СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Партийная система
взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Партийная система
совокупность легально существующих политических партий и взаимоотношения между ними.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Система партийная
включает в себя совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и в ее осуществлении.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Партийная система
система, представляющая собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.

Источник: Методические указания по политологии

Партийная система
совокупность сложившихся в стране политических партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление.

Источник: Политические науки. Краткий глоссарий.

Система партийная
совокупность отношений, характеризующих численность существующих в стране политических партий, их относительные размеры, коалиции и стратегию.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Партийная система
относительно стабильная сеть отношений между политическими партиями, которая зависит от количества, численности и идеологической их ориентации.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Партийная система
совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий либо совокупность политических партий, принимающих участие в осуществлении государственной власти.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Партийная система
составная часть политической системы современного общества: основывается на взаимодействии политических партий, существующих в данном обществе рассматривается их политика но отношению к молодежным, спортивным, культурным и др. организациям, находящимся под их патронажем.

Источник: Политико-терминологический словарь

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
установленная конституцией или иным легитимным способом совокупность политических партий и других общественных политических структур, способы и формы их организации и деятельности в обществе и государстве; порядок формирования законодательных и исполнительных органов власти на основе представительства политических партий или их оппозиционности.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

Партийная система
институт политической системы общества, характеризующийся отношениями между политическими партиями и государством, определяющий особенности их участия, регламентацию деятельности политических партий в управлении государством, их легальный, полулегальный или нелегальный статус, а также взаимоотношения с другими элементами политической системы общества, в том числе и гражданами. Различают однопартийные и многопартийные системы.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ
механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. С.п. системы различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию отсутствию доминирующей партии или коалиции. Проводя классификацию С.п. следует учитывать три основных показателя: 1) число партий; 2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3) уровень соревновательности между партиями. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Партийная система
(греч. Systema – целое, состоящее из частей, и лат. partis – часть) – это политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов – партий. В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий участвующих в формировании исполнительной власти; 2) социально- политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) особыми параметрами – размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 4) реальными возможностями доступа партий к власти.
Выделяютоднопартийную,двухпартийнуюимногопартийную системы, а также их разновидности.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ
совокупность политических партий, взаимодействующих с гражданами, между собой и с дру89 гими политическими институтами. При этом в качестве элементов С.п. рассматривают лишь те партии, которые в данном обществе в той или иной мере осуществляют политико-властные отношения. Классификация С.п. определяется типом политической системы, в которой она существует. Демократической политической системе присуще наличие многопартийной либо двухпартийной С.п., при этом деятельность партий имеет минимальные правовые ограничения. При авторитарной политической системе обычно существует закрепленное законодательно преимущество какой-либо одной партии, деятельность которой сводится к поддержке правительства. Тоталитарная политическая система предполагает деятельность лишь одной партии при полном запрете существования других, С.п. сводится к однопартийной системе. При этом партийный аппарат срастается с государственным или занимает преимущественное положение над последним.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
это система отношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Правовой основой П. с. являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях. Примерно в двух десятках стран (Катар, Саудовская Аравия и др.) политические партии запрещены. В остальных государствах существуют одно‑двухпартийные или многопартийные системы. Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными режимами. Многопартийные условно различаются на системы с одной доминирующей партией (Япония, Швеция и др.), с двумя доминирующими партиями – «двухпартийные» (США, Великобритания и др.) и собственно многопартийные (Франция, Россия и др.). Многопартийные де‑юре системы де‑факто часто являются псевдомногопартийными: когда наряду с фактически правящей существует ещё несколько послушных партий (КНР, в которой де‑факто однопартийная система) или когда обе доминирующие партии управляются из единого масонского центра (США, Великобритания).

Источник: Советский политический язык 1984 г.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
(party system) По определению, совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие ее избирательная система и постоянство избирательских симпатий. Некоторые подразделяют партийные системы на "однопартийные", "двухпартийные" и "многопартийные" (см. также: Duverger´s law – закон Дюверже); другие ставят под сомнение целесообразность такого деления. В введении к своему труду "Партийные системы и предпочтения избирателя" ("Party Systems and Voter Alignments", 1967) С. М. Липсет и С. Роккен доказывали, что партийные системы в западных демократиях, как правило, "замораживали" тот тип расслоения общества (cleavages), который существовал во времена предоставления рабочему классу гражданских прав, поэтому современная расстановка партий служит отражением политических споров и объединений по интересам предыдущих десятилетий. Хотя замечания Липсета –Роккена относительно влияния избирательных систем на партийные системы были опровергнуты, их типология до сих пор оказывает сильное влияние на изучение партий в Европе.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ
механизм отношений, существующих между политическими партиями в данном государстве.
Основными сторонами партийной системы являются особенности внутренней структуры партий (централизованные и децентрализованные, гибкие и негибкие и т.п.), характеристики, при определении которых учитываются все партии, действующие в стране (количество партий, их относительные размеры, удельный вес в политической жизни и др.). "Система партий, - отмечает один из ведущих специалистов М.Дюверже, - определяется известным отношением между этими характеристиками".
Исторически сформировалось всего три основных вида партийных систем: бипартизм (двухпартийная система), система "двух с половиной партий" и многопартийная система.
Бипартийная система - это такая, где реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одной партии обеспечивается объединение вокруг себя абсолютного большинства голосов избирателей, она получает большинство парламентских мест, в результате создается относительно однородное и стабильное парламентское большинство.
Двухпартийные системы сложились в англосаксонских странах: Англии, США, Австралии. Однако, это означает, что существуют только две политические партии. Так в США действуют много партий, но их представители, принимающие участие в президентских выборах не в состоянии набрать более миллиона избирательных голосов. Бипартийная система означает, что действует две основные парламентские партии, являющиеся основными соперниками на выборах.
Политологи подчеркивают "естественный" характер двухпартийной системы, поскольку практически везде наблюдается два основных политических течения. Привлекательность двухпартийной системы заключается в стабильности политической системы, которая достигается в условиях данной системы.
Выделению двух главных партий в условиях бипартизма способствует и мажоритарная избирательная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, завоевавший хотя бы на один голос больше, чем любой другой его соперник. Применение мажоритарной избирательной системы ведет к уменьшению числа партий на политической арене.
Система "двух с половиной партий" является своего рода промежуточной между бипартизмом и многопартийностью. Двухсполовинная партийная система характеризуется тем, что всегда есть третья партия, которая обладает достаточной поддержкой избирателей, чтобы нарушить "привычную игру" двух партий, кандидаты которых вместе собирают 75-80% голосов избирателей. Примерами являются ФРГ, Австрия, где две партии обычно располагают крупными фракциями в парламенте, а еще одна - весьма небольшой фракцией. Для формирования правительства одна из победивших партий приглашает третью партию вступить с ней в коалицию.
Для многопартийной системы имеет место, как полагает М.Дюверже, правительство, опирающееся на разнородное и меняющееся парламентское большинство, живет недолго, смена кабинета часто происходит в период между парламентскими выборами. Основное отличие от двухпартийной системы в том, что последняя представляет собой систему образования однопартийных правительств, а многопартийная - систему образования коалиционных правительств.
Определенный интерес вызывает типология партийных систем, предложенная итальянским политологом Дж. Сартори, выдвинувшего системы "умеренного" и "крайнего" плюрализма. Система "умеренного" плюрализма включает в себя от трех до пяти конкурирующих между собой партий, формирующих коалиционное правительство. Шесть и более партий, на его взгляд, дает
поляризованную систему, где между партиями лежит огромная идеологическая дистанция, что вызывает постоянную политическую напряженность.
Отметим, что деятельность политических партий регулируется и регламентируется специальными законами. К примеру, Закон о партиях ФРГ (1967) четко прописывает конституционно-правовой статус партии. Наряду с этим, в ряде индустриально развитых демократических стран отсутствуют подобные законодательные акты. Но тогда на партии распространяются общие конституционные принципы. К таким государствам можно отнести Великобританию, Швейцарию, Австралию, Канаду.

Источник: Словарь по политологии

Партийная система
Слабость и неадекватность потребностям России существующей партийной системы — общее место в рассуждениях политологов и законотворцев. В частности, одной из целей политической реформы 2004 г. продекларировано повышение роли партий в жизни страны, что предполагает переход от смешанной избирательной системы по выборам в Государственную думу к пропорциональной.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image68.png" width="439" height="471" alt="" style="border-width:0px;"
 Перемены в статусе призваны преодолеть такую фундаментальную политическую проблему, как неукорененность в массовом сознании самого института политических партий. Их деятельность постоянно находится в зоне неодобрения населения — доля россиян, не одобряющих работу партий, по результатам сентябрьского (2005 г.) опроса ВЦИОМ, составляет 55%, тогда как нравится она только 18%. Такое соотношение оценок сохраняется уже достаточно долгое время. По степени критичности с ними могут сравняться только такие признанные аутсайдеры общественного мнения, как Государственная дума, правоохранительные органы и профсоюзы.
Критическое отношение к партийной системе как институту в значительной степени транслируется и на отношение к конкретным политическим партиям. Единственная организация, которая имеет действительно солидную электоральную поддержку (на уровне трети населения), «Единая Россия». Что касается других, то некоторые из них («КПРФ», «Родина», «ЛДПР») балансируют на грани прохождения в Государственную думу, с трудом преодолевая 7% барьер, либо вовсе не имеют никаких шансов туда попасть (СПС, «Яблоко», аграрии, объединение патриотов с пенсионерами и др.). При этом никаких существенных изменений в уровне электоральной поддержки большинства ведущих политических партий за последний год не произошло.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image69.png" width="439" height="325" alt="" style="border-width:0px;"
 Можно констатировать формальную стабильность партийно-поли тической системы России и неизменность политических предпочтений россиян. В действительности же ситуация не столь однозначная. В каком-то смысле неизменность, неэластичность рейтингов партий есть отражение безразличия россиян к их деятельности, показатель того, что они не играют сегодня существенной роли в политическом процессе и жизни общества в целом.
В то же время люди считают важным сохранение многопартийной системы в стране. За однопартийность выступает лишь каждый пятый, в то время как почти треть опрошенных поддерживают идею двух-трехпартийной системы, и еще 17% — вариант партийного плюрализма в его чистом виде с любым количеством партий, в том числе небольших. При этом «однопартийщина» близка в основном людям старших возрастов, тогда как молодежь и респонденты средних возрастов чаще выступают за плюрализм.
Также дифференцировано отношение к рассматриваемым вариантам в зависимости от пристрастий населения — идея монополии получает наибольшую поддержку среди сторонников «КПРФ», а также «Единой России».
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image70.png" width="426" height="234" alt="" style="border-width:0px;"
 Обращает на себя внимание и то, что большинство опрошенных (69%) считают важным, чтобы в Государственной думе были представлены силы, оппозиционные президенту и правительству (против них выступают 18% респондентов). Итак, потребность в обновлении партийной системы России не вызывает сомнений. Сегодня партии не могут стать достаточно дееспособными в силу того, что не пользуются поддержкой населения, а получить поддержку не могут, поскольку в глазах россиян не являются эффективными выразителями их интересов. Как разорвать этот замкнутый круг? Президент России и разработчики нового избирательного законодательства видят выход из сложившейся ситуации в переходе к сугубо пропорциональной системе выборов в Государственную думу.
Пока эта инициатива не встречает такой широкой поддержки россиян, как другие элементы пакета политических реформ 2004 г. Если выдвинутая тогда же идея прямых выборов губернаторов, сначала встреченная обществом с недоверием, за 2005 г. завоевала поддержку относительного большинства населения, то новый порядок избрания представительной власти более популярным не стал. Более того, поддержка даже немного сократилась (до 16%), а число противников осталось примерно тем же (42%).
В целом же россияне видят перспективы развития партийной системы не столько в организационно-правовом изменении форм политического представительства, сколько в появлении новых идей и их «носителей», которые в большей степени, чем сегодня представляли бы интересы различных групп и слоев российского общества.
В. В. Петухов

Источник: Словарь политических терминов.

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ
греч. systema — целое, состоящее из частей, и лат. partis — часть) — совокупность политических партий в государстве, а также система связей между ними. Выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы, а также их разновидности. При этом имеется в виду не просто число существующих в данной политической системе политических партий, а количество партий, реально участвующих в политической жизни страны. Французский ученый Ж. Блондель называет однопартийной такую систему, при которой одна партия получает на выборах более 65% голосов избирателей, двухпартийной — при которой две наиболее влиятельные партии получают в сумме более 75% голосов избирателей, многопартийной — систему, при которой две наибольшие партии в сумме набирают менее 75% голосов избирателей. Однопартийная система характеризуется отсутствием реальной конкурентной борьбы за власть ввиду ее монополизации какой-либо одной партией. В чистом виде такая система существует в странах с тоталитарным политическим режимом, где правящая партия (Коммунистическая партия в СССР, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в Германии, Трудовая партия в КНДР и пр.) устанавливает полный контроль над государством и обществом, устраняет оппозицию, запрещает существование других партий. Тоталитаризм, таким образом, по определению предполагает однопартийную систему, и даже если в стране и зарегистрированы другие партии, они существуют лишь формально, не участвуя в политической борьбе, — реальная власть принадлежит только одной партии (страны «социалистического лагеря» в середине XX в., КНР). Но говорить о том, что однопартийная система является обязательным признаком тоталитарного политического режима, нельзя. Так, например, с 1946 г. в Японии, несмотря на существование множества партий (Социалистической, Коммунистической, Союза социал-демократов, Комэйто и др.), на протяжении почти 50 лет большинство мест в парламенте принадлежало Либерально-демократической партии. Аналогичная ситуация сложилась в Индии в 50-80-х гг. XX в., где, в конкуренции с Индийской независимой партией, подавляющее количество голосов на выборах получал Индийский Национальный Конгресс, а его лидеры (династия Ганди — Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди) занимали пост премьер-министра страны. Однопартийные системы характеризуются безусловной стабильностью, бесконфликтностью, предсказуемостью политического курса, но в то же время в условиях отсутствия конкуренции становятся со временем склонными к бюрократизации, консерватизму, превращению партии в закрытую социальную группу, не способную к эффективному управлению обществом. Двухпартийная система предполагает такую модель политической конкуренции, в которой из всего партийного спектра только две партии реально участвуют в борьбе за голоса избирателей, сменяя друг друга у власти. Классическими двухпартийными системами являются партийная система США (республиканцы и демократы) и Великобритании (лейбористы и консерваторы). Победившая на выборах партия самостоятельно определяет политический курс страны, тогда как оппозиции (партии, проигравшей на выборах) достается функция осуществления контроля за деятельностью правящей партии. Достаточно распространенной разновидностью двухпартийной системы является так называемая система «2 + 1», в которой ни одна из двух наиболее крупных партий не может рассчитывать на победу на выборах. В этом случае резко возрастает роль «мелких» партий, которые могут обеспечить одной из них перевес в голосах при формировании правительства парламентским путем. Такая ситуация характерна для Германии, где два наиболее крупных партийных объединения (блок ХДС/ХСС и СДПГ) добиваются права определять политический курс страны, объединяясь с «третьими партиями» — Свободными демократами или Партией зеленых. В последние годы черты такой системы все больше приобретает и классическая бипартийная система Великобритании, где все большую роль в политической жизни играет Либерально-демократическая партия. Многопартийной системе, получившей наибольшее распространение в странах Западной Европы (Италия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия и пр.), присущи следующие характерные черты: конкурентная борьба множества партий, конфликтность, ориентация большинства существующих в политической системе партий на непосредственное участие в реализации политической власти путем создания парламентских коалиций. Итальянский политолог Дж. Сартори среди основных разновидностей многопартийности выделил систему ограниченного плюрализма (Бельгия, Нидерланды), систему крайнего плюрализма (Италия) и атомизированную систему (Малайзия). Вид последней (характеризующейся сосуществованием в политической системе более 20 партий) имеют и большинство современных посттоталитарных партийных систем стран Восточной Европы (в том числе Россия, Украина и др.), в которых после длительного периода тоталитарной однопартийности идет активный процесс партийного строительства. Наличие в политической системе большого количества партий, по большому счету, означает лишь то, что партийная система в этих странах находится в стадии становления.

Источник: Новейший политологический словарь

Партийная система
составная часть политической системы современного общества. Она складывается из таких компонентов: специфика положения и роли политических партий в государственной и гражданской структуре общества; характер взаимодействия каждой из них с другими политическими партиями данного общества; их политика по отношению к молодежным, профессиональным, женским, спортивным, культурным организациям, находящимся под их патронажем.
В политической науке выделяются:
- однопартийная система в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата (в прошлом маоистский Китай, бывший Советский Союз, КНДР при Ким Ир Сен и др.);
- фактически однопартийные системы замаскированные под многопартийность: в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии с жестко регламентированной деятельностью во всех областях государственной и общественной деятельностью: к XX веке фашистский режим в Италии, национал-социалистический режим в Германии и др.
- формально многопартийные политические системы, в которых ключевые позиции политической жизни заняты двумя политическими партиями, периодически сменяющими друг друга у руля государственной власти: США, Англия. ФРГ и др. страны;
- многопартийные системы, функционирующие на государственном уровне как устойчивые коалиции двух или более партий, сохраняющие союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции;
- многопартийные политические системы плюралистической ориентации, в которых ослаблены, хотя до конца не утрачены, тенденции партий к предпочтительным вариантам блоковой политики.
Для партий этой системы характерны самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний, а правительственная коалиция складывается по результатам, достигнутым каждой партией в соперничестве (либо в сотрудничестве).
Партийная система как бы структурирует политические и социальные интересы и взгляды, даст им возможность выражать свои политически цели на общенациональном и местном уровнях, организует общественно-политические силы, в частности избирателей, помогает им выдвигать и направлять депутатов в представительные органы. С политической точки зрения можно говорить о том, что партийная система является значимым инструментом осуществления политической власти.
Относительная роль политических государственных структур и политических партий может меняться. В странах, где государственные институты не достигли высокого уровня развития, партийная система может стать даже главным каналом осуществления политики. Опыт XX века показал относительную неустойчивость таких систем. Общественная активность граждан имеет разную направленность и содержание - от полной поддержки существующих политической, экономической и социальной систем до их отрицания и стремления уничтожить, в том числе и насильственным путем. Соответственно, складываются и общественные движения, пользующиеся той или иной массовой поддержкой, которая обеспечивает каждой партии массовую базу. В зависимости от характера общественно-классовой структуры и субъективным пониманием интересов, состав этих движений различен. В политической истории, за редким исключением, не было многоклассовых партий. Это является объективной основой сотрудничества каждой партии с классово-родственными ей движениями, данный фактор может стать и основанием для дискредитации и подавления политического соперника из-за влияния на массовую базу.
В ряде случае родственные общественные движения и соответствующие им идейные и политические течения уживаются в рамках одной партии, в других случаях они лежат в основе возникновения различных организаций. Имеются мощные факторы, действующие в направлении объединения, укрупнения политических организаций, поскольку именно «сильные» партии могут рассчитывать на реализацию своей основной функции - прийти к власти. Естественно, это требует поисков такого «общего знаменателя», таких (ограниченных) систем ценностей, которые объединили бы как можно больше активистов и сторонников. Отсюда все более четкая тенденция к деидеологизации политических партий, к усилению чисто прагматических подходов, к превращению их в оружие избирательских процессов. В Российской Федерации в первые десятилетия XXI столетия такой деидеологизированной партией (по мнению видных ученых: Б.А.Исаева, С.В.Лебедева, С.А.Шатравина, И.Ф.Кефели и других профессоров, докторов наук, многих других признанных ученых страны) является Единая партия России, самая крупная и самая влиятельная партия РФ.
В каждой партии и в партийной системе в целом происходят сложные центробежные и центростремительные процессы, складываются центры влияния, которые стремятся объединить вокруг себя все больше сторонников. Для ЭТОГО приходится приносить в жертву целостное мировоззрение и законченную систему ценностей. Нередки случаи, когда пересмотр политических ценностей приводит к выходу значительного числа членов партий из своей партийной структуры и переход в ряды другой политической партии. Подобного рода явление наблюдалось в начале второго десятилетия XXI века в России, когда накануне выборов в Государственную Думу в 2011 году известное число членов партии Справедливая Россия перешли в ряды Единой России, а некоторые даже в КПРФ.
Практически во всех странах, независимо от социально-экономического и политического строя и степени демократичности, однопартийные системы оказались, в конце концов, в положении неустойчивых партий. Они уступили место различным многопартийным системам. При этом бывшая единственная партия утратила значительную часть своего влияния и вступила в полосу расколов и серьезных внутренних потрясений.
Двухпартийная система во многих случаях оказывается также неустойчивой. Пожалуй, единственное исключение из общего правила США. Для этого есть специфические причины, связанные с особенностями страны и её историческим развитием, в частности, с известной однородностью американского политического сознания, которое развивалось и продолжает это развитие в рамках капиталистических ценностей.
В качестве образцовой европейской модели двухпартийной системы нередко приводится Великобритания. Безусловно, парламентская жизнь (а парламент Великобритании - старейший в мировой практике) и формирование правительства в этой стране находятся в руках двух наиболее влиятельных партий - Консервативной и Лейбористской, в то же время не утратила своего политического влияния и Либеральная партия, особенно на периферии. То же можно сказать о ряде других стран Европы.
Трех-и четырехпартийные системы (Франция. Германия) в большей степени позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений. Как правило, при таких системах нет доминирующих партии, к власти могут приходить разные партии, в том числе и не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция. Италия). В этих странах остро стоит проблема политических и парламентских союзов. Например, партия свободных демократов в Германии своей поддержкой даст возможность править Христианско-демократическому Союзу, компартии Франции и Швеции оказывают поддержку социалистическим партиям своих стран. Гибкость и динамизм партийной системы, её демократизм могут в значительной мере способствовать политическом стабильности общества. снижение тенденции к партикуляризму. (Партикуляризм - от лат. partícula - частица, произв. от pars - часть) - принцип политической и социальной активности, ориентированный, прежде всего, на защиту частных и узкогрупповых интересов. Это проявляется в обособленности, преследовании особых, личных или групповых политических целей и т. п. Партикуляризм может выступать и как здоровое начало в условиях насильственной унификации экономической, политической, социальной, культурной жизни. Как термин, партикуляризм ведет свое происхождение от традиции римского права. Партикуляризм - это и стремление к самостоятельности отдельных частей государства или разных сфер социально-политической жизни, а также тенденции к автономизации личности, опоре на частный интерес, что предохраняет индивида от политической индоктринацин худшего толка. В то же время партикуляризм предполагает обеспечение юридических прав личности, её этническую автономию; в этом отношении он - важная часть характеристики жизни демократических государств, в том числе России.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
344.74 кб

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Зонова Татьяна Владимировна
В Италии партийный ландшафт изменился, и ее традиционная партийная система ушла в прошлое еще в начале 1990-х годов. Речь шла не только о смене партий, но и о полном изменении самой партийной системы.
Читать PDF
844.12 кб

Перспективы партийной системы ФРГ

Mаттес Бубе
В статье проводится анализ выборов в немецкий Бундестаг осенью 2009 г. с учётом перспектив развития партийной системы Федеративной Республики Германия.
Читать PDF
199.27 кб

К теории партий и партийных систем

Тимошенко Василий Иванович, Салыков Данияр Нурлабекович
В данной статье раскрыта сущность партий: дано их понятие, рассмотрены основные признаки и функции, рассмотрена типология партийных систем, как в процессе исторического развития, так и на современном этапе.
Читать PDF
187.43 кб

Современная партийная система Канады

Василенко Марина Викторовна
Читать PDF
161.87 кб

Партийная система современного Йемена

Салех Мохамед Номан Мукбель Салех Мохамед Номан Мукбель
Статья посвящена специфике процесса демократизации в одной из наиболее противоречивых стран Арабского Востока Йемене, чья история в XX век изобиловала революциями, гражданскими войнами и военными переворотами.
Читать PDF
129.52 кб

Маятник македонской партийной системы

Сорокин Данила Алексеевич
В статье рассматривается вопрос формирования и функционирования политической системы Македонии: конкуренция политических партий и коалиций во время парламентских выборов, их результаты и итоги.
Читать PDF
406.75 кб

ПЕРЕСТРОЙКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ

Хенкин Сергей Маркович
В годы глобального кризиса партийная система Испании претерпела радикальную трансформацию.
Читать PDF
438.92 кб

Какой видят партийную систему РФ в КНР

Яньмин Цюй
Читать PDF
451.87 кб

Партийная система современной Монголии

Родионов Владимир Александрович
В статье описываются основные характеристики партийной системы современной Монголии. Формально Монголия является страной с многопартийной системой, функционирующей в рамках свободных конкурентных выборов.
Читать PDF
397.61 кб

ТЕОРИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ ПОЛВЕКА СПУСТЯ

Макаренко Борис Игоревич
Статья рассматривает эволюцию партийных систем развитых демократий в свете известной теории М. Липсета и С. Роккана.
Читать PDF
252.62 кб

Партии и партийная система в Таджикистане

Каримов Осим
Читать PDF
1.34 мб

Развитие партийной системы Великобритании

Исаев Борис Акимович
В статье проанализировано функционирование партийной системы Великобритании с точки зрения концепций мажоритаризма и чередования партий у власти в бипартийных системах, а также влияние на партийно-политическую систему Великобритан
Читать PDF
433.23 кб

Сила и слабость партийной системы Украины

Фесенко В.
The article considers functional efficiency of party system in Ukraine. The party system, which is formed in Ukraine, can be defined, following the typology of the party systems by G.
Читать PDF
282.58 кб

Партийные системы и эффективность государства

Гаспарян О. Т.
Читать PDF
423.72 кб

Дилеммы развития российской партийной системы

Саква Ричард
Существуют два основных подхода к объяснению замедленного развития партий в России.