РУСОФОБИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Русофобия
(от греч. «phobos» – страх) – неприязненное, враждебное отношение к русской нации, ее представителям, культуре, традиционным ценностям, своеобразию пути развития.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

РУСОФОБИЯ
один из видов ксенофобии, болезненная неприязнь или патологическая ненависть к русскому народу. Русофобия стала частью национальной идеологии в Украине, Грузии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

РУСОФОБИЯ
идеология определенного общественного слоя, составляющего меньшинство и противопоставляющего себя остальному Русскому народу . Русофобия является целенаправленной политикой и идеологией, направленной против титульного народа России — Русских. Русофобия использует самые различные приемы, которые позволяют пока что безнаказанно унижать и шельмовать Русских, их великую историю и культуру. Среди этих приемов можно назвать историческую ложь, клевету, уверенность в своем праве творить судьбу Русского народа без его на это согласия, игнорирование русской исторической традиции и национальной точки зрения, приписывания целой нации различных преступных и асоциальных наклонностей (воровство, пьянство, лень, рабская психология) и т. д. Русофобия опасна для Русского народа, т. к. лишает его веры в свои силы, своего неповторимого национального облика. Русофобия, равно как и геноцид Русских, должны категорически осуждаться, а их носители преследоваться в судебном порядке как распространители антирусской и антигосударственной идеологии, подрывающей основы государства и жизнедеятельности Русской нации .
Русофобия очень часто свойственна представителям интеллигенции, правозащитникам и прочим адептам общечеловеческих ценностей. Более того, эти люди считают за добродетель иметь русофобские взгляды и наклонности. Если среди них попадается человек Русский, то он начинает всячески изживать из себя свою русскость, по капле находить чужеродную кровь, отказываться от национальности, от своего народа, превращаясь в гражданина мира. Нерусские русофобы обычно и не собираются отказываться от своих корней, но напирают на то, чтобы отказывались все Русские люди. В этом деле доходит до абсурда. Например, попытка сравнения русофобии и антисемитизма (явления одного порядка — виды ксенофобии) вызывает у таких людей приступ ярости и неподдельной ненависти: тот, кто пытается сделать такое сравнение, тут же получает клеймо «антисемита». Да и действительно — разве можно сравнить шесть иллюзорных миллионов, якобы сожженных в печах, и реальные миллионы Русских людей, уничтоженных отпетыми русофобами в годы революций, гражданской войны, коллективизации и т. д.
Основной тезис русофобии: Русский должен забыть свою русскость, платить и каяться.
См. также: демшиза, интернационализм, русская мафия, социал-дарвинизм, юмористы.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

РУСОФОБИЯ
нелюбовь, ненависть к русскому народу и России. Является фундаментальной основой отношения руководящих кругов Запада к России и русским. В основе Р. лежат ревность, зависть и ненависть к Третьему Риму и предназначению русского народа как народа‑богоносца, призванного хранить истину подлинного Христианства до скончания века.
Истоки Р. мы видим уже в XVI в., после того как Русь устами старца Псково‑Елеазаровского монастыря Филофея провозгласила себя Третьим Римом, а великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный был помазан на царство. В это время появляются первые русофобские труды, сформировавшие канон отношения Запада к России. Свои «Записки о Московии» написали в это время австрийский дипломат барон С. фон Герберштейн и немецкий авантюрист Г. фон Штаден, в них собран весь тот набор клеветнических измышлений и гадостей о русских и России, который повторяется часто и сегодня. Еще два «классика западной Р.» сочинили свои опусы в XIX в., в эпоху наивысшего могущества России после победы над властелином Запада Наполеоном Бонапартом. В 1817 г. английский генерал, участник Наполеоновских войн Р. Вильсон издал книгу «Очерк военной и политической власти в России: в 1817 году», а в 1843 г. в Париже вышла самая популярная русофобская книга «Россия в 1839 году» маркиза А. де Кюстина. Последняя выдержала несколько изданий, была переведена на немецкий и английский языки и издана даже в США в 1855 г. Именно Кюстин ввел термин «тюрьма народов» применительно к России, он представил западному читателю Россию как страну «варваров и рабов», «всеобщего страха и бюрократической тирании». В XIX в., особенно в период подготовки и проведения Крымской войны 1853–1856 гг., Р. достигла своего апогея, ее центром становится Англия. Фундаментальную Р. Запада признавали даже некоторые честные русские западники. Так, один из столпов западничества П. В. Анненков писал знаменитому писателю, тоже западнику, И. С. Тургеневу в 1876 г.: «Нельзя быть либеральным человеком в Европе, не будучи врагом России. Либерализм и благорасположение к славянам – понятия несовместимые». В это же время Р. оказались заражены и некоторые представители образованного слоя русского общества. Классикой отечественной Р. является стихотворение принявшего католичество проф. Московского университета В. С. Печёрина:
 
Как сладостно Отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья.
И в уничтожении Отчизны видеть
Всемирного денницу пробужденья.
 
Пышным цветом расцвела Р. в первые годы советской власти. Именно тогда поэт Алтаузен написал свои знаменитые строки:
 
Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал,
 
Случайно им мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Расею!
А может, лучше было не спасать?
 
Новый виток внутренней Р. наблюдался в 1990‑х гг. после победы либерально‑демократической революции в России, когда третировалась русская культура и традиционные русские ценности. После падения советской империи главным врагом Запада была объявлена Русская Православная Церковь, о чем откровенно заявил один из идеологов глобализма З. Бжезинский. Постепенно Р. дополняется православиефобией. Сегодня Запад не скрывает своей Р. Наконец и российская власть начала понимать русофобскую основу неприязни Запада к России и прекратила бесплодные попытки убедить Запад в своих добрых намерениях. А ведь еще во второй половине XIX в. великий русский мыслитель И. С. Аксаков написал: «Попробуйте вразумить просвещённую и доступную логическому вразумлению Западную Европу насчёт России, ее бескорыстия и миролюбия!.. Не вразумите. У неё нет даже органа для понимания России».

Источник: Советский политический язык 1984 г.

РУСОФОБИЯ
неприязнь или откровенная ненависть ко всему русскому: к менталитету нации, ее культуре, языку, государственности — вид ксенофобии (неприятия иностранцев и всего иностранного), присутствующей в общественном сознании и информационной пропаганде.
Русофобия имеет свои, отличающие ее от иных видов этнических фобий, особенности, обусловленные прежде всего геополитическим положением России, которая является не только крупнейшим по территории государством планеты и энергетической сверхдержавой, но и центром славянства и оплотом православия в мире.
Источниками русофобии являются сознательно культивируемые на Западе базовые русофобские мифы. Например, миф о «деспотизме русского самодержавии и кровавой русской истории», миф о России как «тюрьме народов, колониальной империи», миф о «русской лени» и др. Все эти мифы не только не имеют под собой фактической основы, но и искажают дело с «точностью до наоборот».
Так, в западной исторической науке (да и во многих отечественных исследованиях) в качестве доказательства особой жестокости русского деспотизма приводится в пример царствование Ивана Грозного. Этот период действительно был непростым в русской истории, и московский царь не особо церемонился со своими подданными. Но стоит вспомнить, что во всех без исключения европейских странах в то время монархи беспощадно расправлялись с противниками. И что за все время «жестоких репрессий» Грозного на Руси погибло меньше народу, чем за одну только Варфоломеевскую ночь, когда «цивилизованный» король Франции Карл IX устроил в Париже страшную резню гугенотов.
Во время «огораживаний» в «передовой» Англии с земли были изгнаны сотни тысяч крестьян, десятки тысяч из которых были казнены за вынужденное бродяжничество. За 3 века правления Романовых, вплоть до восшествия на царство Николая II, в России было приведено в исполнение лишь несколько десятков смертных приговоров, в то время как в немецких городах к концу «просвещенного» XVIII в. было сожжено до 100 тыс. женщин по обвинению… в колдовстве. В США казнь негров по суду Линча (всего лишь за цвет кожи) была распространена до XX в. Только в 1901 г. было подвергнуто линчеванию 130 чел.
Не «дикая, погрязшая в азиатском деспотизме» Россия открыла одну из самых позорных страниц мировой истории — работорговлю, а «передовые» Британия, Голландия, Франция, США. В США рабство было отменено позже, чем крепостное право в «отсталой России», да и то в результате кровопролитной гражданской войны.
Целую историческую эпоху, когда во главе страны стоял И. Сталин, русофобы пытаются представить как период господства страшной тоталитарной системы, которая подавляла свой народ и угрожала всему миру, и в этом смысле практически ничем не отличалась от «третьего рейха». Но совершенно игнорируется факт, что именно в эту эпоху «угнетенный» народ поголовно стал грамотным, СССР разгромил самое сильное и агрессивное государство планеты и спас от нацизма мир, достиг колоссальных успехов в развитии экономики, научной мысли, а по ряду позиций (использование мирного атома, освоение космоса) далеко обогнал самую богатую страну в мире — США.
Именно в годы «тоталитаризма» в нашей стране была создана лучшая в мире система образования, которая до сих пор позволяет России оставаться одной из наиболее сильных, развитых и влиятельных держав планеты. К слову, количество жертв сталинских репрессий конца 1930-х гг. ниже тех человеческих потерь, которые понесла наша страна во времена правления Б. Ельцина (массовое обнищание и вымирание населения, криминализация, межнациональные конфликты, война на Северном Кавказе).
Столь же некорректно обвинение Сталина в «кровавых репрессиях, не имевших места в истории человечества». Современные научные данные свидетельствуют: даже в худшие времена в знаменитом ГУЛАГе находилось лишь немногоим больше заключенных, чем сегодня в США (2,5 млн. чел. в СССР, 1950 г., 2,32 млн. чел. в США, 2008 г.).
Столь же беспочвен миф о России как «тюрьме народов», где ущемляются права национальных меньшинств. Известно, что во время освоения новых территорий русские поселенцы выступали в качестве цивилизаторов малых народов Сибири и Дальнего Востока, учили их более прогрессивным методам хозяйствования, грамотности. Ни один малый народ за столетия нахождения в составе Московского царства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации не исчез с лица Земли. Более того, с период СССР росла популяция малых народов. Благодаря русскому народу представители этих небольших этнических групп получили образование, приобщились к русской, а через нее к мировой культуре.
Практически все национальные субъекты Российской Федерации вошли в состав России добровольно. При этом на протяжении практически всей своей истории Россия не эксплуатировала, а развивала национальные окраины, вкладывая средства в инфраструктуру и экономику. Благодаря России многие народы впервые в истории получили свои культурные центры, музеи, грамматики своих языков, национальную литературу.
А в США в течение только XVIII–XIX вв. было уничтожено около 10 млн индейцев — практически все коренное население Америки. Лишь к началу XXI в. популяция североамериканских индейцев смогла приблизиться к отметке в 2 млн чел. После набегов европейских работорговцев безлюдными становились огромные территории Африки, были уничтожены древние африканские государства с их неповторимой культурой — Гана, Сонгаи, Мали и другие, а Черный континент был отброшен в своем развитии на сотни лет назад.
Неисчислимые бедствия принесло народам Африки, Азии, Латинской Америки колониальное господство «цивилизованных» западных стран. Коренное население, к которому завоеватели относились как к неполноценным существам, подвергалось нещадной эксплуатации, а попытки протеста безжалостно подавлялись.
Немало малых народов кануло в небытие и на территории самой Европы, и этот процесс продолжается и по сей день.
Миф об экспансионистских устремлениях русских, их желании господствовать над миром русофобы пытаются «подпитать» примерами из истории Российской империи и советской истории. Так, победа русской армии над Наполеоном и вхождение в Париж многими расценивались как признак гегемонизма России, ее превращения в «жандарма Европы». Однако именно этот «гегемонизм», в отличие от наполеоновского, обеспечил Европе мирную жизнь, а следовательно, условия для благополучного развития, на 40 лет.
Несостоятелен и издавна культивируемый недругами России (в т. ч. доморощенными демократами-реформаторами) миф о едва ли не генетически присущей русским лености, неспособности к разумному, рациональному хозяйствованию. В истории нет ни одного народа, который за короткое время сумел бы освоить безлюдные территории в зоне вечной мерзлоты. Это сумели сделать только русские, которые не просто поселились на землях Сибири и Севера, но создали мощную промышленносырьевую базу, которая до сих пор является главным источником развития российской экономики и обеспечивает положение России в мире как энергетической сверхдержавы.
А начавшийся несколько лет назад экономический рост уже привел к развитию наукоемких отраслей. Не случайно, что именно российские специалисты в области ИТ пользуются авторитетом во всех странах.
По-прежнему непревзойденными являются созданные отечественными учеными и промышленниками многие образцы военной техники. Российская Федерация до сих пор остается ведущей космической державой мира. «Русские — единственный христианский народ, расширявшийся на северо-восток и смиренно выращивающий хлеб там, где Богом дана была земля, — напоминает историк Н. Нарочницкая. — Протестанты не стали бы пахать на Севере. Они бы перековали орала на мечи и пошли завоевывать других, что они и делали. Именно протестантским странам свойственно пренебрежительное отношение к туземцам. Апартеид Южной Африки создали французские и голландские гугеноты-кальвинисты. Американские пуритане уничтожили индейцев даже не в период становления своего общества, а в период его расцвета — в середине XIX в. Что касается благосостояния, то русские, конечно, были бы намного богаче, если бы в течение четырех веков расширения державы присваивали бы себе и землю, и труд присоединяемых народов. Но они ни разу этого не сделали».
Не выдерживает критики и сложившийся уже в XIX в. миф, что Россия — это страна, находящаяся на обочине истории человечества, неспособная к творческому преобразованию мира. Этот миф внедрялся в сознание многими интеллектуалами с европейской известностью, начиная от русского П. Чаадаева и француза маркиза де Кюстина до немецкого экономиста К. Маркса и его друга фабриканта Ф. Энгельса, писавшего, что «масса русского народа, крестьяне, из поколения в поколение глупо влачили свое существование в трясине какого-то пребывания вне истории».
Даже беглый экскурс в историю показывает, что Россия всегда находилась в самой гуще исторических событий. Будучи всегда одной из самых мощных в военном отношении держав, Россия участвовала в очень многих войнах, определивших очертания карты мира. В т. ч. во Второй мировой войне, выигранной именно нашей страной.
Российским первопроходцам принадлежат многие великие географические открытия (в т. ч. открытие в 1820 г. целого материка — Антарктиды). Огромное количество революционных научных открытий и изобретений было сделано русскими учеными.
СССР был державой, с которой считались недруги, и на которую равнялась большая часть человечества. Представление о том, что русские находятся вне истории и цивилизации, и легло в основу многочисленных геополитических доктрин европейских государств и чуть позже — США. Именно оно стало частью идеологии нацизма, согласно которой славяне, главным образом восточные, т. е. русские, подлежали ликвидации как «неполноценные народы», «недочеловеки».
Русофобия Гитлера носила явно расовый характер. Нынешние же ее проявления связаны не столько с расовыми и культурно-бытовыми предубеждениями, сколько с идеологическими и геополитическими обстоятельствами. Ныне русофобия является частью идеологии правящих режимов государств Центральной и Восточной Европы, ранее входивших в социалистический лагерь, а также некоторых республик бывшего Советского Союза — нынешних государств СНГ и Прибалтики — Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины.
Попытки объяснить неудачи внутренней и внешней политики происками России приводят в этих государствах к воскрешению форм расовой и национально-бытовой русофобии. Этот процесс сознательно провоцируется Западом, главным образом США, где русофобия стала активно развиваться после Второй мировой войны.
Русофобия является фрагментом славянофобии и ненависти к православию. Это было продемонстрировано во время войн на территории Югославии в 1990-е гг., агрессии против нее в 1999 г. и поддержки албанского бандитского сообщества на исконной сербской территории Косово и Метохия.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
455.03 кб

Уничтожение экологии русской речи, или уже русофобия?

Ковалев Г.Ф.
В статье поднимается вопрос о негативном влиянии на современный русский язык канцеляризмов, рассматривается проблема исчезновения в русском обществе такой категории, как отчество, приводятся примеры вычурных аббревиатур.
Читать PDF
10.34 мб

Русский патриотизм и «Русофобия» как детерминанты политической культуры (экзистенциальный аспект)

Даренский Виталий Юрьевич
В статье рассматривается проблема экзистенциальных корней патриотизма и русофобии в русской культуре.
Читать PDF
37.45 кб

Западная социальная мысль: комплекс культурного расизма и русофобии

Дегтярев Александр Константинович, Черноус Виктор Владимирович
Статья связана с актуальной проблемой концептуализации российской реальности в современной западной мысли.
Читать PDF
158.88 кб

Френсис Фукуяма: ради идеологически нагруженной русофобии все средства хороши

В последние годы средства массовой информации Запада проявили себя как средства массовой дезинформации. Одновременно с повышением градуса русофобии в них понижается градус объективности.
Читать PDF
376.71 кб

Психологическое воcприятие великих держав в мире. Истоки русофобии. Интервью с профессором междунаро

В интервью анализируются состояние и перспективы двусторонних отношений между США и Россией, влияние русофобии на характер восприятия образа России и ее внешней политики в США в академической среде и кругах политического истеблишм
Читать PDF
440.34 кб

Идеология русофобии: духовно-исторические истоки формирования

Монина Наталья Петровна
В центре внимания работы находится духовно-исторический аспект русофобской идеологии. Автором кратко проанализированы основные этапы формирования западной русофобии в историческом контексте.
Читать PDF
197.76 кб

Феномен русофобии: социально-философский анализ

Хмелевский Сергей Владимирович
В статье с позиции социально-философского анализа, в частности, выяснено, что, будучи разновидностью расизма, ксенофобии, русофобия в то же время является сформированным за многие столетия элементом неадекватного реальности мироощ
Читать PDF
1.36 мб

Матрица русофобии и ментально антропологические типы русской интеллигенции

Бабинцев В. П., Римский В. П.
В статье критически рассматривается русофобский политико-идеологический и псевдонаучный дискурс, возникший еще в начале позапрошлого века и постоянно возобновляющийся в различных ипостасях в отечественных научных, философских и ку
Читать PDF
350.31 кб

Коммуникативные факторы развития русофобии на Западе

Юрасов Игорь Алексеевич, Юрасова Ольга Николаевна
Исследованы и проанализированы социокультурные факторы, влияющие на коммуникационные процессы молодежи Западной Европы: влияние СМИ, общий фактор русофобии на Западе.