РекетмейстерРЕКИ ПОГРАНИЧНЫЕ

РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Найдено 2 определения термина РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

внутренние водные пути международного характера, т. е. реки, искусственные водные соединения между ними и т. п., протекающие (проходящие) по территории нескольких государств и используемые для международного судоходства. К Р. м. относятся около 200 крупнейших рек мира с их притоками, из которых 52 протекают по территории трех и более государств. Это - Дунай, Рейн, Эльба, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др. Правовой режим Р. м., как правило, устанавливается соглашениями между прибрежными и, в некоторых случаях, др. заинтересованными государствами. Отдельные участки Р. м. входят в состав территории соответствующего прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Вопросы хозяйственного использования Р. м. регулируются соглашениями между соседними или прилегающими к определенному бассейну реки странами. Режим рек, по которым проходит граница между двумя государствами, определяется по соглашению между ними. 1) Международно-правовой режим Дуная. 2) Международно-правовой режим Рейна. Маннгеймский акт 1868 провозгласил свободу судоходства по Рейну для всех стран. Однако в акте оговаривалось, что суда неприбрежных государств имеют лишь право свободного безостановочного транзита. Действовавшая в соответствии с актом Центральная комиссия судоходства по Рейну состояла только из представителей прибрежных государств. Версальским мирным договором 1919 в состав Комиссии, были введены представители Германии, Нидерландов, трех неприбрежных стран - Великобритании, Италии, Бельгии, а также Франции (она была исключена из состава Комиссии в 1871 в связи с потерей Эльзаса и Лотарингии в войне с Пруссией) и ранее не входившей в нее прибрежной Швейцарии. В ноябре 1936 постановления Версальского мирного договора 1919 о водных путях были денонсированы гитлеровской Германией. По окончании второй мировой войны 1939-45 власти трех оккупационных зон Германии - американской, британской и французской, несмотря на то, что международный режим судоходства на Рейне касался всей Германии, образовали сепаратный временный комитет по рейнским перевозкам и с 1945 возобновили деятельность Центральной комиссии по судоходству на Рейне (ЦКСР), причем в ее состав был включен представитель США, а с 1950 - и ФРГ. В 1979 государства - участники Маннгеймского акта 1868 подписали Дополнительный протокол, предусматривающий ограничение свободы коммерческих операций при перевозке грузов по Рейну для судоходных предприятий стран, не участвующих в Маннгеймском акте. 3) Международно-правовой режим рек Северной и Южной Америки. В Северной Америке в отношении Р. м. для прибрежных стран применяется принцип свободы судоходства. Такой режим установлен на р. Св. Лаврентия (закреплен американо-английским договором 1871 и американо-канадской конвенцией 1911), на р. Колорадо и р. Рио-Гранде (закреплен договорами между США и Мексикой 1848 и 1853). На Р. м. Южной Америки - Амазонке и Ла-Плате свобода судоходства распространяется и на неприбрежные страны, в частности на США. Вопросы хозяйственного использования бассейна р. Ла-Плата регулируются соглашениями между странами ЛаПлатской группы - Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем и Уругваем (в частности, «договором Бразилиа» 1969 и Асунсьонской хартией 1971). 4) Международно-правовой режим рек Африки и Азии. После завоевания независимости девять африканских стран, являющихся прибрежными в бассейне р. Нигер (Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта (с 1984 - Буркина Фасо), Гвинея, Дагомея, (с 1975 - Бенин), Камерун, Мали, Нигер, Нигерия и Чад), в октябре 1963 приняли Ниамейский акт о судоходстве и эконом, сотрудничестве в бассейне р. Нигер. Согласно Ниамейскому акту навязанные африканским народам Генеральный Берлинский акт от 26.11 1885, Брюссельская декларация и Генеральный акт от 2.VII 1890, а также Сен-Жерменская конвенция от 10.IX 1919 были отменены в том, что касалось р. Нигер и ее притоков. В соответствии с Ниамейским актом р. Нигер и ее притоки свободны для плавания торговых судов, прогулочных катеров и для перевозки товаров и пассажиров всех стран при равной оплате за проход судов и барж для всех государств. В Комиссию по навигации и транспорту на Нигере входят только прибрежные государства. Аналогичный режим установлен на" р. Конго. Правовой режим Нила определяется соглашением между Египтом и Суданом. На крупных Р. м. Азии правовые режимы установлены соглашениями прибрежных государсттв. Так, вопросы использования р. Инд регулируются соглашением между Индией и Пакистаном 1960.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

судоходные реки, которые пересекают несколько государств или служат границей между ними. В связи с этим режим их судоходства обычно определяется заинтересованными государствами.

Свобода судоходства на Р. м. была прокламирована Венским конгрессом 1815 для всех стран, но лишь "в отношении торговли". Смысл этого ограничения состоял в том, что таким образом устанавливалась не свобода плавания для всех стран, а право на перевозку по Р. м. товаров любой страны. В приложении к заключительному акту Венского конгресса содержались постановления, касавшиеся судоходства на Рейне, Некаре, Майне, Мозеле, Маасе и Шельде. Парижский мирный договор 1856, объявив постановления Венского конгресса о Р. м. публичным правом Европы, установил их применение к Дунаю. Но вместе с тем в Парижском мирном договоре было сказано, что судоходство по Дунаю не будет затруднено и что помимо полицейских и карантинных правил прибрежных государств "свободному судоходству не будет постановляемо никакого рода препятствий" (ст. 15). Кроме того, вопреки постановлениям Венского конгресса Англия и Франция добились участия в регулировании вопросов судоходства на Дунае. Парижский мирный договор создал Европейскую Дунайскую комиссию (ЕДК) для производства дноуглубительных работ на нижнем течении Дуная сроком на 2 года. В действительности, однако, по истечении 2 лет ЕДК не только не прекратила свою деятельность, а, наоборот, захватила в свои руки широкие функции по регулированию судоходства.

Версальский мирный договор 1919 пытался укрепить позиции неприбрежных государств при регулировании вопросов судоходства на Р. м. С этой целью в нем было предусмотрено образование ряда международных речных комиссий, в частности на Эльбе и на Одере. Во все комиссии были Еключены представители Великобритании и Франции, а в комиссию по Одеру также и представители далеких скандинавских стран - Дании и Швеции.

Ни постановления оказавшегося несостоятельным Версальского договора, ни постановления по существу с ним связанной Барселонской конвенции 1921 (см.) не могут рассматриваться как создающие какие-либо общепризнанные положения международного права.

Международно-правовой режим наиболее крупных европейских рек сводится к следующему:

I. Дунай. Право плавания русских судов по Дунаю было предусмотрено еще Кючук-Кайнарджийским договором, заключенным между Россией и Турцией в 1774.

В силу Бухарестского мирного договора 1812 Россия, к которой перешла Бессарабия, стала придунайской страной; в этом договоре вновь подтверждалось право русских судов плавать на всем течении Дуная. По Адрианопольскому трактату 1829 Килийское и Сулинское гирла отходили к России с правом плавания по ним турецких торговых судов. В середине 19 в. Великобритания, завязавшая экономические связи на нижнем течении Дуная, стремилась активно противодействовать русскому влиянию на Дунае. Политика Великобритании получила свое выражение в постановлениях Парижского мирного договора 1856, заключенного после Крымской кампании.

Образованная на основании Парижского мирного договора Европейская Дунайская комиссия в составе представителей России, Великобритании, Франции, Австрии, Пруссии, Сардинии, Турции не ограничивалась выполнением дноуглубительных работ согласно Парижскому договору, а занималась также регулированием судоходства на нижнем Дунае, возлагая административно-юрисдикционные функции на капитана Сулинского порта и генерального инспектора судоходства.

Наряду с ЕДК Парижским договором была создана также и Прибрежная комиссия в составе одних лишь придунайских стран, a именно Турции, Австрии, Баварии, Вюртемберга, с присоединением к ним представителей трех придунайских княжеств - Сербии, Молдавии и Валахии. На эту комиссию возлагалась разработка регламента судоходства и полиции; к ней также должны были через 2 года перейти функции ЕДК, подлежавшей упразднению. Однако под влиянием Австрии, не желавшей в качестве придунайской страны быть связанной в границах своей территории деятельностью какой-либо международной комиссии, Прибрежная комиссия прекратила свою деятельность; наоборот, полномочия ЕДК рядом международных актов были пролонгированы и компетенция ее расширена.

В связи с тем, что после войны 1877-78 Россия вновь стала придунайской страной, Килийский рукав Дуная согласно постановлениям Лондонской конференции 1883 был изъят из компетенции ЕДК, и наблюдение за применением регламента судоходства по Дунаю в Килийском рукаве было передано представителям России и Румынии в ЕДК.

Несмотря на возражения со стороны Румынии, Версальский мирный договор восстановил ЕДК с довоенной компетенцией в составе трех неприбрежных стран-Великобритании, Франции, Италии-и лишь одной придунайской страны - Румынии. Вверх от Браилова, т. е. от того пункта, где оканчивалась компетенция ЕДК, должна была функционировать другая комиссия, созданная Версальским договором,- Международная Дунайская комиссия в составе двух представителей прибрежных германских государств, по одному представителю от каждого из других прибрежных государств и по одному представителю от каждого из неприбрежных государств, представленных в ЕДК.

В соответствии с постановлениями Версальского мирного договора в Париже в 1920-21 собралась конференция для разработки специальной конвенции о судоходстве на Дунае. В конференции приняли участие помимо придунайских стран также Великобритания, Франция, Италия, Бельгия и Греция. В принятом конференцией в 1921 статуте судоходства по Дунаю воспроизводились в основном положения Версальского договора.

Постановлениями Синайского соглашения от 1. VIII 1938 и Бухарестского соглашения от 1. III 1939 ЕДК была по существу лишена своих первоначальных прав. Синайское соглашение было заключено между Великобританией, Францией и Румынией и имело своей политической целью предотвратить сближение Румынии с Германией. Эта цель достигнута не была. Наоборот, в силу Бухарестского соглашения, в котором помимо указанных трех стран приняли участие Италия и Германия, последняя была включена в состав ЕДК, причем Италия и Германия присоединились к постановлениям Синайского соглашения. Полномочия, ранее осуществлявшиеся ЕДК, перешли к Румынии, в которой было образовано особое Управление морского Дуная для производства дноуглубительных работ на нижнем Дунае, взимания Сборов по судоходству и т. д.

После окончания второй мировой войны, выступая на Парижской мирной конференции, В. М. Молотов в речи, произнесенной 10. X 1946, указал на то, что "в середине прошлого века, когда создавался так называемый международный режим на Дунае, тогда не только не говорили о существовании демократических государств в бассейне Дуная, но, как известно, не существовало и самого понятия "демократическое государство". Тогда был введен на Дунае "международный режим", который создавался в порядке откровенного империалистического давления". В мирные договоры 1947 с Болгарией, Румынией и Венгрией было включено постановление о том, что "навигация на реке Дунай должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства" (ст. 34, 36, 38 соответственно).

В конце 1946, на третьей сессии Совета министров иностранных дел в Нью-Йорке было принято решение о созыве международной конференции для выработки конвенции о режиме судоходства на Дунае в составе представителей придунайских государств-СССР, Украинской ССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Венгрии,- а также США, Великобритании и Франции, в качестве членов Совета министров иностранных дел.

Международная Дунайская конференция состоялась в июле - августе 1948. Несмотря на противодействие США, Великобритании и Франции, стремившихся к возобновлению прежних неравноправных соглашений, ущемлявших суверенитет прибрежных государств, была заключена новая конвенция о режиме судоходства на Дунае. Дунайская конференция 1948 в основу новой конвенции положила принцип невмешательства недунайских государств в дела придунайских стран, исходя из того, что регулирование судоходства на Дунае есть дело лишь придунайских государств. Такая постановка вопроса исключала всякие попытки частных капиталистических пароходных трестов использовать Дунай в целях усиления экономического и политического влияния недунайских государств и, в частности, Англии, Франции и США, особенно к этому стремившихся. Поэтому английские и французские пароходные монополии при поддержке США усиленно добивались на Дунайской конференции признания за Англией и Францией т. н. "приобретенных прав", т. е. подтверждения, что Дунайская конвенция 1921 сохраняет свою силу в полном объеме.

Потерпев поражение по этому вопросу, английская, французская и американская делегации отказались подписать Дунайскую конвенцию. Эта конвенция предусматривает свободу судоходства на р. Дунай в соответствии с постановлениями мирных договоров с Болгарией, Румынией и Венгрией. В силу конвенции должна быть учреждена единая Дунайская комиссия из представителей одних лишь придунайских государств. На эту комиссию возлагаются такие функции, как наблюдение за исполнением постановлений конференции, составление общего плана основных работ по улучшению судоходства, консультация придунайских государств по разным областям вопросов судоходства и т. п. Помимо комиссии на Дунае будут действовать две речные администрации: советско-румынская администрация низовья Дуная и румыно-югославская администрация Железных ворот, в состав которых будут входить представители соответствующих прибрежных стран.

Устанавливаемый конвенцией режим судоходства, в отличие от установленного конвенцией 1921, распространяется лишь на самую реку Дунай, но не на ее притоки.

Плавание по Дунаю военных судов недунайских стран воспрещается.

II. Рейн. Предусмотренная постановлением Венского конгресса конвенция о судоходстве по Рейну была заключена лишь в 1831 ввиду противодействия, оказанного Голландией. Участниками конвенции 1831, подписанной в Майнце, являлись лишь прибрежные страны, и свобода судоходства, предусмотренная этой конвенцией, относилась только к прибрежным странам. В 1868 конвенция 1831 была заменена новой, Маннгеймской конвенцией, в которой свобода судоходства была прокламирована для всех стран, как прибрежных, так и неприбрежных. Однако для судоходства неприбрежных стран конвенция создавала ряд существенных затруднений, напр., право выдачи документов, необходимых для судоходства, было предоставлено исключительно прибрежным странам.

Учрежденная согласно конвенции 1831 Международная центральная комиссия судоходства по Рейну, состоявшая только из представителей прибрежных стран, продолжала свое существование и в силу Маннгеймской конвенции. Из состава этой комиссии в 1871, после франко-прусской войны, вышла Франция, переставшая быть прирейнской страной в связи с утратой Эльзас-Лотарингии, так что кроме Голландии комиссия состояла лишь из германских государств (Пруссии, Баварии, Бадена и пр.). Швейцария хотя и являлась прибрежным государством, но в состав комиссии не входила. Версальский мирный договор 1919 изменил состав Рейнской комиссии, ввел в нее представителей неприбрежных государств - Великобритании, Италии, Бельгии, а также представителей Швейцарии. В состав комиссии вернулась Франция, которой было предоставлено председательствование в комиссии. Пересмотр Маннгеймской конвенции в соответствии с постановлениями Версальского договора подвигался очень медленно в связи с противоречиями между странами, вошедшими в состав Рейнской комиссии, и главным образом в связи с бельгийско-голландскими разногласиями.

В конце концов вместо конвенции в мае 1936 был подписан modus vivendi, из которого было исключено большинство спорных вопросов. Однако Голландия отказалась от подписания и этого документа. Впрочем, modus vivendi 1936 не вступил в действие, т. к. в ноябре 1936 он был денонсирован Германией одновременно с ее отказом применять постановления Версальского договора о водных путях. Вслед за Германией из состава Рейнской комиссии вышла и Италия.

После окончания второй мировой войны власти трех оккупационных зон Германии-американской, английской и французской,-несмотря на то, что международный режим судоходства на Рейне касается всей Германии, образовали сепаратный временный комитет по рейнским перевозкам и возобновили деятельность Центральной рейнской комиссии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Дипломатический словарь

Найдено схем по теме РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — 0

Найдено научныех статей по теме РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — 0

Найдено книг по теме РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — 0

Найдено презентаций по теме РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — 0

Найдено рефератов по теме РЕКИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — 0