ШОВИНИЗМ
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Словарь по политологии
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Политология: понятия и дефиниции
1) термин происходит от имени Николы Шовена - литературного героя комедии братьев И. и Т.Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта);
2) крайняя форма национализма, особенность которой состоит в агрессивности и воинственности выражения национальных чувств, основанных на идее национальной исключительности. Шовинизм является доминирующей чертой идеологий, основанных на идее превосходства определенной нации - пангерманизма, пантюркизма и т.д.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Наиболее красноречивым проявлением Ш. является великодержавный Ш., связанный обычно с грубым подавлением господствующей нацией др., особенно малочисленных народов и национальных меньшинств, с агрессивностью и экспансионизмом по отношению к др. народам и странам. Как показывает опыт, Ш. органично бывает связан с фашизмом, расизмом, бонапартизмом, милитаризмом и т.д.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами, что, якобы, дает основание для господства этой нации над другими. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами, что приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств.
Шовинистическая политика распространена в слабо развитых странах, регионах, в которых субъекты заражены абсолютизацией своих национальных интересов, настроений, перерастающих в националистические. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни.
Источник: Словарь по политологии
Вполне естественно, что в нынешние времена, когда смысл большинства терминов исказился до противоположного, понятие «шовинизм» используется для манипуляции общественным мнением и насаждения идеологии интернационализма. Так еще большевики говорили о «русском великодержавном шовинизме», хотя никакого массового проявления оного в среде Русского народа не наблюдалось никогда. Напротив, шовинизм всегда свойственен разнообразным этническим меньшинствам, т. к. в какой-то мере помогает им выживать, быть сплоченнее. Большим народам шовинизм не свойственен никогда, но именно большие народы всегда обвиняются в нем.
См. также: интернационализм, коренные нации, нацизм, национализм, национальная политика, национальное самосознание, права женщин, раса, расизм.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
У этого образа был реальный прототип — ветеран наполеоновских войн Николя Шовен, отличавшийся фанатическим национал-патриотизмом и преклонением перед Наполеоном Бонапартом как создателем великой Французской империи. Карикатурное изображение Н. Шовена в одноименном сценическом персонаже получило широкую известность. Его имя стало нарицательным для обозначения различных форм националистического экстремизма.
Ш. представляет собой важный элемент идеологии и политической практики различных праворадикальных движений, включая фашистские (см. фашизм). Шовинистические идеи и лозунги могут вдохновлять экстремистскую часть этих движений на террористические действия в отношении «враждебных» или «неполноценных» наций. Ш. может проявляться также в стремлении к внешней агрессии и территориальной экспансии или в политике, направленной на культурное доминирование одной «господствующей» нации в многонациональном государстве (так называемый «великодержавный шовинизм»).
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Разновидностью Ш. и национализма является великодержавный Ш. идеология и политика господствующих эксплуататорских классов нации, занимающих главенствующее (державное) положение в государстве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. возник в эпоху образования буржуазных наций, национальных и многонациональных государств и колониальных империй. Политика буржуазных господствующих «великих» наций направлена на порабощение и эксплуатацию др. наций и народностей, их дискриминацию в экономической, политической и культурной области. В последние годы изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и демократии заставляет носителей Ш. приспосабливаться к новым условиям. Однако влияние военно-промышленного комплекса в странах капитала порождает многообразные формы Ш.
Марксизм-ленинизм ведет непримиримую борьбу с Ш. Непримиримость к отходу от пролетарского интернационализма одно из условий укрепления сплоченности и успехов мирового коммунистического движения, успешного строительства социализма и коммунизма. В условиях социалистического общества, братской дружбы свободных и равноправных наций и народностей безраздельно господствует идеология социалистического интернационализма. В Конституции СССР 1977 записано: «Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР»
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Разновидностями Ш. являются расизм, ксенофобия и антисемитизм. В имперскую эпоху человеческой истории развился великодержавный Ш., утверждавший безусловное главенство интересов державного народа, который объявлялся высшим, над интересами остальных подданных империи. Политика великодержавного Ш. была направлена на политическую, культурную и экономическую дискриминацию «низших» наций и народностей.
На почве Ш. неоднократно происходили национальные и расовые конфликты в США, Великобритании, Франции, Канаде, России (еврейские погромы, преследование негров, волнения в пригородах Парижа в 2006 г. и т. д.). Ш. были продиктованы антисемитизм в гитлеровской Германии и СССР, борьба нацистов за жизненное пространство для немцев; поведение немецких и японских войск на оккупированных ими территориях; отношение к туркам, цыганам и македонцам в Болгарии, к румынам в Венгрии и к венграм в Румынии; политика выдавливания евреев из Польши и апартеида в ЮАР; вторжение Ирака в Кувейт; геноцид турецких армян и иракских курдов. Вспышки Ш. в бывших союзных республиках сопровождали распад СССР и СФРЮ, сепаратистское движение в Чечне.
Ш. до сих пор дает о себе знать в отношении к русским в Прибалтике, к появлению на рынке труда Европейского Союза выходцев из его новых членов, а также африканцев и азиатов; в деятельности ку-клукс-клана и подобных ему обществ в Америке, националистических организаций на Украине. В конце XX и начале текущего столетия человечество столкнулось с проявлениями Ш. в межплеменных отношениях в Эфиопии, Сомали, Руанде, других странах Азии и Африки, изгнании белых фермеров из Кении и Зимбабве, преследовании европейцев в северо-западной Африке, китайских погромах в Индонезии и Малайзии. (Ф.В. Шелов-Коведяев)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Шовинизму, как политике и идеологии, направленным на «порабощение народов», политическую, экономическую и культурную их дискриминацию, противопоставляется пролетарский интернационализм. Отсюда следует, что в СССР элементы Ш. могут проявиться только в сознании коммунистически незрелых граждан в качестве пережитков прошлого или духовного наследия того же капитализма. Конституция СССР от 1977 года утверждает, что Ш. и великодержавный Ш. несовместимы с социалистическим укладом советского общества, основанного на братской дружбе свободных и равноправных народов и народностей. Действительность, однако, утвердила в советском образе жизни иные нравственные принципы и социальные отношения. В период становления советская власть действительно провозгласила добровольный союз наций, который «не допускал бы никакого насилия одной нации над другой». В ноябре 1917 года большевистское правительство приняло «Декларацию прав народов России», обещавшую свободное самоопределение каждого народа, вплоть до отделения от России и образования собственного государства, гарантирующую суверенное развитие национальных меньшинств и этнических групп.
Однако великодержавный Ш. заложен в самих принципах создания СССР (а не в историческом наследии, будто бы спродуцированном старой Россией). При обсуждении форм будущей федерации рассматривались два проекта: проект Ленина, предполагавший союз суверенных республик с сохранением всех атрибутов их независимости, и Сталина — основанный на принципах автономизации: все советские республики должны были просто войти в Российскую Федерацию (название «СССР» имело лишь терминологический смысл) и значит подчиниться верховной власти Москвы. Принят и реализован был план Сталина, хотя по сути ленинский замысел мало чем от него отличался. Именно Ленин разработал и заложил в структуру советского общества принцип демократического централизма, запрещения фракционной деятельности, подчинения меньшинства большинству. Так что по существу различие между проектами носило пропагандистский характер. Ленин стремился найти форму более эластичную, не столь одиозную с точки зрения мирового общественного мнения. Возражая против сталинского плана организации СССР, Ленин писал: «Великодержавному шовинизму объявляю войну... Надо... чтобы в союзном ЦИК (ныне Президиум Верховного Совета, — Автор) председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т. д.» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45. с. 124.)
Партаппарат, однако, отдал предпочтение версии Сталина. И вся структура власти в СССР сложилась и оформилась в том виде, как она была задумана Сталиным. На вершину политической пирамиды была поставлена Москва. Определяющим фактором стал советский империализм, а духовной основой общества — великодержавный шовинизм, лишь слегка подгримированный идеями пролетарского интернационализма. Из ведения местных и республиканских властей были изъяты государственное и партийное строительство, внешняя торговля, иностранная и оборонная политика. Вся государственная документация национальных республик велась на русском языке. Попирались национальные традиции, обычаи, нравы, ущемлялась свобода вероисповедания. В республиках закрывались церкви, мечети, синагоги, насильственно советизировалась культура и вся система образования. Последствия не заставили себя ждать: в первые же годы советской власти на окраинах России, превратившейся в «тюрьму народов» , вспыхнули отчаянные стихийные мятежи и бунты (на советском языке — «националистические выступления»). Они были жестоко подавлены.
Укрепившись в собственной стране и набрав силу, советский великодержавный Ш. стал выходить на мировую арену. В 1939—40 гг. Советский Союз использовал договор с Гитлером, чтобы отторгнуть от Польши Западную Украину и Западную Белоруссию, от Румынии - Бессарабию и Северную Буковину, от Финляндии — Карелию, захватить Прибалтику (Латвию, Литву, Эстонию). Сотни тысяч людей, проживающих на вновь присоединенных к СССР территориях, попали в категорию нелояльных или недостаточно благонадежных. Это были прослойки и сословия, выпадавшие из социальной структуры советского общества и не подходившие под советское определение трудящихся (например, ремесленники, люди свободных профессий). Они были депортированы в заполярные районы Сибири, в болота Мордовии, в пески Туркмении, в степи Казахстана. Многие из них погибли.
Переселение миллионных масс шло не только с запада на восток, но и в обратном направлении — с востока на запад. Из глубинных областей Советского Союза было направлено «в присоединенные республики» славянское население. Все ответственные государственные и партийные посты заполнились русскими, украинцами, белорусами. В случаях, когда на ключевые должности все-таки выдвигались местные кадры (известная уступка населению), за их спиной стояли комиссары Москвы. Характерно, что во всех национальных республиках должности вторых секретарей центрального комитета партии, первых заместителей министров (по кадрам) , шефов госбезопасности и сейчас занимают славяне.
В годы второй мировой войны с обжитых мест были согнаны и переселены в Сибирь и Казахстан целые народы (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, крымские татары, немцы Повольжья, месхи). Депортацию народов правительство объясняло их нелояльностью к советской власти, «опасностью массового перехода на сторону фашистов». Но вторая мировая война давно кончилась, сменилось почти два поколения, а немцы Поволжья, крымские татары и месхи так и не получили разрешения вернуться в родные места.
Советский имперский Ш. стал неотъемлемой частью государственной политики: русский народ объявлен «старшим братом в семье народов», «первым среди равных». Новый советский гимн, заменивший в 1942 году «Интернационал» , явно выдержан в традициях песни-марша старой России («Славься, ты славься наш русский царь» — «Славься, Отечество наше свободное») и духовно близок немецкому гимну («Германия превыше всего...» — «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь...») В конце 40-х годов одним из выражений коммунистического Ш. стала борьба с «космополитизмом». Кампания разоблачения «низкопоклонства перед Западом» имела своей целью под видом возрождения славянофильства утверждение идеи исключительности всего советского (а там где это не представлялось возможным — российского), провозглашение приоритета Советского Союза во всех областях науки, техники, культуры.
Под видом борьбы за чистоту русского языка из него стали изыматься заимствованные и интернациональные слова, их заменяли искусственными образованиями на исконной основе. Появились трактаты о неповторимости советского характера, создавались опусы по анализу «советского образа жизни». Слово «родина» стало писаться с большой буквы. Мания советской исключительности захватила искусство, науку, литературу. Жертвой шовинистического угара стали десятки и сотни тысяч граждан Советского Союза: ученых, писателей, композиторов, артистов, политических и общественных деятелей. В том числе — и русских. Коммунистический режим в той же мере стремился уничтожить русскую культуру, в какой он извращал и разрушал самобытность украинцев, армян, евреев и других. Страна превратилась в гигантский судебный зал, а советский народ - в свидетеля обвинения и публику. «Безразличное отношение к Родине и национальной культуре» (формулировка секретаря ЦК КПСС Жданова) индентифицировалось с национальной (государственной) изменой.
На этом фоне апеллирования к русской исключительности, провозглашение русских ведущей силой советского государства — «старшим братом» — носило лицемерный характер и преследовало пропагандистские цели - русский народ оставался столь же бесправным и беззащитным (а возможно и еще больше) перед коммунистическим террором, что и все народы советского государства. В 70-х годах воинствующий советский Ш. вырвался на международные просторы, утверждая силой свою великодержавную сущность в Анголе, Эфиопии, Южном Йемене, Афганистане. Это еще раз доказало, что СССР - последняя империалистическая и колониальная держава конца XX века.
Таким образом, если исторически Ш. и может быть с определенными оговорками соотнесен с идеологией некоторых больших народов, ущемлявших права малых, то ныне Ш. сохранился только в философии и политике советского государства. Великодержавный Ш. — подлинная идеология советского тоталитаризма, для которого лозунги равенства, братства и дружбы народов — всего лишь оружие пропаганды, призванной камуфлировать реальные цели и методы коммунистической национальной политики.
ПРИМЕРЫ: «Шовинизм - агрессивная реакционная политика империалистической буржуазии, направленная на покорение и порабощение народов». (БСЭ, т. 48, с. 181.) «Существо уклона к великорусскому шовинизму состоит в стремлении обойти национальные различия языка, культуры, быта...». (И. В. Сталин, Собр. соч., т. 12, с. 362.) «Наиболее реакционные и шовинистические круги крупной буржуазии еврейского происхождения оказывают всемерную поддержку сионистским и просионистским организациям» («Агитатор», 1979, № 19, с. 46.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.