неустранимый элемент политического решения любого уровня, заключающийся в выборе той или иной линии поведения, того или иного действия.
Риск политический
Риск политический
Источник: Политико-терминологический словарь
Политический риск
риск инвестирования в страну, политическая ситуация в которой не отличается стабильностью, или в государство, которое не в состоянии исполнить обязательства перед акционерами, владельцами облигаций или партнерами по совместному предприятию.
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ
от франц. risque) - 1. Вероятность неблагоприятных последствий политических решений, предпринимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и пр.), что ведет к ущербу для участников политических действий. 2. Вероятность осуществления нежелательных политических событий. С точки зрения субъекта политики, риск политический возникает вследствие несоответствия идеальным требованиям и наличным (потенциальным) возможностям управления политической ситуацией [там же, С. 363-364].
Источник: Сводный словарь по политологии
РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ
вероятность нежелательных политических событий. В зависимости от факторов, влияющих на политический процессам подразделяют на легально правительственный (обусловленный принятие политических решений) и экстралегальный (обусловленный не зависящими от правительства обстоятельствами). Характер и уровень Р.п. оцениваются с помощью специальных индексов и показателей внутриполитической нестабильности. Индекс Р.п. определяется с помощью различных эконометрических и математических методов. Оценки уровней Р.п. более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной литературе. При определении индекса Р.п. обращается внимание на степень этнических и религиозных различий, социальное неравенство в распределении дохода, степень политического плюрализма, влияние левых радикалов, роль принуждения при удержании власти, масштаб антиконституционных действий, нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т.п.). При анализе Р.п. в России учитывается следующее: 1) политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке Р.п.; 2) наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а, следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране. В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Риск политический
(от греч. risicon - утесы, скалы) - неустранимый элемент политического решения любого уровня (начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельного избирателя), заключающийся в выборе (не всегда «просчитываемом») той или иной линии политического поведения. Рисковое решение принимается в ситуации неопределенности и характеризуется особым типом взаимосвязи объективных обстоятельств и субъективной деятельности по их сущностной политической взаимосвязи. Успех при осуществлении такого решения зависит не только от «угадывания», но и от умения и волевой решимости (политической воли) направлять ход событий в результате активных действий в пользу избранной альтернативы. В XIX веке категория «риск» получила глубокую проработку в хозяйственном праве. С 20-х гг. XX века её начинают связывать с принятием политических решений. В последней четверти XX века и в начале XXI века складываются контуры области научных исследований, которую можно обозначить как «рискология», в частности, под эгидой Шведской академии наук выпускается серия монографий «Риск и общество», где исследуются самые значимые моменты при принятии политических, технологических и экономических решений, а главное - взаимосвязи между ними.
Политический риск - неустранимый риск принятия политических решений, а поскольку они принимаются политическими акторами, то его оформление и осуществление во многом зависит от социально-психологических характеристик последних. Этот параметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия политических решений, как восприятие и анализ рисковых решений, уровень входящих в теорию принятия решений таких элементов, как уровень риска, портфель риска, профиль риска, замыкающихся на фигуре риск-тайкера - человека (субъекта), берущего на себя ответственность за выработку, принятие и осуществление политического решения. Политика - это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие же решения как изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, так и в резолютивном аспекте, в смене приоритетов, всегда проводится субъектом политики, чаще всего политическим лидером, а поскольку конкретный политический актор оценивает мир и свое место в нем. часто весьма субъективно, то в процессе принятия решений, определяемого и посредством интуиции (в которой особую роль играют знания и весь предшествующий политический опыт), особое значение имеют мировоззренческие установки, видение социального идеала и нравственные ценности политического лидера.
Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Так, чреватой неоправданным риском и поэтому неприемлемой, следует считать политику сверхэксплуатации как одного региона другим, так и одного социального слоя другим внутри отдельных стран. Содержат политическую угрозу и неурядицы экономического характера, затяжное (в течение десятков лет) пребывание у власти одних и тех же лиц, что лишний раз подтвердили бурные события на арабском Востоке в 2011-2012 годах. Но даже в стабильных странах Запада, по С. Хантингтону, одна из основных сложностей в принятии решении заключается в том, что они отдаются на откуп политической элите, издержки же политического риска падают на широкие народные массы и лаже выходят за рамки страны или целого региона (Самюэль Хантингтон (род. 1927) - видный американский политолог, специализирующийся в сферах сравнительных исследовании, теорий цивилизаций и политического развития, автор многих работ: «Совместная оборона: стратегические программы в национальной политике» (1961); «Политическая власть: США - СССР» (1964. соавтор З. Бжезинский): «Политический порядок в изменяющихся сообществах» (1968): «Дилеммы мировой политики» (1985): «Политическое развитие» (1986); «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) и др.). Проблема политического риска решается созданием новых возможностей демократического контроля принятия политических решений, особенно стратегического характера. Это требует высокого уровня образованности, знания научных основ политологии и социологии, цивилизованности, устранения моментов эйфории и «фобий» при Припяти и осуществлении политических решений, отказа от неоправданной осторожности как тормоза социальных преобразований, «синдрома нерешительности». Значимость поиска новых средств регуляции политического риска не отменяет той истины, что правильные рисковые решения - залог устойчивости политической системы. (Фобия - от греч. - страх, боязнь - например, боязнь чего-либо).
Политический риск - неустранимый риск принятия политических решений, а поскольку они принимаются политическими акторами, то его оформление и осуществление во многом зависит от социально-психологических характеристик последних. Этот параметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия политических решений, как восприятие и анализ рисковых решений, уровень входящих в теорию принятия решений таких элементов, как уровень риска, портфель риска, профиль риска, замыкающихся на фигуре риск-тайкера - человека (субъекта), берущего на себя ответственность за выработку, принятие и осуществление политического решения. Политика - это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие же решения как изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, так и в резолютивном аспекте, в смене приоритетов, всегда проводится субъектом политики, чаще всего политическим лидером, а поскольку конкретный политический актор оценивает мир и свое место в нем. часто весьма субъективно, то в процессе принятия решений, определяемого и посредством интуиции (в которой особую роль играют знания и весь предшествующий политический опыт), особое значение имеют мировоззренческие установки, видение социального идеала и нравственные ценности политического лидера.
Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Так, чреватой неоправданным риском и поэтому неприемлемой, следует считать политику сверхэксплуатации как одного региона другим, так и одного социального слоя другим внутри отдельных стран. Содержат политическую угрозу и неурядицы экономического характера, затяжное (в течение десятков лет) пребывание у власти одних и тех же лиц, что лишний раз подтвердили бурные события на арабском Востоке в 2011-2012 годах. Но даже в стабильных странах Запада, по С. Хантингтону, одна из основных сложностей в принятии решении заключается в том, что они отдаются на откуп политической элите, издержки же политического риска падают на широкие народные массы и лаже выходят за рамки страны или целого региона (Самюэль Хантингтон (род. 1927) - видный американский политолог, специализирующийся в сферах сравнительных исследовании, теорий цивилизаций и политического развития, автор многих работ: «Совместная оборона: стратегические программы в национальной политике» (1961); «Политическая власть: США - СССР» (1964. соавтор З. Бжезинский): «Политический порядок в изменяющихся сообществах» (1968): «Дилеммы мировой политики» (1985): «Политическое развитие» (1986); «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) и др.). Проблема политического риска решается созданием новых возможностей демократического контроля принятия политических решений, особенно стратегического характера. Это требует высокого уровня образованности, знания научных основ политологии и социологии, цивилизованности, устранения моментов эйфории и «фобий» при Припяти и осуществлении политических решений, отказа от неоправданной осторожности как тормоза социальных преобразований, «синдрома нерешительности». Значимость поиска новых средств регуляции политического риска не отменяет той истины, что правильные рисковые решения - залог устойчивости политической системы. (Фобия - от греч. - страх, боязнь - например, боязнь чего-либо).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013