СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
Славянофильство
идейное течение в России второй половины ХIХ века, обосновывающее самобытность ее общественного и государственного развития, неприемлемость для нее общественного устройства, характерного для Запада (К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков и др.).
Славянофильство
течение русской философской и общественной мысли 40-50-х годов XIX века, противопоставляющее себя «западничеству», и обосновывающее необходимость самобытности и неповторимости пути исторического развития России, принципиально отличающегося от западноевропейского пути развития.
Славянофильство
идейное течение в России второй половины 19 века, обосновывавшее самобытность ее общественного и государственного развития, неприемлемость для нее путей и форм общественного устройства, характерных для стран Запада. Наиболее известные представители славянофильства: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский и др.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в.
Термин "С." появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", "славянофильство" вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования: "москвичи", "московская демократия" (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".
С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. как в определенном идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.
Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.
В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве".
Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).
Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".
Термин "С." появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", "славянофильство" вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования: "москвичи", "московская демократия" (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".
С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. как в определенном идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.
Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.
В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве".
Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).
Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".
Источник: Политология: Словарь-справочник
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
(славянофилы) – термин, использующийся в научной литературе и публицистике в трёх значениях.
В первом значении, в узком смысле слова так называют литературное и религиозно‑философское течение русской общественной мысли, сложившееся в 1830–1840‑х гг. XIX в. в московских интеллектуальных салонах. Крупнейшими представителями этого, раннего С. являются И. В. Киреевский (1806–1856), А. С. Хомяков (1804–1860), К. С. Аксаков (1817–1860), а также их младшие единомышленники Ю. Ф. Самарин (1819–1876) и И. С. Аксаков (1823–1886). С практически одновременной смертью трёх корифеев славянофильское движение постепенно замирает.
Во втором значении в понятие С. включают, с некоторыми оговорками, одного из крупнейших русских мыслителей XIX в. Н. Я. Данилевского (1822–1885), а также группировавшихся вокруг И. С. Аксакова его друзей, учеников и последователей, которых иногда называют «эпигонами С.». Это князь В. А. Черкасский (1824–1878), Ф. В. Чижов (1811–1877), С. Ф. Шарапов (1855–1911), А. А. Киреев (1833–1910), А. В. Васильев (1851–1929) и др., а также сын А. С. Хомякова Д. А. Хомяков (1841–1919), которого иногда называют «последним славянофилом».
Наконец, в третьем (широком) значении славянофилами называют всех представителей русской национальной мысли, сторонников идеи особого пути России. В этом, широком смысле славянофилами можно считать М. Н. Каткова (1818–1887), К. Н. Леонтьева (1831–1891), К. П. Победоносцева (1827–1907), критиковавших те или иные идеи славянофильского кружка, особенно идеи, исходившие из круга сторонников И. С. Аксакова; а также Ф. М. Достоевского (1821–1881), Л. А. Тихомирова (1852–1923), В. В. Розанова (1856–1919) и даже И. А. Ильина (1883–1954) и И. Л. Солоневича (1891–1953). Славянофильская традиция русской мысли продолжается и сегодня, а ее яркими представителями можно считать наших современников А. Ф. Лосева (1893–1988), В. В. Кожинова (1930–2001), А. С. Панарина (1940–2003), И. Р. Шафаревича (1923–2017) и др.
Славянофилы исходили в своих размышлениях из двух главнейших методологических постулатов. Первый постулат – Россия является особым типом цивилизации. Заслуга обоснования этой фундаментальной идеи принадлежит И. В. Киреевскому (прежде всего) и А. С. Хомякову. Первый полагал, что Россию («русскую образованность», в его терминологии) отличает от Запада иной тип духовной традиции, иной психоэтнический субстрат цивилизации и иные традиции государственности. Ранними славянофилами было дано фундаментальное обоснование идеологемы «Православие – Самодержавие – Народность», сформулированной их современником министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Позднее эту идею (несколько иначе изложенную) подробнейшим образом развил Н. Я. Данилевский в своём основополагающем труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо‑германскому» (1869).
Второй постулат – у России есть особая вселенская миссия. Эта миссия заключается в том, что Москва (Россия) является Третьим Римом, то есть силой, удерживающей мир от сползания в бездну. Во втором послании к Солунянам Апостол Павел написал загадочные слова: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). В христианской традиции чаще всего под «удерживающим» понималась Римская (мировая) империя. После падения в 1453 г. Второго Рима (Константинополя) имперское (удерживающее) служение преемственно перешло к Москве – Третьему Риму, о чём пророчески писал в своих посланиях к великому князю Василию III Ивановичу, отцу первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного, старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей: «Блюди и внемли благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твоё едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвёртому не быти». Идея Третьего Рима – идея эсхатологическая, поскольку четвёртому Риму не бывать. А значит, с падением России падёт и мир, наступят апокалиптические времена. А Россия падёт, когда перестанет исполнять своё предназначение – быть хранительницей истинной веры – неповреждённого нововведениями Православного Христианства. Идея Третьего Рима – идея антиреволюционная, поскольку мировой революции может противостоять только Россия, – об этом писал ещё наш великий поэт и мыслитель Ф. И. Тютчев: «В Европе есть только две силы: Революция и Россия». Из понимания особого предназначения России проистекает и идея Ф. М. Достоевского о том, что Россия должна сказать новое слово миру.
С. является живой, развивающейся, плодотворной интеллектуальной традицией. И задача современных русских интеллектуалов заключается в том, чтобы, опираясь на славянофильскую методологию, дать ответ на те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются наша страна и наш народ.
В первом значении, в узком смысле слова так называют литературное и религиозно‑философское течение русской общественной мысли, сложившееся в 1830–1840‑х гг. XIX в. в московских интеллектуальных салонах. Крупнейшими представителями этого, раннего С. являются И. В. Киреевский (1806–1856), А. С. Хомяков (1804–1860), К. С. Аксаков (1817–1860), а также их младшие единомышленники Ю. Ф. Самарин (1819–1876) и И. С. Аксаков (1823–1886). С практически одновременной смертью трёх корифеев славянофильское движение постепенно замирает.
Во втором значении в понятие С. включают, с некоторыми оговорками, одного из крупнейших русских мыслителей XIX в. Н. Я. Данилевского (1822–1885), а также группировавшихся вокруг И. С. Аксакова его друзей, учеников и последователей, которых иногда называют «эпигонами С.». Это князь В. А. Черкасский (1824–1878), Ф. В. Чижов (1811–1877), С. Ф. Шарапов (1855–1911), А. А. Киреев (1833–1910), А. В. Васильев (1851–1929) и др., а также сын А. С. Хомякова Д. А. Хомяков (1841–1919), которого иногда называют «последним славянофилом».
Наконец, в третьем (широком) значении славянофилами называют всех представителей русской национальной мысли, сторонников идеи особого пути России. В этом, широком смысле славянофилами можно считать М. Н. Каткова (1818–1887), К. Н. Леонтьева (1831–1891), К. П. Победоносцева (1827–1907), критиковавших те или иные идеи славянофильского кружка, особенно идеи, исходившие из круга сторонников И. С. Аксакова; а также Ф. М. Достоевского (1821–1881), Л. А. Тихомирова (1852–1923), В. В. Розанова (1856–1919) и даже И. А. Ильина (1883–1954) и И. Л. Солоневича (1891–1953). Славянофильская традиция русской мысли продолжается и сегодня, а ее яркими представителями можно считать наших современников А. Ф. Лосева (1893–1988), В. В. Кожинова (1930–2001), А. С. Панарина (1940–2003), И. Р. Шафаревича (1923–2017) и др.
Славянофилы исходили в своих размышлениях из двух главнейших методологических постулатов. Первый постулат – Россия является особым типом цивилизации. Заслуга обоснования этой фундаментальной идеи принадлежит И. В. Киреевскому (прежде всего) и А. С. Хомякову. Первый полагал, что Россию («русскую образованность», в его терминологии) отличает от Запада иной тип духовной традиции, иной психоэтнический субстрат цивилизации и иные традиции государственности. Ранними славянофилами было дано фундаментальное обоснование идеологемы «Православие – Самодержавие – Народность», сформулированной их современником министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Позднее эту идею (несколько иначе изложенную) подробнейшим образом развил Н. Я. Данилевский в своём основополагающем труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо‑германскому» (1869).
Второй постулат – у России есть особая вселенская миссия. Эта миссия заключается в том, что Москва (Россия) является Третьим Римом, то есть силой, удерживающей мир от сползания в бездну. Во втором послании к Солунянам Апостол Павел написал загадочные слова: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). В христианской традиции чаще всего под «удерживающим» понималась Римская (мировая) империя. После падения в 1453 г. Второго Рима (Константинополя) имперское (удерживающее) служение преемственно перешло к Москве – Третьему Риму, о чём пророчески писал в своих посланиях к великому князю Василию III Ивановичу, отцу первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного, старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей: «Блюди и внемли благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твоё едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвёртому не быти». Идея Третьего Рима – идея эсхатологическая, поскольку четвёртому Риму не бывать. А значит, с падением России падёт и мир, наступят апокалиптические времена. А Россия падёт, когда перестанет исполнять своё предназначение – быть хранительницей истинной веры – неповреждённого нововведениями Православного Христианства. Идея Третьего Рима – идея антиреволюционная, поскольку мировой революции может противостоять только Россия, – об этом писал ещё наш великий поэт и мыслитель Ф. И. Тютчев: «В Европе есть только две силы: Революция и Россия». Из понимания особого предназначения России проистекает и идея Ф. М. Достоевского о том, что Россия должна сказать новое слово миру.
С. является живой, развивающейся, плодотворной интеллектуальной традицией. И задача современных русских интеллектуалов заключается в том, чтобы, опираясь на славянофильскую методологию, дать ответ на те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются наша страна и наш народ.
Источник: Советский политический язык 1984 г.