распределение материальных благ, имеющее моральное обоснование; близка (по мнению многих людей, слишком близка) к идее равенства.
Социальная справедливость
Социальная справедливость
Источник: Политология (глоссарий по книге)
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
это процесс и результат создания, накопления и передачи созидательной энергии и творческой воли поступков людей во все сферы социальных, культурных и гуманитарных взаимодействий между людьми и народами, направленные на создание высшего смысла высшей цели на основе нравственности и культуры; на достижение высшего блага, равенства и чувства меры для каждого человека.
Источник: Геокультурная энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
(social justice) Требования справедливости (justice) применительно к условиям социального существования. Термин критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Не случайно основной труд Джона Ролса озаглавлен "Теория справедливости" ("A Theory of Justice"). Обычно термин употребляют, когда речь идет о благах и трудностях совместного существования, и с этой точки зрения социальная справедливость неизбежно носит дистрибутивный характер (см.: справедливое распределение). Особое значение придается основополагающему характеру концепции в социальной жизни: теоретики призывают отталкиваться от этой концепции при создании конституции, руководствоваться ею при критической оценке экономической структуры, применять ее к осмыслению теорий гражданского неповиновения. Таким образом, социальная справедливость устанавливает границы, в рамках которых и применяется дистрибутивная справедливость. Забота о торжестве справедливости, требования установления справедливых условий осуществления социального сотрудничества в обществе – примечательная черта современного либерализма (liberalism). См. также: justice (справедливость).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
мера равенства (и неравенства) в жизненном положении людей, классов и социальных групп, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества. Социалистическое понимание С. с, включает реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности, создание условий для ее всестороннего развития. Это и широкие социальные гарантии: обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, забота о престарелых, материнстве и детстве В Программе КПСС «все более полное осуществление во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости» называется в качестве одной из осн. задач социальной политики партии (ч. 2, разд. III, с. 151).
Категория С. с. впервые была поставлена на подлинно научную основу, на реальную базу марксизмом-ленинизмом. Основоположники научного коммунизма показали, что С. с. существует не только в сознании людей, но прежде всего отражает реальные общественные отношения в их поступательном развитии, имеет исторический характер. Ф. Энгельс характеризовал С. с. как идеологизированное выражение этих отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны «Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым» (Ф. Энгельс). С. с. выступает в качестве идеологического обоснования требований пролетариата о ликвидации капиталистического способа производства как социально несправедливого, основанного на безвозмездном присвоении владельцами средств производства прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных работников.
Социализм исторически необходимый этап на пути к полному социальному равенству, а следовательно, и к полной С. с. В условиях социализма границы равенства четко очерчены принципом «От каждого — по способностям, каждому по труду», в к-ром заключена суть С. с нового общественного строя. При социализме характер распределения не только выражает экономически возможный уровень реализации С. с., но и является методом стимулирования эффективного труда. С. с. подразумевает и возможность каждого трудиться по способностям С. с. как социально-экономическая, так и морально правовая категория. Например, она включает взятое в единстве и взаимосвязи соотношение намерений и результатов, желаемого и возможного, свободы и ответственности, прав и обязанностей, заслуг людей и их общественного признания. Главным критерием справедливости того или иного социально значимого действия было и остается его соответствие интересам общества в целом. Без осознания приоритета общественных интересов, без ориентации на них не может быть практического осуществления принципов С. с.
С. с. — мощный фактор развития и совершенствования социализма «Социализм, отмечалось в докладе на XIX Всесоюзной партконференции, мы видим как строй социальной справедливости, сочетающий социальные гарантии жизненно важных потребностей человека в труде, в охране здоровья образовании, жилье, социальном обеспечении с последовательным проведением принципа распределения по труду, искоренением любых форм уравнительности и социального паразитизма. Это общество, в котором выше всего ценятся и Достойно вознаграждаются материально и морально способности человека, его плодотворный труд, мастерство и талант»
Категория С. с. впервые была поставлена на подлинно научную основу, на реальную базу марксизмом-ленинизмом. Основоположники научного коммунизма показали, что С. с. существует не только в сознании людей, но прежде всего отражает реальные общественные отношения в их поступательном развитии, имеет исторический характер. Ф. Энгельс характеризовал С. с. как идеологизированное выражение этих отношений либо с их консервативной, либо с их революционной стороны «Справедливость греков и римлян находила справедливым рабство; справедливость буржуа 1789 г. требовала устранения феодализма, объявленного несправедливым» (Ф. Энгельс). С. с. выступает в качестве идеологического обоснования требований пролетариата о ликвидации капиталистического способа производства как социально несправедливого, основанного на безвозмездном присвоении владельцами средств производства прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных работников.
Социализм исторически необходимый этап на пути к полному социальному равенству, а следовательно, и к полной С. с. В условиях социализма границы равенства четко очерчены принципом «От каждого — по способностям, каждому по труду», в к-ром заключена суть С. с нового общественного строя. При социализме характер распределения не только выражает экономически возможный уровень реализации С. с., но и является методом стимулирования эффективного труда. С. с. подразумевает и возможность каждого трудиться по способностям С. с. как социально-экономическая, так и морально правовая категория. Например, она включает взятое в единстве и взаимосвязи соотношение намерений и результатов, желаемого и возможного, свободы и ответственности, прав и обязанностей, заслуг людей и их общественного признания. Главным критерием справедливости того или иного социально значимого действия было и остается его соответствие интересам общества в целом. Без осознания приоритета общественных интересов, без ориентации на них не может быть практического осуществления принципов С. с.
С. с. — мощный фактор развития и совершенствования социализма «Социализм, отмечалось в докладе на XIX Всесоюзной партконференции, мы видим как строй социальной справедливости, сочетающий социальные гарантии жизненно важных потребностей человека в труде, в охране здоровья образовании, жилье, социальном обеспечении с последовательным проведением принципа распределения по труду, искоренением любых форм уравнительности и социального паразитизма. Это общество, в котором выше всего ценятся и Достойно вознаграждаются материально и морально способности человека, его плодотворный труд, мастерство и талант»
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987