РазночинцыРАЗОРУЖЕНИЯ ВЕРИФИКАЦИЯ

РАЗОРУЖЕНИЕ

Найдено 9 определений термина РАЗОРУЖЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Разоружение

система международных мероприятий, цель которых - полное уничтожение или существенное сокращение средств ведения войны и создание предпосылок для устранения угрозы ее возникновения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

РАЗОРУЖЕНИЕ

процесс уменьшения количественных и качественных показателей системы вооружений в целом и отдельных видов вооружений, включающий ограничение, сокращение, ликвидацию, уничтожение, утилизацию вооружений, запрещение разработки, испытаний или применения отдельных видов вооружений, нераспространение отдельных видов вооружений и военных технологий.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Война и мир в терминах и определениях

РАЗОРУЖЕНИЕ

процесс, система мероприятий, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение, ликвидация средств ведения войны. На современном этапе предусматривает: проведение мероприятий в области прекращения разработки технологии и производства вооружений: ядерного, химического, биологического, токсинного, экологического видов оружия массового поражения, ограничение и прекращение ядерных испытаний. Недопущение использования космического пространства в военых целях, сокращение военных расходов, торговли оружием, демилитаризация зон вооруженных конфликтов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

РАЗОРУЖЕНИЕ

комплекс мер, направленных на прекращение гонки вооружений, ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Осуществление его конечной цели - всеобщего и полного разоружения - означает роспуск всеми государствами мира вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением в распоряжении государств лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка. Р.- одна из важнейших глобальных проблем современности, от решения которой непосредственно зависит обеспечение мира, предотвращение ядерной войны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь дипломатических терминов, 2005 г.

РАЗОРУЖЕНИЕ

процесс уменьшения военного потенциала страны. Под разоружением может пониматься: сокращение личного состава вооруженных сил, уничтожение определенного количества ядерного оружия, сокращение производства вооружений. В современном мире, в ситуации главенствующей военной позиции НАТО в мире, процесс разоружения (в том числе и в России) носит, как правило, однобокий характер .

Разоружение — это часть армейской реформы, которая стоит рядом с конверсией. И если последняя — это завуалированное предательство интересов народа и государства, то разоружение — предательство прямое. Более того, в России разоружение проходит под дудочку западных экспертов, которые и советуют как, что в первую очередь и в каких количествах пускать «под нож». Хорошо еще, что в некоторых вопросах у наших военных хватает ума не слушать того, что советуют эти «эксперты». Так, к примеру, американские помощники в деле разоружения России очень сильно советовали сократить или уничтожить полностью арсенал ракет стратегического назначения, имеющий на Западе кодовое наименование «Сатана» — до сих пор нет средств защиты от этого оружия даже в США, поэтому его и рекомендовали уничтожить. Пока не уничтожили, но уже настал тот день, когда США имеют полное доминирование в области ядерного оружия, поэтому даже боеготовная группировка таких ракет не спасет Россию в случае ядерной атаки и вторжения самой демократической страны мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

РАЗОРУЖЕНИЕ

система мер, направленных на ограничение, сокращение и ликвидацию средств ведения войны. Может осуществляться либо как односторонняя акция отдельного государства, либо как международный процесс на основе дву- или многосторонних соглашений, либо как принудительная мера, навязанная победителем побежденному противнику. Всеобщее и полное Р. предполагает ликвидацию всех материальных средств ведения войны, включая роспуск вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства вооружений, прекращение военного обучения и расходования средств на военные цели и др. Частичные меры Р. связаны с количественными и качественными ограничениями отдельных типов оружия или сфер, районов их размещения. После 2-й мировой войны, особенно с появлением ядерного оружия, Р. выросло в одну из глобальных проблем современности, стало предметом постоянного внимания ООН, Устав которой относит Р. к числу общих международно-правовых принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности. Международно-правовые основы Р. содержатся, в частности, и в Заключительном документе 1-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (1978), провозгласившем принцип равенства и одинаковой безопасности сторон. Был заключен ряд важных международных соглашений по ограничению, сокращению и ликвидации некоторых видов вооружений. Однако к концу ХХ в. Р. не стало всеобщим и необратимым процессом. Ряд государств не только не отказывается оторужия, но и прилагает значительные усилия по его совершенствованию и наращиванию. Лит.: Разоружение и безопасность / Отв. ред. А.Г. Арбатов. М.: Наука, 1999—2000.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Геокультурная энциклопедия

РАЗОРУЖЕНИЕ

(disarmament) Сокращение количества вооружений. Распространенный смысл этого термина представляется неопределенным и требует уточнений. Например, разоружение может быт многосторонним, двусторонним или односторонним. Существуют различные пределы разоружения. Участники переговоров часто с пиететом рассуждают о всеобщем и полном разоружении как о конечной цели. Однако на практике государства обычно стремятся к менее утопичной цели – к достижению соглашения частичных мерах, относящихся к конкретным видам вооружений или к определенным географическим районам (например, безъядерной зоны). И в этом строго ограниченном контексте в качестве конечной цели называют уничтожение, сокращение, замораживание, или увеличение вооружений с обоюдного согласия. Замораживание и увеличение – по согласию, – строго говоря, вообще не относятся к разоружению ибо их целью может оказаться лишь стремление установить равновесие в структурах вооруженных сил. Поэтому в 1960-х гг. Для таких мер вошел в обиход новый термин, а именно контроль над вооружениями. Первые практические шаги на пути ограничения вооружений были закреплены в генеральных международных соглашениях на конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг., но положительных результатов они не дали. Более серьезные попытки были сделаны под эгидой Лиги Наций (League of Nations) после 1-й мировой войны. Переговоры, в которых участвовало большинство стран и которые, казалось, касались всех видом вооружений, достигли своего апогея в 1932 г. на Женевской конференции по разоружению. К 1935 г., к сожалению, стало ясно, что она не достигла целей из-за нарастания напряженности между великими державами – и не в последнюю очередь между Германией и Францией, что ускорило приход к власти Гитлера. Впрочем, возможно, провал конференции был неизбежен, т.к. достичь приемлемого для всех баланса структур вооруженных сил разных государств с различными взглядами на проблемы безопасности. Более успешно в те годы проходили переговоры по ограничению морских вооружений. 1922 г. на Вашингтонской конференции США, Великобритания, Япония, Франция и Италия пришли к согласию относительно ограничения количества линейных кораблей, а в 1930 г. на Лондонской конференции первые три страны распространили это соглашение на все виды своих боевых кораблей. Механизм контроля был прост, тем не менее японцы в 19365 г. решили отказаться т достигнутых соглашений, и началась новая гонка морских вооружений. Доминирующее положение на переговорах по разоружению и контролю над вооружениями после 2-й мировой войны заняли союзы, возникшие в связи с "холодной войной" (Cold War). Обе стороны проявили немало лицемерия, пока в конце 1960-х гг. Советы не достигли ядерного паритета с американцами. После этого переговоры, особенно по ядерному оружию. Стали более глубокими и привели к важным соглашениям: от договора по ОСВ 1970-х гг. и до договора о сокращении стратегических вооружений. Однако специалисты по-разному оценивают значение ограничений, обусловленных этими договорами. Они способствовали значительной экономии денежных средств, особенно после окончания "холодной войны", дестабилизирующая отношения между Вашингтоном и Москвой гонка ядерных вооружений, похоже, прекратилась. Вместе с тем как Россия, так и Соединенные Штаты имеют огромные возможности гарантированного уничтожения объектов в любой части земного шара. А улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном, по-видимому, перестало сдерживать распространение ядерного оружия во все большем числе государств. В эпоху технологических революций нет гарантий. Что разоружение и контроль над вооружениями окажутся более успешными, чем паритет в области вооружения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

РАЗОРУЖЕНИЕ

способ демилитаризации отдельных государств и гео политического пространства в целом. Содержание разоружения заключается в ограничении и постепенной ликвидации средств массового уничтожения людей и материальных объектов. Разоружение - давнишняя мечта человечества, одна из самых стойких и показательных утопий. Уже давно назрела необходимость прекратить наращивание военных потенциалов, однако достичь серьезного продвижения по этому пути пока не удается. Духовная потребность в разоружении существует практически со времен распространения христианства, в котором делается попытка этического, духовного и культурного преодоления войны как средства разрешения политических противоречий. На глобальном уровне политически проблема ставится на рубеже нашего столетия на Гаагских мирных конференциях (1899, 1907). В то же время в XX в. разразились две мировые войны, а военный потенциал за сто лет вырос в десятки и сотни раз.

Современное оружие обладает ужасающими поражающими характеристиками, а его запасы таковы, что могут уничтожить все живое на Земле множество раз. Проблема разоружения становится все более актуальной из-за целого комплекса явлений, связанных с научно-техническим прогрессом и крушением социалистического политического режима. НТП уже сейчас ориентирует милитаризацию в преступную бесконечность. Научные открытия и технологии начали нарастать с такой скоростью, что делают проблему контроля над вооружением проблематичной. Открытие двойных технологий (которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях) ставят мир под угрозу тотального уничтожения.

Общество вступило в парадоксальную фазу своего развития: человечество получил материальную и духовную возможности для своего всестороннего развития, а использует ее для усиления неравенства и существования постоянной угрозы уничтожения цивилизации как таковой. Сообщество стран Земли имеет возможность для всеобщего распространения культуры, однако из-за архаичности политических отношений, из-за обилия оружия использует эту силу с угрозой для своего существования. Процессы, характерные для информационного общества, усиливают как культурные, так и милитаристские возможности. Негативные тенденции усиливаются обстоятельствами, связанными с развалом социалистической системы.

Мировое геопространство после второй мировой войны сложилось как противоречие между военными потенциалами стран капитализма и социализма. Определяющими были военные силы СССР и США. Страны социализма (Варшавский Договор) и СССР перестали существовать как военно-политический организм. Они уже не могут конкурировать в качестве партнеров, уравновешивающих милитаризм НАТО и США. В то же время в постсоциалистических странах достаточно оружия, чтобы началась третья мировая война. Это может произойти, если они, в первую очередь, Россия, окажутся в безвыходном экономическом и политическом положении.

Теоретические предпосылки, обосновывающие необходимость разоружения убедительны, все согласны, что в мире назрела ситуация тотального, полного разоружения. Страны от конфронтации должны перейти к сотрудничеству на новой основе. Что она собой представляет - сказать пока трудно. Но слишком много факторов глобального уровня делают невозможной старую, конфронтационную политику. В то же время, как показывает политическая практика, этот процесс идет крайне медленно.

В сфере практического разоружения достигнуты определенные результаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Урала; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расширит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разоружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

РАЗОРУЖЕНИЕ

система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.

Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.

После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.

Однако уже в 1945 г. начался новый, наиболее активный виток гонки вооружений, в связи с созданием ядерного и космического оружия и других новейших военных технологий, создавшей беспрецедентную угрозу для всего человечества. Это привело к началу т. н. холодной войны, требовавшей от противоборствующих сторон огромных усилий и ресурсов.

Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.

Политика ядерного шантажа со стороны западных держав вынудила СССР форсировать создание собственного ядерного вооружения. Создание в СССР атомного оружия (1949), водородного оружия (1953), а также ракетной и космической техники создало новый баланс сил на планете.

Дальнейшие односторонние мероприятия Советского Союза в направлении частичного разоружения не находили должного оклика со стороны Запада. Так, в 1956 г. наша страна досрочно отказалась в пользу Финляндии от прав на использование территории Порккала-Удд в качестве военной базы. В 1955–58 гг. была сокращена численность Советской Армии и Военно-Морского Флота на 2,14 млн чел., а в январе 1960 г. было объявлено о сокращении вооруженных сил еще на 1,2 млн чел. 31 марта 1958 г. Верховный Совет принял постановление об одностороннем прекращении Советским Союзом испытаний атомного и водородного оружия, но поскольку США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов, в конце октября 1958 г. советское правительство испытания возобновило.

Известного успеха политика разоружения достигла лишь в 1960–70 гг., когда был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.

По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.

Важнейший договор ОСВ-2 об ограничении количества стратегических наступательных вооружений и запрещении качественного развития подобных вооружений, подписанный 18 июня 1979 г. Л. Брежневым и Дж. Картером, не был ратифицирован США. Несмотря на это дефакто СССР соблюдал основные условия Договора. Кроме того, СССР взял обязательство первым не применять ядерное оружие.

С приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США вернулись к прежней агрессивной политике, дополнив активную разработку новых видов ядерного и др. оружия мероприятиями по созданию системы СОИ («звездные войны»). Пойдя на поводу у поддерживаемой активной пропагандистской кампанией администрации Рейгана, М. Горбачев подписал в 1987 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

С распадом СССР США трансформировали свой подход к процессу сокращения стратегических наступательных вооружений, поскольку с исчезновением главного противника угроза возможной ядерной катастрофы, по их мнению, снизилась, и задача разоружения вышла из повестки дня. Ослабленная в экономическом плане Россия якобы уже не может содержать и развивать оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР, и новая задача США состоит в том, чтобы по возможности в одностороннем порядке максимально сократить количество российского ядерного оружия, представляющего опасность уже не в силу военной мощи России, а вследствие ее слабости.

Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.

Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.

Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.

К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.

По мнению экспертов, это может привести к новой гонке вооружений, вынудив другие государства, в т. ч. Россию, разрабатывать более быстрые способы приведения списанного ядерного оружия в боевую готовность.

1 апреля 2009 г. на встрече в Лондоне Д. Медведев и Б. Обама договорились начать переговоры по заключению нового соглашения взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009 г. Лидеры России и США сошлись на том, что уровень сокращения СНВ должен быть ниже того, что предусматривался Договором об СНП от 2002 г.

20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено схем по теме РАЗОРУЖЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме РАЗОРУЖЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме РАЗОРУЖЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме РАЗОРУЖЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме РАЗОРУЖЕНИЕ — 0