Религия

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕЛИГИЯ
(от лат. religare – воссоединять) – определённый исторический тип мировоззрения, одна из форм общественного сознания (Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм), основывающегося на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения. Р. включает в себя вероучение, Нравственный закон (см. Нравственный закон), обряды, культовые действия и объединение людей в организации (церковь, религиозная община и т. п.). Р. условно подразделяются на мировые и национальные. Мировые Р. (Буддизм, Христианство, Ислам) имеют большое число последователей по всему миру и при этом не ассоциируются с какой‑либо национальной общностью. Национальные – это Р., сложившиеся в рамках одного народа и не распространившиеся на другие (индийский индуизм, японский синтоизм, китайское конфуцианство, еврейский иудаизм и др.).

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Религия
поклонение богу или богам, вера в сверхъестественные силы, в бессмертие души, в загробную жизнь. Религия возникла в древнейшие времена из суеверных представлений дикаря о природе и ее законах. Религия в руках господствующих эксплуататорских классов служит средством духовного закабаления трудящихся. Она помогает держать народ в темноте, учит терпению и покорности на земле, обещая наград в «загробной жизни». Маркс называет религию «опиумом народа», Ленин считал ее родом «духовной сивухи», Партия большевиков «не может быть нейтральна в отношении религии, она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религией пых предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке» (Сталин). Служители религии-попы, ксендзы, пасторы, муллы, раввины, сектантские проповедники являются пособниками контрреволюции. Не смея выступать против Советской власти открыто, они ведут скрытую антисоветскую работу, пытаясь воздействовать на отсталые слои населения, на верующих, пополняют ряды агентов капиталистических разведок. Победа социализма в СССР, рост культуры в стране, антирелигиозная пропаганда освобождают народные массы от религиозного дурмана.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Религия

- вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Это извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил.
Всякая религия содержит две стороны - природоведческую, объясняющую происхождение мира и сущность природных явлений вмешательством верховного существа (Бога) и социальную, призванную регламентировать жизнь общества и отдельных людей в направлении сохранения существующей общественно-экономической формации.
Религия всегда играла реакционную роль, закрепляла бессилие людей перед природой, служила орудием угнетения трудящихся. Проповедуя покорность, смирение, отказ от борьбы за переустройство мира во имя получения награды после смерти "на том свете", религия помогает укреплению господства буржуазии.
Пропаганда религиозных ценностей есть один из существенных признаков идеологии национальной буржуазии, которая эксплуатирует религиозное сознание людей во имя сплочения их вокруг себя.
Однако необходимо отметить, что три основных религии, имеющиеся в России и остальных республиках бывшего СССР - христианство (особенно православие), ислам и буддизм в примитивной форме исповедуют реальные общечеловеческие ценности и поэтому в этой части не противоречат целям социалистического строительства. Поэтому по крайней мере некоторые служители культа, искренне старающиеся помочь своей пастве, будут естественными союзниками коммунистов в борьбе с антинародным буржуазным режимом, а коммунистам следует терпимо относиться к религиозным верованиям, заполнившим временный идеологический вакуум.
В дальнейшем следует полностью исключить процветающее теперь религиозное вмешательство в воспитание детей и в государственные политические мероприятия.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

РЕЛИГИЯ
(от лат. religio набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение, а также соответствующие поведение и специфические действия (культ), обусловленные фантастическим отражением «в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). В классово-антагонистическом обществе Р. как элемент надстройки выполняет различные социальные функции иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную и др., оказывает обратное воздействие на породившие ее социальные, в т.ч. и политические, отношения. Защищая интересы господствующих классов, она в определенных исторических условиях способна выступать и как духовная опора исторически прогрессивных движений: «...выступление политического протеста поп религиозной оболочкой, указывает В.И. Ленин, есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» В современном мире Р. переживает, с одной стороны, глубокий кризис ее традиционной идеологии и институтов, с другой происходит модернизация Р., ее активизация в социально-политической сфере. Ориентация на «земные» проблемы, отражая изменения в сознании широких масс верующих, все шире включающихся в борьбу за мир и социальную справедливость, сочетается одновременно с использованием империалистическими кругами Р. как инструмента реакционной политики, антикоммунизма.
В условиях социализма нет классов, заинтересованных в сохранении религиозной идеологии, как средства оправдания эксплуатации человека человеком. Ее иллюзорно-компенсаторные функции утрачивают свое значение по мере роста материальной и духовной зрелости социалистического общества, упрочения его гуманистической природы, развития личности. Социально-политическая ориентация большинства религиозных организаций в стране характеризуется лояльным отношением к социалистическому государству, его внутренней и внешней политике. На основе ст. 52 Конституции СССР, края гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду», верующим предоставлена возможность свободного отправления культа и одновременно созданы условия для освобождения сознания от религиозных воззрений, ведется научно-атеистическая пропаганда.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Религия
Отношение к религии и к церкви как институту в сознании россиян достаточно противоречиво. С одной стороны, подавляющее большинство связывают себя с той или иной религиозной конфессией, в первую очередь с православием. В апреле 2005 г. 72% опрошенных назвали себя приверженцами православной веры, 7% — отнесли себя к числу мусульман, по 1% — к католикам, протестантам, буддистам или представителям иных вероисповеданий. 4% респондентов охарактеризовали себя как «колеблющихся между верой и безверием», и только 13% — признали себя неверующими. Стремительный рост за последние 15-20 лет числа тех, кто называет себя православными, позволяет говорить о своего рода «православном ренессансе». В последние десятилетия Советской власти число тех, кто относил себя к верующим, не превышало 10–11%. При этом, если в советский период основная часть верующих состояла из лиц преклонного возраста, преимущественно женщин, а также жителей малых городов и сел, то сегодня доля православных в больших городах выше, чем в малых городах и селах, а в средних возрастных группах (30–50 лет) — несколько выше, чем в старших. Произошло не просто расширение традиционной группы верующих, к православию в той или иной его форме пришли совершенно новые социальные группы. Ядром его становится формирующийся городской средний класс.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image92.png" width="440" height="188" alt="" style="border-width:0px;"
 Коренное изменение социальной базы верующих не могло не сказаться на том содержании, которое вкладывают в веру и религию новые общественные слои. Для 42% опрошенных религия — это в первую очередь национальная традиция, вера предков. Почти вдвое меньше тех (24%), кто видит в религии нравственную составляющую, и только 17% ищут в ней собственно Бога, стремятся к личному спасению и непосредственному общению с Творцом. Для большинства россиян церковная жизнь, соблюдение всех обрядов, участие в жизни церковной общины не самое главное, это скорее удел меньшинства (около 11%). Как показывают некоторые специальные исследования, посвященные проблемам религиозности в современной России, большая часть людей, называющих себя верующими, в обычной жизни руководствуются теми же принципами, что и неверующие: декларируемая религиозность практически никак не сказывается ни на моральных установках, ни на трудовых и гражданских мотивациях.
Понимание роли церкви в жизни современной России двойственное. С одной стороны, общество хотело бы более активного участия церкви в таких сферах жизни, как забота о прихожанах, их нравственно-духовном состоянии (35%), уход за больными, поддержка родственников больных в медицинских учреждениях (33%), поддержание морального климата и воспитания в местах заключения (29%). С другой стороны, общество с опаской относится к перспективам клерикализации политики и повседневной жизни, в частности, к практике проповедования религиозных ценностей в средствах массовой информации (15%). Нет однозначного отношения и к широко обсуждаемой идее преподавания в школах религиозной (в основном православной) культуры и истории религии (23% поддерживают это предложение). В апреле 2005 г. 46% россиян были против, а 39% были намерены поддержать требования Русской православной церкви о возвращении в собственность всех зданий и земель, отнятых у нее в советские времена.
Религиозное сознание большей части россиян, даже относящих себя к православным, достаточно эклектично. Вера в Бога, зачастую скорее декларируемая, уживается с верой в приметы (18%), в сверхъестественные силы (15%), в судьбу (35%). Около 8% россиян верят в гороскопы, около 6% — в колдовство, 5% в — НЛО, инопланетян. В загробную жизнь («тот свет»), необходимый элемент христианской веры, верят 7% респондентов. «Воздаяние за грехи», в которое верят 18% опрошенных, — это, соответственно, воздаяние еще в этой жизни, а не посмертный Страшный суд.
Нынешнее религиозное сознание обращено явно к «этой» стороне жизни, где вера в Бога и приметы — это скорее способ уберечь себя от прижизненных неприятностей, чем опасения посмертного возмездия. И «Бог», в которого верят 58% опрошенных россиян, готовый наказывать ослушников или вознаграждать праведников еще при жизни, во многом воспроизводит черты древнего божества, а не Христа. Переживаемый россиянами «православный ренессанс» — явно неоднозначное явление, имеющее корни как в собственно православной традиции, так и в реанимации более древнего пласта народных верований и суеверий.
Не случайно, Россия стала достаточно благодатным местом для разного рода псевдорелигиозных спекуляций. В сентябре 2005 г. некий Григорий Грабовой пообещал за относительно скромную мзду воскресить погибших год назад детей в Беслане. На его посулы «купились» многие участники той страшной трагедии. 60% опрошенных россиян полагают, что обещания Грабового — это преступная спекуляция на человеческом горе, а 2% были готовы вполне серьезно отнестись к намерениям экстрасенса, считая их искренним проявлением сострадания к несчастным матерям. 2% опрошенных выразили полную уверенность в возможности воскресения умерших, и еще 6% вполне допускали, что это возможно, хотя твердо были не уверены.
Важным событием для всех стала смерть Папы Римского Иоанна Павла Второго — человека, обладавшего огромной популярностью, в том числе и в России. На вопрос, чем вызвано столь большое внимание к смерти и похоронам Папы, 28% опрошенных отметили исключительные человеческие качества покойного, 25% — влияние СМИ, и еще 21% — политическую роль Папы, который в 1980-е годы стал знаменем борьбы с коммунизмом во всем католическом мире. 12% респондентов связали общественный ажиотаж вокруг похорон Папы с растущим интересом к католичеству.
Как известно, отношения между Москвой и Ватиканом при жизни Иоанна Павла Второго были далеки от идеала. РПЦ длительное время выступала против планируемого визита Папы в Россию, объясняя свое нежелание его принимать захватом католиками православных храмов в Западной Украине. 35% опрошенных считают, что следующий Папа должен в любом случае посетить Россию, а 32% — что такой визит возможен лишь при согласии руководства РПЦ и удовлетворения предъявляемых ею требований. Большинство россиян (58%) выступают за нормальные отношения между РПЦ и Ватиканом, но призывают не забывать об имеющихся разногласиях. 22% настроены на максимальное сближение двух ведущих христианских церквей, и только 8% согласны с излюбленным национал-консерваторами тезисом о духовной и идейной чуждости католичества русскому православию и о невозможности в этой связи устанавливать какие бы то ни было нормальные отношения.
Л. Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.82 кб

Ислам в России: религия и политика

Малашенко А. В.
В статье дается анализ истории и современногосостояния ислама в России. Она носит обзорно-ознакомительный характер и посвящена вопросам современного состояния религиозных отношений, их перспектив и развития.
Читать PDF
106.35 кб

Религия и современный политический процесс

Станкевич Галина Викторовна
В статье анализируется роль и место религиозного фактора в современном политическом процессе. Предпринимается попытка объяснить феномен политизации религии в ситуации «проекта модерна».
Читать PDF
1.12 мб

Политическая религия и фундаментализм

Митрофанова А. В.
В статье говорится о проблемах фундаментализма и религии в политическом развитии.
Читать PDF
168.62 кб

Государство и религия на постсоветском пространстве

Будкин Виктор
В статье рассматриваются общие и специфические формы взаимоотношений между государством и религией в странах СНГ; оценивается религиозная ситуация в России и других постсоветских странах, в том числе Кавказа и Центральной Азии; ис
Читать PDF
202.53 кб

Массовое сознание и религия в Казахстане и России

Бектурганова Бажытжамал , Фурман Дмитрий
Статья предоставлена для публикации в бюллетене "Россия и мусульманский мир" авторами.
Читать PDF
185.31 кб

2007. 03. 001-005. Глобализация и религия

Комар Ю. И.
Читать PDF
336.94 кб

Геополитика как религия

Кагарлицкий Борис
Читать PDF
242.13 кб

Религия и политика в современной России

Куропаткина О.
Читать PDF
217.17 кб

Религия и власть в современной Индонезии

Другов Алексей Юрьевич
В статье анализируется роль религии, особенно ислама в Индонезии после падения авторитарного режима "нового порядка" в 1998 году.
Читать PDF
170.84 кб

Религия и внешняя политика стран Юго-Восточной Азии

Заказникова Евгения Петровна
В статье рассматривается деятельность исламистских радикальных группировок в странах Юго-Восточной Азии и анализ мер правительств государств ЮВА, которые предпринимаются чтобы противостоять и остановить эскалацию исламистской эксп
Читать PDF
88.05 кб

Религия как актор политического процесса традиционного Востока (на примере Индии и Шри-Ланки)

Станкевич Галина Викторовна
В статье на основе анализа политической действительности современной Индии и Шри-Ланки доказывается, что религиозный фактор становится одним из ключевых в политическом процессе стран традиционного Востока.
Читать PDF
225.77 кб

Религия как инструмент политического манипулирования: исторические аспекты и современность

Восканян С. С., Ермакова С. С.
В статье исследуется проблема взаимоотношений политики и религии. Их история началась с момента зарождения политики. На протяжении веков эти отношения претерпевали разные трансформации, в т. ч.
Читать PDF
292.50 кб

«Политика и религия»

Жигмитова Мария Галсановна
Читать PDF
0.00 байт

Религия в геополитике государств каспийского региона

Китинов Баатр
Читать PDF
0.00 байт

Идеология и религия в постсоветском обществе

Малиева Т.

Похожие термины:

  • Бизнес и религия

    Соединенные Штаты является наиболее религиозной страной после Индии. На американском долларовом банкноте напечатано «Мы верим в бога». Большинство американских миллиардеров исповедует баптизм
  • РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

    Staatsreligion. State Religion Вероисповедование, признанное государством единственным или доминирующим.
  • Гражданская религия

    формы ритуалов и верований, сходные с религиозными, но присущие мирской деятельности, например, парады и церемонии.
  • РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

    (religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предпо
  • ВЕРА И РЕЛИГИЯ

    Вера- неколебимое бездоказательное убеждение, иррациональная приверженность чему-то, надежда на кого-то. религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мировос
  • Православная религия

    одно из основных направлений в христианской религии наряду с католичеством и протестантизмом. Православная церковь с ее иерархическим принципом построения и строгой дисциплиной тщательно проду
  • Нетрадиционные религии

    религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными куль
  • Религиозная символика

    это система символов, сложившаяся в процессе возникновения, оформления и утверждения той или иной религии, призванная воплотить ее основные догматы. В религиозных символах в наглядно-чувственной
  • СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

    является союзным органом, образованным в целях последовательного осуществления политики Советского государства в отношении религии. На него возложены контроль за соблюдением, правильным примен
  • Идеология религиозная

    относительно целостная система идейных представлений, использующая религиозную догматику и наиболее общее представление о религиозном происхождении для обоснования властно значимых интересов
  • ТЕОРИЯ ВОЙНЫ РЕЛИГИОЗНАЯ

    теоретическая концепция, рассматривающая войны как результат непримиримого столкновения идей и религиозных верований. В основе этой теории лежит совокупность тех или иных религиозных догм. Эта
  • ВОЙНА РЕЛИГИОЗНАЯ

    война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания. Наряду с указанными мотивами в эт
  • Столкновение рыночного и религиозного фундаментализмов

    Бездарно проигранная «небольшая победоносная война» в Чечне показала, что «беспочвенная» власть ничего не может противопоставить национально-освободительному движению горских народов, объеден
  • РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    приверженность какой‑либо религии, адаптация к её догматике. Религиозный человек – верующий по определению, но верующий – не обязательно религиозен.
  • РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

    обоснован преимущественно религиозной аргументацией, хотя цели террористов чаще всего носят конкретно политический характер. Мотивация террористов, непосредственно совершающих насильственные
  • СЕКТАНТСТВО религиозное

    тип религиозных объединений, возникших в классово-антагонистическом обществе как выражение различными группами населения протеста против существующих общественных отношений. Социальной базой
  • Секты религиозные

    так называются отделившиеся от православной церкви в России религиозные объединения верующих. Отказавшись от некоторых обрядов христианской церкви (поклонения иконам, кресту, крещения младенце
  • РЕЛИГИОЗНЫЕ ДОКТРИНЫ УСТРОЙСТВА МИРА (СОВРЕМЕННЫЕ)

    учения по созданию глобального мировоззрения, например, бахаизм. В Китае набирает силу массовая, грозная мистическая секта непротивленцев-физкультурников, именующих себя последователями учения
  • Фундаментализм религиозный

    выступает за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту, против распространения «массовой культуры». Выделяется исламский фундаментализм и христианский фундаментализм.
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ

    законодательные акты о положении религий в СССР и взаимоотношениях между государством и церковью. Первым и основополагающим законом Советского государства о религиозных культах является декрет