Сартр Жан-Поль

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Сартр Жан-Поль
1905–1980) – французский философ-экзистенциалист, ввел во французские философские круги феноменологию Гуссерля и «новый онтологизм» Хайдеггера. Культовая фигура революционной интеллигенции 60-х.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Сартр, Жан Поль
Sartre) (1905-80)
французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой - противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости («Бытие и ничто», 1943); пытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией («Критика диалектического разума», 1960). Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (1945-1949), пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и господь Бог» (1951) и др. В конце 1960-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

САРТР, ЖАН-ПОЛЬ
(Sartre, Jean-Paul) (1905–80) Французский политический деятель и писатель, самый известный в ХХ в. представитель экзистенциализма (existentialism). Его идеи наиболее полно отражены в книгах "Бытие и ничто" ("L´Etre et le nant", 1943) и "Экзистенциализм и гуманизм" ("Existentialism and Humanism"). Представления Сартра о существовании ("Человек обречен быть свободным") легче понять его философским и литературным трудам, особенно по книге "За запертой дверью" ("Huis Clos", 1943), чем его политическим сочинениям. После 2-й мировой войны Сартр пришел к выводу, что экзистенциализм означает особый вид интеллектуальной деятельности и (по крайней мере, в принципе) неистовый марксизм (Marxism), утверждая, что никаких объективных моральных норм не существует. Некоторые считают его более поздние труды (особенно "Критику диалектического разума") своего рода примирением экзистенциализма и марксизма, другие усматривают в них отказ от первого и переход на позиции второго.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь