных "коренных" или "непременных" законах. "Истинная монархия" в понимании Сперанского - это не только цель, но и средство государственных преобразований.
Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установлению конституционной монархии "сверху" путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная - у Совета министров, законодательная - у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть - тоже сверху донизу - должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.
Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.
Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839)

русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор.
Критика неограниченной монархии России основывается на анализе С. теоритической эволюции трех основных форм правления, которые "издавна разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая". Он полагает, что монархическое правление в Европе приходит "в изнеможение", республиканское, напротив, набирает силу. Проанализировав русскую историю, С. делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его "План государственного преобразования..." предусматривал установление в России "истинной монархии", основанной на прочных "коренных", или "непременных", законах. "Истинная монархия" в понимании С. - это не только цель, но и средство государственных преобразований. "Коренные государственные законы" постоянны, непреложны, неподвижны, на них основываются все другие законы государства. С. выступает за реализацию в русской политической жизни принципа разделения властей. Царь в России, пишет он, соединяет в своих руках все ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную, и только "умственные границы" полагают предел этой власти.
С. различает права гражданские - "безопасность лица и имущества" - и права политические, причем первый вид прав основывается на втором. Разъясняя разницу между этими двумя видами прав, он подчеркивает, что "права гражданские в существе своем не что другое суть, как те же права политические, недействующие раздельно и лично для каждого". С. особо останавливается на понятии "гражданская свобода", определяя два ее вида: "свобода личная и свобода вещественная". Первая - заключается в том, что никто не может быть наказан без суда и принужден к службе государству и отдельным лицам иначе, как по закону; вторая - в праве собственника распоряжаться собственностью по своему желанию ив установлении порядка, при котором собственник не может быть лишен имущества без суда и не облагается податями иначе, как по закону.
Основной задачей С. как государственного деятеля было реформирование механизма государственной власти Российской империи. С. призывал Александра I к установлению конституционной монархии "сверху" путем реформ.
Суть конституционных проектов С. состояла в следующем: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение власти: исполнительная ветвь - у Совета министров, законодательная - у Государственной думы - сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), котррая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть - тоже сверху донизу - должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.
Идеи С. о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917, и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае 1 впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.
Реализация проектов С. растянулась во времени: частично их осуществил его. ученик Александр И, а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II.

Источник: Политология: Словарь-справочник