СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
1) Изъятие церковной и монастырской собственности и передача ее в собственность государства или других владельцев. 2) Изъятие чего-либо (напр., школьного образования) из церковного ведения и передача в ведение гражданских органов.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от лат. saecularis - светский) - в Средневековье этим термином обозначалось обращение церковных и монастырских земель в государственную собственность, в настоящее время - процесс освобождения различных сфер общества и культуры от влияния религиозных институтов и символов.
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
позднелат. sae-cularis мирской, светский) - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение. С конца XIX в. - любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Секуляризация
(от лат. «saecularis» – мирской, светский) –1) отчуждение церковной собственности и земель в пользу государства; 2) особенность и направление развития западноевропейской культуры, проявляющаяся в процессе лишения религиозной мысли, практики и институтов изначально присущих им социальных функций, влияния и значения.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат saeculans светский, мирской) 1) отторжение церковной и монастырской собственности (гл. обр. земельных владений) и передача ее в светское (государственное) владение; 2) изъятие из церковного ведения различных социальных институтов (напр., школьного образования, регистрации актов гражданского состояния) и передача их в ведение светских, гражданских органов;3) высвобождение общественных отношений от влияния религиозной идеологии и морали. В настоящее время в ряде стран, прежде всего в странах Ближнего и Среднего Востока, наблюдается обратный процесс усиление влияния идеологии ислама на многие стороны их политической и культурной жизни
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Секуляризация
от лат. saecularis мирской, светский)
1) процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейно-бытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви;
2) в Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви;
3) с кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов;
4) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.
1) процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейно-бытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви;
2) в Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви;
3) с кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов;
4) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от лат. saecularis - светский, мирской) - процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права, науки, культуры, школы, национальных и семейно-бытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви.
В далеком прошлом С. находила свое отражение прежде всего в обращении церковной собственности, прежде всего земли, в светскую. В новое и новейшее время она получила свое проявление в отделении церкви от государства и школы от церкви, в сужении или упразднении социальных функций, выполняемых религиозными учреждениями, сокращении числа верующих и т.д. С. различна по результатам, формам, темпам и методам в разных условиях отдельных стран. Она может усиливаться, а может замедляться и даже отступать в различные периоды развития одной и той же страны. В современной России, напр., происходит обратный процесс серьезного усиления влияния религии и церкви на общественную жизнь, который называется сакрализацией.
В далеком прошлом С. находила свое отражение прежде всего в обращении церковной собственности, прежде всего земли, в светскую. В новое и новейшее время она получила свое проявление в отделении церкви от государства и школы от церкви, в сужении или упразднении социальных функций, выполняемых религиозными учреждениями, сокращении числа верующих и т.д. С. различна по результатам, формам, темпам и методам в разных условиях отдельных стран. Она может усиливаться, а может замедляться и даже отступать в различные периоды развития одной и той же страны. В современной России, напр., происходит обратный процесс серьезного усиления влияния религии и церкви на общественную жизнь, который называется сакрализацией.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от лат. saecularis - светский) - освобождение политики от религиозной формы, превращение ее в естественноисторический процесс. Секуляризация власти привела к тому, что ценности, авторитет, формообразование, функции и другие моменты политической организации теряют свое сакральное, сверхъестественное содержание. Политика превращается в естественный продукт общественной жизни, исчезает ее трансцендентный, сверхопытный характер. Действительным творцом общественных отношений становится человек, политика подчиняется светскому праву, которое создается органами государства.
Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди создают законы, люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения превращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удовлетворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное.
Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у человека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь, и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естественные механизмы (институты): выборность, гласность, разделение властей, господство права, подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в политическом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакральное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.
Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди создают законы, люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения превращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удовлетворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное.
Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у человека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь, и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естественные механизмы (институты): выборность, гласность, разделение властей, господство права, подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в политическом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакральное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.
Источник: Словарь по политологии
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи с самого начала светским государством, что закреплено Первой поправкой к Конституции (First Amendment) ("Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание"). Светские государственные учреждения США сосуществуют с более систематическим, чем в других западных демократиях, посещением гражданами страны церкви и более строгим соблюдением религиозных обрядов. Во Франции секуляризация представляет собой мощное движение, начавшееся еще во времена Французской революции (French Revolution), и с тех пор государство остается светским (а французское государственное образование – даже воинствующе светским). В Великобритании секуляризация не завершена. Англиканская церковь занимает более высокое положение, чем другие религиозные учреждения: некоторые из ее епископов заседают в Палате лордов; ее решения по внутренним вопросам подлежат рассмотрению в парламенте; финансированием церкви управляет Церковная комиссия (в 1980-х гг. оно было в бедственном состоянии), в число ее членов входит премьер-министр. Возглавляет англиканскую церковь королева, но она же является главой шотландской церкви, отличающейся по верованию и организационной структуре. Задают вопрос: приемлемо ли это в стране, где число прихожан-англиканцев равно или даже уступает числу католиков и мусульман? Тем не менее недавно принятый закон подтверждает, что государственное обучение должно носить религиозный характер "с христианским уклоном". Процесс секуляризации проходит намного более бурно в некоторых исламских странах. Свержение шаха Ирана в 1979 г., падение алжирского правительства в 1993–94 гг. и серьезные беспорядки в Египте – результат протестов исламских фундаменталистов (Islamic fundamentalism) против режимов, проводящих секуляризацию. См. также: religion и politics (религия и политика).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь