СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА

Найдено 1 определение
СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
(budgeting) Процесс выделения финансовых ресурсов, необходимых для оплаты расходов на проведение государственной политики. Современные формы составления бюджета зародились во Франции во время реорганизации финансовой системы после реставрации монархии в 1815 г. На смену традиционному повышению налогов пришла новая форма – регулярное представление в парламент правительственных оценок финансовых потребностей и путей изыскания необходимых для этого средств. Было решено, что бюджет, включающий все финансовые потребности правительства, должен составляться ежегодно и что после принятия парламентом он получает полномочия по повышению налогов; в конце финансового года отчеты об исполнении бюджета должны быть доступны официальной проверке. Экономическим стержнем бюджета в XIX в. была свободная торговля. Поэтому косвенные налоги, в первую очередь импортные тарифы, постепенно заменили прямые налоги, идущие на оплату общественных расходов. Ежегодный ритуал Британского бюджетного дня, введенный в 1850-х гг. Гладстоном, возник именно из необходимости узаконить новые формы прямого налогообложения и разъяснить преимущества свободной торговли. При составлении бюджета обычно учитывался принцип баланса годовых расходов и доходов. Поэтому правительства, к какой бы партии они ни принадлежали, не могли позволить себе никакого политиканства, когда речь шла о составлении бюджета. В конце XIX – начале XX столетия в Северной Америке и Европе государственные бюджеты увеличивались пропорционально росту внутреннего валового продукта, одновременно росли расходы на социальные нужды. 1-я мировая война не только потребовала дополнительных государственных расходов, но и закрепила их высокий уровень, поскольку граждане победивших стран жаждали "мирного дивиденда". Естественно, "аппетиты" при составлении бюджета возросли, причем упор делался на увеличение прямых налогов, особенно прогрессивных, повышающихся по мере роста доходов. Экономический спад в период между двумя мировыми войнами дал основания для новых подходов к самому процессу составления бюджета. Власти столкнулись с проблемой массовой безработицы как раз тогда, когда произошел количественный рост электората, ожидавшего от правительства решения его проблем. В то же время сторонники кейнсианской теории считали, что бюджет не обязательно должен быть каждый год сбалансированным. Оппозиционные партии, например либералы Ллойд Джорджа в Великобритании, взяли на вооружение новые экономические идеи. Большинство правительств незамедлительно ответили осторожным подходом к бюджетной политике. Тем не менее, начиная с 1940-х гг., кейнсианская экономика, равно как и ожидания общественности стали все больше влиять на составление бюджетов. В большинстве стран бюджет оставался обобщенным планом расходования средств и налогообложения в наступающем году. Однако в Великобритании о планах расходования средств объявлялось осенью, а о планах в области налогообложения – весной следующего года (с такой практикой было покончено в 1993 г.); административное влияние проявлялось в расширении информации о составлении бюджета, причем на смену простым отчетам о правительственных доходах и расходах пришли отчеты о национальных доходах и расходах. Правительства брали на себя все большую ответственность по макроэкономическому управлению и рассматривали бюджетную (фискальную политику) (fiscal polity) политику в качестве основного инструмента достижения своих целей. В частности, бюджет превратился в средство регламентации совокупного спроса: при угрозе инфляции повышение налогов и создание активного сальдо для снижения совокупного спроса или создание бюджетного дефицита при угрозе безработицы. Однако со временем стало ясно: пока внимание общественности было занято макроэкономическими проблемами управления, в экономике западноевропейских и североамериканских стран в результате послевоенного бума создалась ситуация, при которой для борьбы с безработицей далеко не всегда был необходим инструмент бюджетной политики. Более важное значение кейнсианства в том, что оно привело к закату ортодоксального представления о необходимости ежегодного сбалансирования бюджета ради сиюминутных целей финансовой политики, что позволило правительствам более свободно продвигать партийные идеи. Активное бюджетное сальдо могло быть только в первые годы работы правительства, иначе оно не имело возможности пойти на финансовые послабления в бюджете накануне выборов. Таким образом, экономические приоритеты в бюджетной политике, за которые выступал Кейнс, логикой партийного соперничества подменялись политическими целями. Начиная с 1960-х гг. проблемы с бюджетом возникают по трем причинам. Во-первых, продолжающийся рост бюджета ради удовлетворения различных категорий электората происходит одновременно с относительным экономическим спадом или стагнацией во многих странах Запада. Контроль за бюджетом становится иллюзорным из-за не поддающихся регулированию обязательств, как, например индексация пенсий в связи с инфляцией, и из-за желания с помощью бюджета укрепить позиции правящей партии на предстоящих выборах. Во-вторых, постоянные ожидания того, что правительство возьмет на себя обязательства макроэкономического характера, плохо уживаются с новой политэкономией – монетаризмом и прежней ортодоксальной, как, например, сбалансирование бюджетов. В-третьих, искусные манипуляции с бюджетом ради партийных интересов вступают в конфликт с долгосрочным планированием и (или) стабильностью в бюджетной политике. Все страны испытывают трудности, пытаясь разрешить эти противоречия. Лучше всего дела обстоят там, где правительства – в большей или меньшей степени – контролируют доступ крупного бизнеса в бюджетный процесс, или последовательно проводят определенный бюджетный курс, или в наименьшей степени руководствуются соображениями партийного соперничества. Серьезные трудности испытывают выполняющие все эти требования США; в Великобритании легче решают две первые проблемы, однако ее традиционная правительственная однопартийность существенно затрудняет выполнение третьего условия; коалиционное правительства во многих европейских социал-демократиях неплохо справляются с третьей проблемой, но хуже – с первыми двумя. Нынешние бюджетные проблемы далеко не простые, и каждой стране придется решать их по-своему.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь