СОБОРНОСТЬ
СОБОРНОСТЬ
концепция общественного устройства на принципах храмовой общины. Зародилась в России, где была заменена тоталитарной коллективистской моделью «единой фабрики».
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
СОБОРНОСТЬ
понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее "единство во множестве". Идеалом С. Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь, которая, в отличие от авторитарной католической церкви, сочетает свободу духа и единство верующих.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Соборность
кафоличность) (греч. Katholikos всеобщий)
один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» — Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» — Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Соборность
Sobornost Духовная общность совместно живущих людей. С. происходит от слова «собор»: 1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.л. вопросов, 2) храм для совершения богослужения духовенством нескольких церквей. Собор/собрание − единство, подчиненное высшей инстанции (царь, император, президент). С. − основная идея славянофильства. Понятие С. ввел философ А. Хомяков (1804−1860) для обозначения отличительной черты православия в русской деревенской общине. Соответствует древнерусскому понятию «лад». К. Аксаков (1817−1860) распространил С. на политическую жизнь. С. противостоит индивидуализму «я» и коллективизму «мы». По Н. Бердяеву, С. противоположна католической авторитарности (единство без свободы) и протестантскому индивидуализму (свобода без единства), означает коммунитарность (общинность), не знающую как внешнего авторитета, так и индивидуалистического уединения и замкнутости. С. – это свобода в единстве и единство в свободе на основе благодатной всеобщей любви. В ХХ в. термин С. возродил С. Трубецкой в учении о «соборной» природе сознания. С точки зрения сторонников концепции С., современная Россия представляет собой сложный соборный организм с присущими ему самобытными особенностями формирования нормативной системы. С. знает и признает политическим актором лишь соборное сообщество как единое целое; на практике это власть. С. требует принимать решения и действовать «всем миром», «сообща». Соборное государство основано не столько на писаном законе, сколько на общей, всеподчиняющей воле, воплощенной в одном лице. В рамках соборной демократии легитимность политических и правовых институтов строится на симфонии духовнонравственных и политикоправовых ценностей (державность, национальная идея, патриотизм, аскетика государственной службы, справедливость и т. д.), хотя С. в принципе антиинституциональна. С. как тип политического представительства отлична от парламента: депутат парламента представляет своих избирателей, а собор – весь народ; собор полагает недопустимым плюрализм, который для парламента является условием существования; функция парламента – согласование групповых интересов и поиск взаимоприемлемых решений, собор нужен для легитимации власти (или отказа в легитимации). Если западная концепция говорит о приоритете прав и свобод человека, то в соборной системе народовластия интересы и ценности народа не ниже прав отдельного человека.