РАЗОРУЖЕНИЕ
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
Разоружение — это часть армейской реформы, которая стоит рядом с конверсией. И если последняя — это завуалированное предательство интересов народа и государства, то разоружение — предательство прямое. Более того, в России разоружение проходит под дудочку западных экспертов, которые и советуют как, что в первую очередь и в каких количествах пускать «под нож». Хорошо еще, что в некоторых вопросах у наших военных хватает ума не слушать того, что советуют эти «эксперты». Так, к примеру, американские помощники в деле разоружения России очень сильно советовали сократить или уничтожить полностью арсенал ракет стратегического назначения, имеющий на Западе кодовое наименование «Сатана» — до сих пор нет средств защиты от этого оружия даже в США, поэтому его и рекомендовали уничтожить. Пока не уничтожили, но уже настал тот день, когда США имеют полное доминирование в области ядерного оружия, поэтому даже боеготовная группировка таких ракет не спасет Россию в случае ядерной атаки и вторжения самой демократической страны мира.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Новый импульс решение проблем разоружения получило в условиях разрядки международной напряженности. Наиболее актуальными проблемами разоружения являются: снижение уровня стратегических наступательных вооружений по трем основным компонентам: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты на атомных подводных лодках (БРПЛ), стратегическая авиация. В начале XXI столетия особую озабоченность вызывает размещение Соединенными Штатами Америки элементов ПРО в Европе. В этот же период возникла еще одна проблема - «иранская»: опасения определенных кругов Запада в связи с возможностью Ирана создать, а затем применить ядерное оружие.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Геокультурная энциклопедия
Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, прямо не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления. Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель Р. может достигаться путем демилитаризации и (или) нейтрализации территории.
Источник: Словарь международного права. 2014
Современное оружие обладает ужасающими поражающими характеристиками, а его запасы таковы, что могут уничтожить все живое на Земле множество раз. Проблема разоружения становится все более актуальной из-за целого комплекса явлений, связанных с научно-техническим прогрессом и крушением социалистического политического режима. НТП уже сейчас ориентирует милитаризацию в преступную бесконечность. Научные открытия и технологии начали нарастать с такой скоростью, что делают проблему контроля над вооружением проблематичной. Открытие двойных технологий (которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях) ставят мир под угрозу тотального уничтожения.
Общество вступило в парадоксальную фазу своего развития: человечество получил материальную и духовную возможности для своего всестороннего развития, а использует ее для усиления неравенства и существования постоянной угрозы уничтожения цивилизации как таковой. Сообщество стран Земли имеет возможность для всеобщего распространения культуры, однако из-за архаичности политических отношений, из-за обилия оружия использует эту силу с угрозой для своего существования. Процессы, характерные для информационного общества, усиливают как культурные, так и милитаристские возможности. Негативные тенденции усиливаются обстоятельствами, связанными с развалом социалистической системы.
Мировое геопространство после второй мировой войны сложилось как противоречие между военными потенциалами стран капитализма и социализма. Определяющими были военные силы СССР и США. Страны социализма (Варшавский Договор) и СССР перестали существовать как военно-политический организм. Они уже не могут конкурировать в качестве партнеров, уравновешивающих милитаризм НАТО и США. В то же время в постсоциалистических странах достаточно оружия, чтобы началась третья мировая война. Это может произойти, если они, в первую очередь, Россия, окажутся в безвыходном экономическом и политическом положении.
Теоретические предпосылки, обосновывающие необходимость разоружения убедительны, все согласны, что в мире назрела ситуация тотального, полного разоружения. Страны от конфронтации должны перейти к сотрудничеству на новой основе. Что она собой представляет - сказать пока трудно. Но слишком много факторов глобального уровня делают невозможной старую, конфронтационную политику. В то же время, как показывает политическая практика, этот процесс идет крайне медленно.
В сфере практического разоружения достигнуты определенные результаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Урала; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расширит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разоружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.
Источник: Словарь по политологии
Р. одна из важнейших глобальных проблем современности, от решения к-рой зависит будущее человечества. Эта проблема возникла в силу милитаристской природы капитализма, переход к-рого в стадию империализма ознаменовался резким усилением гонки вооружений.
После второй мировой войны империалистическая политика гонки вооружений стала особенно опасной в связи с появлением новых видов оружия массового уничтожения, и прежде всего ядерного. В настоящее время беспрецедентные темпы и масштабы наращивания вооружений в странах империализма связаны с планами правящих кругов этих стран сломать сложившееся между СССР и США, между Варшавским Договором и НАТО военно-стратегическое равновесие, добиться превосходства над социалистическим содружеством, с тем чтобы диктовать свою волю всему миру. В результате этого гонка вооружений переходит в качественно новую, намного более опасную фазу, охватывая все виды вооружений как ядерных, так и обычных. Крайне негативные последствия имело бы планируемое США распространение гонки вооружений на космическое пространство (см. Немилитаризации космоса проблема, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ).
Для социализма, сего миролюбивой политикой, обусловленной отсутствием классов, заинтересованных в войне, Р. объективная потребность, путь спасения народов от бедствий милитаризма и войны. Ф. Энгельс еще в кон. 19 в. обосновал необходимость и возможность Р., В.И. Ленин подчеркивал, что «разоружение есть идеал социализма».
Советское государство с самого начала существования выступает инициатором в деле Р., рассматривая его достижение как одну из основных задач своей внешней политики. Положение о необходимости достижения всеобщего и полного Р. закреплено в Конституции СССР и новой редакции Программы КПСС.
С первых выступлений на международной арене СССР относится к проблеме Р. как к универсалы ной. касающейся всех государств и народов В практическом плане вопросы Р были поставлены Советским правительством уже на Генуэзской конференции 1922 В 1927 СССР выдвинул проект международной конвенции о всеобъемлющем. полном и немедленном Р.
Благодаря усилиям СССР и др. социалистических стран в 60-70-е гг. были заключены важные многосторонние и двусторонние между СССР и США соглашения о частичных мерах разоружения, ограничившие масштабы и разрушительный характер гонки вооружений, установившие определенные ограничения на стратегические ядерные вооружения СССР и США. Широкий размах борьба за Р. приобрела в 70-е гг в условиях разрядки международной напряженности, когда СССР выдвинул задачу дополнить политическую разрядку разрядкой военной.
При активном участии СССР, др. государств социалистического содружества и неприсоединившихся стран в 70-х гг. была выработана и получила самое широкое признание концепция Р. и ведения переговоров по Р. Ее основные положения содержатся в заключительном документе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по Р. 1978
Важными направлениями борьбы СССР за Р. в 70-80-х гг. были советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), советско-американские переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений (ОССВ). советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ). В кон 1983 США сорвали переговоры по ОССВ и ОЯВЕ, начав размещение в Западной Европе своих новых ядерных ракет первого удара, нацеленных на СССР и его союзников
С марта 1985 в Женеве по инициативе СССР ведутся новые советско-американские переговоры по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ). имеющие целью выработку эффективных договоренностей, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе и се прекращение на Земле, на ограничение и сокращение ядерных вооружений. на укрепление стратегической стабильности.
Магистральным направлением внешнеполитической деятельности Советского государства, как было отмечено на XXVII съезде КПСС, является борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и упрочение всеобщего мира. В концентрированном виде эти задачи сформулированы в программе всеобщей безопасности через разоружение, края содержится в Заявлении М. С. Горбачева от 15.1 1986 Основным наиболее крупным элементом программы является предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия к концу нынешнего столетия. Советский Союз и др. страны Варшавского Договора выдвинули предложение об уничтожении химического оружия, а также о значительном сокращении всех компонентов сухопутных войск и тактической авиации в Европе. Советское руководство, проявляя государственную мудрость и высокую ответственность, с августа 1985 объявило односторонний мораторий на проведение любых ядерных взрывов и затем четырежды его продлевало. 18.XII 1986 СССР заявил, что готов придерживаться моратория и далее, однако он возобновит ядерные испытания после первого же ядерного взрыва США в 1987 В заявлении Советского правительства подчеркивалось, что СССР будет готов на основе взаимности в любое время приостановить реализацию своей программы таких испытаний. Решение СССР явилось вынужденной мерой, продиктованной интересами безопасности.
Реализация программы безопасности через разоружение органически вписывается в выдвинутую XXVII съездом КПСС задачу создания основ всеобъемлющей системы международной безопасности. Ее претворение в жизнь означало бы формирование прочных устоев безопасности в военной области и, бесспорно, оказало бы благоприятное воздействие на создание основ безопасности в политической, экономической и гуманитарной областях.
Выдвигая такую широкомасштабную программу. Советский Союз исходил из того, что характер нынешнего оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя только военно-техническими средствами. Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, «обеспечение безопасности все больше предстает как задача политическая, и решить ее можно лишь политическими средствами» А для этого требуется политическая воля государств, осознание ими в полной мере своей ответственности за дальнейшие судьбы человечества, объединение усилий всех членов международного сообщества в борьбе за безопасный мир для всех. С этой целью на встрече Генерального секретаря ЦК КПСС М. С Горбачева и президента США Р Рейгана в Рейкьявике 1112.Х 1986 СССР выступил с конструктивными и самыми радикальными за всю историю советско-американских переговоров предложениями по сокращению и ликвидации вооружений, учитывающими интересы обеих сторон Советские предложения были основаны на объявленной 15.1 1986 программе ликвидации ядерного оружия к 2000 г Первым шагом на пути практического воплощения советской программы Р. стал подписанный на советско-американской встрече в Вашингтоне в декабре 1987 договор о ликвидации двух классов ядерного оружия РСД и РМД (ратифицирован в мае 1988 Верховным Советом СССР и Сенатом США)
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.
К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.
Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.
После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.
Однако уже в 1945 г. начался новый, наиболее активный виток гонки вооружений, в связи с созданием ядерного и космического оружия и других новейших военных технологий, создавшей беспрецедентную угрозу для всего человечества. Это привело к началу т. н. холодной войны, требовавшей от противоборствующих сторон огромных усилий и ресурсов.
Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.
Политика ядерного шантажа со стороны западных держав вынудила СССР форсировать создание собственного ядерного вооружения. Создание в СССР атомного оружия (1949), водородного оружия (1953), а также ракетной и космической техники создало новый баланс сил на планете.
Дальнейшие односторонние мероприятия Советского Союза в направлении частичного разоружения не находили должного оклика со стороны Запада. Так, в 1956 г. наша страна досрочно отказалась в пользу Финляндии от прав на использование территории Порккала-Удд в качестве военной базы. В 1955–58 гг. была сокращена численность Советской Армии и Военно-Морского Флота на 2,14 млн чел., а в январе 1960 г. было объявлено о сокращении вооруженных сил еще на 1,2 млн чел. 31 марта 1958 г. Верховный Совет принял постановление об одностороннем прекращении Советским Союзом испытаний атомного и водородного оружия, но поскольку США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов, в конце октября 1958 г. советское правительство испытания возобновило.
Известного успеха политика разоружения достигла лишь в 1960–70 гг., когда был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.
По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.
Важнейший договор ОСВ-2 об ограничении количества стратегических наступательных вооружений и запрещении качественного развития подобных вооружений, подписанный 18 июня 1979 г. Л. Брежневым и Дж. Картером, не был ратифицирован США. Несмотря на это дефакто СССР соблюдал основные условия Договора. Кроме того, СССР взял обязательство первым не применять ядерное оружие.
С приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США вернулись к прежней агрессивной политике, дополнив активную разработку новых видов ядерного и др. оружия мероприятиями по созданию системы СОИ («звездные войны»). Пойдя на поводу у поддерживаемой активной пропагандистской кампанией администрации Рейгана, М. Горбачев подписал в 1987 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.
С распадом СССР США трансформировали свой подход к процессу сокращения стратегических наступательных вооружений, поскольку с исчезновением главного противника угроза возможной ядерной катастрофы, по их мнению, снизилась, и задача разоружения вышла из повестки дня. Ослабленная в экономическом плане Россия якобы уже не может содержать и развивать оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР, и новая задача США состоит в том, чтобы по возможности в одностороннем порядке максимально сократить количество российского ядерного оружия, представляющего опасность уже не в силу военной мощи России, а вследствие ее слабости.
Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.
Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.
Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.
К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.
По мнению экспертов, это может привести к новой гонке вооружений, вынудив другие государства, в т. ч. Россию, разрабатывать более быстрые способы приведения списанного ядерного оружия в боевую готовность.
1 апреля 2009 г. на встрече в Лондоне Д. Медведев и Б. Обама договорились начать переговоры по заключению нового соглашения взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009 г. Лидеры России и США сошлись на том, что уровень сокращения СНВ должен быть ниже того, что предусматривался Договором об СНП от 2002 г.
20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.