Революционный процессРеволюция 1848 во Франции

РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 15 определений термина РЕВОЛЮЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Революция

глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политико-терминологический словарь

Революция

общественный переворот, массовые действия экстраправового характера, нацеленный на кардинальные перемены в самой политической системе, а не простую замену одной правящей элиты на другую.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: глоссарий по книге

Революция

глубокое и качественное изменение политической системы общества, связанное с приходом к государственной власти принципиально новых политических сил, которые оформляют и закрепляют политическую победу более прогрессивного общественного строя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Революция

от позднелат. revolutio поворот, переворот)

глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот от revolvere - переворачивать) - коренное качественное изменение в развитии чего-либо. Социальная революция - переворот во всей политической и. социально-экономической структуре-общества. В качестве одной из двух главенствующих форм политического развития революция противополагается эволюции - медленному, постепенному процессу изменений в политической сфере. В современной политологической литературе используются также термин инволюция (от лат. invoiutio - свертывание) в значении обратного развития.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сводный словарь по политологии

Революция

процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

РЕВОЛЮЦИЯ

1) Коренной переворот, резкий, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. 2) Социальная Р.- коренной переворот в общественном и политическом (государственном) строе, в развитии общественных сил. Р. совершается либо насильственным, немирным путем - в ходе вооруженного восстания, либо - при благоприятных условиях-мирным путем. Р. может быть успешной только при наличии революционной ситуации в стране, при наличии объективных (политический кризис, тяжелое состояние экономики и др.) и субъективных (наличие революционной партии, опытных руководителей революционного движения и пр.) условий. Р.- высшая форма борьбы классов. Буржуазные революции привели к установлению капиталистического строя. Социалистическая Р., свергает власть буржуазии, создает государство диктатуры пролетариата. Образцом социалистической Р. является Великая Октябрьская социалистическая революция в России В 1917.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Революция

коренной переворот в жизни общества, закономерно приводящий к ликвидации господства отжившего, реакционного общественного строя и утверждению нового, прогрессивного строя, переходу власти от реакционного класса к прогрессивному. Переход власти из рук одного класса к другому происходит в острой классовой борьбе, которая нередко сопровождается гражданской войной. Характер революции определяется социальными задачами, которые она решает. Только революция, приводящая к победе социализма, дает народу избавление от гнета эксплуататоров. Главным для всякой социалистической революции является установление в результате ее диктатуры пролетариата в той или иной форме, опирающейся на союз рабочего класса и всех трудящихся, при руководящей роли марксистско-ленинской партии. С образованием мировой системы социализма и углублением общего кризиса капитализма сложились благоприятные условия для осуществления социалистической революции мирным способом, без гражданской войны. К этому стремится рабочий класс и его авангард — марксистско-ленинская партия. Однако в условиях, когда эксплуататоры прибегают к насилию над народом, необходимо иметь в виду и немирный переход к социализму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: понятия и дефиниции

РЕВОЛЮЦИЯ

от лат. revolutio — поворот, переворот) — быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния в другое как проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития явлений природы, общества и познания. Революции отличаются прежде всего типом изменяющейся социальной или иной материи, движущими силами, целями и задачами. Социальная революция, которая возникает как следствие нарастания противоречий в обществе на определенном этапе его развития, представляет собой кардинальное изменение социально-политического строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественного и государственного институтов в противоположность реформам и социальной эволюции. Социальные революции различают по социальной группе (классу), которая выступает главным носителем революционного действия (крестьянская, буржуазная, пролетарская), а также пространственным рамкам ее реализации (национальная, мировая). Революция предполагает участие в перевороте широких масс народа. Задачей революции является переустройство государственного управления на более демократических и прогрессивных началах. В ХХ в. вошло в обо83 рот понятие научно-технической революции — совокупность коренных, качественных изменений в технике, технологии и организации производства, совершающихся под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определяющее влияние на социально-экономические условия общественной жизни. Начало ХХI в. ознаменовано широко развернувшейся информационной революцией, приближающей мир к информационному обществу, в котором знания выступают в качестве одной из основных социальных ценностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

РЕВОЛЮЦИЯ

лат. revolutio поворот, переворот) - качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесса в природе и различных сферах жизни общества. Р. представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии.

В истории политической мысли существовало несколько различных подходов к проблеме Р. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает Р. как способ, обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, Р. выполняет необходимую социальную функцию - способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме Р. понимается как способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной Р. является Р. социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И.Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак Р. как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. Сторонники концепции "социологии революции" подчеркивают неэффективность социальных и политических Р., акцептируя внимание на "издержках" этого процесса. "Леворадикальные" концепции, напротив, превозносят роль Р., их "очищающий" общество характер. В современной западной политологии Р. трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки Р., где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии Р.: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную Р.; в зависимости от ее движущих сил - классов, участвующих в общественных преобразованиях, - крестьянские, буржуазные, пролетарские, народные Р.; в зависимости от применяемых средств и методов - мирные и немирные Р.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политология: Словарь-справочник

Революция

- глубокое качественное изменение в развитии, перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного количественного развития без изменения качества процесса. Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Критерием прогрессивности является большая степень обобществления собственности на элементы производства.

Революцию нельзя путать с вооруженным восстанием каких-либо социальных групп или классов против существующей политической власти. Революционное восстание происходит тогда, когда существующая политическая власть сохраняет устаревшие производственные отношения и противится установлению новых производственных отношений, соответствующих новой формации. В этом случае целью революционного восстания является захват политической власти прогрессивным классом для осуществления социальной революции.

Поскольку во всех досоциалистических общественно-экономических формациях власть принадлежала правящему классу, заинтересованному в сохранении устаревших производственных отношений, новый, революционный класс завоевывал власть в ходе вооруженной борьбы, осуществляя затем социальную революцию. При социализме власть находится в руках трудящихся, заинтересованных в переходе от социализма к коммунизму, сам этот переход происходит без социальных потрясений и является коммунистической революцией, осуществляемой действующей властью "сверху" при активном содействии трудящихся масс.

Коммунистическая революция будет направлена на полное обобществление производства, включая предметы потребления, и ликвидацию товарно-денежных отношений и в сфере потребления. Механизмом осуществления коммунистической революции будет приоритетное развитие общественной сферы потребления и поэтапный вывод ее из сферы товарно-денежных отношений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий политологический толковый словарь

РЕВОЛЮЦИЯ

в самом широком смысле это радикальное, коренное изменение любого устоявшегося годами (а то и веками) порядка протекания различных процессов.

Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции.

Эволюция — это медленные, постепенные и последовательные изменения, не приводящие к скоротечному, катастрофическому разрушению существующей системы, к которым ведут революции.

Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит.

Степень глубины революционных изменений измеряется характером задач социальных групп, классов, каст, партий, совершивших переворот. Так, многочисленные военные перевороты в ряде латиноамериканских, азиатских и африканских государств, «бархатные» и «цветные» революции последних лет, квалифицируемые как «революция» (и, как правило, так и воспринимаемые в массовом сознании) приводили к банальной замене одной правящей элиты на более энергичных конкурентов и не вели к качественным переменам в экономике, политике, социальной жизни этих стран. Другие же — революция в Англии в XVII в., война за независимость в США и Великая французская революция в XVIII в., Февральская в России вместе с Октябрьской революцией большевиков 1917 г., исламская революция 1979 г. в Иране имели колоссальные, как для этих государств, так и для всего мира последствия.

Природа революций, причины, движущие силы, мотивы, специфика их реализации, характер последствий — все это до сих пор является предметом горячих дискуссий не только в научном мире, но и в самых широких кругах далекой от науки общественности.

Иррациональный характер протекания революционных процессов, их стихийность, противоречивость, непредсказуемость, неуправляемость, разрушительность — все это заставляет массовое сознание воспринимать революцию как аналог природной катастрофы, страшного стихийного бедствия.

В попытках понять, почему незыблемый, казалось бы, порядок мироустройства может рухнуть буквально в один день, а привычные, нередко веками существовавшие нормы социального поведения, моральные и религиозные устои окажутся отброшенными за ненадобностью теми же, кто являлся их хранителем, люди обращались к священным книгам.

Практически во всех сакральных текстах мировых религий сформулированы развернутые эсхатологические учения с подробным описанием признаков, которые будут возвещать и сопровождать конец человеческой истории.

Для современников революций и бунтов яркие, выразительные апокалипсические образы писаний служили своеобразным понятийным аппаратом для толкования происходящего.

Смута, кровопролитие, разруха — неизбежные спутники революций — воспринимались как небесная кара за прегрешения рода человеческого перед Творцом. И сами творцы революций убеждены были в том, что они — орудие в руках Бога, Судьбы, Провидения, призванные искупить кровью, своей и чужой, грехи человечества и построить справедливое Царство земное по образу и подобию Царства Небесного. Этим руководствовались и соратники О. Кромвеля в Англии (XVII в.), и протестантыизуверы вроде Томаса Мюнцера и Иоанна Лейденского (XVI в.), безжалостно расправлявшиеся с инакомыслящими в Германии, и американские пуритане, в своем стремлении построить «Град на Холме» безжалостно уничтожавшие индейцев.

Провиденциализм стал важным инструментом объяснения причин революций и для сторонников научного социализма — К. Маркса, В. Ленина и их последователей. Только, по представлениям марксистов, спасителем человечества явится не Машиах иудеев, не Иисус христиан, не Махди мусульман, а вооруженный знанием законов общественного развития пролетариат, руководимый партией революционеров. Именно этому классу объективно предназначено, предопределено построить коммунизм — рай на Земле. А неизбежность эта вытекает из основополагающего закона общества — учения о мировой истории как смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

Причиной смены является конфликт между непрерывным ростом производительных сил общества и устаревающей системой производственных отношений. Объективная необходимость разрешения этого противоречия и приводит к революции. Движущими силами ее выступают классы, заинтересованные в свержении существующего строя и замене мешающих развитию общества производственных отношений (т. е. господствующей формы собственности) новыми, более прогрессивными.

Уже первая масштабная попытка реализации учения о смене капиталистической общественно-экономической формации путем пролетарской революции была фактически ревизией учения Маркса.

В России, где большевики во главе с Лениным совершили Октябрьский переворот, не было объективных предпосылок для «смены формаций», а пролетариат численно и идейно не подходил для мессианской роли коллективного освободителя. Неудивительно, что революционный процесс в России после 1917 г. пошел таким чудовищным, иррациональным путем, поставив государство с тысячелетней историей на грань распада. Аналогично и итальянские фашисты, и немецкие нацисты пришли к власти под лозунгами «социальной революции». Реализация же ее идей вскоре привела к Второй мировой войне.

Тесная связь войн и революций несомненна. Во-первых, редко революционный переворот осуществляется в условиях прочного мира. Он происходит либо в воюющей стране, либо в преддверии надвигающейся войны, либо выступает одним из ее следствий. Во-вторых, сама революция, оборачивающаяся, как правило, резней и гражданской войной, провоцирует боевые действия с другими государствами (а собственная страна превращается либо в объект внешней агрессии, либо в агрессора).

Следующий за революцией хаос через большой промежуток времени приводит к «обратному движению маятника» к диктатуре, «железной руке», авторитарному порядку, который смягчается только через немалое количество времени.

Сторонники «революций» говорят о том, что после «переходного периода» инновационный эффект революции бывает большим, чем ущерб от вызванного ею хаоса, но это утверждение умозрительно и не подтверждается историческими фактами.

Как правило, время и силы, затраченные на одно лишь восстановление хотя бы дореволюционного уровня настолько велики, что у страны не остается сил нагнать тех, кто шел нереволюционным путем. Это в свою очередь приводит к новому кризису, возможно, новой революции, новому хаосу и новому рывку.

Французский философ А. Камю сравнивал эту модель с образом греческого Сизифа, вынужденного постоянно закатывать в гору скатывающийся камень, не успевая насладиться плодами своих трудов и счастьем постепенной, нормальной размеренной жизни и работы. Выйти из «ловушки Сизифа», слезть с иглы наркотика революции, рывкообразной модели развития, очень трудно, это требует сознательной воли целого народа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

РЕВОЛЮЦИЯ

(revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто понималось – в соответствии с его буквальным значением – как возвращение к ранее существовавшему порядку вещей. После Французской революции (French Revolution) подобное значение было вытеснено современным. Революции представляют собой процессы, в которых сливаются воедино соперничество элит и подъем народных масс. Причины революций долго вызревают (поэтому может показаться, что революции происходят внезапно) и имеют как внутренние, так и международные корни. Конечные результаты революций отличаются от первоначальных целей их участников. Трудно точно определить, когда революции начинаются и заканчиваются. История знает много революционных ситуаций, так и не приведших к революциям. Немногие признанные "великими" революции ставят перед сравнительным анализом проблемы методологического характера. Различают политические и социальные революции. Политическая революция ведет к изменениям как в характере государственной власти, так и в составе ее аппарата. Она продолжается до тех пор, пока не будет разрушена монополия старого режима на власть и силу и пока новая правящая группа не восстановит суверенную власть государства. Она может вызвать контрреволюцию, а иногда и реставрацию старого режима. Социальные революции (которые случаются значительно реже) предполагают политические и социальные преобразования, классовую борьбу и давление снизу с требованием радикальных перемен. Этот массовый подъем может быть использован другими участниками революции, преследующими свои цели, зачастую противоположные интересам широких народных масс. Восприятие революции и связанные с ней переживания различны в зависимости от положения, в котором оказались те или иные действующие лица. Глубина социальных преобразований будет зависеть от интенсивности классовой борьбы, расстановки классовых сил, стратегии, организации и руководства революционных сил, а также от жизнеспособности существующих властей. Карл Маркс (Marx) называл революции "локомотивами истории". Наиболее сжатое изложение его взглядов на развитие исторического процесса можно найти в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859). Новые способы производства (феодализм, капитализм, социализм) возникали в рамках существующего способа. Революции происходили в результате развития в рамках данного способа производства противоречия между общественными силами и общественными производственными отношениями, когда последние становились оковами, сдерживающими развитие первых. Это выражалось в усилении классовой борьбы, предвещавшем то, что Маркс называл "эпохой социальной революции". Каждый предреволюционный класс развивал свое самосознание в процессе экономической и политической борьбы против господствующего класса. Результатом было становление новых производственных отношений и соответствующих им идеологических форм и в итоге установление гегемонии (hegemony) победившего революционного класса. Маркс подчеркивал, что ни один общественный строй не изживает себя до тех пор, пока не будут исчерпаны его возможности по развитию производительных сил и в его "утробе" не созреют новые производственные отношения. Допуская возможность мирного перехода к новому общественному строю в немногих зрелых демократических государствах (Великобритания, Соединенные Штаты), он тем не менее утверждал, что большая часть социалистических революций будет носить насильственный характер. Теория Маркса основывалась на предположении, что революции будут происходить в высокоразвитых промышленных странах, в то время как опыт нынешнего века показал, что революции совершаются в недостаточно развитых и неразвитых обществах. Многие не столько рассматривают революции с точки зрения их прогрессивности или неизбежности, сколько стремятся понять корни социальной нестабильности и политического насилия с целью предотвращения революций. Так, с точки зрения функционализма, общество постоянно пребывает в состоянии саморегулирующегося равновесия, поэтому революции являются глубоко антисоциальным или "дисфункциональным" явлением, которого следует избегать – так считает Чалмер Джонсон ("Революционные перемены") ("Revolutionary Change", 1966). Легитимация политической власти достигается благодаря социальному консенсусу относительно политических норм и ролей. Пока сохраняется такой консенсус, правительства могут осуществлять необходимые изменения, даже проводить достаточно радикальные реформы. Умелое правительство может нейтрализовать влияние новаторских идей, событий и процессов (называемых "катализаторами"), тогда как правительство, потерявшее политическую выдержку, может прибегнуть к силе и спровоцировать таким образом революцию. Чарльз Тилли также подчеркивал важность урегулирования конфликтов элитами (например, в работе "От подъема к революции") ("From Mobilization to Revolution", 1978). При другом подходе революции изображаются как социально-политические кризисы, вызываемые нарушением процесса модернизации. Согласно Токвилю (Tocqueville), писавшему о Французской революции (French Revolution), революции происходят тогда, когда не оправдываются поощрявшиеся до этого надежды на улучшение положения. В обществах, переживающих переходный период, революции могут подпитываться как возрастающими, так и умирающими надеждами. Современный вариант этого тезиса называется гипотезой "J-кривой" (представьте себе букву "J", развернутую на 1350 против часовой стрелки). Согласно Самюэлю Хантингтону ("Политический строй в изменяющихся обществах") ("Politichl Order in Changing Societies", 1968), причиной революции является активное участие в политике новых групп; это происходит настолько стремительно, что существующие институты оказывается не в состоянии ассимилировать их. Революция не происходит в устоявшихся демократических системах, которые способны расширять участие во власти контрэлит и включать их в свои структуры, не теряя при этом политического контроля. Согласно этой модели, революции характерны для развивающихся обществ, где процесс модернизации характеризуется неустойчивостью. Теда Скокпол ("Государства и социальные революции") ("States and Social Revolutions", 1979) критиковала ранние модели редукционизма (хотя сама сосредоточила внимание только на двух главных причинах французской, русской и китайской революций, а именно: на политическом кризисе и восстании крестьян). Центральное место в ее структурном анализе занимает та решающая и независимая роль, которую государство могло бы играть в посредничестве между группами. Революционный процесс не имеет основополагающей логики, скорее, он представляет собой проявление и развитие многочисленных конфликтов, порождаемых противоречиями, присущими старому режиму. Надо глубоко проанализировать конкретные революции, прежде чем выявить модели, являющиеся исключением из общего правила. По мнению Скокпол, человеческий фактор или революционная организация особого значения не имеют. В предложенной ею модели, носящей несколько внеисторический характер, недостаточно отражен тот факт, что "великие" революции оказывают влияние друг на друга или на другие движения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

РЕВОЛЮЦИЯ

от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции - вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция - это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества.

Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция - по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства - уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс, выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс.

Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики. Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения, утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция - это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.

Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы, граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс, социальный слой и группа, составляющие народ, объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов.

Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть, стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего - новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса - вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой - чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами - революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача - утверждение новой политической власти в этих странах - решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем.

С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг.

Характер (содержание) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями.

Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть, например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков (Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.).

Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала, гнетом империализма, тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п.

Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столько, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит, всего четыре: при переходе к рабству, феодализму, капитализму и социализму. - многообразие революций выглядит иначе. Прежде всего надо доказать, насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых, отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное - наличием у революционных сил класса или социальной группы - носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо, нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма, сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия.

1. Широко известно, что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия.

2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать, что история уже исчерпала все многообразие возможных революций.

Однако недовольство недовольством, а революция - это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта - крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой-либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно, из этого совершенно ничего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режима; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа. В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение, особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия".

Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию - беспорядкам и забастовкам - однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции.

Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать. Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально, но не столь умен, как они - к бизнесменам и правительственным чиновникам.

Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов - но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них - к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов... они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движениям тот цемент, который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей.

Интересно отметить, что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин, сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них - знаменитый Че Гевара, который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, - имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений.

Этапы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни. В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты.

Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство, происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И все это происходит в то время, когда экономика, как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть.

Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты, движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги. Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко. И когда правительство вызывает на помощь войска, этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться, а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда, так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу.

Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы. Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные - "добрые ребята" и не настолько решительны, чтобы сокрушить радикалов.

Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты, которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое. От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. "Термидор", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться, снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" - так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован - этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор, который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях

Найдено схем по теме РЕВОЛЮЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме РЕВОЛЮЦИЯ — 0

Найдено книг по теме РЕВОЛЮЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме РЕВОЛЮЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме РЕВОЛЮЦИЯ — 0